Научная статья на тему 'Человек, искусство, межкультурные отношения'

Человек, искусство, межкультурные отношения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна

В статье рассмотрено, как искусство, межкультурные отношения повлияют на повседневные процессы жизнедеятельности человека. повседневными процессами жизнедеятельности человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек, искусство, межкультурные отношения»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

4. Ведение учащимися личного тематического словаря. Это записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую-то систему. Все слова, данные в рамках, можно условно разделить на темы, группы. Так, в 5 классе могут получаться такие группы: спорт, армия, дом и комната, меры длины и веса, дорога и движение, школа, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, космос -всего 62 слова. Для расширения словарной работы можно добавить также следующие темы: литература и искусство, город, наука, строительство, нравственные качества - около 100 слов. Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы. В словарь можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору: регион, подряд и т.д. Словарь можно начать в 5 классе и продолжать его 6-9 классах, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.

5. Не менее значимы в преодолении грамматических ошибок являются учебные средства наглядности, которые облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка[3].

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что для того, чтобы предупредить возникновение морфологических ошибок у пятиклассников, учителю русского языка необходимо проводить систематическую работу, направленную на предупреждение так называемой «грамматической запущенности», а также на ее корректировку посредством использования в работе на уроке тех рекомендаций, которые были приведены выше.

Список использованной литературы:

1. Кириллова Н.В. Почему пятиклассники безграмотны?. - 13.01.2013. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/100-russian/2148-2013-01-13-14-50-24. Дата обращения: 19.12.2017.

2. Пазова Л.М., Щербашина И.В. Орфографическая безграмотность и пути ее преодоления //Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/orfograficheskaya-bezgramotnost-i-puti-eyo-preodoleniya. Дата обращения: 19.12.2017.

3. Рыжова Е.В. Педагогика безграмотности. - 03.02.2016. - Электронный ресурс. - Режим доступа:https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/02/03/pedagogika-bezgramotnosti. Дата обращения: 19.12.2017.

4. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=5674. Дата обращения: 19.12.2017.

© Курбатова Д.А., 2018

УДК 7.745.398

Мальцева Людмила Валентиновна

Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: Ludmilamalceva@mail.ru

ЧЕЛОВЕК, ИСКУССТВО, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено, как искусство, межкультурные отношения повлияют на повседневные

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

процессы жизнедеятельности человека. повседневными процессами жизнедеятельности человека

Ключевые слова

Искусство, воспитание, культура, личность, молодое поколение, межкультурные отношения.

Каждый человек - творец культуры и дальнейший ее ретранслятор. А значит, мы должны рассматривать взаимосвязь культуры и личности, межкультурных отношений у молодого поколения, влияние окружения на индивидуальность.

Этнические культуры существуют в системе целостной культуры человечества, но это глобальная внутренне диалектически противоречива, и взаимодействие между отдельными элементами демонстрирует как всеобщую связь явлений, благодаря которой, ни одна этническая культура не может считаться сформировавшейся полностью самостоятельно, так и моменты напряжения, связанного с различиями между отдельными культурными нормами, ценностями, религиями.

Сегодня проблема воспитания молодого поколения кардинальным образом изменила свой характер, поскольку изменился мир, в котором мы живем. Телевидение и компьютеры, кино и мобильные телефоны, возможность путешествовать по всему миру - все это картина сегодняшнего дня, оказывает колоссальное влияние на современную молодежь. Здесь важно помнить о том, что нельзя предлагать одинаковых рецептов для воспитания.

Воспитывая молодежи на культуре своего народа можно с помощью искусства - это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей их действительности, чтобы они познали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Культурные традиции способны активизировать, направлять, влиять на мироощущение личности, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Межкультурные отношения связаны с непрерывными повседневными процессами жизнедеятельности человека. Как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое, многоаспектное образование. Таким образом, на первое место следует выдвинуть этнический аспект. Воспитывая молодежь на межкультурных отношениях - значит сохранить историческую преемственность поколений, повысить интерес этнохудожественной культуре, к истокам, корням своего народа.

Искусство наиболее адекватно своему предмету, наиболее глубоко отражает гармонию человека, его существующие исторически совершенства и универсальность. Закономерностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции на действительность и эмоциональное отражение мира. Цель искусства и межкультурных отношений заключается в том, что они способны создавать замечательный мир культурных отношений. Таков же подход и к произведениям искусства. Все мы рождаемся художниками, но потом в условиях нашего общества, которое принуждает нас принять его концепцию «нормативности», становимся менее впечатлительными.

Необходимо изучать и восстанавливать фольклорное наследие, которое дает возможность молодому поколению удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национально-патриотических потребностей. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств, он является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Нужно заложить фундамент, на котором будет вырастать молодое поколение со всеми своими богатствами. Фундамент нужен прочный, задачи должны решаться без помех. В творческих работах сказываются и культурные традиции, взгляды и обычаи страны, особенности быта и трудовые занятия народа. Чем старше мы, тем больше в своих творческих работах отражается национальное искусство нашей Родины.

В настоящее время, когда имеет место, опережающее развитие научно-технического прогресса -технологического и отставание культурного, в том числе и нравственного, аспектов общественной жизни, очень важно осознать объективную необходимость эстетических знаний для стабилизации общества, его духовного оздоровления, утверждения приоритета трудовой деятельности на основе гуманизма и высоких

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

социальных идеалов. И в этом поможет искусство со своим укладом и отношения между людьми.

Художественные произведения отвечают не только на вопросы жизни, но и на социальные, политические, моральные, то есть искусство должно быть универсальным, многозначным духовным феноменом. Межкультурные отношения связаны с творческой природой искусства, наиболее полно ориентирует молодежь на действительность, дает возможность понять объективные основания своего творчества. Придает целесообразность, социальную и эстетическую значимость, реализуются идеи, рождаются произведения искусства, способные служить социально - прогрессивным целям общества.

Список использованной литературы:

1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.

2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.

3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004.

© Мальцева Л.В., 2018

УДК 37

А. В. Миронова, студентка группы ЗФО НО-4-1 Научный руководитель -О.В. Коротких, к. п. н.

ФГБОУ ВО ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РЕГИОНА

Аннотация

В данной статье представлены обобщённые результаты актуального на современном этапе исследования, посвящённого формированию эстетического вкуса старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство региона (на примере Липецкой области).

Ключевые слова

Художественный вкус, эстетический вкус, эстетическое восприятие, декоративно-прикладное искусство,

региональный компонент, народные промыслы.

Формирование эстетического вкуса - одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.

Актуальность теоретического осмысления проблемы внедрения регионального компонента в дошкольное образование определяется процессами, происходящими в мировом сообществе и использование народного искусства в педагогической работе - это необходимое условие современной системы воспитания.

В современной педагогической и эстетической литературе взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном возрасте каждый ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено и опредмечено в народном искусстве (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Е.И. Флёрина).

Народное декоративно-прикладное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей. Проблема развития

-( )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.