5. Prestupnost' v regionah // Portal pravovoj informacii General'noj prokuratury RF. URL: http://crimestat.ru/regions_table_total (data obrashcheniya: 04.10.2017).
6. Sostoyanie prestupnosti // Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del RF. URL: https://mvd.rf/folder/101762 (data obrashcheniya: 04.10.2017).
7. Sud zamenil uslovnye sroki ufimskim posledovatelyam bogoslova Saida Nursi na real'noe lishenie svobody // Informacionnyj portal «Credo.ru». URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=126625 (data obrashcheniya: 05.10.2017).
8. Civenko I.V. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti dlya vozbuzhdeniya ugolovnyh del o prestupleniyah ehkstremistskoj napravlennosti // Advokat. 2015. № 11. S. 33-37.
9. YArovaya S.A. Ob ispol'zovanii rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti pri rassledovanii prestuplenij ehkstremistskoj napravlennosti // Rostovskij nauchnyj zhurnal. 2016. № 9. S. 41-52.
ГАЛИМОВ ЭМИЛЬ РАИСОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.
GALIMOV, EMIL R. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Process, Sterlitamak branch of Bashkir State University ([email protected])/
УДК 343.34
САФИН Н.М., САФИНА Л.К., ХАЛМЕТОВ Т.А. ЭКСТРИМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ключевые слова: экстремистские проявления, экстремистская деятельность, экстремизм, общественно опасные деяния, профилактика экстремистских проявлений
Актуальность статьи обусловлена необходимостью противодействия экстремистским проявлениям, как одной из главных проблем развития человеческой цивилизации. Цель статьи дать сущностную характеристику экстремистским проявлениям. На основе гипотетико-дедуктивного метода установлено, что сущность экстремистских проявлений состоит в общественно опасных и противоправных деяниях, подрывающих идеи равноправия граждан, независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности, и оказывающих деструктивное влияние на развитие общества. Основные результаты исследования состоят в определении и научном обосновании сущности экстремистских проявлений, экстремистской деятельности и выяснении их форм. Формы экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений таковы, что меры уголовно-правового принуждения недостаточны для устранения причин и условий, способствующих их распространению. Наиболее перспективными методами противодействия экстремизму следует признать предупреждение экстремисткой деятельности и профилактику экстремистских проявлений.
SAFIN, N.M., SAFINA, L.K., KHALMETOV, T.A.
EXTREMIST MANIFESTATIONS AS A SOCIAL PHENOMENON AND THEORETICAL PROBLEM
Keywords: extremist manifestations, extremist activity, extremism, socially dangerous acts, prevention of extremist manifestations
The relevance of the article is conditioned by the need to counteract extremist manifestations as one of the main problems of the development of human civilization. The purpose of the article is to provide an essential description of extremist manifestations. On the basis of the hypothetico-deductive method, it is established that the essence of extremist manifestations consists in socially dangerous and unlawful acts that undermine the ideas of the equality of citizens, regardless of their social, ideological, political, racial, national or religious affiliation, and have a destructive effect on the development of society. The main results of the study consist in the definition and scientific substantiation of the essence of extremist manifestations, extremist activity, extremism and elucidation of their forms. The forms of extremism, extremist activity, extremist manifestations are such that the measures of criminally-legal coercion are insufficient to eliminate the causes and conditions conducive to their dissemination. The most promising methods of countering extremism should be recognized as the prevention of extremist activity and the prevention of extremist manifestations.
Необходимость профилактики экстремистских проявлений превратилась в начале XXI века в одну из главных проблем развития человеческой цивилизации. Это обусловлено тем, что, во-первых, в рамках конкретного государства экстремизм ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность, создает реальную угрозу сохранения основ конституционного строя,
межнационального и межконфессионального согласия. Примерами могут быть взаимные атаки протестантских и католических экстремистов в Северной Ирландии [1]; взрыв в московском аэропорту «Домодедово» [2]; убийства и покушения на жизнь представителей официальных религиозных течений [3].
Главный информационно-аналитический центр МВД России ведет статистику преступлений экстремистской направленности, которые имеют тенденцию не только к росту, но и распространению в регионах, осуществляющих весомый вклад в прирост валового внутреннего продукта страны, имеющих высокий научно-технический потенциал, выступающих центрами социально-экономического развития (Центральный, Приволжский, Сибирский федеральные округа) [4].
