Научная статья на тему 'Технология деятельностного обучения на уроках русского языка'

Технология деятельностного обучения на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / КООРДИНАТОР / МАСЛЕНИЦА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕФЛЕКСИЯ / РАБОТА В ПАРАХ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крючкова Вера Владимировна

Анотация. Автором предлогается урок русского языка с применением технологии деятельностного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология деятельностного обучения на уроках русского языка»

Уроки по ФГОС

Б) Из двух отрицательных чисел __________ то,

у которого больше модуль, а_______то, у которого

_____________модуль.

В) Любое отрицательное число__________любого

положительного числа.

2. Умею ли я сравнивать числа?

I вариант II вариант

а) -1891 . ..-1890 а) -5034 .-5134

Л 1 б) - 7—...4 3 Л , Л б) 1-...-14' 2 7

в) 6,12 ... 0 в) -1,25 ... 0

г) -3,8 ...-2,7 г) -4,3 .-5,1

Взаимопроверка (обменяемся тетрадями для взаимопроверки, ответы представлены на слайде) (слайд 32)

1. а) >, < б) <, >, < в) <

I вариант II вариант

а) -1891 < -1890 а)-5034 >-5134

п 1 1 б) -1— <4 3 Л 1Л б) 1— > -14— ’ 2 7

в) 6,12 > 0 в) -1,25 < 0

г) -3,8 < -2,7 г) -4,3 > -5,1

Критерии «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки

Литература

1. Куликова В. А. Деятельностный подход к обучению как основа формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения математике // Образование и наука. 2010.№ 6. С. 132-139.

2. Чошанов М. Образование и национальная безопасность: системные ошибки в математическом образовании России и США //Образование и наука. 2012 № 8. С. 14-21.

Крючкова Вера Владимировна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 641 им. С. Есенина ЮВАО г. Москва vera-kryuchkova@mail.ru

J ^

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Л____________________________________________г

Анотация. Автором предлогается урок русского языка с применением технологии деятельностного обучения.

Ключевые слова: ФГОС, метапредметная значимость, координатор, масленица, развитие речи, рефлексия, работа в парах, традиции, обычаи.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС ООО), в рамках которого обучаются нынешние шестиклассники, принес с собой ряд нововведений, одно из которых являет собой обучение через непрерывную деятельность [2,5,8,10]. Причем деятельность эта происходит самостоятельно, но под чутким контролем и умелым руководством учителя. Ученики сами формулируют темы; определяют их предметную и метапредметную значимость; составляют алгоритмы; отвечая на проблемные вопросы, выявляют правила; через исследовательскую, проектную деятельность, групповую и индивидуальную работы осваивают приобретенные

знания на практике; делают выводы; рефлексируют их [1,6]. Учитель является лишь наставником (координатором) в этом процессе. При этом, как показывает практика, полученная информация прочнее закрепляется в сознании юных школьников, ведь, как известно, самые ценные знания - это знания, добытые самостоятельно.

Поэтому модель современных уроков, на мой взгляд, должна заключать в себе подачу материала через деятельность учеников. В качестве примера предлагаю свой урок развития речи (в 5 гимназическом классе), посвященный роли доказательств в одном из трех типов речи - рассужде-

20

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Уроки по ФГОС

нии. Урок проведен на масленичной неделе, поэтому его объединяет общая тематика - праздник Масленица - с целью приобщения к русским традициям [9].

Урок развития речи Доказательства в рассуждении

Цели:

1) Развить понятие о рассуждении как типе речи;

2) Показать роль доказательства в рассуждении;

3) Развивать навыки монологической речи, рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности;

4) Приобщить к культуре родной страны;

5) Формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты:

1) Учащиеся научатся строить рассуждение;

2) Приводить доказательства, находить аргументы к тезису, делать вывод

3) Объяснять языковые явления.

Оборудование

Учебник «Русская речь: Развитие речи. 5 кл.» Е. И. Никитина;

карточки-задания;

мультимедийная доска.

