Научная статья на тему 'Изучение студентами высшей школы статических и динамических моделей механики'

Изучение студентами высшей школы статических и динамических моделей механики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / СТАТИКА И ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Салиева Е.Э.

Представлены дидактические элементы изучения студентами младших курсов высшей школы статических и динамических моделей механической действительности на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов М.Ф., Салиева Е.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение студентами высшей школы статических и динамических моделей механики»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

действительности, всегда мод музыкальное сопровождение. Это активно вовлекает ребят в выполнение упражнений, способствует повышению интереса ко всем выполняемым упражнениям.

На своем опыте всякий раз убеждаемся в справедливости высказывания русского ученого Н.А. Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»[2, с.63]. Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005. - 176 с.

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2001 - .63 с.

3.Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.

© Марченко С.В., Скибина Е.В., Надеина Л.А., 2018

УДК 373

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Салиева Е. Э. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕХАНИКИ

Аннотация

Представлены дидактические элементы изучения студентами младших курсов высшей школы статических и динамических моделей механической действительности на учебных занятиях.

Ключевые слова Моделирование механической действительности, статика и динамика.

Первый раздел физики - имеющая индуктивную и дедуктивную составляющие механика в течение последних трех тысячелетий творческими усилиями выдающихся ученых создала множество статических и динамических моделей фрагментов природной и технической действительности [1].

Этапами или элементами учебного и научного моделирования механической действительности служат: постановка задачи; построение модели; разработка и исполнение алгоритма; анализ результатов и формулировка выводов; возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Преподаватель высшей школы перед студентами выделяет исторический факт о том, что методологические обоснования научного моделирования механической действительности было осуществлено Галилео Галилеем (1564, Пиза - 1642, Арчетри) [3] и Исааком Ньютоном (1643, Вулсторп -1727, Кенсингтон ) [4] с использованием логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и интеллектуальной интуиции.

В научном сообществе после трудов Г.Галилея и И.Ньютона при классификации информационных моделей действительности стали по признаку причинно-следственной связи выделять статические модели объектов и динамические модели процессов и явлений природы и технологий.

-( 92 J-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.

Статические и динамические модели фрагментов действительности в современных естественно-математических науках различаются по характеру отражения в них фактора времени в исследуемых объектах, процессах и явлениях.

Статическая модель фрагмента механической действительности, содержащая структурную информацию об объекте, описывает существенные с точки зрения субъекта исследования признаки, свойства, отношения и связи объекта-оригинала с другими телами, относящиеся к одному определенному моменту времени.

Динамическая модель процесса или явления механической действительности, адекватно описывающая изменение или функционирование объекта природной или технической действительности, строится с помощью средств математической теории дифференциальных уравнений с полными или частными производными, обладающей свойствами универсальности и обобщенности.

Осуществляемое под руководством преподавателя-ученого моделирование движения микро-, мезо- и макрообъектов неживой материальной природы без нарушения законов классической и релятивистской механики позволяет студентам высшей школы в последующем произвести информационное моделирование фрагмента действительности в жестко определенных рамках с предсказуемыми результатами [5].

Необходимость достоверного учебного и научного моделирования студентами высших учебных заведений статических объектов и динамических процессов и явлений механической действительности ориентирует преподавателей-ученых на установление и развитие перед студентами на лекционных и практических занятиях междисциплинарных связей преподаваемых в высшей школе таких учебных предметов, как высшая алгебра с методами решения линейных и нелинейных уравнений, теория обыкновенных и в частных производных дифференциальных уравнений, теоретическая и техническая механика.

Дидактический опыт систематического и регулярного изучения студентами высшей школы статических и динамических моделей фрагментов механической действительности показывает его эффективность в повышении уровня интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся в высших учебных заведениях.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что дидактическая задача изучения студентами высшей школы статических и динамических моделей механики допускает успешное её решение при своевременном установлении и развитии на учебных занятиях междисциплинарных связей высшей алгебры, дифференциальных уравнений и механики.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Химико-физико-математические концепции Анаксагора и их роль в становлении и развитии науки и образования // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 4. - С. 104 - 107.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Сборник «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». - Уфа: Изд-во БашГУ, 2014. - С. 57 - 80.

4. Каримов М.Ф., Костюкевич Ю.В. Междисциплинарное изучение студентами высшей школы законов основоположника классической механики И.Ньютона // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2015. - № 4. - С. 564 - 577.

5. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т.19. - № 2. - С. 78 - 81.

© Каримов М.Ф., Салиева Е.Э., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.