Во-вторых, экстремизм представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества как инструмент для решения геополитических вопросов и передела сфер экономического влияния [5]. В качестве примера можно привести трагические события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке [6]. Имеет место глобализация экстремизма, которая привела к появлению транснациональных экстремистских организаций [7].
Необходимость противодействия экстремизму, а также поддержания международного мира и безопасности, обусловила подписание в июне 2001 года Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [8]. В Российской Федерации в 2002 году принят Федеральный закон о противодействии экстремисткой деятельности [9]. В целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. #114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в 2014 г. разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2015 года [10].
На законодательном уровне экстремистские проявления, экстремистская деятельность (экстремизм), рассматриваются как угроза национальной безопасности. Однако четкое определение данных понятий отсутствует [11]. Между тем, известно, что понятие, имеющее правоприменительное значение, должно быть юридически определенным. Неопределенность выступает основанием научных дискуссий.
В юридической литературе экстремистская деятельность (экстремизм) трактуется как 1) противоправные наказуемые деяния, совершаемые в целях эскалации конфликтов, против общественной безопасности и личности [12]; 2) диалектическая взаимосвязь социально активного виновного противоправного поведения, связанного с насилием, причиняющего ущерб общественным отношениям, запрещенного законом (незаконная экстремистская деятельность), социально активного правомерного поведения, основанного на крайних оценках существующих общественных отношений, не запрещенного законом и допустимого им в части обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина (экстремистская деятельность в рамках закона), а также социально активного позитивно отклоняющегося поведения, основанного на крайних оценках существующих общественных отношений, не запрещенного правом и допустимого им в части обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина [13]; 3) правовая категория (экстремистская деятельность) и социальный феномен (экстремизм) [14].
В политологии экстремистская деятельность (экстремизм) рассматривается как 1) формирование идеологии нетерпимости, противопоставления институтам гражданского общества и установленному общественному порядку, порядку управления государственными институтами и должному режиму их функционирования [15]; 2) практика устрашения, насилия и расправы с политическим противником вплоть до физического уничтожения [16]. Сущность экстремистских проявлений не раскрывается, не смотря на то, что они составляют предмет научных исследований.
В социологии экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как 1) приверженность крайним мерам, действиям, взглядам, прежде всего в политике и идеологии [17]; 2) деструктивная тенденция, препятствующая модернизации общества [18].
В психологии экстремистская деятельность (экстремизм) толкуется как своеобразное состояние сознания, мироощущения человека [19].
В педагогических исследованиях экстремистская деятельность (экстремизм) рассматривается как 1) социальная деструкция, проявляющаяся в диалектической взаимосвязи экстремистских установок личности (сформированных на радикалистских воззрениях, приверженности к крайним мерам и взглядам, фанатичной преданности идеям) и неадекватных, агрессивных форм социального поведения, включая терроризм [20]; 2) социально-культурное, публичное явление, включающее общественно опасные противоправные действия, направленные против конституционного строя и общественного порядка, а также на подрыв безопасности, разжигание национальной, расовой, религиозной розни, осуществление массовых беспорядков и хулиганских действий предусматривающие расширение круга сторонников экстремистской идеологии [21].
Резюмируя изложенное отметим, что вариативные подходы к определению сущности экстремистской деятельности (экстремизма) обусловлены, как правовой неопределенностью понятий, так и интегративностью признаков, каждый из которых имеет свою приоритетность в разных науках. Даже в юридической науке имеет место множественное истолкование сущности экстремистской деятельности (экстремизма). Основанием для этого стали статьи Федерального закона о противодействии экстремисткой деятельности, в которых говорится не о признаках, а о видах экстремизма. В большинстве исследований понятия «экстремистские проявления», «экстремистская деятельность», «экстремизм» подменяются друг другом [22]. Мы считаем, что понятия «экстремистские проявления», «экстремистская деятельность», «экстремизм» сопряжены, но не идентичны.
