Научная статья на тему 'Основы исторической составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа'

Основы исторической составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧНОСТЬ И НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИКА / МАТЕМАТИКА И ХИМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Ширшакова М. В.

Согласно дидактическим принципам историчности и научности обучения рассмотрены особенности проектирования и реализации занятий по физике, математике и химии со студентами машиностроительного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы исторической составляющей обучения естественно-математическим дисциплинам студентов машиностроительного колледжа»

погрешности измерений в экспериментальной химии.

12. Составляющие основу математического моделирования в химической термодинамике и химической кинетике производные функций по температуре, давлению, объему и времени.

13. Геометрическое моделирование объектов при постановке и решении расчетных и синтетических задач химического материаловедения.

14. Установление группы атомов, входящих в состав молекулы с помощью геометрического моделирования, набора частот инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.

15. Синтез углеводорода в начале двадцать первого века, углеродная цепь которого в топологическом отношении эквивалентна математическому объекту - листу Августа Мёбиуса (1790, Шульпфорте - 1868, Лейпциг).

16. Система трех дифференциальных уравнений как математическая модель реакции разложения

озона.

17. Теория устойчивости дифференциальных уравнений и её роль в моделировании колебательных химических реакций.

18. Реакция Бориса Павловича Белоусова (1893, Москва - 1970, Москва) - Анатолия Марковича Жаботинского (1938, Москва - 2006, Бостон), её математическая модель и значение для развития мировой науки.

19. Вычислительный эксперимент по реакции асимметрического автокатализа.

20. Развитие структурной теории органических соединений Александра Михайловича Бутлерова (1828, Чистополь - 1886, Бутлеровка) с помощью современной математической теории графов.

Анализ и обобщение приведенного выше материала об изучении старшеклассниками математической составляющей химии на занятиях в средней общеобразовательной школе позволяют сформулировать вывод о его дидактической эффективности в повышении качества среднего общего образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Салиева Е.Э., 2019

УДК 378

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Ширшакова М. В. преподаватель истории НМК г. Нефтекамск, РФ

ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Согласно дидактическим принципам историчности и научности обучения рассмотрены особенности

проектирования и реализации занятий по физике, математике и химии со студентами машиностроительного колледжа.

Ключевые слова

Историчность и научность обучения, физика, математика и химия.

В процессе личностного и профессионального развития студента машиностроительного колледжа, как показывает наш опыт [1], важную роль играет использование преподавателем физики, математики или химии кратких сведений из истории научных открытий, фактов положительного влияния достижений науки на технический и социальный прогресс общества.

На основе дидактических принципов историчности и научности обучения школьников и студентов естественно-математическим дисциплинам [2], в содержание общей и профессиональной подготовки обучающихся в машиностроительном колледже включаются нижеследующие учебные темы.

1. Возникновение в Древней Греции зачатков научного познания природной действительности.

2. Математика Пифагора Самосского (ок. 580 - ок. 500 до н.э.), атомистика Демокрита Абдерского (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), физика Аристотеля Стагирского (384 - 322 до н.э.) и геометрия Евклида Александрийского (III век до н.э.) как первые в истории человечества составляющие научного и учебного познания мира.

3. Создание основ классической механики Галилео Галилеем (1564, Пиза - 1642, Арчетри) и Исааком Ньютоном (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон).

4. Формулировка Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711, Мишанинская - 1765, Санкт-Петербург) закона сохранения массы вещества.

5. Открытие в 1831 году Майклом Фарадеем (1791, Ньюингтон Батс - 1867, Хэмптон Корт) закона электромагнитной индукции - основы современной электротехники.

6. Создание в виде соответствующих дифференциальных уравнений Джеймсом Клерком Максвеллом (1831, Эдинбург - 1879, Кембридж) классической теории электромагнитных процессов и явлений.

7. Открытие в 1869 году Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания.

