составляющей естественно-математических дисциплин студентами машиностроительного колледжа показывает его положительное влияние на повышение уровня их общей подготовки [3].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация занятий по основам исторической составляющей естественно-математических дисциплин приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала студентов машиностроительного колледжа. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Ширшакова М.В., 2019
УДК 37.013.32
И.Н.Коротина
социальный педагог, психолог, логопед МБОУ «Гимназия №40» г. Барнаул e-mail: [email protected]
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Аннотация
Условия инклюзии требуют цельного комплекса новых знаний и умении. В МБОУ «Гимназия №40» обучаются более 1000 человек; 1% - имеют инвалидность, 0,5% - дети с ОВЗ (имеют заключение ПМПК); ежегодно от 6% до 10% учащихся ощущают трудности в обучении. В течение последних нескольких лет от 0,1% до 2% не могут с первого раза сдать ОГЭ, ЕГЭ на «удовлетворительно». Раннее выявление неблагополучия посредством анализа письменных работ первоклассников (графомоторных навыков). Изменение ошибочных родительских установок, как результат успешной работы школы ответственного родительства, тесного взаимодействия учителя начальных классов, педагога-психолога, социального педагога, логопеда. В статье рекомендованы рабочие тетради и прописи последних лет издания по формированию графомоторных навыков в домашних условиях. Своевременное обнаружение трудностей в обучении является ранним выявлением неблагополучия.
Ключевые слова
Компетентностный подход, профессиональная компетентность, графомоторный навык, графические ошибки, родительские установки.
Компетентностный подход получил распространение относительно недавно. Обращение к этому понятию связано с желание определить изменения в школьном образовании, востребованных в современном обществе. Перед школой ставится задача подготовить своих обучающихся к дальнейшей жизни, развивая у них такие качества как конструктивность, мобильность, динамизм.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личных качеств, необходимы для успешной педагогической деятельности. Условия инклюзии требуют цельного комплекса новых знаний и умении. В МБОУ «Гимназия №40» обучаются более 1000 человек; 1% - имеют инвалидность, 0,5% - дети с ОВЗ (имеют заключение ПМПК); ежегодно от 6% до 10% учащихся
ощущают трудности в обучении. В течение последних нескольких лет от 0,1% до 2% не могут с первого раза сдать ОГЭ, ЕГЭ на «удовлетворительно».
Где потенциал для решения ситуации?
Начнем с предшколы, либо с 1-ого класса. Нам интересно отношение родителя к учебной деятельности. По результатам наблюдения самые распространенные установки:
- ребенку будет не интересно, если его способности развивать до школы;
- я пошел в школу, также ничего не знал, всему научился;
- за что я платил репетитору, если ребенок знает не достаточно;
- это детский сад должен учить ;
- ты сам(а) должен(а) учиться.
По результатам исследования гарфомоторных навыков первоклассников и воспитанников предшколы легко отслеживается уровень развития зрительного восприятия, пространственных представлений, мелкой и общей моторики. 22% обучающихся (воспитанников) имеют недоразвитие вышеперечисленных составляющих письма: недостаточность сформированности символической функции, словесно-логического мышления, пониженная коммуникативная и познавательная активность, недостаточная сформированность произвольности поведения, недостаточное развитие способности к переключению, неустойчивое внимание, повышенная психическая истощаемость, пониженная работоспособность, неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей в учебной работе. Следствие недостаточной форсированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельности выступают трудности в освоении программы начального обучения общеобразовательной школы [2]. Знакомясь с навыками письма, современный ребенок испытывает дискомфорт той или иной степени. Родитель может характеризовать это словами: «Ребенок ленится».
Очевидно серьезная двигательная недостаточность, общая соматическая озлобленность, замедленное развитие моторных функций. Отставание в развитие двигательной сферы наблюдается в недостаточной координации сложных движении, неуверенности в выполнении точных дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения движений. Зачастую у ребенка вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы.