Экстремизм - негативный социальный феномен, сущность которого состоит в приверженности наиболее радикальным идеологиям, основанным на нетерпимости к принципам конституционного строя, охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, а также готовности к их пропаганде и реализации активными насильственными методами. Как социальный феномен экстремизм проявляется в разных формах (политической, националистической, религиозной, экологической, антиглобалистской, моральной и др.) [23].
Однако, все формы экстремизма объединяют общие признаки: 1) наличие четко сформулированной идеологической основы, активная пропаганда ее истинности и исключительности; 2) карательные меры за отступление или отклонение членов экстремистской организации от ее идеологии, а также совершение активных противоправных действий в отношении лиц, противопоставленных экстремистской идеологии; 3) культ личности лидера (руководителя) экстремистской организации; 4) крайний нигилизм в отношении общепринятых социальных норм.
Экстремистская деятельность - правовая категория для обозначения противоправных деяний экстремистской направленности, создающих реальную угрозу общественной безопасности и общественному порядку, обуславливающих социальную напряженность, а также посягающих на конституционные права и свободы граждан. Выяснено, что экстремистская деятельность имеет две формы: 1) противоправные деяния, основной объект которых основы конституционного строя и безопасности государства [24]; 2) противоправные деяния, совершенные по экстремистскому мотиву, где основы конституционного строя выступают факультативным объектом [25]. Сущность экстремистских проявлений состоит в общественно опасных и противоправных деяниях, подрывающих идеи равноправия граждан, независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности, и оказывающих деструктивное влияние на развитие общества. Общественно опасные деяния рассматриваются как идеологически и политически нежелательные. За дефиницией «общественная опасность» стоит лишь предположение социальной вредности [26].
Противоправные деяния рассматриваются как социально вредные, взаимосвязанные с важнейшими условиями общественной жизни и объясняющие легитимный характер государственного принуждения за их совершение. Противоправность - основной юридический признак правонарушения. Вред в юридической науке определяется как
неблагоприятные последствия материального, физического, психического, морального или политического характера, наступающие в результате неправомерного поведения. Экстремистские проявления включают общественно опасные и противоправные деяния.
Выяснено, что наиболее распространенные формы экстремистских проявлений составляют: 1) создание экстремистских организаций и попытки участия их лидеров или членов в выборах государственных органов власти различных уровней или муниципальных органов управления; 2) проведение несанкционированных общественно-политических акций; 3) распространение печатной, аудио- и видеопродукции и 4) совершение преступлений с целью разжигания социальной, национальной и религиозной вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.
В таблице 1 представлено правовое и авторское определение понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», «экстремистские проявления».
Таблица 1
Правовое и авторское определение понятий «экстремизм», «экстремистская _деятельность», «экстремистские проявления»_
Понятия Правовое определение Авторское определение
экстремизм сущность не определена, но приводится обширный перечень деяний (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности») негативный социальный феномен, сущность которого состоит в приверженности наиболее радикальным идеологиям, основанным на нетерпимости к принципам конституционного строя, охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, а также готовности к их пропаганде и реализации активными насильственными методами
экстремистская деятельность правовая категория для обозначения противоправных деяний экстремистской направленности, создающих реальную угрозу общественной безопасности и общественному порядку, обуславливающих социальную напряженность, а также посягающих на конституционные права и свободы граждан
экстремистские проявления общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов (Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года). общественно опасные и противоправные деяния, подрывающие идеи равноправия граждан, независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности, и оказывающие деструктивное влияние на развитие общества
Из таблицы 1 видно, что, что в правовом определении понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», «экстремистские проявления» имеют место противоречия, обуславливающие трудности в практике, как правоприменительных органов (квалификация и отграничения преступлений экстремистского характера от смежных преступлений, а также административных, гражданских проступков; предупреждение вовлечения подростков и молодежи в группировки экстремистской направленности), так и образовательных организаций по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся [27].
Формы экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений таковы, что меры уголовно-правового принуждения недостаточны для устранения причин и условий, способствующих их распространению. Наиболее перспективными методами
противодействия экстремизму следует признать предупреждение экстремисткой деятельности и профилактику экстремистских проявлений.
Экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистские проявления представляют собой угрозу устойчивому развитию государства и международной безопасности, оказывают деструктивное влияние на все мировое сообщество [28]. Это обуславливает введение правовых мер в рамках международного и национального законодательства, а также теоретическое осмысление сущности экстремизма, экстремистской деятельности, экстремистских проявлений.