I. Организационный момент, приветствие

- Широко известно, что русский народ силен своими традициями. Из поколения в поколение передавая опыт предков, мы чтим свою историю, помним свои корни. Наши обычаи - это то, чем мы живем, благодаря чему сохраняется наша нация [7,8].

Сегодняший урок мы посвятим одной из главных русский традиций - празднику Масленице. Вы наверняка знаете, что Масленица длится неделю, и каждый ее день имеет свое название и свои обычаи.

Осваивая тему урока, мы будем узнавать новое про этот древнерусский праздник, путешествуя по каждому масленичному дню.

II. Актуализация знаний

- Но прежде вспомним некоторые сведения о ее происхождении.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте строчку для темы, и посмотрите на мультимедийную доску.

Выполним задание. Вам нужно рассмотреть представленные в таблице тексты и выявить, к какому типу речи они относятся.

Возьмите зеленые листочки и выполните это задание в них.

1) На доске таблица с тремя типами речи, у учеников - карточки. (Выявить, к какому типу относится каждый текст и записать).

2) Один ученик выходит к доске и работает с заранее начерченной таблицей по рассуждению* (Выявить по толкованию структурные элементы типа речи рассуждение и записать).

Тексты Типы речи

Пришедший к нам еще с языческих времен праздник Масленица раньше был «привязан» ко дню Весеннего Равноденствия, и люди праздновали его семь дней до этого дня и семь дней после. Эти две недели были посвящены прощанию с Зимой и пробуждению Весны. Затем, после введения Христианства, Масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим Постом, который заканчивался наибольшим праздником христиан - Пасхой. Повествование

В дни масленицы пекли множество блинов -желтых, круглых и таких тонких, чтобы сквозь блин просвечивалось солнце. Описание

Считалось, что Масленицу, а ее еще называют Сырной неделей, нужно было провести как можно веселее и сытнее, ведь как ее проведешь, так и будущий год проживешь. Таким образом, на Масленицу возлагались большие надежды. Рассуждение

- Скажите, какие типы речи представлены в таблице?

Ответ обоснуйте. (Первый тип речи содержит действия, происходящие во времени, второй - признаки, третий - высказывание, которое объясняется).

4) - Вспомним про последний тип речи подроб-

нее. Как раз его структуру и выявлял на второй доске вышедший ученик. (Смотрим на доску, где ученик уже заполнил таблицу, и вместе выявляем структурные элементы рассуждения)

Толкование Элемент

То, что надо доказать, объяснить или опровергнуть Тезис

Аргументы, доводы, обоснования, объяснения Доказательства

То, что доказано, объяснено или опровергнуто Вывод

Таким образом, мы выявили структурные элементы последнего типа речи.

Почему это - рассуждение? (Соответствует композиции: тезис, доказательство: как ее проведешь, так и будущий год проживешь; вывод)

6) Откроем учебники по развитию речи на стр.114 и подтвердим свои знания.

(Один ученик читает композицию полного рассуждения)

III. Работа по теме урока

1. - Итак, как мы с вами и договаривались, при-

ступим к путешествию по масленичным дням.

- Возьмите голубые листочки и выполните задание.

Вывожу на проектор СЛАЙД с заданием (у учеников - в листочках)

На месте знака V поставьте вопросы. Укажите тезис (1), доказательства (2), вывод (3).

Понедельник назывался «встреча» (1). V В этот день народ «встречал» Масленицу - из соломы делали чучело, одевали его в одежды, возили по всей окру-

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

21

Уроки по ФГОС

ге под веселые песни. После чего чучело оставляли на месте, где в дальнейшем происходили народные гулянья (2). V Таким образом, первый день праздничной недели был посвящен созданию Масленицы и ее чествованию (3).

- Здесь актуальны только вопросы: ПОЧЕМУ? (связывает тезис с доказательствами) ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? (связывает доказательства с выводом).

Вывожу на проектор структуру типа речи рассуждение.

О чем будет речь? Вступление

Утверждение, предположение Тезис Почему? Потому что...

Аргументы, доводы, примеры Доказательства Что из этого следует?

