Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Экстремизм и молодежная политика
Исследованы проблемные вопросы молодежной политики. Выявлены детерминанты экстремизма молодежной среды. Обоснованы пути решения имеющихся проблем в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: экстремизм, общественная жизнь, экстремистская деятельность, молодежный экстремизм, идеология, молодежная политика.
A.A. Zatolokin, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@ rambler.ru
Extremism and youth policy
Investigated problematic issues of youth policy. Identified determinants of extremism in the youth environment. Justified solutions to existing problems in this sphere.
Key words: extremism, social life, extremist activity, youth extremism, ideology, youth policy.
Слово «экстремизм» изначально использовалось в отношении математических функций, изображенных, помимо формул, еще и в графическом виде, когда функция проходит крайние (экстремальные) точки и приобретает значения max и min. Переложение этого математического выражения на общественно-политическую жизнь, на борьбу «за место под солнцем» главным образом означает использование крайних, радикальных методов такой борьбы, исключающих иные цивилизованные, ненасильственные формы, в том числе и парламентскую форму.
В практической жизни общества возможны различные виды общественной и политической борьбы. Вспомнив недавнюю историю, мы можем отметить следующие виды общественно-политических движений:
борьбу за восьмичасовой рабочий день; борьбу за права негров; борьбу за права женщин; борьбу студентов за свои права; борьбу против колониализма и неоколониализма и т.д.
Все перечисленные общественные тенденции могут быть реализованы различными методами, в том числе обсуждением имеющихся проблем в СМИ; вынесением на голосование в парламенте определенного государства или же на Ассамблее ООН; проведением мирных манифестаций, шествий и прочих общественных мероприятий.
Но экстремисты не хотят и не могут ограничиваться такими методами, считая их неэффективными.
Экстремизм может проявляться и на бытовом уровне, о чем нами уже упоминалось в предыдущих работах [1]. Проявлением экстремизма в общении, будь то рабочий коллектив или студенческая среда, может служить не замечание коллеге или товарищу «Ты не прав», а применение физической силы, тем более причинение смерти при отстаивании своих интересов, своей точки зрения. И именно такие, крайние, экстремальные действия будут являться экстремизмом.
Однако зачастую правоприменительная практика складывается таким образом, что экстремистские действия на бытовом уровне квалифицируются как хулиганство (ст. 213 УК РФ); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ); причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) и др.
Понятие экстремизма рассматривается, как правило, применительно к организациям, публикуемым в печати материалам, действиям соответствующих объединений. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» дает определение экстремистской деятельности, экстремистской организации и экстремистских материалов.
Угрозы экстремистского характера несут особую опасность, поэтому противодействие
188
экстремизму является одним из ведущих направлений государственной правоохранительной деятельности, что нашло отражение на самом высоком уровне, в нормативных правовых актах и иных документах, а также в выступлениях высших должностных лиц. В частности, при обращении к Федеральному собранию РФ Президент России В.В. Путин произнес следующие слова: «Важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе, -это межэтнические отношения... Это своего рода аморальный интернационал... разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы» [2].
Особую опасность для государства и общества представляет так называемый молодежный экстремизм. Молодежная среда является наиболее уязвимой частью общества, т.к. в период взросления молодого человека, при переходе его от детства к взрослой жизни, перед ним встает целый ряд трудно решаемых задач:
получение образования; трудоустройство; адаптация в социуме; получение (приобретение) жилья; выбор определенных ценностных ориентиров и приоритетов, в том числе накопление интеллектуального и (или) материального капитала;
выбор идеологии, или, иными словами, становление как личности через определение вектора саморазвития.
Краткий ретроспективный анализ общественной жизни нашего государства с большой долей уверенности дает основание утверждать, что главным вектором развития советской молодежи была коммунистическая идеология, причем на всех этапах становления личности: октябренок - пионер - комсомолец - член коммунистической партии. Молодежная политика Советского государства реализовывалась главным образом через комсомол, направляя энергию молодежи на решение государственных, первоочередных задач, в числе которых были: ликвидация неграмотности; коллективизация села; комсомольские стройки; защита Родины; послевоенное восстановление разрушенного хозяйства; целина и многое другое.
