Научная статья на тему 'Техническая подготовка юных футболистов 12-13 лет'

Техническая подготовка юных футболистов 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / УДАРЫ ПО МЯЧУ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маликова О. А.,

В данной статье представлены результаты исследований, посвященных проблеме оптимизации процесса технической подготовленности футболистов 12-13 лет по разделу «удары по мячу ногами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маликова О. А.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовка юных футболистов 12-13 лет»

восприятия, разработанные М.Г.Храковской, В.А. Илюхиной, Г.Г. Мисоренко; задания, направленные на развитие зрительно-моторной координации, предложенные Т.А.Воробьевой; графические диктанты В.М.Мёдова.

На эффективность формирования графомоторного навыка влияют своевременное его выявление и начало коррекционно-развивающей работы с предпосылками полноценного письма. Осуществляясь с учетом актуального уровня развития предпосылок и собственно графомоторных навыков, коррекционные игры и упражнения должны выполняться на уроках, на занятиях логопеда, и родителем в домашних условиях на протяжении длительного времени.

Профессионально компетентностный педагог неизбежно достигает высоких результатов в развитии и воспитании через достаточно высокий уровень педагогической деятельности и педагогическое общение, в частности с родительских сообществом. Изменения вышеприведённых родительских установок -результат работы Школы ответственного родительства, тесного взаимодействия учителя начальных классов, педагога психолога, социального педагога, логопеда в МБОУ «Гимназия №40».

Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, школьную адаптацию, формирование личности ребенка. В пятом, шестом, седьмом классе неуспешный ученик перестает посещать школу, оказывается на «улице», а затем перестает ночевать дома, попадает в поле зрения органов системы профилактики или криминальных авторитетов. Своевременное обнаружение трудностей в обучении является ранним выявлением неблагополучия. Список использованной литературы:

1. Безруких, М. М. Учимся писать буквы [Текст] / М. М. Безруких. - Москва : Ювента, 2015. - 64 с.

2. Бессонова, Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя логопеда общеобразовательного учреждения (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией) [Текст] : методические рекомендации / Т. П. Бессонова. - Москва : ГНОМ, 2016. - 74 с.

3. Воробьева, Т. А. 50 уроков для подготовки руки к письму [Текст] / Т. А. Воробьева, Т. В. Гузенко. -Санкт-Петербург : Литера, 2016. - 80 с.

4. Воронина, Т. П. Дистрафия, или Почему ребенок плохо пишет? [Текст] / Т. П. Воронина, Т. В. Попова. -Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 95 с.

5. Колесникова, Е. В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет [Текст] : тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребенка / Е. В. Колесникова. - Москва : Лаборатория знаний, 2018. - 32 с.

© Коротина И. Н., 2019

УДК 796/799

О. А. Маликова

студентка 2-го курса института ФКСиБЖ ЕГУ им. И.А. Бунина

г. Елец, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.И. Лавриненко ст. преподаватель кафедры ТиМФВ ЕГУ им. И.А. Бунина

г. Елец, РФ E-mail: [email protected]

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследований, посвященных проблеме оптимизации

~ 147 ~

процесса технической подготовленности футболистов 12-13 лет по разделу «удары по мячу ногами».

Ключевые слова

Юные футболисты, этап начальной специализации, удары по мячу, техническая подготовка.

Введение. Уровень технической подготовленности на современном этапе развития профессионального спорта считается важнейшим составляющим соревновательного успеха, а также определяет эффективность, результативность и зрелищность игры, характеризует степень спортивного мастерства, достижений, признания спортсменов.

Наиболее подверженными тенденциям главенствующей роли технической над остальными видами подготовки являются игровые виды спорта, в том числе, и футбол, что связано:

- с высочайшим, практически запредельным, уровнем развития физической подготовленности современных спортсменов-футболистов;

- с усилением тенденции преобладания оборонительных тактических схем ведения игры над атакующими;

- с большим разнообразием и вариативностью технических элементов и технико-тактических приёмов;

- со сложностью и многогранностью процесса технической подготовки.

