Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭКСТРЕМИСТСКОЕ СООБЩЕСТВО / УГРОЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / EXTREMISM / EXTREMIST CRIMES / EXTREMIST COMMUNITY / THREAT TO STATE AND PUBLIC SECURITY / COUNTERING EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гримальская Светлана Александровна

Как известно, к средствам по противодействию экстремизму относятся различные меры, в том числе и уголовно-правовые. Вполне очевидно, что их эффективность зависит не только от правоприменителя, но и прежде всего от законодателя (например, наличие или отсутствие оценочных понятий в нормах, четкость признаков, закрепленных в диспозиции, и т.д.). Материалы судебной практики по делам о преступлениях экстремистской направленности свидетельствуют, что в подавляющем большинстве случаев проявления экстремизма все же носят организованный характер. Именно в силу повышенной общественной опасности организованных форм экстремистской деятельности в 2002 г. была установлена уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и участие в нем. Криминализация данного общественно опасного деяния преследовала благую цель - усиление политики государства, направленной на противодействие экстремизму. Однако имеющиеся погрешности в содержании указанной нормы оказывают существенное влияние на эффективность ее применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT CRIMINALIZATION ISSUES OF EXTREMIST CRIMES

As you know, the means to counter extremism include various measures, including criminal law. It is quite obvious that their effectiveness depends not only on the law enforcement agent, but also primarily on the legislator (for example, the presence or absence of evaluation concepts in the norms, the clarity of the features enshrined in the disposition, etc.). Materials of judicial practice in cases of crimes of extremist orientation show that in the vast majority of cases manifestations of extremism are still organized. It is precisely because of the increased public danger of organized forms of extremist activity that criminal liability was established in 2002 for organizing and participating in the extremist community. Criminalization of this socially dangerous act pursued a good goal-strengthening of the state policy aimed at countering extremism. However, the existing errors in the content of this rule have a significant impact on the effectiveness of its application

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ГРИМАЛЬСКАЯ Светлана Александровна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

ФГОБУ ВО«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент кафедры уголовного права ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»,

e-mail.lana_69_@bk.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Как известно, к средствам по противодействию экстремизму относятся различные меры, в том числе и уголовно-правовые. Вполне очевидно, что их эффективность зависит не только от правоприменителя, но и прежде всего от законодателя (например, наличие или отсутствие оценочных понятий в нормах, четкость признаков, закрепленных в диспозиции, и т.д.). Материалы судебной практики по делам о преступлениях экстремистской направленности свидетельствуют, что в подавляющем большинстве случаев проявления экстремизма все же носят организованный характер. Именно в силу повышенной общественной опасности организованных форм экстремистской деятельности в 2002 г. была установлена уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и участие в нем. Криминализация данного общественно опасного деяния преследовала благую цель - усиление политики государства, направленной на противодействие экстремизму. Однако имеющиеся погрешности в содержании указанной нормы оказывают существенное влияние на эффективность ее применения.

Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистской направленности, экстремистское сообщество, угроза государственной и общественной безопасности, противодействие экстремизму.

GRIMALSKAYA Svetlana Alexandrovna,

PhD in Law,

associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity the Financial University under the Government of the Russian Federation, associate Professor of Criminal Law the Moscow state regional University

RELEVANT CRIMINALIZATION ISSUES OF EXTREMIST CRIMES

Annotation. ^s you know, the means to counter extremism include various measures, including criminal law. It is quite obvious that their effectiveness depends not only on the law enforcement agent, but also primarily on the legislator (for example, the presence or absence of evaluation concepts in the norms, the clarity of the features enshrined in the disposition, etc.). Materials of judicial practice in cases of crimes of extremist orientation show that in the vast majority of cases manifestations of extremism are still organized. It is precisely because of the increased public danger of organized forms of extremist activity that criminal liability was established in 2002 for organizing and participating in the extremist community. Criminalization of this socially dangerous act pursued a good goal-strengthening of the state policy aimed at countering extremism. However, the existing errors in the content of this rule have a significant impact on the effectiveness of its application.

Key words: extremism, extremist crimes, extremist community, threat to state and public security, countering extremism.

Экстремизм как социально-правовое весьма ощутимую угрозу для России в связи с явление во всех его проявлениях на тем, что подрывает основы конституционного сегодняшний момент представляет строя, посягает на общественную безопасность и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

территориальную целостность государства, а также ставит под опасность саму возможность мирного сосуществования представителей различных национальностей и конфессий. События объективной реальности свидетельствуют не только о стремительном увеличении числа экстремистских угроз, как внешних, так и внутренних, но и о их качественной трансформации, а также глобализации. Поэтому криминализация преступлений экстремистской направленности представляется весьма обоснованной.

