Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Рассмотрение вопросов противодействия экстремизму при обучении сотрудников полиции
Автор предлагает интегрировать изучение мер противодействия экстремизму в образовательную деятельность при подготовке сотрудников ГИБДД. Делает акцент на важности консолидации усилий различных служб полиции в данном направлении деятельности.
Ключевые слова: экстремизм, меры противодействия, образовательный центр, профиль подготовки, педагогический эффект, цели образовательной деятельности.
A.A. Zatolokin, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Consideration of questions of counteraction to extremism during training police officers The author suggests to integrate studying of measures of counteraction to extremism into educational activity when training staff of traffic police. Places emphasis on importance of consolidation of efforts of various services of police in this direction of activity.
Key words: extremism, measures of counteraction, education center, program, pedagogical effect, aims of the educational activities.
Президент РФ, выступая на заседании Совета безопасности 21 ноября 2014 г., произнес следующие слова: «Думаю, никому не надо доказывать, насколько опасна сама природа экстремизма, насколько разрушительна его идеология, идеология нетерпимости, разжигания ненависти, вражды...» [1]. В своем выступлении В.В. Путин акцентировал внимание на том, что невозможно побороть проявления экстремизма и терроризма лишь специализированными структурами, и отметил, что «в этой многоплановой, сложной работе должны активно участвовать и другие заинтересованные министерства, все уровни власти, системы образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации и представители традиционных религий России».
В своей статье С.В. Лавров акцентирует внимание на новых вызовах и угрозах, с которыми сталкивается Россия и все мировое сообщество. Одной из ключевых характеристик современного этапа мирового развития министр иностранных дел РФ называет радикализацию общественных настроений, провоцирующую религиозный экстремизм и этноконфессио-
нальные антагонизмы [2, с. 46], что крайне актуально для многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации. Южные регионы России наиболее насыщены представителями различных народностей и религий, вследствие чего являются притягательной целью внешних интервентов, осуществляющих пропаганду межнациональной, межконфессиональной ненависти, вражды и нетерпимости.
Краснодарский университет МВД России (далее по тексту - Университет) является высшим образовательным учреждением, в котором обучаются представители преимущественно Южного и Северо-Кавказского регионов нашей страны. Этим и обусловлена специфика его деятельности. В соответствии с ведомственными нормативными правовыми документами Университет является научным, учебно-методическим и образовательным центром подготовки сотрудников полиции для оперативных подразделений, занимающихся противодействием экстремизму и терроризму. Важность осуществления работы профессорско-преподавательского состава Университета в данном направлении
94
вызвана, кроме специфики вуза, еще и его географическим расположением.
Университет находится на территории, которую боевики террористической организации «Имарат Кавказ» объявили исламским государством с административным центром Джохар-Шент Къалэ (г. Ставрополь). Поэтому целью Университета является не только подготовка высококвалифицированных профессионалов для подразделений полиции, но и сохранение межнационального мира в регионе.
Кафедра административной деятельности и организации деятельности ГИБДД (далее по тексту - Кафедра), не являясь профильной для специализаций «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» и «Деятельность специальных подразделений органов внутренних дел», в образовательном процессе обязательно учитывает специфику вуза. Так, в качестве одного из примеров проецирования антагонистичных экстремизму мер на образовательную деятельность Кафедры можно назвать интегрирование вопросов противодействия экстремизму в дисциплину «Технический надзор и регистрационно-экзаменационная деятельность» (очная форма обучения, 10 семестр (узкая специализация - «Сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения»)) и курс повышения квалификации старших госинспекторов (инспекторов) РЭП, осуществляющих регистрационную деятельность. На первый, поверхностный взгляд, подразделения МРЭО ГИБДД не имеют ресурсов, реализация которых позволит вести борьбу с экстремизмом. Борьбой с экстремизмом должны заниматься только те структуры, в обязанности которых входят соответствующие пункты, а именно ГУПЭ МВД России и ФСБ РФ. Однако является общепризнанным факт, что лишь силами специализированных подразделений невозможно переломить сложившуюся ситуацию (поджоги православных церквей в Татарстане, взрывы в Волгограде, непрекращающиеся теракты в СевероКавказском регионе нашей страны), реалии современной действительности требуют вовлечения в борьбу с экстремизмом абсолютно всех членов гражданского общества, тем более представителей всех без исключения служб полиции.