Литература и источники
1. Конфликт в Северной Ирландии: Центр Льва Гумилева http://www.gumilev-center.ru/konflikt-v-severnojj-irlandii/ (дата обращения: 11.11.2017).
2. Теракт в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 года // Россия сегодня https://ria.ru/spravka/20160124/1363238677.html (дата обращения: 11.11.2017).
3. Белоцерковский С.Д., Васнецова А.С., Гуськов А.Я., Меркурьев В.В., Соколов Д.А., Паненков А.А. Борьба с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 60-98.
4. Противодействие ОВД экстремизму и терроризму / С.Н. Миронов и др. Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2016. С. 14.
5. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: ООО Издательство «Юртлитинформ», 2002. С. 28-52.
6. Цифровой архив событий 11 сентября: Сохранение свидетельств (в партнерстве с Библиотекой Конгресса) http://911digitalarchive.org/ (дата обращения: 11.11.2017).
7. Основы борьбы с террористической преступностью / Кофман Б.И., Курушин В.И., Миронов С.Н., Сафаров А.А., Сафиуллин Н.Х. Казань: КЮИ МвД России, 2003. С.3-5.
8. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года) http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye-pravovye-akt^/shanhayskaya-konvenciya-o-borbe-s.html (дата обращения: 11.11.2017).
9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 11.11.2017).
10. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753) http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (дата обращения: 11.11.2017).
11. Михайлов Э.М. Прокурорская деятельность в сфере противодействия органов исполнительной власти экстремизму и терроризму. Дисс. ... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2017. С. 18-45.
12. Кургузкина Е.Б. Понятие экстремизм // Научный портал МВД России. 2010. № 1(9). С. 101.
13. Никитин А.Г. Экстремизм как объект общетеоретического и общеправового анализа. Дисс. ... канд. юр. наук. М., 2010. С.15-42.
14. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации. Дисс. ... докт. юр. наук. М., 2013. С. 31-53.
15. Лопатин И.Д. Экстремизм как социально-политическое явление современного мира: особенности его возникновения и развития в России. Дисс. ... канд. полит. наук. Ярославль, 2007. С. 12-32.
16. Глотов В.А. Региональный опыт противодействия экстремизму и терроризму в современной России: на примере г. Москвы. Дисс. ... канд. полит. наук. М., 2010. С. 13-38.
17. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. С. 254.
18. Русанова О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (На примере Северокавказского региона). Дисс. ... канд. соц. наук. М., 2004. С. 13-36.
19. Шогенов М.З. Особенности личностных характеристик экстремиста: опыт социально-психологического исследования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2009. №1. С. 186.
20. Кудрин В.С. Социально-культурные условия предупреждения молодежного экстремизма как социального риска. Дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2016. С. 23-47.
21. Свиридов А.А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде. Дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2014. С. 19-29.
22. Яворский М.А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма. Дисс.. канд. юр. наук. Саратов, 2009. С.14-55
23. Национальный антитеррористический комитет http://nac.gov.ru/ (дата обращения 12.10.2017).
24. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017), статьи 280, 2801, 282-2833 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 11.11.2017).
25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017), статьи 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 150, 214, 244. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 11.11.2017).
26. Вопленко Н.Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушения // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2005. №7. С.9-11.
27. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Иформационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С.21.
28. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Актуальт проблеми економши. 2014. Т.155. №5. С. 247.
References and Sources
1. Konflikt v Severnoj Irlandii: Centr Lva Gumileva http://www.gumilev-center.ru/konflikt-v-severnojj-irlandii/ (data obrashcheniya: 11.11.2017).
2. Terakt v aehroportu «Domodedovo» 24 yanvarya 2011 goda // Rossiya segodnya https://ria.ru/spravka/20160124/1363238677.html (data obrashcheniya: 11.11.2017).
3. Belocerkovskij S.D., Vasnecova A.S., Gus'kov A.YA., Merkur'ev V.V., Sokolov D.A., Panenkov A.A. Bor'ba s organizovannoj prestupnost'yu, terrorizmom i ehkstremizmom. M.: YUrlitinform, 2012. S. 60-98.
