СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
система работы, причем даже самых опытных педагогов сводится на нет, если родитель, ведущий через дорогу ребенка за руку, нарушает правила, подвергая опасности свою жизнь и жизнь своего ребенка. Родители должны быть активными участниками и помощниками в обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах города.
Работа по формированию культуры дорожно-транспортной безопасности детей с ОВЗ носит постоянный и целенаправленный характер, ориентирует учителей на повседневную творческую работу среди детей и родителей.
Эффективно построенная работа при поддержке и участии родителей оказывает положительное влияние не только на формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, но и способствует успешной социализации ребенка в обществе. Список использованной литературы:
1. Ахмадиева Р. Ш. «Научно-педагогическое основание формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах» Учебно-методическое пособие / Научный редактор Р. Н. Минниханов. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2011.
2. Дулинова Л. Т. «Организация социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков» / Л. Т. Дулинова. - Москва: СТИ МГУС, 2000.
3. Коробейников И. А. «Нарушение развития и социальная адаптация» / И. А. Коробейников. -Москва,2002.
4. Морозова Е. И. «Проблемные дети и дети-сироты» / Е. И. Морозова - Москва: НЦ ЭНАС, 2002.
©Киселева М.В., 2019
УДК 7.791.66
Мальцева Л. В.,
доктор педагогических наук, профессор Кубанский государственный университет, г. Краснодар, РФ
e-mail: [email protected] Снаксарёв П.Б., магистрант Кубанский государственный университет, г. Краснодар, РФ
ИСКУССТВО И НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК Аннотация
В статье представлено как с помощью игры на занятиях по изобразительному искусству, привить любовь к народным традициям, праздникам. И в этом может помощь народный праздник «Масленица».
В системе воспитания ребенка игра занимает не последнее место в его жизни он начинает осваивать окружающий его мир. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением, фантазию.
Ключевые слова
Изобразительное искусство, воспитание, изобразительная грамота, художественное развитие, игра, образование, обучение.
В обучении изобразительной грамоте школьников на занятиях изобразительного искусства и на других занятиях необходимо, чтобы имело место игра. Мнения среди учителей о целесообразности использования игры на уроке разнятся.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Учитывая сложность и серьезность современного образования и вообще то, что учение - дело серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но это ошибочное мнение, так как в игре проявляются способности, о которых и не подозревают ребята. И действительно, игра помогает активизировать в обучении основам изобразительной грамоты, узнать историю народных праздников и принять участие в проведении внеклассного мероприятия, тем самым уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач. Проведение таких мероприятий развивает инициативу и творчество среди обучающихся [2]. Есть прекрасный веселый народный праздник «Масленица». Его можно провести как интегрированное занятие в изобразительное искусство и история. На данном мероприятии проводится ярмарка народных изделий, а ведут праздники, по народным традициям, скоморохи. К сожалению, мы, с течением времени, были забыты народные традиции, обряды, праздники.
Народные праздники, как традиционные действия, представляют все формы народного творчества. Издавна представления народов о мироздании, о своем месте в нем, о роли труда в вечном круговороте сменяющихся времен года, об отношении к окружающей природе и своим предкам, ушедшим и как бы ставшим частью природы, находили наиболее полное отражение в народных обрядах, ритуалах, праздниках, традициях. И теперь необходимо вернуть прерванную связь, культуру, традиции, обычаи. И начать нужно с самых маленьких граждан нашей Родины, с детства нужно прививать им любовь к традициям и обычаям родного края, родной земли. И в этом поможет помочь, в том числе, праздник «Масленица». Рождение праздников и их смысл, символика образов были связаны с определенными культами.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
А.С. Пушкин
На первом занятии изобразительного искусства преподаватель знакомит ребятам с историей праздника под названием «Масленица». Рассказывает, какое значение она имела в жизни человека, и что такое сам этот праздник.
«Масленица» - это очень древний славянский праздник, знаменующий собой Проводы Зимы-матушки и встречу Весны-красавушки.
Такое название празднику было дано не случайно. Церковь совместила «Масленицу» с кануном Великого поста. В последнюю неделю уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины, еще не было под запретом. Блины являлись главным праздничным блюдом праздника. Хозяйки пекли блины разные, но формой они должны были походить на солнце.
Считалось, что широкая масленица связана с окончанием холодной зимы и наступлением весны. Проводимые на празднике масленичные обряды - это пробуждение земли от зимнего сна, и призыв ее к плодородию, к хорошему урожаю. На масленичной неделе, блинами завлекали весну, чтобы она быстрее пришла и принесла тепло и радость людям.
«Масленица» считается одним из самых веселых и любимых праздников в народе. Его праздновали с размахом в течении семи дней, а затем наступал Великий пост, что означало переход природы от зимы к весне. Праздник проходил в веселых играх и забавах, которые продолжались всю неделю, с понедельника по воскресенье. Русский народ дал каждому дню Масленицы свое название и назначение.
Первый день (понедельник) - встреча «Масленицы». К этому дню сооружались ледяные городки, качели, балаганы для скоморохов. В деревнях делали чучело «Масленицы» и ходили с ним, возвещая о том, что наступил праздник. Принято было ходить в гости к родным. С понедельника начинали печь блины -символ праздника - солнца.