Такая координация пальцев, кисти рук недостаточна для развития графомоторного навыка. С неправильным движением пальцев руки связаны ошибки с начертанием (несоблюдение размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона, несоблюдение строки). Графическим ошибкам способствует невозможность удержания графического контроля над правильным буквенным отображением звучащих слов. Наблюдается зрительно-двигательный тип графических ошибок - замена букв. Каллиграфические ошибки представлены у некоторой группы детей в виде нарушений высоты, ширины букв, разнонаправленности наклона, полной неразборчивости почерка, ломанности, угловатости письма. Данные два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложностью их согласования со слухо-зрительным восприятием звука, буквы.
Цель игр-упражнений, предложенных во время консультаций для родителей - снятие мышечного напряжения, повышение подвижности руки путем правильной координации движений пальцев, кистей, предплечья, плеча; осознание системы координат собственного тела (лево - право, верх - низ, вперед -назад). Развитие зрительной и слуховой функций при формировании графомоторного навыка устраняет следующие трудности - ориентировка в пространстве листа, неправильный наклон букв, несоответствующий нормам размер букв, невозможность соблюдения строки во время письма.
Процесс формирования графомотрного навыка протекает постепенно (может быть длительным) должен строиться с учетом особенностей, которые вызывают затруднение в развитие навыка. Этот трудоёмкий процесс требует ежедневных занятий как в условиях школы, так и семьи. Для родителей можно рекомендовать тетради Е.В. Колесниковой [5] по формированию графомоторных навыков; прописи Т.П. Ворониной [4], Н.А.Чистяковой, О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой, И.А.Подрезовой, М.М. Безруких [1], О.Е.Жиренко; игры и упражнения по развитию общей и мелкой моторики Е.В. Новиковой, Е.Н. Масловой; игры с мячом Т.А. Воробьевой [3]; упражнения, направленные на развитие зрительно-пространственного
восприятия, разработанные М.Г.Храковской, В.А. Илюхиной, Г.Г. Мисоренко; задания, направленные на развитие зрительно-моторной координации, предложенные Т.А.Воробьевой; графические диктанты В.М.Мёдова.
На эффективность формирования графомоторного навыка влияют своевременное его выявление и начало коррекционно-развивающей работы с предпосылками полноценного письма. Осуществляясь с учетом актуального уровня развития предпосылок и собственно графомоторных навыков, коррекционные игры и упражнения должны выполняться на уроках, на занятиях логопеда, и родителем в домашних условиях на протяжении длительного времени.
Профессионально компетентностный педагог неизбежно достигает высоких результатов в развитии и воспитании через достаточно высокий уровень педагогической деятельности и педагогическое общение, в частности с родительских сообществом. Изменения вышеприведённых родительских установок -результат работы Школы ответственного родительства, тесного взаимодействия учителя начальных классов, педагога психолога, социального педагога, логопеда в МБОУ «Гимназия №40».
Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, школьную адаптацию, формирование личности ребенка. В пятом, шестом, седьмом классе неуспешный ученик перестает посещать школу, оказывается на «улице», а затем перестает ночевать дома, попадает в поле зрения органов системы профилактики или криминальных авторитетов. Своевременное обнаружение трудностей в обучении является ранним выявлением неблагополучия. Список использованной литературы:
1. Безруких, М. М. Учимся писать буквы [Текст] / М. М. Безруких. - Москва : Ювента, 2015. - 64 с.
2. Бессонова, Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя логопеда общеобразовательного учреждения (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией) [Текст] : методические рекомендации / Т. П. Бессонова. - Москва : ГНОМ, 2016. - 74 с.
3. Воробьева, Т. А. 50 уроков для подготовки руки к письму [Текст] / Т. А. Воробьева, Т. В. Гузенко. -Санкт-Петербург : Литера, 2016. - 80 с.
4. Воронина, Т. П. Дистрафия, или Почему ребенок плохо пишет? [Текст] / Т. П. Воронина, Т. В. Попова. -Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 95 с.
5. Колесникова, Е. В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет [Текст] : тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребенка / Е. В. Колесникова. - Москва : Лаборатория знаний, 2018. - 32 с.
© Коротина И. Н., 2019
УДК 796/799
О. А. Маликова
студентка 2-го курса института ФКСиБЖ ЕГУ им. И.А. Бунина
г. Елец, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.И. Лавриненко ст. преподаватель кафедры ТиМФВ ЕГУ им. И.А. Бунина
г. Елец, РФ E-mail: [email protected]
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследований, посвященных проблеме оптимизации
~ 147 ~