Одним из наиболее значимых элементов технической подготовки футболистов, во многом обеспечивающих эффективность и результативность игры, достижение соревновательного успеха и побед, по праву является удар по мячу ногой.

Анализируя спортивные количественные и качественные показатели, результаты выступления ведущих отечественных команд и игроков на соревнованиях различного уровня, а также единичные и суммарные объёмы выполняемых ими технико-тактических действий и их эффективность, можно констатировать о значительном отставании отечественных футболистов в плане технической подготовленности от спортсменов ведущих европейских футбольных держав. Причем это отставание характерно практически для всех разделов, характеризующих показатели технической подготовки наших спортсменов.

Истоки причин этого отставания кроются в низком уровне построения учебно-тренировочного процесса в данном направлении на самых ранних этапах подготовки. Это подтверждается уровнем технической подготовленности ближайшего спортивного резерва - выпускников футбольных спортшкол, который не только уступает, но и часто не соответствует возросшим требованиям современного футбола.

Можно сделать вывод, что изучение и научное обоснование основных компонентов и механизмов процесса оптимизации технической подготовки футболистов этапа начальной специализации является актуальным на сегодняшний день

Методология исследования. В процессе исследования нами использовались такие методы, как анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический опрос, анкетирование, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Данное исследование является лишь частью комплексного педагогического эксперимента, направленного на повышение эффективности процесса технической подготовки по разделу «удары по мячу ногой» футболистов 12-13 лет путём оптимизации специализированных средств тренировки и, в целом, на повышение уровня подготовленности спортсменов по данному разделу.

На первом этапе исследования мы попытались определить реальный уровень обученности юных спортсменов 12-13 лет и выяснить основные причины, оказывающие негативное влияние на уровень подготовленности по изучаемому разделу подготовки.

В результате проведённого анализа литературных источников, анкетирования тренеров-преподавателей нами было установлено, что повышение уровня технической подготовки юных футболистов является одной из важнейших задач, которую каждый день пытаются решить на

тренировочных занятиях тренеры футбольных команд. Одним из важнейших элементов технической подготовки и, особенно, на начальных этапах подготовки футболистов является обучение ударам по мячу в целом и ногой в частности.

Анализ литературных источников, результаты педагогического наблюдения за учебно-тренировочным процессом футболистов 12-13 лет показали, что на данном этапе продолжается работа, направленная на обучение и совершенствование ударов внутренней стороной стопы и подъёма, средней и внешней частью подъёма.

Педагогическое наблюдение, а также результаты анализа официальных матчей первенства Липецкой области с участием юных футболистов 12-13 лет, позволили сделать выводы:

1) юные футболисты 12-13 лет в соревновательной деятельности чаще всего все технические элементы, связанные с ударами по мячу ногами, выполняют ведущей ногой и лишь в случаях крайней необходимости прибегают к различным способам ударов и передач мяча неведущей, «слабой» ногой;

2) значительно отличается и процент брака при выполнении данных технических действий. Процент брака при выполнении ударов по мячу неведущей ногой гораздо выше и составляет примерно 71,8% от общего объёма брака, совершаемого футболистами 12-13 лет в условиях соревновательной игры при выполнении технических действий, связанных с ударами по мячу ногами;

3) в учебно-тренировочном процессе, направленном на обучение ударам по мячу, тренеры-преподаватели не уделяют должного внимания и необходимого объёма тренировочного времени на обучение и совершенствование ударов неведущей ногой, что приводит к необратимым последствиям.

Нами было подмечено, что по окончании третьего года обучения на этапе начальной подготовки и переходе в группу 1-го года этапа начальной специализации большинство юных футболистов не имеют даже среднего уровня обученности ударам по мячу неведущей ногой.

Эти наблюдения были подтверждены результатами тестирования. Для этого ещё до начала основного эксперимента мы провели контрольные испытания среди всех участников педагогического эксперимента в тестах удар по мячу на точность, где главным условием было выполнение ударов неведущей ногой (см. табл. 1).

