МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт [1, с. 169]. Список использованной литературы:
1. Гефеле О.Ф. Личность в системе социологического и психологического знания [Текст] / О.Ф. Гефеле // Вестник Тверского государственного технического университета. 2005. №7. С. 168-171.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3 -е изд., испр. [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
© О.А. Ахромова, 2015
УДК 378
Бичева Ирина Борисовна,
канд., пед. наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,
г. Нижний Новгород, РФ, е-mail: [email protected] Голубева Анастасия Евгеньевна, студент 4 курса факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,
г. Нижний Новгород, РФ, е-mail: [email protected]
Царева Инесса Алексеева, студент 4 курса факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»,
г. Нижний Новгород, РФ, е-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В статье представлены некоторые методические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяющие реализовать современные тенденции образовательной практики вузе. Показано, что применение методов активизации направлено на повышение у обучающихся осознанности содержания, развития культуры профессиональной подготовки и формирования образованности.
Ключевые слова
Познавательная деятельность, приемы активизации, образовательный процесс
Преобразования образовательной системы требуют переосмысления формы предоставления содержания изучаемых явлений и событий, утверждают в понимании, что ключевым направлением активизации обучения является его осмысленность. Указанные тенденции актуализирует необходимость использования интерактивных форм обучающих занятий, в том числе повышают значимость использования различных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.
Познавательная активность студентов рассматривается как целенаправленное сложное образование личности, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т.д.), объективных (окружающие условия, личность преподавателя, приемы и методы преподавания) [5].
В настоящее время в теории и практике профессиональной педагогики выработано достаточно большое количество методических приемов, направленных на развитие осознанности содержания, культуры
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
профессиональной подготовки и формирования образованности обучающихся [1, 1, 4, 5]. Рассмотрим некоторые из них.
Прием «риторические вопросы» представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме и подразумевает вполне определённый, всем известный ответ. По сути, риторический вопрос -это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его очевидности.
Эффективным, на наш взгляд, является использование контрольных вопросов, когда после изложения конкретного содержания преподаватель в течение 1- 3 минут задает вопросы студентам, ответы на которые предполагают очевидный и однозначный ответ (дата, фамилия, определение, др.). Этот прием переключает внимание обучающихся, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность.
Высокий эффект усвоения лекционного содержания обеспечивается приемом «умышленная ошибка», когда преподаватель заранее предупреждает о наличии ошибок в содержании информации, ранее изученной обучающимися. Данный прием направлен на повышение внимания и предполагает фиксацию лекции различными способами (по ключевым понятиям, по способам решения проблемы и др.) с целью поиска заведомо неправильной информации.
Прием «антиципация» заключается в том, что преподаватель в ходе изложения нового учебного материала предлагает студентам на основе предоставленной информации догадаться о чем пойдет речь дальше. В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо. С помощью антиципации -догадки, мысленного предвосхищения содержания последующего изложения - студент как бы опережает ход мысли преподавателя. Он не только понимает то, о чем говорит лектор, но и предполагает, догадывается - по логике развития мысли автора, - о чем пойдет речь далее. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, помогает замечать все отклонения, настраивает на критическое осмысление во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом изложения. Уже само прочтение названия темы лекции может побуждать к выдвижению гипотез о последующем ее содержании. Различают несколько видов антиципации:
- предвосхищение плана лекции: помогает осмысливать ее логическую структуру;
- предвосхищение содержания лекции: помогает соотносить ее смысловые части и контролировать содержательные связи в тексте;
- предвосхищение вывода: в ходе описания фактов лектор ведет студентов к их обобщению и предлагает догадаться о последующих выводах;
- предвосхищение обоснования: после выдвижения обобщающих идей, формулировки положений лектор предлагает студентам высказывать предположения по их разъяснению.
Таким образом, прием антиципации обеспечивает развитие способности прогнозировать возможный результат действия до его осуществления, что позволяет рассматривать его как важный прием опережающего образования в реализации концепции образования для устойчивого развития [6].
Прием «эхо-техника» представляет собой перефразирование наиболее существенных и важных содержательных аспектов учебного материала с целью уточнения информации. Это позволяет преподавателю акцентировать внимание обучающихся на изучение новой информации и контролировать уровень ее понимания и усвоения. Сущность приема состоит в том, чтобы возвратить собеседнику его высказывания, сформулировав их своими словами: «Как я Вас понял...», «По- Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете... » и т. д.
Прием «резюме» предполагает воспроизведение слов лектора в сокращенном и обобщенном виде, краткой формулировке самого главного, подведение итога. Техника приема «развитие идеи» отличается тем, что высказывание преподавателя не просто перефразируется или резюмируется, а продолжается как логическое следствие, выдвижение предположения о причинах услышанного. Этот прием можно усилить вопросом-уточнением отдельных положений высказываний: «Это правильно, но не могли бы Вы уточнить...», «Правильно ли я вас понял, что...?».
Проведенный анализ позволяет констатировать, что применение в образовательном процессе методических приемов активизации познавательной деятельности обучающихся во многом определяется
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
личностью преподавателя, его владением современными педагогическими технологиями, умением отбирать, комбинировать приемы и методы в зависимости от содержания и направленности учебной дисциплины, а также стремлением обучающихся проявлять инициативность и самостоятельность [3].
Список использованной литературы: 1. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 1014. № 11-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/1014/11/40883 (дата обращения: 14.10.1015).
1. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 1015. № 5-4 (49). С. 108-111. URL: http://web.snauka.ru/issues/1015/05/46485 (дата обращения: 14.10.1015).
3. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 1014. № 6 (15). С. 45. URL: http://naukovedenie. ru/PDF/45PVN614.pdf (дата обращения: 10.10.1015).
4. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 1015. С. 111-114.
5. Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Вестник Мининского университета. 1015. № 1 (9). С. 14. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sovremennye-metody-razvitiya-poznavatelnoy-aktivno/ (дата обращения: 15.10.1015).
6. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 1014. № 4 (8). С. 34. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/f11/34-obrazovanie-kak-neobkhodimoe-uslovie-dostizheniya-ustoychivogo.pdf (дата обращения: 10.16.1015).
© И.Б. Бичева, А.Е. Голубева , И.А. Царева, 1015
УДК 37.061.1
Гайнанова Лилия Муллануровна,
канд. филол. наук, преподаватель русского языка ВКА им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, РФ
Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КУРСЕ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации процесса воспитания иностранных военнослужащих на подготовительном факультете в военном вузе на уроках русского языка.
Ключевые слова
Иностранные военнослужащие, воспитание, адаптация, вторичная языковая личность.
На сегодняшний день для российских военных вузов традиционной становится практика подготовки иностранных военнослужащих, поскольку это является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами [5].
ВКА им. А.Ф. Можайского активно работает в данном направлении уже семьдесят лет, начиная с 1945 года. Перед специальным факультетом и непосредственно преподавателем русского языка возникает вопрос организации как учебной, так и воспитательной работы с иностранными военнослужащими. Иностранному