СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
УДК-37
Печерина Е. Г.
студентка ХГУ им. Катанова г. Абакан,РФ [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения.
Ключевые слова: Театрализованная деятельность, просодика, дошкольный возраст, речь.
На сегодняшний день во многих работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это связано родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Так в театрально-игровой деятельности выявляется интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей [1, С.63].
Театр - является самым доступным видом искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Малыши учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, пробуют создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычных вещах. Театральное искусство понимают детям и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей [4].
Тематическое содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это то, что необходимо для воспитания нравственных качеств ребенка: дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Юный актер начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
«актер» испытывает при этом удовольствие, радость. Так как тематика театрализованной игры практически не ограничена, то воспитательные возможности усиливаются. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Нарушения речевого развития детей, рассматривают прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи всегда отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми со стертой формой дизартрией. Театрализованная игра позволяет совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.). Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии (Б.М. Теплов и др.).
Направленность многостороннего влияния театрализованной игровой деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста значимы и для коррекционной педагогики. Так, в частности, установлена тесная взаимосвязь формирования просодических компонентов через театрализованную деятельность дошкольников. Наряду с этим, театрализованная игровая деятельность выступает в качестве основы для формирования и закрепления умений в области социальной коммуникации у детей с нарушением речи [2].
В организации театрализованной деятельности большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В настоящее время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Все это постепенно формирует и развивает интонацию, силу и высоту голоса, тембр - то есть просодические компоненты речи [3, С.317].
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми дошкольного возраста не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, но и непосредственно способствуют развитию речи, что в свою очередь находит отражение на всех ее компонентах. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.
Список использованной литературы:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л. В. Артемова, - М.:1991.-
2. Выготский Л. С. / Воображение и творчество в детском возрасте: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ М.: 1991 год.
3. Леонтьев А. Н. / Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения 1 том страницы 303-323 М 1983 год.
4. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год
© Печерина Е.Г.,2019