Научная статья на тему 'Эффективности использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям'

Эффективности использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Истам Барноевич, Ходжаева Дамира Фарходовна

Внедрение информационных технологий в образовании привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на современных программных средствах обработки и передачи информации. В статье рассматриваются основные технологи эффективного использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аминов Истам Барноевич, Ходжаева Дамира Фарходовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективности использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям»

Методы исследования:

- теоретические: изучение литературы, анализ, проектирование;

- эмпирические: эксперимент; опрос; методики изучения креативности дошкольников. При выборе методов были учтены их необходимость и достаточность для выполнения

исследовательских задач.

Достоверность результатов исследования обеспечена логикой исследования, избранными методами, проектированием и проведением исследования, адекватного относительно определенных объекта, предмета и задач исследования. Новизна опыта заключается в развитии креативности дошкольников через использование активных методов обучения, и элементы теории решения изобретательских задач, интеграцию разных видов художественно-творческой деятельности детей, реализация которой происходит при создании ряда необходимых условий с привлечением других специалистов ДОУ. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы и технологий развития креативности детей дошкольного возраста. Выдвинутые нами положения могут способствовать дальнейшей разработке проблемы в целом и её отдельных составляющих. Список использованной литературы:

1. Анисимова, Т.С. Влияние управления образовательной организации на успешность обучающихся. Материалы V Всероссийской конференции. Адлер - Славянск-на-Кубани, 2012 С. 14-22

2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности. Улан-Удэ, 2014. - 146 с.

3. Белякова, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С. А. Белякова. - М. : МАКС - Пресс, 2009. - 437 с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 2009

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.

6. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, № 1-2014. С. 66-76.

7. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста СПб. : Питер, 2012. 448 с.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

9. Коваленко, Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных? // Проблемы выживання. - 2009 г. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.

10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.

11. Лукина, Л. И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. И. Лукина. - М. : Сфера, 2012. - 160 с.

©М.Г.Алиева, 2015

УДК 378.1

Аминов Истам Барноевич, доцент Ходжаева Дамира Фарходовна,ассистент,

механико-математический факультет, кафедра «Информационные технологии», Самаркандский государственный университет, Узбекистан

pricd@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Аннотация.

Внедрение информационных технологий в образовании привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на современных программных средствах обработки и передачи

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

информации. В статье рассматриваются основные технологи эффективного использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям в вузе.

Ключевые слова

Информатизация образования, информационные технологии, дидактические задачи, методы, формы и эффективности для использования информационных технологий в учебном процессе.

В настоящее время происходит информатизация образования, что требует от каждого высокой информационной культуры [1]. Высшие учебные заведения являются базисом любой профессиональной деятельности, поэтому ВУЗам необходимо наполнения образовательных программ дисциплинами, обеспечивающими развитие у студентов соответствующих знаний, умений и навыков.

Актуальность обучения некоторых дисциплин студентов по гуманитарным направлениям в настоящее время не вызывает сомнений, однако существует ряд проблем в организации учебного процесса и методиках преподавания. Они связаны, в первую очередь, с разработкой методики использования информационных технологий в учебном процессе, то есть, какие технологии и в каком объеме использовать при обучении.

Информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у студентов не только знания, умения и навыки, но и развивать личность студентов, удовлетворять её познавательные интересы [2]. Использование информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения. Преподаватель перестаёт выступать перед своими студентами в качестве источника первичной информации.

В учебном процессе необходимо ставить и реализовывать общее дидактические задачи для использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям [2]:

- вырабатывать навыки рациональной организации учебного процесса;

- формировать интерес к изучаемому предмету;

- целенаправленно формировать обобщенные приёмы умственной деятельности;

- развивать самостоятельность студентов;

- готовить студентов к творческой преобразующей деятельности;

- вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счёт самостоятельного изучения.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется и тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению.

Для использования информационной технологии при обучении студентов по гуманитарным направлениям успешно сочетаются различные методы, формы и средства обучения.

Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в учебном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, доступа к информационным ресурсам сети Интернет[3].

На сегодняшний день наблюдается тенденция к сокращению объема лекционных занятий, что приводит к необходимости решения задачи существенного повышения информативности и эффективности каждого часа лекции.

В связи с появлением компьютера, новейшего средства обучения, возникает необходимость осмысления соответствующей ему формы когнитивной наглядности - виртуальной. Интерактивность и мультимедийность - преимущества виртуальной наглядности - наилучшим образом способствуют активности познавательных процессов в информационно-обучающей среде. Наиболее распространенные направления применения информационно-компьютерных технологий - это электронные учебники, мультимедийные интерактивные курсы.

Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала. В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации.

Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами. Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания предмета объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул. Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции по общегуманитарной дисциплине, более доступным для понимания студентами с умом. Это активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.

Кроме того, Интернет тоже являются новой технологией в учебном процессе, и он даёт возможность быстрого поиска нужной информации. Использование технологии Интернет состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, при обучении студентов по гуманитарным направлениям предоставляет широчайшие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; доступ к различным источникам информации; запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Использование Интернет-ресурсов при обучении студентов по гуманитарным направлениям:

- переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение занятий;

- помогает студентам использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки;

- делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время;

- дает возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях;

- формирует умения и способы деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных информационных ресурсов;

- повышает информационную культуру студентов и развивает стремление использовать Интернет для самообразования.

Список использованной литературы:

1. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М. : Школа - Пресс, 1994.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

© И.Б. Аминов, Д. Ходжаева, 2015

УДК 373.25

Ахромова Ольга Александровна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 компенсирующего вида, г. Тверь, РФ

Е-mail: helga2003@mail.ru

РОЛЬ ТЕАТРИЛИЗОВАННЫХ ИГР КАК ИНТЕРАКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В данной статье дается краткая характеристика интерактивным методам, используемым в педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.