Научная статья на тему 'Естественно-математическая составляющая обучения основам философии студентов машиностроительного колледжа'

Естественно-математическая составляющая обучения основам философии студентов машиностроительного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ФИЛОСОФИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Захарьян Екатерина Вячеславовна

Рассмотрены естественно-математические исторические элементы содержания обучения философии на междисциплинарных лекционных и семинарских занятиях студентов машиностроительного колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Захарьян Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественно-математическая составляющая обучения основам философии студентов машиностроительного колледжа»

Н.В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Кноракс, 2008. 189 с.

6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. М.: Просвещение, 1992. 277 с.

7. Дубровина И.В Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. М.: Просвещение, 2002. 211 с.

8. Зеленкова И.В., Сигачева-Римская А.А. Развитие изобразительных умений и навыков у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования// Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. 482 с. С. 174-178

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. М.: Педагогика, 2008. 301 с.

10.Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2008. 280 с.

© Зеленкова И.В., Мазур Ю.Ю., 2019

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Захарьян Екатерина Вячеславовна преподаватель философии НМК г. Нефтекамск, РФ

ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Рассмотрены естественно-математические исторические элементы содержания обучения философии на междисциплинарных лекционных и семинарских занятиях студентов машиностроительного колледжа.

Ключевые слова

Физико-математическое моделирование, обучение студентов философии.

Дидактический опыт преподавания физики, математики, основ философии и обществознания в Нефтекамском машиностроительном колледже показывает возникновение у ряда творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных студентов таких познавательных вопросов, как «Почему у основоположника высшей математики с дифференциальным и интегральным исчислениями, классической механики со статикой, кинематикой и динамикой, экспериментальной и теоретической оптики Исаака Ньютона (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон) основной его труд 1687 года [1] называется «Математические начала натуральной философии»?», «Какая связь между математикой и философией?», «Почему творец высшей математики и классической механики так уважительно относился натуральной философии и философам?», «Оказывают ли наши отечественные философы методологическую и методическую помощь ученым естественно-математического профиля в развитии современной физики и математики?».

В ходе обсуждения с заинтересованными студентами Нефтекамского машиностроительного колледжа изложенных выше познавательных вопросов на аудиторных и внеаудиторных занятиях по физике, математике [2] и основам философии удалось установить нижеследующие положения.

1. До восемнадцатого века в мировом научном сообществе под натуральной философией ученые представляли себе философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания, включающего в свой состав и физику, и химию, и биологию, и астрономию, и геологию.

2. Натуральная философия И.Ньютона, изложенная в его основном научном труде [1], содержит следующие важные физические концепции: 1) идея относительности пространства и времени; 2) гипотеза о существовании инерциальных систем отсчета; 3) принцип детерминированности о том, что положения и скорости всех частиц мира в начальный момент времени определяют все их будущее м все их прошлое.

3. В советское время в наших учебных заведениях ничего не говорилось преподавателями студентам о том, что регулярность и простота основных принципов, из которых выводятся все сложные наблюдаемые движения объектов окружающего нас мира, воспринималось И.Ньютоном как доказательство бытия бога

[3].

4. Теоретическая физика оставалась в созданном И.Ньютоном благополучии больше двухсот лет, пока общая теории относительности Альберта Эйнштейна (1879, Ульм - 1955, Принстон) и квантовая механика, построенная Вернером Гейзенбергом (1901, Вюрцбург - 1976, Мюнхен), Эрвином Шредингером (1887, Вена - 1961, Вена) и Полем Дираком (1902, Бристоль - 1964, Таллахасси) [4], не разбили частично эти фрагментарно иллюзорные представления об устройстве нашего материального мира.

5. Каждый представитель западноевропейской или североамериканской страны, обладающий ученой степенью доктора философии по определенной научной дисциплине, имеющий право преподавать в высшем учебном заведении, не решает актуальные задачи философии как научной дисциплины, но глубоко проникает в методологию и теорию собственной области науки.

Дидактический опыт проектирования и реализации естественно-математической составляющей обучения основам философии студентов машиностроительного колледжа показывает его положительное влияние на качество общего образования обучающихся в среднем специальном учебном заведении.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что установление и систематическое развитие на исторической основе междисциплинарных связей между философией и естественно-математическими дисциплинами на лекционных, практических и лабораторных занятиях со студентами машиностроительного колледжа является необходимым элементом дидактики среднего специального учебного заведения, ориентированного на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. - Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. 510 p.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической заочной конференции «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». - Уфа: Изд-во БашГУ, 2014. - С. 57 - 60.

3. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

4. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.

© Каримов М.Ф., Захарьян Е.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.