Нельзя сказать, что в современной России не предпринимались попытки транспозицио-
нировать положительный опыт комсомола на реалии действительности. Вызывает интерес статья Л.В. Карнаушенко «Государственная молодежная политика как инструмент противодействия тенденциям деформации правосознания российской молодежи» [3], в которой автор исследует промежуток времени 1990-2000-х гг. в ключе деформации правосознания российской молодежи и приходит к выводу о противоречивости государственной молодежной политики. Следует заметить, что в нашей стране с момента принятия в 1991 г. Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» до настоящего времени нет единого закона, регулирующего рассматриваемую сферу общественных отношений. Частично проблема решается за счет принятия региональных законов о молодежной политике (Бурятия, Кабардино-Балкария, Московская область, Мордовия, Татарстан, Ставропольский край и др.), однако этого недостаточно. Действовавшая до настоящего времени «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2006 г., также не снимает остроту вопроса ввиду невозможности выработки общенациональной стратегии молодежной политики, первопричиной чего является отсутствие официальной идеологии нашего государства, что закреплено в Конституции РФ.
Постоянные реформы школьного и высшего образования, ведущие к нивелированию значения фундаментальных знаний, приводят к получению поверхностных познаний основной массой учащейся молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие осязаемых ориентиров в жизни приводит к идеологическим метаниям молодежи, поиску своего, индивидуального пути в жизни. Такая ситуация создает благоприятную почву для деятельности всяческих экстремистских идеологов, эмиссаров, вербовщиков, адептов сект.
Решение проблем экстремизма в молодежной среде зависит от множества факторов, среди которых и социальные, и культурные, и воспитательные, и полицейские, а также прочие, поэтому априори не может быть одного простого решения. Однако необходимо иметь четкое представление о путях решения данной проблемы, которая должна решаться комплексно, при системном подходе. Пути борь-
189
бы с проявлениями столь неблагоприятных тенденций очевидны и сводятся к следующим обязательным действиям:
выработка общегосударственной молодежной политики;
вовлечение молодежи в решение важнейших государственных задач;
создание рабочих мест для трудоустройства молодежи;
развитие творческого потенциала молодых людей;
вовлечение в занятие искусством и спортом; профилактика правонарушений. Комплексная реализация данных мер позволит решить проблему экстремизма в молодежной среде, что кратно повысит уровень национальной безопасности Российской Федерации.
1. Затолокин А.А. Экстремизм как социальная болезнь // Общество и право. 2014. № 3(49).
2. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 дек. 2013 г. // Информ. бюл. о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2014. № 1.
3. Карнаушенко Л. В. Государственная молодежная политика как инструмент противодействия тенденциям деформации правосознания российской молодежи // Общество и право. 2015. № 1(51).
1. Zatolokin A.A. Extremism as a social disease // Society and law. 2014. № 3(49).
2. Message from the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly d.d. Dec. 12, 2013 // Newsletter on regulatory, methodical and standard design documentation. 2014. № 1.
3. Karnaushenko L.V. The state youth policy as a means to counter the trends of deformation of legal consciousness of Russian youth // Society and law. 2015. № 1(51).
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Затолокин А. А. Административно-правовые средства противодействия экстремизму : учеб. пособие / А. А. Затолокин. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 104 с.
В настоящей работе проведен комплексный анализ социально опасных явлений - экстремизма и терроризма, дано авторское определение понятия «терроризм». Исследован международный опыт деятельности правоохранительных органов в данном направлении. Обоснованы наиболее эффективные средства (административно-правовые), реализуемые полицией в повседневной работе, направленные на предотвращение экстремизма и терроризма.
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России и практических сотрудников правоохранительных органов.
190