Итог Вывод Поэтому. Итак,..

- Следует помнить о том, что цель рассуждения -объяснить, доказать, установить какую-либо истину!

2. Задание на составление текста из частей, проводится по рядам.

- Возьмите сиреневые листочки и выполните следующее задание по рядам. Соотнесите начало середину и конец каждого текста в соответствии со структурой данного типа речи. Ваша задача только написать правильный порядок букв: какая часть следует за предыдущей. Например, БВА, АБВ и т.д.

1) А) Юноши и девушки ходили друг к другу в гости - поесть блинов, покататься на горках. А на площади начиналось веселье. Неженатые парни и девушки на гуляньях приглядывались, ища себе вторую половинку. Б) Вторник величали «заигрыш». В) Этот день давал возможность молодежи оценить друг друга, дабы после поста, на Красную горку, уже сыграть свадьбу.

2) А) Так что лакомились в этот день от души. Б) В доме устраивали пышные застолья. В этот день теща сзывала всех своих зятьев и щедро угощала всевозможными блинами. Молодому зятю мазали голову маслом, чтобы он «примаслился» к жене. А на площадях открывали палатки и продавали пряники, сбитни, орехи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В) Среда была «лакомка».

3) А) Четверг по праву считался самым игровым днем, веселье достигало широкого размаха. Б) Четверг называли «разгул», «разгуляй». В) С этого дня начиналась «широкая Масленица» - гулянья разворачивались во всю силу. Запрягали лошадей и катались вокруг деревни по часовой стрелке, «по солнышку». Для мужчин устраивали кулачные бои и взятия снежной крепости, дети катались с горок кто на чем горазд [6].

- Итак, выявим, каков же правильный вариант построения этих текстов.

Читаем буквы, затем сам текст.

(На слайде - верное построение текстов и ответы:

1) БАВ; 2) ВБА; 3) БВА).

3. Работа в парах по рядам.

- Следующее задание выполняем в парах по рядам. Ваша задача - подумать и объяснить, почему:

А) Пятницу называли «тещин вечерок».

Б) Субботу - «золовкины посиделки».

В) Воскресенье - «прощеным воскресеньем».

*Тёща - мать жены, родственник, который появляется в результате заключения брака.

*Золовка - сестра мужа.

- Доводы приводим в тетрадях, можно писать в одной. Один пишет, другой диктует.

- Как вы оформите на письме предложения с доказательствами?

Доказательства можно оформить при помощи так называемых слов-конструкторов: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих». Можно воспользоваться СПП с союзами «потому что»; «если, то»; «чем, тем».

Для справки:

Пятница - «тещин вечерок». В ответ на гостеприимство тещи, зять теперь приглашает ее к себе на блины. Также по традиции в этот вечер готовят мучные блюда: вареники, манты, пельмени, пироги.

Субботу звали «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к себе в гости золовок, то есть сестер мужа. Также сзывала она своих незамужних подруг, если золовка была еще не замужем. А если золовка была уже замужем, то приглашала и родню мужа. Невестка должна была преподнести золовке хороший подарок, чтобы расположить ее к себе.

Воскресенье именуется «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощенья, просят у всех, даже если нет особой вины. Говорят приблизительно так: «Прости меня, если я в чем-то перед тобою виноват «, а в ответ нужно сказать: «Бог простит, и я прощаю».

На главной площади прощаются с куклой Масленицей, или Зимой, благодарят ее за зимние забавы и ругают за мороз и холод. После чего под песни и возгласы ее сжигают. В большой костер народ кидает всю пищу, которая не была съедена за прошедшую неделю - блины, сыр, масло, рыбу - ведь с завтрашнего дня начинался Великий пост) [4].

4. Связь с музыкой.

- Яркость, размах и веселье, с которой праздновалась Масленица, не могли не стать источником для вдохновения многих художников, поэтов, музыкантов, потому она широко отражена в искусстве. Убедимся в этом сами, прослушав масленичное песнопение в исполнении ансамбля «Веретёнце» [9].