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года отмечается, что «количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. № Пр-2753) [1], что подтверждается статистическими данными (Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ //http://genproc.gov.ru/).

Таблица

Сведения о зарегистрированных преступлениях

Анализируемый период 2013 2014 2015 2016 2017

Общее число зарегистрированных преступлений 2 206 249 2 190 578 2 388 476 2 160 063 2 058 476

Число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности 896 1034 1329 1450 1521

Вместе с тем представленная в таблице динамика роста числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за последние пять лет весьма ощутима и не может не настораживать. Более того, в той же Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года акцентируется внимание на том, что «каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом».

Следует учесть и тот факт, что в подавляющем большинстве случаев проявления экстремизма все же носят организованный характер. Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12. 2015 г. № 683) деятельность экстремистских организаций, как, впрочем, и террористических, выделена в качестве основных угроз государственной и общественной безопасности [2].

Именно в силу повышенной общественной опасности организованных форм экстремистской деятельности в 2002 г. была установлена уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и участие в нем. Криминализация данного общественно опасного деяния преследовала благую цель - усиление политики государства, направленной на противодействие экстремизму. Однако имеющиеся погрешности в содержании указанной нормы оказывают существенное влияние на эффективность ее применения.

Прежде всего, не ясно, к какой из форм соучастия следует относить экстремистское сообщество. Устанавливая в ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ ответственность за создание экстремистского сообщества, законодатель определяет его как организованную групп лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по делам экстремистской направленности» [3](далее — Постановление Пленума № 11) в п. 12 также содержит разъяснение о том, что «под экстремистским сообществом (статья 282.1 УК РФ) следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений».

Исходя из законодательной дефиниции и разъяснений, данных высшей судебной инстанцией, напрашивается вывод о том, что экстремистское сообщество есть разновидность организованной группы, сущностной характеристикой которой будет являться цель - совершение преступлений экстремистской направленности.

В тот же момент, устанавливая в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ ответственность за руководство экстремистским сообществом, законодатель одновременно указывает на руководство не только экстремистским сообществом в целом,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

но и «его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности» [4]. Вторят Закону и положения Постановления Пленума № 11, где в п. 12 определено, что экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений (частей). Структурным подразделением (частью) экстремистского сообщества является функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества. Таким образом, мы можем говорить, что экстремистское сообщество, по сути, является видом преступного сообщества, обладающего своими специфическими признаками, а именно - целевой направленностью совершаемых преступлений.

Наблюдается парадоксальная ситуация смешения форм соучастия при определении экстремистского сообщества, но при этом оно не вписывается ни в одну из них.

Более того, указание в названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ признака структурированности лишь как диспо-зитивного порождает за собой еще большее противоречие. В подтверждение этого тезиса достаточно смоделировать две возможные ситуации. В одой из них некое лицо организует экстремистское сообщество при отсутствии признака структурированности (логично предположить, что здесь экстремистское сообщество обладает признаками организованной группы). Во втором случае организует экстремистское сообщество, в котором признак «структурированность» присутствует. Его наличие указывает на то, что мы имеет дело с разновидностью преступного сообщества.

Исходя из предложенных моделей, с учетом отсутствия однозначно сформулированных признаков как в самом УК РФ, так и в соответствующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ возникает ситуация, когда в рамках одного состава заложены признаки различных форм соучастия, при этом законодатель исходит из того, что по общественной опасности они одинаковы. Что само по себе является нонсенсом [5].

Вполне очевиден вывод о том, что экстремистское сообщество, несмотря на наличие у него признаков как организованной группы, так

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

и преступного сообщества не может быть одновременно признано и той и другой формой соучастия, как, впрочем, не может быть признана некоей промежуточной или комбинированной формой соучастия.

Представителями научного сообщества предлагались различные пути устранения выявленного противоречия. В частности, термин «экстремистское сообщество» было предложено заменить на «устойчивая экстремистская группа» [6] или на «экстремистское объединение» [7]. По нашему мнению, создание подобных «синтетических» форм соучастия лишь породит новые трудности для правоприменителя в силу того, что законодатель должен будет не просто механически внести в УК РФ эти формы соучастия, но и закрепить содержание их признаков.

Возможным решением этой проблемы следует рассматривать вариант дифференциации ответственности за создание экстремистской организованной группы и участие в ее деятельности и за создание экстремистского сообщества и участие в нем.

