Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с умственной - отсталостью через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физической культурой как образа жизни.
Программа адаптивной физической культуры может быть использована в общих и специальных образовательных учреждениях, педагогами в практической работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Гученко О.Г. Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умеренной умственной отсталостью // Педагогика: традиции и инновации (материалы VI Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца,
2015. С. 196-198.
2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
3. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
4. Нисабулина Т.В., Новикова И.Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие. Сыктывкар: Коми республиканский институт развития образования,
2016. 61 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1 2 Аминов И.Б. , Ходжаева Д.Ф.
1Аминов Истам Барноевич - доцент;
2Ходжаева Дамира Фарходовна - ассистент, факультет прикладной математики и информатики, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся. В статье рассматриваются основные вопросы, дидактические возможности и эффективности использования электронных средств обучения при изучении математики в школе.
Ключевые слова: информационные технологии, электронные средства обучения, формы, методы, дидактические возможности и эффективности использования электронных средств обучения в учебном процессе.
УДК 681.3:378.1
В настоящее время вездесущее продвижение компьютерной техники и объединённых с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации общества в образовании. Важной проблемой современной науки считается обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным возможностям человечества. Самой важной задачей преподавателя в нынешнем образовании является проблема заинтересованности студента изучаемым
предметом, мотивировать студента к освоению дисциплины, активизировать его познавательную и созидательную активность, научиться удивлять, вызывать интерес. Для активного участия студентов в учебном процессе применяются потенциалы современных средств компьютерных технологий.
Сегодня компьютерные технологии, в том числе электронные средства обучения высококачественно меняют сущность, приёмы и склад изучения математики и при установленных условиях имеют все шансы благоприятствовать выявлению, сохранению и развитию личных способностей студентов, их личностных достоинств, формированию познавательных способностей, стремлению к самосовершенствованию.
Использование в образовании информационных технологий на уроках математики в условиях информатизации науки выражается в применении компьютерных технических средств, электронных средств обучения, мультимедиа-демонстраций, создании демонстрационных и обучающих слайдов, использовании компьютера при работе с проектами, поиске методических материалов в Интернет и т.д. [2].
Информационные технологии, в том числе электронные средства обучения, используемые в обучении математики, должны соответствовать педагогическим дидактическим условиям: высоко научности, открытости, наглядности, системности, проблемности и целостности предъявления материала, сознательности обучения, самодостаточности и динамичности работы, прочности освоения знаний, целостности образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Электронные средства обучения выгодно использовать в различных ситуациях на разных этапах урока математики [1]:
- изучение нового материала;
- первичное закрепление приобретенных на уроке знаний и умений;
- контроль знаний.
Основными видами электронных средств обучения являются:
- программные ресурсы всеобщего назначения;
- программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
- электронные тренажеры;
- программные средства для моделирования;
- программные средства виртуальных лабораторий;
- информационные - справочные -поисковые системы;
- обучающие системы;
- электронные учебники.
Интерактивная и мультимедийная презентации позволяет преподавателю чувствовать себя комфортно на уроке: готовые, аккуратно сделанные чертежи, продуманные и скомпонованные вопросы, дифференцированные задания, возможность использование основных моментов презентации на последующих уроках при актуализации пройденного материала и т. д. Презентации также можно сохранять и использовать в дальнейшем, с другим классом, в последующие годы подкорректировав, адоптировав, учитывая особенности определенного класса, сократив время на подготовку.
В настоящее время единым и неповторимым средством активизации взаимодействия преподавателя с аудиторией является интерактивная доска. Она объединяет в себе проекционные технологии с сенсорным устройством. Интерактивная доска позволяет не только отображать объекты, но и управлять процессом презентации: электронным маркером вносить поправки и коррективы, пользуясь цветом, и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданной презентации. Широкий спектр цветов на интерактивной доске, позволяет преподавателю акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых
блоках информации, осуществлять анализ и синтез информации. В частности, на интегрированном уроке можно расширить кругозор, повышает любознательность учащихся и мотивацию к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Дидактические материалы, представленные в электронном виде и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры для решения математических задач.
Программы системы контроля знаний позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты.
Кроме перечисленных электронных средств, можно выделить программное обеспечение, которое можно задействовать при обучении математике. Их использование подразумевает наличие достаточно высокой информационной культуры, как учителя, так и учеников. Это, например, пакеты символьной математики Maple, MATLAB, Mathcad, табличный процессор MS Excel, пакеты статистической обработки данных Statistic и др. Эти программы могут быть с успехом применены для решения математических задач, проведения статистических расчетов, компьютерного моделирования и др. Все операции производятся визуально, имеется набор встроенных математических и других функций, возможность графического представления полученных результатов.
В преподавании математики электронные средства обучения может быть использованы на всех этапах урока, в том числе при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Задача учителя на уроках математики является показать существенные возможности компьютера и электронные средства обучения, как мощного средства восприятия, переработки и представления различной информации.
Использование электронные средства обучения на уроках математики дает учителем следующие дидактические возможности [3]:
- обратную связь между учителями и электронные средства обучения позволяет обеспечить интерактивный диалог;
- компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике;
- компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
- автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;
- автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.
Применение электронных средств обучения на уроках математики позволяет учителю решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся и сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, а также привлекательнее для учеников.
В заключении можно отметить, что использование электронных средств обучения на уроках математики значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом.
Список литературы
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.:Издательский центр «Академия»,
2005. 192 с.
2. Мартиросян Л.П. Информатизация математического образования: теоретические основания; научно-методическое обеспечение: монография. М.: ИИО РАО, 2009. 236 с.
3. Сафонов В.И. Организация подготовки учителей математики к использованию информационных технологий // Казанский педагогический журнал, 2008. № 2. С. 98-104.
О СООТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Очилов Э.О.
Очилов Элбек Олимович - преподаватель, кафедра физического воспитания, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается соотношение понятий «физическая культура» и «спортивная культура», характеризующих два вида человеческой деятельности - физическую активность и спорт. Показано, что различия в этих видах деятельности по содержанию и присваиваемым в процессе их осуществления материальным и духовным ценностям обусловлены различиями в их мотивах. Спорт как вид деятельности отличается от физической активности возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации, выделением в физической активности тренировочной и соревновательной деятельности с предельными физическими и психическими нагрузками, возникновением новых ценностей, которые вместе с ценностями физической культуры характеризуют спортивную культуру личности. Ключевые слова: физическая и спортивная культура, спорт, физическая активность, мотивы, материальные и духовные ценности.
В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура». Поэтому задача нашего исследования заключалась в раскрытии сущности и содержания спортивной культуры и ее взаимосвязи с физической культурой личности.
При определении специфичности физической и спортивной культуры мы ориентировались на утверждение отечественного психолога А.Н. Леонтьева [4] о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь -может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях». Поэтому специфичность физической и спортивной культуры как видов деятельности обусловлена качественным своеобразием потребностей и мотивов, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению.
В качестве существенного признака физической культуры, как специфического вида двигательной активности выделяются ее направленность на телесное и духовное преобразование человека. Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения в телесной и духовной сферах человека, которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.