4. Protivodejstvie OVD ehkstremizmu i terrorizmu / S.N. Mironov i dr. Kazan': Kazanskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2016.
5. 14.
5. Ustinov V.V. Mezhdunarodnyj opyt bor'by s terrorizmom: standarty i praktika. M.: OOO Izdatel'stvo «YUrtlitinform», 2002. S. 28-52.
6. Cifrovoj arhiv sobytij 11 sentyabrya: Sohranenie svidetel'stv (v partnerstve s Bibliotekoj Kongressa) http://911digitalarchive.org/ (data obrashcheniya: 11.11.2017).
7. Osnovy bor'by s terroristicheskoj prestupnost'yu / Kofman B.I., Kurushin V.I., Mironov S.N., Safarov A.A., Safiullin N.H. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2003. S.3-5.
8. SHanhajskaya konvenciya o bor'be s terrorizmom, separatizmom i ehkstremizmom (SHanhaj, 15 iyunya 2001 goda) http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye-pravovye-akty/shanhayskaya-konvenciya-o-borbe-s.html (data obrashcheniya: 11.11.2017).
9. Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. N 114-FZ «O protivodejstvii ehkstremistskoj deyatel'nosti» (s izmeneniyami i dopolneniyami) http://base.garant.ru/12127578/ (data obrashcheniya: 11.11.2017).
10. Strategiya protivodejstviya ehkstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 N Pr-2753) http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (data obrashcheniya: 11.11.2017).
11. Mihajlov EH.M. Prokurorskaya deyatel'nost' v sfere protivodejstviya organov ispolnitel'noj vlasti ehkstremizmu i terrorizmu. Diss. ... kand. yur. nauk. Rostov-na-Donu, 2017. S.18-45.
12. Kurguzkina E.B. Ponyatie ehkstremizm // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2010. № 1(9). S. 101.
13. Nikitin A.G. EHkstremizm kak ob"ekt obshcheteoreticheskogo i obshchepravovogo analiza. Diss. . kand. yur. nauk. M., 2010. S.15-42.
14. Proletenkova S.E. Administrativno-pravovoe regulirovanie protivodejstviya religioznomu ehkstremizmu v Rossijskoj Federacii. Diss. ... dokt. yur. nauk. M., 2013. S. 31-53.
15. Lopatin I.D. EHkstremizm kak social'no-politicheskoe yavlenie sovremennogo mira: osobennosti ego vozniknoveniya i razvitiya v Rossii. Diss. . kand. polit. nauk. YAroslavl', 2007. S. 12-32.
16. Glotov V.A. Regional'nyj opyt protivodejstviya ehkstremizmu i terrorizmu v sovremennoj Rossii: na primere g. Moskvy. Diss. ... kand. polit. nauk. M., 2010. S. 13-38.
17. Tadevosyan EH.V. Slovar'-spravochnik po sociologii i politologii. M.: Znanie, 1996. S. 254.
18. Rusanova O.A. EHtnoreligioznyj ehkstremizm kak social'noe yavlenie v rossijskom obshchestve (Na primere Severokavkazskogo regiona). Diss. ... kand. soc. nauk. M., 2004. S. 13-36.
19. SHogenov M.Z. Osobennosti lichnostnyh harakteristik ehkstremista: opyt social'no-psihologicheskogo issledovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: psihologicheskie nauki. 2009. №1. S. 186.
20. Kudrin V.S. Social'no-kul'turnye usloviya preduprezhdeniya molodezhnogo ehkstremizma kak social'nogo riska. Diss. . kand. ped. nauk. Kazan', 2016. S. 23-47.
21. Sviridov A.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' vuzov po profilaktike ehkstremizma v molodezhnoj srede. Diss. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2014. S. 19-29.
22. YAvorskij M.A. Organizaciya vzaimodejstviya organov vnutrennih del s religioznymi ob"edineniyami v sfere protivodejstviya proyavleniyam religioznogo ehkstremizma. Diss. . kand. yur. nauk. - Saratov, 2009. - S. 14-55.
23. Nacional'nyj antiterroristicheskij komitet http://nac.gov.ru/ (data obrashcheniya 12.10.2017).
24. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 29.07.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 26.08.2017), stat'i 280, 2801, 282-2833 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 11.11.2017).
25. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 29.07.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 26.08.2017), stat'i 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 150, 214, 244. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 11.11.2017).
26. Voplenko N.N. Ponyatie, osnovnye priznaki i vidy pravonarusheniya // Vestnik VolGU. Seriya 5: YUrisprudenciya. 2005. №7. S.9-11.
27. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Stukolova L.Z. Iformacionno-psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sushchnostnaya harakteristika // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 1. S.21.
28. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector // Aktual'ni problemi ekonomiki. 2014. T.155. №5. S. 247.
САФИН НИЯЗ МИНЕРАФКАТОВИЧ - старший преподаватель кафедры уголовного права Казанского юридического института МВД России.
САФИНА ЛИЛИЯ КАДЫРОВНА - преподаватель кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России.
ХАЛМЕТОВ ТИМУР АНВАРОВИЧ - преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Казанского юридического института МВД России.
SAFIN, NIYAZ M. - Senior Lecturer, Department of the Criminal Law, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])
SAFINA, LILIA K. - Teacher, Department of Administrative Law, Administrative Activity and Management of Internal Affairs, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]) KHALMETOV, TIMUR A. - Teacher, Department of tactical-special and fire training, Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected])
УДК 342.56/351.9
ФАРОИ Т.В.
СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ: ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: Российская Федерация, Конституции РФ, законы, судебная власть, судебная функция, судебный контроль, социальный контроль, правосудие, органы государственной власти, права и свободы человека.
В статье рассмотрены дискуссионные аспекты, касающиеся судебного контроля в РФ. Автором проанализированы не только различные трактовки этого понятия, данные учеными-правоведами, но и приведены примеры реализации на практике судебного контроля, причем показаны как успехи, так и нерешенные проблемы. В статье сделан вывод, что в России не выработаны четкие представления о контрольной функции судебной власти, о формах и методах ее реализации. В стране не сформировался справедливый и эффективный механизм защиты прав физических и юридических лиц. На законодательном уровне не закреплена ответственность не только высших должностных лиц государства, но и мелких чиновников исполнительных органов. Во многом это связано с отсутствием устойчивых традиций осуществления независимой судебной власти. Судебный контроль - новое направление в деятельности судебной ветви власти РФ и, соответственно, новые для нее контрольные функции нуждаются в упорном и последовательном закреплении в законодательстве и в практике. Именно качество их реализации определит облик России как правового и социального государства.
FAROI, T.V.
JUDICIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEBATABLE ASPECTS
Keywords: Russian Federation, Constitution of RF, laws, judicial power, judicial function, judicial review, social control, justice, state authorities, rights and liberties.
In the article considers the discussion aspects concerning the judicial control in the Russian Federation. Author analyzes not only the different interpretations of this concept, given by legal scholars, but also provides examples of implementation of judicial control, and shows both the successes and unsolved problems. In the article concludes that Russia has not developed a clear idea of the control function of the judiciary, the forms and methods of its implementation. In the country did not have a fair and effective mechanism for protecting the rights of individuals and legal entities. At the legislative level, not only the top officials of the state, but also small officials of the executive authorities are not liable. In many ways, this is due to the lack of stable traditions for the exercise of an independent judiciary. Judicial review is a new direction in the activities of the judicial branch of the Russian government and, accordingly, new control functions for it need persistent and consistent fixing in legislation and practice. It is the quality of their implementation that will determine the face of Russia as a legal and social state.
В ряде научных работ, в том числе в публикациях автора данной статьи, посвященных функциям судебной власти и формам ее реализации, отмечается, что ключевой ее функцией остается правосудие [1; 2]. Однако трактовка судебной власти как механизма, сдерживающего и уравновешивающего другие ветви государственной власти, обусловливает необходимость включения в число основных функций судебной власти и судебного контроля. Для отечественной судебной системы судебный контроль стал качественно новым компонентом, появившимся в постсоветский период. В этой связи до сих пор сохраняется неясность относительно его роли и значения.
В частности, в юридической литературе нет даже четкого научного определения понятия «судебный контроль». Судебный контроль правоведы называют то функцией судебной власти, то формой ее осуществления. Мы исходим из того, что судебный контроль