На основании изложенного выше с учетом требования сохранения единства терминологии и соблюдения юридической техники предлагается внести следующие изменения в Уголовный кодекс РФ:

«Статья 281.1 Организация экстремистской организованной группы

Создание устойчивой организованной группы в целях совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство такой группой, -

Участие в экстремистской организованной группе, -

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -».

«Статья 282.1 Организация экстремистского сообщества

Создание экстремистского сообщества, то есть структурированной организованной группы или объединения организованных групп, действующих под единым руководством, в целях подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, - ».

Еще одним проблемным аспектом при криминализации преступлений экстремистской направленности является определение самой системы или их перечня. Анализ теоретических изысканий по данной проблематике, а также положений законодательства позволяет гово-

рить об отсутствии единого подхода в решении этой проблемы.

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 282.1. УК РФ под преступлениями экстремистской направленности «понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса».

Исходя из буквального толкования законодательного положения, мы можем выделить следующие группы преступлений экстремистской направленности:

1) непосредственно (или собственно) экстремистские преступления, к которым следует отнести те из них, где экстремистский мотив указан в качестве конструктивного признака состава преступления и находит свое законодательное закрепление в соответствующих статьях Особенной части УК РФ;

2) опосредованно (или условно) экстремистские, т.е. те, в которых отсутствует конструктивный признак - экстремистский мотив, т.е. находится за рамками состава и на квалификацию не влияет, но в объективной реальности эти деяния совершаются именно по данному мотиву, и это следует учитывать суду как обстоятельство, отягчающее наказание.

Обозначенный подход в определении системы преступлений экстремистской направленности представляется необоснованным, о чем неоднократно упоминалось в доктрине уголовного права [8].

Во-первых, мы наблюдаем весьма противоречивую ситуацию, выражающуюся одновременно и в чрезмерном расширении группы преступлений экстремисткой направленности, и в тот же момент в необоснованном сужении.

Остановимся сначала на том, что мы называем «чрезмерным расширением». В силу отсутствия исчерпывающего перечня преступлений экстремистской направленности к таковым может быть с уверенностью отнесен огромный спектр общественно опасных деяний, для которых мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы не является конструктивным, но преступление все же совершено именно по данному мотиву. Можно гипотетически представить ситуацию, когда по указанному мотиву совершаются такие преступления, как: доведение до самоубийства,

заражение венерическим заболеванием, заражение ВИЧ-инфекцией, неоказание помощи больному, оставление в опасности, похищение человека, незаконное лишение свободы, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, умышленное уничтожение или повреждение имущества и т.д. И этот список можно продолжать до бесконечности.

При этом стоит еще раз акцентировать внимание на нарушении юридической техники при формулировании положений примечания 2 к ст. 282.1 УК РФ. В доктрине неоднократно указывалось на необходимость исключения из п. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ указания на «предусмотренность» преступлений пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ в силу того, что ни одной статьей или пунктом статьи Общей части УК РФ не может предусмотрено преступление [8; 9]. Однако законодатель так и не внял доводам представителей научного сообщества по устранению выявленного недостатка.

По нашему мнению, к преступлениям экстремистской направленности следует относить лишь те, в которых мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы закреплен законодателем в диспозиции в качестве конструктивного признака основного состава либо в качестве квалифицирующего.

Что касается необоснованного сужения группы преступлений экстремистской направленности, то по состоянию на сегодняшний день, исходя из буквального толкования примечания 2 к ст. 282.1 УК РФ в привязке к конструктивному признаку «мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», за рамками системы преступлений экстремистской направленности остается достаточно большой массив общественно опасных деяний, в которых он не фигурирует как обязательный, но именно эти деяния и создают условия для совершения в последующем преступлений экстремистской направленности [9]. К таковым следует относить: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

Однако на этом, на наш взгляд, не следует ограничивать перечень преступлений экстремистской направленности. Учитывая взаимосвязь норм различных нормативных правовых актов между собой, очерчивая круг преступлений экстремистской направленности, следует обратиться к ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [10], где перечислены проявления экстремист-кой деятельности (экстремизма). Так, в качестве проявления экстремизма (экстремистской деятельности) следует рассматривать насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. На основании этого в систему преступлений экстремистской направленности весьма логично вписываются следующие составы преступлений: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ); вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ); публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).

Указание в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на «публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность» как проявление экстремизма дает все основания, с учетом положений примечания 2 к ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» УК РФ, причислять к преступления экстремистской направленности следующие преступления: террористический акт (ст. 205 УК РФ); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2 УК РФ); прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ); организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ); организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ); несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ); захват заложника (ст. 206 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ); хищение либо вымогательство ядерных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (360 УК РФ);акт международного терроризма (ст. 361 УК РФ).