(Слушаем аудиозапись, затем даю задание и вывожу на доску текст песни).

- Докажите, что в данном тексте представлен юмористический образ Масленицы (надорвала животы, сама все пожрала), приведите несколько аргументов.

Масленая погорела Всему миру надоела Шла сторонкою к нам,

По заулочкам, закоулочкам.

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы.

Блинов напекла,

Сама все пожрала -А нам редьки хвост Дала на Великий пост!

22

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Уроки по ФГОС

Весело гуляли,

Весело песни играли,

Маслена прощай,

На тот год приезжай! [3]

Связь с живописью.

Художник Борис Кустодиев так восхищался этой русской традицией, что посвятил ей целую серию картин.

- Рассмотрите их и объясните, как доказывают картины Кустодиева, что Масленица - это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух? Рассмотрите репродукции и докажите ими поставленный тезис.

- Перечислите через запятые словосочетания (либо существительные), которые называют проиллюстрированные художником особенности (опорные слова, ключевые).

После написания вывожу на доску слайд с приблизительными ответами: расписные сани; торгующие купцы; знатные горожане; бурное, беззаботное веселье; купола церквушки; торговые ряды; яркие узоры; сани; тройки лошадей и другое.

IV. Рефлексия.

- Рассуждая сегодня о Масленице, мы изучили и закрепили тему урока. Вам нужно сформулировать ее. Выберите одну из трех тем, представленных на доске.

1) Повествование. Описание. Рассуждение.

2) Доказательства в рассуждении.

3) Признаки текста.

- Конечно, доказательства в рассуждении были предметом нашего сегодняшнего урока. Потому что мы изучали тип речи рассуждение и доказывали тезисы в нем.

Запишем в тетрадь.

- Как вы считаете, для чего нам полезно знать эту тему?

(Чтобы уметь логично аргументировать свою позицию, грамотно приводить доводы в подтверждение или опровержение какого-либо факта)

- В каких профессиях необходимо приводить аргументы?

(В профессии адвоката, политика, депутата и т.п.)

- В каких жизненных ситуациях нам нужно уметь доказывать?

(Споры, защиты проектов, апелляции, сочинения-рассуждения)

V. Домашнее задание

Домашнее задание станет для вас прекрасной возможностью показать, чему же вы научились на этом уроке.

Вам предстоит написать сочинение-рассуждение (П.89, упр.484 - написать сочинение-рассуждение.

- Мы легко можем вывести алгоритм его написания:

1) определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис);

2) подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения;

3) сформулировать вывод.

VI. Оценки.

- У вас на столах бумажные блинчики - возьмите их и напишите, понравился ли вам сегодняшний урок? Объясните чем.

- Наш урок подошел к концу. Я желаю, чтобы в вашем доме сохранялись такие чудесные традиции, которые дарят нам столько радости. Веселой Масленицы!

В качестве рефлексии ребятам было предложено написать свои впечатления об уроке на праздничных блинчиках (также вырезанных из цветной бумаги) и прикрепить их магнитами к висящему на доске «блюду знаний», выполненному из картона другими учениками школы. Читая впоследствии эти отзывы для анализа урока, я поняла, что он удался на славу!

Литература

1. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2.С.17-22.

2. Анохина Н. В. Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5. С. 35-38.

3. Анушкевич И. Г., Пожидаева З.А. Литературное занятие: лирический жанр дружеского послания. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 31-36.

4. Гомулина Н. Н. Учебная научно-исследовательская деятельность учащихся (на базе ГБОУ московская гимназия на юго-западе № 1543) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 4.С. 24-31.

5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011, № 8.с. 3-12

6. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 3.С.70-74.

7. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 13-е изд.- М.: Дрофа, 2004.- 176 с.

8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012 № 1. с. 3-15

9. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 3-7.

10. Титова Н. Б. Предварительные реформы школьного образования: взгляд школьных учителей // Образование и наука. 2010. № 3. С.14-23

11. Чигрина С. Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках мировой художественной культуры. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 3.С.58-70.

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.