Второй день (вторник) - заигрыш. В этот день начинались игрища и потехи: катание с горок, на лошадях, на санях, и, конечно, угощали друг друга блинами. Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами, вешали на них бубенчики, колокольчики. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Заигрывали с ними, увлекая в лихо несущиеся сани. Накатавшись и наигравшись в волю, молодежь отправлялось в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыше парни высматривали себе невест, а девушки женихов, чтобы по осени справить свадьбу. Дети ходили по домам, пели песенки: «Подайте широкой Масленице».
Третий день (среда) - лакомка. В этот день люди продолжали лакомиться блинами. Тещи приглашали своих зятьев, где демонстрировала свое мастерство.
Четвертый день (четверг) - разгул, или широкий четверг. В этот день гуляли с утра до вечера, пели, плясали, водили хороводы, катались в санях. По деревням возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряженными. Народ пел, играл. Этот день считался самым веселым.
Пятый день (пятница) - тещины вечерки, гостевой день. На тещины вечерки уже зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения были почетными. Всю родню приглашали к обеду или к ужину. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал за ней нарядных званых. Чем больше званых, тем больше теще оказывались почести.
Шестой день (суббота) - золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе в гости. Если золовка была еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг - девиц. Если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка обязана была дарить своим золовкам подарки. В празднике активное участие принимали дети. Они строили на реках, прудах снежный город с башнями и воротами. Ватага разделялась на два отряда: одни охраняли городок, другие должны были взять его силой. Пели песни: Ой, Масленица - кривошейка, встречаем тебя хорошенько! Хорошенько! Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом! Сударыня наша Масленица!
Седьмой день (воскресенье) - прощеный день, последний день «Масленицы». Снова на санях возили чучело, а затем торжественно сжигали его прощаясь с зимой. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения поцелуем и низким поклоном. Вот откуда поговорка: «В прощеный день, как на Пасху, все целуются».
В старину считали последний день праздника «Масленицы» не только Прощеным воскресением, но и прощением грехов, потому что, только простив других и получив прощение для себя, можно с чистой совестью и спокойной душой со следующего понедельника приступать к соблюдению жесткого 40-дневного Великого Поста. Не зря раньше говаривали: «Пей и ешь от пуза на «Масленицу»: не за порогом Великий Пост!», который строго соблюдался на Руси.
После того, как ребята узнали историю праздника, на втором занятии проводится театрализованная ярмарка с соблюдением всех обычаев присущих празднику. «Как на масленой неделе...». Класс украшается в русском стиле: самовар, народные изделия, и главный символ праздника - блины. На доске вывешиваются работы с изображением праздника, а на столах - народные изделия, выполненные ребятами на занятиях. На ярмарку все приходят в костюмах, и все участвуют в ее проведении. Ведущий - скоморох объявляет начало праздника.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Перед праздником ребята выполняли творческие работы, которые представили на ярмарке. Главное, на что должен обратить внимание преподаватель при выполнении работ - это композиционные моменты решения данной темы занятия. По ходу работы над эскизом необходимо указать на роль и значение перспективы, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон в живописи). Ребята выполняют работу, а в классе продолжает тихонько звучать музыка. Большое значение при проведении таких занятий требует от преподавателя творчества, вдохновения. Только тогда проведение такого праздника становится искусством.
И тогда занятия по изобразительному искусству будут разнообразными, интересными, познавательными, увлекательными и ребята заинтересуются этим предметом. В ходе обучения им необходимо показывать репродукции художников, которые изображали этот веселый и такой родной для нас праздник [2].
* А
Суриков В.И. Взятие снежного городка
Б. Кустодиев Масленица
¡L*
Б. Кустодиев Масленица
С. Кожин Проводы зимы. Россия XVII век
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Необходимо, чтобы занятия по изобразительному искусству вели не преподаватели начальных классов, а специалисты, люди, влюбленные в свою профессию. Тогда и внеклассные мероприятия подобного рода будут интересными и увлекательными для учащихся. Всему этому предшествует кропотливая работа на занятиях по изучению основ изобразительной грамоты, народных промыслов, истории.
Главная задача учителя изобразительного искусства - развить художественно-творческие способности учащегося, его воображение, фантазию, интерес к предмету. Таким образом изобразительное искусство и игра имеет воспитательное развивающее значение в жизни каждого из нас. С помощью игры все мы взрослеем и с возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия, к которым ребенок должен быть готов и в этом ему необходимо помочь.
Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву» [1].
Изобразительное, декоративно-прикладное, народное искусство, игра таят в себе особые возможности для развития творческой фантазии и интуиции, для ощущения радости ребенок как творца своего художественного произведения.
Список использованной литературы:
1. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М: Просвещение, 1982. - Т.1. - С.64.
2. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.
3. Мальцева Л.В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002.
5. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра в изобразительном искусстве. - Ярославль: Академия развития, 1999.
© Мальцева Л.В., Снаксарёв П.Б., 2019
УДК-1174
Е.А. Пучкина
воспитатель, МБДОУ детский сад №3 «Фонарик»
рп. Майна, РФ E-mail: [email protected]
Т.В. Турусова
воспитатель, МБДОУ детский сад №3 «Фонарик»
рп. Майна, РФ E-mail: [email protected]
ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ
Аннотация
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.