Методы исследования:
- теоретические: изучение литературы, анализ, проектирование;
- эмпирические: эксперимент; опрос; методики изучения креативности дошкольников. При выборе методов были учтены их необходимость и достаточность для выполнения
исследовательских задач.
Достоверность результатов исследования обеспечена логикой исследования, избранными методами, проектированием и проведением исследования, адекватного относительно определенных объекта, предмета и задач исследования. Новизна опыта заключается в развитии креативности дошкольников через использование активных методов обучения, и элементы теории решения изобретательских задач, интеграцию разных видов художественно-творческой деятельности детей, реализация которой происходит при создании ряда необходимых условий с привлечением других специалистов ДОУ. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы и технологий развития креативности детей дошкольного возраста. Выдвинутые нами положения могут способствовать дальнейшей разработке проблемы в целом и её отдельных составляющих. Список использованной литературы:
1. Анисимова, Т.С. Влияние управления образовательной организации на успешность обучающихся. Материалы V Всероссийской конференции. Адлер - Славянск-на-Кубани, 2012 С. 14-22
2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности. Улан-Удэ, 2014. - 146 с.
3. Белякова, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С. А. Белякова. - М. : МАКС - Пресс, 2009. - 437 с.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 2009
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.
6. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, № 1-2014. С. 66-76.
7. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста СПб. : Питер, 2012. 448 с.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
9. Коваленко, Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных? // Проблемы выживання. - 2009 г. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.
10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.
11. Лукина, Л. И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. И. Лукина. - М. : Сфера, 2012. - 160 с.
©М.Г.Алиева, 2015
УДК 378.1
Аминов Истам Барноевич, доцент Ходжаева Дамира Фарходовна,ассистент,
механико-математический факультет, кафедра «Информационные технологии», Самаркандский государственный университет, Узбекистан
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Аннотация.
Внедрение информационных технологий в образовании привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на современных программных средствах обработки и передачи
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
информации. В статье рассматриваются основные технологи эффективного использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям в вузе.
Ключевые слова
Информатизация образования, информационные технологии, дидактические задачи, методы, формы и эффективности для использования информационных технологий в учебном процессе.
В настоящее время происходит информатизация образования, что требует от каждого высокой информационной культуры [1]. Высшие учебные заведения являются базисом любой профессиональной деятельности, поэтому ВУЗам необходимо наполнения образовательных программ дисциплинами, обеспечивающими развитие у студентов соответствующих знаний, умений и навыков.
Актуальность обучения некоторых дисциплин студентов по гуманитарным направлениям в настоящее время не вызывает сомнений, однако существует ряд проблем в организации учебного процесса и методиках преподавания. Они связаны, в первую очередь, с разработкой методики использования информационных технологий в учебном процессе, то есть, какие технологии и в каком объеме использовать при обучении.
Информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у студентов не только знания, умения и навыки, но и развивать личность студентов, удовлетворять её познавательные интересы [2]. Использование информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям изменяет роль преподавателя и обучаемого и их взаимоотношения. Преподаватель перестаёт выступать перед своими студентами в качестве источника первичной информации.
В учебном процессе необходимо ставить и реализовывать общее дидактические задачи для использования информационных технологий при обучении студентов по гуманитарным направлениям [2]:
- вырабатывать навыки рациональной организации учебного процесса;
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- целенаправленно формировать обобщенные приёмы умственной деятельности;
- развивать самостоятельность студентов;
- готовить студентов к творческой преобразующей деятельности;
- вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счёт самостоятельного изучения.
Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется и тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению.
Для использования информационной технологии при обучении студентов по гуманитарным направлениям успешно сочетаются различные методы, формы и средства обучения.
Наибольший эффект от использования новых информационных технологий в учебном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, доступа к информационным ресурсам сети Интернет[3].
На сегодняшний день наблюдается тенденция к сокращению объема лекционных занятий, что приводит к необходимости решения задачи существенного повышения информативности и эффективности каждого часа лекции.
В связи с появлением компьютера, новейшего средства обучения, возникает необходимость осмысления соответствующей ему формы когнитивной наглядности - виртуальной. Интерактивность и мультимедийность - преимущества виртуальной наглядности - наилучшим образом способствуют активности познавательных процессов в информационно-обучающей среде. Наиболее распространенные направления применения информационно-компьютерных технологий - это электронные учебники, мультимедийные интерактивные курсы.
Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала. В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации.
Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами. Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания предмета объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул. Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции по общегуманитарной дисциплине, более доступным для понимания студентами с умом. Это активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.
Кроме того, Интернет тоже являются новой технологией в учебном процессе, и он даёт возможность быстрого поиска нужной информации. Использование технологии Интернет состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, при обучении студентов по гуманитарным направлениям предоставляет широчайшие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; доступ к различным источникам информации; запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.
Использование Интернет-ресурсов при обучении студентов по гуманитарным направлениям:
- переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение занятий;
- помогает студентам использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки;
- делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время;
- дает возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях;
- формирует умения и способы деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных информационных ресурсов;
- повышает информационную культуру студентов и развивает стремление использовать Интернет для самообразования.
Список использованной литературы:
1. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М. : Школа - Пресс, 1994.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
© И.Б. Аминов, Д. Ходжаева, 2015
УДК 373.25
Ахромова Ольга Александровна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 компенсирующего вида, г. Тверь, РФ
Е-mail: [email protected]
РОЛЬ ТЕАТРИЛИЗОВАННЫХ ИГР КАК ИНТЕРАКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В данной статье дается краткая характеристика интерактивным методам, используемым в педагогике.