Мы использовали следующие тесты:

1.Удары по воротам на точность с расстояния 16 м. Мяч посылается по воздуху в заданную треть ворот, разделенных по вертикали. Выполняется пять ударов (кол-во попаданий).

2. Удар по неподвижному мячу с 11 м неведущей ногой в хоккейные ворота с условием попадания в них. Выполняется пять ударов, учитывается количество попаданий.

3. Удар в мини-футбольные ворота с 9 м неведущей ногой после 15 метрового ведения мяча с условием попадания в них по воздуху. Выполняется пять ударов, учитывается количество попаданий.

Из таблицы 1 видно, что футболисты 12-13 лет в тестах, выполняемых ведущей ногой показали результаты, чуть превышающий средний уровень (где 5 попаданий (100%) - высокий уровень, 4 (80%) -выше среднего, 3 (60%) - средний, 2 (40%) - ниже среднего и 1 (20%)- низкий уровень), в то время, как при выполнении испытаний неведущей ногой уровень выполнения не на много превышал показатели низкого уровня и лишь в тесте «удары по неподвижному мячу в хоккейные ворота с расстояния 11 м» был близок к отметке «ниже среднего».

Таблица 1

Сравнение средних показателей в тестах удары по мячу на точность ведущей и неведущей ногой

№ Тесты показатели разность

ведущая неведущая

1 Удары по воротам на точность с расстояния 16 м кол-во раз % кол-во раз %

3,3±0,7 68 1,4±0,6 28 1,9

2 Удары по неподвижному мячу в хоккейные ворота с расстояния 11 м 3,8±0,6 76 1,9±0,9 38 1,9

3 Удар в мини-футбольные ворота с 9 м после ведения мяча 15 м 3,3±0,8 66 1,25±0,75 25 2,05

Выводы. Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы.

Во-первых, можно констатировать о слабом уровне технической подготовленности юных футболистов 12-13 лет по разделу «удар по мячу неведущей ногой», что связано с низким уровнем организации учебно-тренировочного процесса в данном виде подготовки на этапе начальной подготовки, а, именно, с отсутствием:

- должного объёма тренировочного времени, направленного на обучение и совершенствование ударов неведущей ногой;

- современных, научно обоснованных методик обучения.

Во-вторых, можно говорить о необходимости оптимизации процесса обучения ударам по мячу неведущей ногой в группах этапа начальной подготовки и начальной специализации, в основе которой будут лежать следующие компоненты:

- подбор оптимальных и рациональных средств и методов обучения и совершенствования ударов по мячу и, особенно, ударов неведущей ногой;

- перераспределения объёма тренировочной нагрузки, направленной на обучение ударам по мячу, с акцентом на её увеличение в пользу элементов, выполняемых «слабой» ногой.

© Маликова О.А., 2019

УДК 796/799

В.И. Прохоров

Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова, г. Сургут, Российская Федерация E-mail: [email protected]

СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА В ТОЛКАНИИ ЯДРА И МЕТАНИИ ДИСКА А.В. АШАПАТОВА В ПАРАОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ (2005 - 2008 гг.)

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методико-практические вопросы спортивно - технической подготовки параолимпийцев-метателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приводится динамика показателей, характеризующих спортивно-техническое мастерство спортсмена.

Ключевые слова

Спортивная техника, методика обучения, двигательное действие, техническое мастерство,

критерии эффективности техники.

Актуальность. Спортивно-техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена основам действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. Совершенствование избранных вариантов спортивной техники [8, с. 277]. При этом под спортивно-техническим мастерством понимают совершенство биомеханической структуры техники соревновательного упражнения и центрального механизма управления и регуляции двигательного действия, обеспечивающее высокий и стабильный спортивный результат.

Вопросами спортивно-технической подготовки легкоатлетов-метателей посвящено значительное количество работ [2, 5, 6, 7] и другие. В них рассматривается теоретические и методические основы обучения и совершенство техники метания диска и толкания ядра. В то же время, в доступной нам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.