8. Фундаментальные работы Александра Григорьевича Столетова (1839, Владимир - 1896, Москва) по получению кривой намагничивания железа и исследованию внешнего фотоэффекта с открытием первого закона фотоэффекта.

9. Макс Планк (1858, Киль - 1947, Гёттинген) в 1900 году заложил основы квантовой теории, предположив, что при тепловом излучении абсолютно черного тела знергия испускается и поглощается отдельными порциями - квантами.

10. Создание специальной и общей теории относительности Альбертом Эйнштейном (1879, Ульм -1955, Принстон).

11. Разработка Эрвином Шредингером (1887, Вена - 1961, Вена), Вернером Гейзенбергом (1901, Вюрцбург - 1976, Мюнхен) и Полем Дираком (1902, Бристоль - 1984, Таллахасси) нового раздела теоретической физики - квантовой механики, описывающей на языке математики законы движения элементарных частиц, атомов, молекул и их систем.

12. Изобретение Джоном Бардином (1908, Мэдисон - 1991, Бостон) биполярного транзистора и построение им теории сверхпроводимости веществ.

13. Александр Михайлович Прохоров (1916, Пирамон - 2002, Москва) и Николай Геннадиевич Басов (1922, Усмань - 2001, Москва) в середине пятидесятых годов XX века создали квантовый генератор - мазер, работающий на энергетических переходах в радиодиапазоне в молекулярных пучках.

14. Жорес Иванович Алфёров (1930, Витебск - 2019, Санкт-Петербург) разработал полупроводниковые гетероструктуры и создал быстрые опто- и микроэлектронные устройства.

15. Проблемы и перспективы развития современных физических, химических и математических наук.

Дидактический опыт изучения приведенной выше учебной тематики по основам исторической

составляющей естественно-математических дисциплин студентами машиностроительного колледжа показывает его положительное влияние на повышение уровня их общей подготовки [3].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация занятий по основам исторической составляющей естественно-математических дисциплин приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала студентов машиностроительного колледжа.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Ширшакова М.В., 2019

УДК 37.013.32

И.Н.Коротина

социальный педагог, психолог, логопед МБОУ «Гимназия №40» г. Барнаул e-mail: korotina-irinka@mail.ru

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Аннотация

Условия инклюзии требуют цельного комплекса новых знаний и умении. В МБОУ «Гимназия №40» обучаются более 1000 человек; 1% - имеют инвалидность, 0,5% - дети с ОВЗ (имеют заключение ПМПК); ежегодно от 6% до 10% учащихся ощущают трудности в обучении. В течение последних нескольких лет от 0,1% до 2% не могут с первого раза сдать ОГЭ, ЕГЭ на «удовлетворительно». Раннее выявление неблагополучия посредством анализа письменных работ первоклассников (графомоторных навыков). Изменение ошибочных родительских установок, как результат успешной работы школы ответственного родительства, тесного взаимодействия учителя начальных классов, педагога-психолога, социального педагога, логопеда. В статье рекомендованы рабочие тетради и прописи последних лет издания по формированию графомоторных навыков в домашних условиях. Своевременное обнаружение трудностей в обучении является ранним выявлением неблагополучия.

Ключевые слова

Компетентностный подход, профессиональная компетентность, графомоторный навык, графические ошибки, родительские установки.

Компетентностный подход получил распространение относительно недавно. Обращение к этому понятию связано с желание определить изменения в школьном образовании, востребованных в современном обществе. Перед школой ставится задача подготовить своих обучающихся к дальнейшей жизни, развивая у них такие качества как конструктивность, мобильность, динамизм.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личных качеств, необходимы для успешной педагогической деятельности. Условия инклюзии требуют цельного комплекса новых знаний и умении. В МБОУ «Гимназия №40» обучаются более 1000 человек; 1% - имеют инвалидность, 0,5% - дети с ОВЗ (имеют заключение ПМПК); ежегодно от 6% до 10% учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.