На занятиях обучаемые знакомятся с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», в котором выделяются два основных направления противодействия экстремистской деятельности:
принятие профилактических мер;
выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.
При сопоставлении данных направлений противодействия экстремизму с положениями пп. 16 и 17 ст. 12 Федерального закона «О полиции» (принимать меры предупреждения, выявления и пресечения экстремистской деятельности; участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму) можно выделить следующие формы противодействия экстремизму сотрудниками МРЭО ГИБДД:
1) пропагандистско-воспитательные (использование баннеров, слайдов и телеаппаратуры);
2) административно-юрисдикционные (выявление при осмотре транспортных средств с экстремистской атрибутикой);
3) информационно-поисковые (проверка по розыскным базам данных) [3, с. 69].
Навыками и умениями по их отработке слушатели овладевают в рамках занятий на полигоне МРЭО, входящем в учебно-полигонный комплекс подготовки сотрудников для подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.
На Кафедре, кроме того, имеется возможность отработки практических вопросов, которые связаны:
с осмотром, досмотром транспортных средств на предмет обнаружения предметов, запрещенных и ограниченных в гражданском обороте;
осмотром, досмотром водителей и пассажиров транспортных средств при проведении оперативных мероприятий;
проведением поквартирного обхода;
выявлением распространения листовок экстремистского содержания; также рассматривается обширный круг вопросов, связанных с обучением нарядов дежурных частей, ППСП, ОУУП и ДН, которые в своей деятельности реализуют антиэкстремистские меры.
Таким образом, следует отметить, что Кафедра, внедряя в процесс обучения сотрудников ГИБДД вопросы, связанные с противодействием экстремизму, достигает сразу нескольких целей.
В первую очередь это образовательная цель. Еще раз останавливаясь на географическом расположении вуза и регионов, направляющих слушателей на обучение (Северный Кавказ), необходимо отметить, что именно выпускники Университета имеют потенциальную возмож-
95
ность столкнуться с агрессией террористов, направленной на Россию, как внешней (Исламское государство), так и внутренней (Имарат Кавказ). И от грамотных, компетентных превентивных (!) мер, реализуемых в своей деятельности сотрудниками полиции, зависит национальная безопасность народов России и сама государственность Российской Федерации.
Вторая, однако не менее важная цель - воспитательная. Педагогический эффект пропаганды недопущения межрелигиозной и межрасовой ненависти, нетерпимости, направ-
ленной на молодое сознание, представляет возможность привить обучаемым стойкое неприятие экстремистской деятельности, активную позицию в отстаивании своих взглядов и убеждений.
Позитивные сдвиги в снижении проявлений экстремизма напрямую зависят от должной реализации антиэкстремистского законодательства и функционирования эффективной системы противодействия экстремизму в Российской Федерации, ключевым звеном которого является полиция.
1. URL: http://www.kremlin.ru/by-keyword/78
2. Лавров С. В. Участие России в международном антитеррористическом сотрудничестве // Вестн. Национального антитеррористического комитета. 2014. № 1(10). С. 46-54.
3. Затолокин А. А. К вопросу о противодействии экстремизму силами регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД // Вестн. Краснодар.ун-та МВД России. 2014. № 2(24). С. 67-70.
1. URL: http://www.kremlin.ru/by-keyword/78
2. Lavrov S. V. Russia's participation in international anti-terrorist cooperation // Herald of the National antiterrorism committee. 2014. № 1(10). P. 46-54.
3. Zatolokin A.A. To the issue about combating extremism by registration and examination departments of traffic police // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2014. № 2(24). P. 67-70.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
щ
Краснодарский университет МВД России
Д. Н. Лозовский
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОЙ ГРУППОЙ
Краснедар
2015
Лозовский Д. Н. Расследование преступлений, совершенных организованной преступной группой / Д. Н. Лозовский. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. - 214 с.
В монографии рассмотрены теоретические основы современного криминалистического учения о методах расследования преступлений: сформулировано понятие метода в широком общенаучном смысле, представлена классификация методов расследования, раскрыты особенности применения в следственной практике отдельных методов в процессе расследования преступлений, совершенных организованной преступной группой.
Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и практических работников правоохранительных органов.
96