Научная статья на тему 'Роль театрилизованных игр как интерактивного инструментария в дошкольной образовательной среде'

Роль театрилизованных игр как интерактивного инструментария в дошкольной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ / РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахромова Ольга Александровна

В данной статье дается краткая характеристика интерактивным методам, используемым в педагогике. Рассматриваются театрализованные игры как интерактивный инструментарий в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях. Акцентируется внимание на роли театрализованных игр в процессе формирования и развития, как психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи), так и личности ребенка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахромова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль театрилизованных игр как интерактивного инструментария в дошкольной образовательной среде»

Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами. Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания предмета объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул. Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции по общегуманитарной дисциплине, более доступным для понимания студентами с умом. Это активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.

Кроме того, Интернет тоже являются новой технологией в учебном процессе, и он даёт возможность быстрого поиска нужной информации. Использование технологии Интернет состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, при обучении студентов по гуманитарным направлениям предоставляет широчайшие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; доступ к различным источникам информации; запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

Использование Интернет-ресурсов при обучении студентов по гуманитарным направлениям:

- переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение занятий;

- помогает студентам использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки;

- делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время;

- дает возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях;

- формирует умения и способы деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных информационных ресурсов;

- повышает информационную культуру студентов и развивает стремление использовать Интернет для самообразования.

Список использованной литературы:

1. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М. : Школа - Пресс, 1994.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

© И.Б. Аминов, Д. Ходжаева, 2015

УДК 373.25

Ахромова Ольга Александровна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 компенсирующего вида, г. Тверь, РФ

Е-mail: helga2003@mail.ru

РОЛЬ ТЕАТРИЛИЗОВАННЫХ ИГР КАК ИНТЕРАКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В данной статье дается краткая характеристика интерактивным методам, используемым в педагогике.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Рассматриваются театрализованные игры как интерактивный инструментарий в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях. Акцентируется внимание на роли театрализованных игр в процессе формирования и развития, как психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи), так и личности ребенка в целом.

Ключевые слова

Интерактивные методы, театрализованные игры, развитие психических процессов, социализация личности,

социальная адаптация, дошкольная образовательная среда.

Сегодня в связи с переходом к новым образовательным стандартам становится актуальным использование в практической деятельности педагога интерактивных методов обучения, направленных не только на развитие личности ребенка в целом, но и на формирование навыков как образовательных, так и социальных.

С точки зрения педагогики интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. В основе интерактивного обучения лежит особая организация учебного процесса, в результате которого практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность при использовании интерактивных методов обучения является использование индивидуального опыта детей в процессе познания, освоения учебного материала, т.е. идет некий обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем такое взаимодействие, как правило, проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получению новых знаний, но и развитию, как познавательной деятельности, так и личности в целом [1, с. 154].

Театрализованная игра как интерактивный инструментарий является эффективным средством развития познавательных процессов, развития личности, социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Театрализованные игры можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования таких психических процессов как памяти, внимания, мышления и речи. Особенно востребованными театрализованные игры являются в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида (логопедические детские дошкольные учреждения), куда поступают дети с определенными проблемами развития речи. Театрализованные игры формируют и развивают у детей вербальную и невербальную выразительность речи, правильное построение и произношение, а так же речевое самовыражение ребенка. Использование театрализованных игр является эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребенком красоту и значимость русского языка, обогащая тем самым детскую речь [1, с. 154].

Театрализованная деятельность является эффективным средством не только психического, но и эмоционального развития личности, поскольку носит игровой характер, способна увлечь ребёнка, удовлетворить его потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения. Кроме этого театрализованная деятельность играет огромную роль в эмоциональном развитии ребенка, которое может стать основой конструктивной социализации личности.

В основе театрализованных игр мы можем наблюдать ролевую концепцию структуры личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон), которая рассматривается с точки зрения строения человеческого Я. Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули, важным является акцент на том, что представление о себе, образ Я у личности складывается в сравнении с другими [1, с. 169].

Ребенок учится устанавливать различия между разными персонажами. Так в ролевой игре «Семья» он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого.

Накапливая социальный опыт, ребенок формирует образы различных людей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я"

на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт [1, с. 169]. Список использованной литературы:

1. Гефеле О.Ф. Личность в системе социологического и психологического знания [Текст] / О.Ф. Гефеле // Вестник Тверского государственного технического университета. 2005. №7. С. 168-171.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3 -е изд., испр. [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 192 с.

© О.А. Ахромова, 2015

УДК 378

Бичева Ирина Борисовна,

канд., пед. наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,

г. Нижний Новгород, РФ, е-mail: irinabicheva@bk.ru Голубева Анастасия Евгеньевна, студент 4 курса факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,

г. Нижний Новгород, РФ, е-mail: nastushka00095@mail.ru

Царева Инесса Алексеева, студент 4 курса факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,

г. Нижний Новгород, РФ, е-mail: inessa.tsariova@yandex.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация

В статье представлены некоторые методические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяющие реализовать современные тенденции образовательной практики вузе. Показано, что применение методов активизации направлено на повышение у обучающихся осознанности содержания, развития культуры профессиональной подготовки и формирования образованности.

Ключевые слова

Познавательная деятельность, приемы активизации, образовательный процесс

Преобразования образовательной системы требуют переосмысления формы предоставления содержания изучаемых явлений и событий, утверждают в понимании, что ключевым направлением активизации обучения является его осмысленность. Указанные тенденции актуализирует необходимость использования интерактивных форм обучающих занятий, в том числе повышают значимость использования различных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Познавательная активность студентов рассматривается как целенаправленное сложное образование личности, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.), объективных (окружающие условия, личность преподавателя, приемы и методы преподавания) [5].

В настоящее время в теории и практике профессиональной педагогики выработано достаточно большое количество методических приемов, направленных на развитие осознанности содержания, культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.