Научная статья на тему 'Освоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о природе'

Освоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ / ЖИВОТНЫЕ / ПРИРОДНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучкина Е. А., Турусова Т. В.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о природе»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

Необходимо, чтобы занятия по изобразительному искусству вели не преподаватели начальных классов, а специалисты, люди, влюбленные в свою профессию. Тогда и внеклассные мероприятия подобного рода будут интересными и увлекательными для учащихся. Всему этому предшествует кропотливая работа на занятиях по изучению основ изобразительной грамоты, народных промыслов, истории.

Главная задача учителя изобразительного искусства - развить художественно-творческие способности учащегося, его воображение, фантазию, интерес к предмету. Таким образом изобразительное искусство и игра имеет воспитательное развивающее значение в жизни каждого из нас. С помощью игры все мы взрослеем и с возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия, к которым ребенок должен быть готов и в этом ему необходимо помочь.

Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву» [1].

Изобразительное, декоративно-прикладное, народное искусство, игра таят в себе особые возможности для развития творческой фантазии и интуиции, для ощущения радости ребенок как творца своего художественного произведения.

Список использованной литературы:

1. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М: Просвещение, 1982. - Т.1. - С.64.

2. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.

3. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002.

5. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра в изобразительном искусстве. - Ярославль: Академия развития, 1999.

© Мальцева Л.В., Снаксарёв П.Б., 2019

УДК-1174

Е.А. Пучкина

воспитатель, МБДОУ детский сад №3 «Фонарик»

рп. Майна, РФ E-mail: [email protected]

Т.В. Турусова

воспитатель, МБДОУ детский сад №3 «Фонарик»

рп. Майна, РФ E-mail: [email protected]

ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ

Аннотация

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

Ключевые слова:

Экологическое образование, любовь к природе, животные, природный мир.

Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубоко содержания.

И.В. Гете

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Экология как наука появилась еще в конце 19 века и только в середине 20-го столетия приобрела широкую известность среди людей. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экология - наука комплексная. Существует три основных направления экологии: биологическая, социальная, прикладная или охрана природы. Социальная экология рассматривает взаимоотношения общества и природы.

Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

На занятии «Наши лесные друзья - деревья» у детей сформировалось представление о хозяйственном значении древесины и о правилах поведения в лесу. Развивая самостоятельность и развивая находчивость, воображение и изобретательность, дети проявляли бережное отношение к природе. Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Развитию координации движений, закреплению у детей физических навыков (работа с мешочком с песком, отталкивание двумя ногами вместе, бег врассыпную, ходьба с преодолением препятствий, ловля и броски мяча), укреплению мышечного корсета, развитию сотрудничества в игре способствовало занятие «Праздник последнего снопа». Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологический знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Приучая детей к предварительному задумыванию образа на занятии «Земля» по изобразительному творчеству, дети учились представлять образ с закрытыми глазами. Умело, применив разные средства выразительности, дети совершенствовали технику рисования акварелью, показывая свой интерес и любовь к природе в рисунках. Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. При знакомстве детей с подводным миром на занятии «Что бывает под водой» дети учились умению сопереживать, Действенно откликаться на происходящее, что способствовало проявлению нравственных качеств: доброты, отзывчивости, умению прощать. Основная линия экологического воспитания на этом этапе - познание живого, которое рядом, во взаимосвязи со средой обитания. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, проживании разных психоэмоциональных состояний (удивление, страх, радость). Все это происходило с детьми на занятии «Огонь» по выразительному движению, где через образную игру шло развитие гибкости и пластичности рук и тела, развитие внимания,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

разработка мимики лица и работа жестами. Знания полученные на занятиях помогают детям правильно строить свои отношения с природой, по новому взглянуть на знакомые явления.

Памятные картинки детства, где было так много света и красоты, согревают сердце во взрослой суетной жизни, поэтому мы должны наполнить ум и сердце детей драгоценными каплями о прекрасном природном окружении, научить ценить и любить его.

Задача воспитателя - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. Список использованной литературы:

1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с. 2.

2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.

3. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 160-162. - URL

© Пучкина Е.А., Турусова Т.В., 2019

УДК 378.016:004.9

В.Н. Русакова

к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»,

г. Орел, РФ E-mail: [email protected]

ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРАКТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье раскрывается важность интерактивности при организации учебной научно-исследовательской работы студентов. Многолетний опыт работы показывает, что хороших результатов можно добиться лишь при постоянном взаимодействии преподавателя со студентами и студентов между собой в учебной группе, что стало возможно, благодаря современным коммуникационным технологиям.

Ключевые слова:

Интерактивные технологии обучения, учебная научно-исследовательская работа студентов

Вслед за Конфуцием китайская пословица гласит «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; вовлеки меня, и я пойму». Одна из интерпретаций технологии интерактивного обучения заключается в стратегии формирования личности учащегося как субъекта жизнетворчества с использованием в образовательном процессе методов и приемов утверждения межсубъектных отношений (см., например, [1]). Педагоги подчеркивают, что при интерактивном обучении создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.