В.А. Петрянин в качестве идентификационных критериев преступлений экстремистской направленности выделяет мотив (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы) и объект (общественные отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования конституционного строя, сохранности мира и безопасности человечества). Представленная им система преступлений экстремистской направленности выглядит следующим образом:

1) преступления, причиняющие вред общественным отношениям, обеспечивающим охрану общественной безопасности России (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 207, 212 УК РФ);

2) деяния, посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование конституционного строя Российской Федерации (ст. 239, 277, 278, 279, 280, 280.1,281, 282, 282.1, 282.2, 282.3, УК РФ);

3) деяния, наносящие ущерб общественным отношениям, устанавливающим легитимные условия сохранения мира и безопасности человечества(ст. 354.1, 357, 360 УК РФ) [11].

Обобщая существующие доктринальные подходы в определении системы преступлений экстремистской направленности, представляется целесообразным в примечании 2 к ст. 282.1 УК РФзакрепить исчерпывающий перечень преступлений экстремистской направленности. В связи с чем внести изменения в п. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ: после слов «в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные...» изложить в следующей редакции: «в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "е" части второй статьи 112, пунктом "б" части второй статьи 115, статьей 116, пунктом "з" части второй статьи 117, частью второй статьи 119, статьей 136, частью четвертой статьи 150, статьями 205 -205.5, 206, 208, 211, 212, пунктом "б" части первой и частью второй статьи 213, частью второй статьи 214, статьей 220, статьей 221, статьей 239, пунктом "б" части второй статьи 244, статьями 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 354.1, 357, 360, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Список литературы:

[1] Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 г. № Пр2753-) // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс ».

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по делам экстремистской направленности» // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 19.02.2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Юдичева С.А. Уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества и участие в нем: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2014. С. 104.

[6] Рыжов Р.С., Копнин И.С. Преступная группа лиц как конструктивный признак состава преступления // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 125 - 129.

[7] Саркисов Д.Н. Уголовно-правовое средство противодействия экстремистской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2010. С. 13.

[8] Егорова Н.А. Некоторые проблемы правовой регламентации ответственности за преступления экстремистской направленности // Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями экстремистской направленности: всеросс. науч.-практ. конф., 27 ноября 2009 г.: материалы конф. / редкол. П.В. Анисимов и др. Волгоград: ВА МВД России, 2010. С. 11.

[9] Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательства, теории и практики: монография. М.: МЮИ, 2010. -17 с.

[10] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-Ф3 (в ред. от 23.11.2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс ».

[11] Петрянин А.В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 12. - С.501.

Spisok literatury:

[1] Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Preziden-tom RF 28.11.2014 g. № Pr-2753) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 28 iyunya 2011 g. № 11 «O sudebnoj prak-tike po delam ekstremistskoj napravlennosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (v red. ot 19.02.2018 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[5] Yudicheva S.A. Ugolovnaya otvetstven-nost' za organizaciyu ekstremistskogo soobsh-chestva i uchastie v nem: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 2014. S. 104.

[6] Ryzhov R.S., Kopnin I.S. Prestupnaya gruppa lic kak konstruktivnyj priznak sostava prestupleniya // Chelovek: prestuplenie i nakaza-nie. 2014. № 3. S. 125 - 129.

[7] Sarkisov D.N. Ugolovno-pravovoe sred-stvo protivodejstviya ekstremistskoj deyatel'no-sti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 2010. S. 13.

[8] Egorova N.A. Nekotorye problemy pravovoj reglamentacii otvetstvennosti za prestu-pleniya ekstremistskoj napravlennosti // Ugolov-no-pravovye i kriminologicheskie problemy bor'by s prestupleniyami ekstremistskoj napravlennosti: vseross. nauch.-prakt. konf., 27 noyabrya 2009 g.: materialy konf. / redkol. P.V. Anisimov i dr. Vol-go-grad: VA MVD Rossii, 2010. S. 11.

[9] Borisov S.V. Prestupleniya ekstrem-istskoj napravlennosti: problemy zakonoda-tel'-stva, teorii i praktiki: monografiya. M.: MYul, 2010. -17 s.

[10] Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ (v red. ot 23.11.2015 g.) «O protivo-dejst-vii ekstremistskoj deyatebnosti» // SPS « Konsul>tantPlyus ».

[11] Petryanin A.V. Protivodejstvie prestupleniyam ekstremistskoj napravlennosti: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014. S. 12. - S. 501.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.