Научная статья на тему 'К вопросу о противодействии экстремизму силами регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД'

К вопросу о противодействии экстремизму силами регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / НАЦИСТСКАЯ АТРИБУТИКА / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / EXTREMISM / PREVENTION OF EXTREMIST ACTIVITY / VEHICLE INSPECTION / NAZI PARAPHERNALIA / ALGORITHM OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

В статье обосновывается целесообразность использования возможностей регистрационноэкзаменационных отделов ГИБДД в сфере противодействия экстремизму. Автор предлагает внести соответствующие изменения в нормативные документы, регламентирующие повседневную деятельность регистрационно-экзаменационных отделов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue about combating extremism by registration and examination departments of traffic police

The article substantiates the expediency of use of opportunities of registration and examination departments of traffic police in the sphere of combating extremism. The author proposes to introduce changes in the normative documents regulating the daily activities of registration and examination departments.

Текст научной работы на тему «К вопросу о противодействии экстремизму силами регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД»

Затолокин Александр Александрович

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: zatolokin09@rambler.ru)

К вопросу о противодействии экстремизму силами регистрационно-экзаменационных

подразделений ГИБДД

В статье обосновывается целесообразность использования возможностей регистрационно-экзаменационных отделов ГИБДД в сфере противодействия экстремизму. Автор предлагает внести соответствующие изменения в нормативные документы, регламентирующие повседневную деятельность регистрационно-экзаменационных отделов.

Ключевые слова: экстремизм, предупреждение экстремистской деятельности, осмотр транспортного средства, нацистская атрибутика, алгоритм действий.

A.A. Zatolokin, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@rambler.ru

To the issue about combating extremism by registration and examination departments of traffic police

The article substantiates the expediency of use of opportunities of registration and examination departments of traffic police in the sphere of combating extremism. The author proposes to introduce changes in the normative documents regulating the daily activities of registration and examination departments.

Key words: extremism, prevention of extremist activity, vehicle inspection, Nazi paraphernalia, algorithm of actions.

Деятельность по противодействию экстремизму принято рассматривать как функциональные обязанности специализированных силовых структур МВД и ФСБ России, перечень средств борьбы с экстремизмом данных подразделений велик. Согласно действующему законодательству в число возлагаемых на полицию обязанностей входят:

принятие в соответствии с федеральным законом мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов [1].

Кроме того, одним из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности является борьба с терроризмом [2]. В целях реализации обязанностей по противодействию экстремизму и терроризму силовым структурам предоставлены обширные права:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

проводить оперативно-розыскные мероприятия; доставлять граждан;

осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств;

останавливать транспортные средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов;

67

задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами и др. [1].

В дополнение к уже имеющимся полномочиям сотрудников ФСБ принимаются антитеррористические нормы, расширяющие права на проведение личного досмотра граждан и досмотра транспорта [3]. Оба силовых блока - как МВД, так и ФСБ РФ - имеют специализированные подразделения, занимающиеся деятельностью по противодействию экстремизму и терроризму. В полиции данные функции возложены на Главное управление по противодействию экстремизму (ГУПЭ МВД России).

Однако общеизвестно, что только лишь силами специализированных подразделений невозможно переломить сложившуюся ситуацию. Реалии современной действительности, в числе которых поджоги православных церквей в Татарстане, взрывы в Волгограде, непрекращающиеся теракты в Северо-Кавказском регионе нашей страны, приводят к мысли о необходимости включения в борьбу с террором абсолютно всего гражданского общества. Научные исследования проблем экстремизма позволяют сделать вывод о необходимости исследований, направленных не только на сбор эмпирической информации по проблеме экстремизма, но и на внедрение инноваций [4, с. 258]. Принимая за аксиому факт необходимости включения в данную борьбу всех без исключения государственных органов, рассмотрим деятельность межрайонных регистраци-онно-экзаменационных отделов ГИБДД в части противодействия экстремистской деятельности.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» выделяет два основных направления противодействия экстремистской деятельности:

«принятие профилактических мер...»;

«выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности» [5].

МРЭО ГИБДД, на наш взгляд, вполне могут и обязаны осуществлять деятельность по обозначенным Законом направлениям. В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [6] (далее - регламент МРЭО) в зале приема посетителей МРЭО, в доступном месте размещаются стенды с информацией о порядке совершения административных процедур (действий), режиме работы, перечне нормативных правовых актов, документов и т.д. Между тем, по официальным данным

ГУОБДД, число граждан, получивших водительские удостоверения на право управления транспортными средствами в течение года, составляет 2313653 человека, а количество зарегистрированного за этот же период транспорта равняется 50512132 [7]. Таким образом, суммируя данные цифры, получаем, что в подразделения МРЭО ГИБДД за год обращается свыше 50 млн человек. Довольно внушительная аудитория для распространения пропаганды мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Тем не менее, это воздействие в настоящее время не оказывается. Таким образом, считаем необходимым внести изменения в п. 3.3 регламента МРЭО, дополнив его абзацем следующего содержания: «наглядные брошюры воспитательного характера (и/или иные пропагандистские материалы), направленные на предупреждение экстремистской деятельности».

Следующее направление противодействия экстремистской деятельности, которое, на наш взгляд, должно иметь непосредственное отражение в функционале сотрудников МРЭО ГИБДД, - выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности. Сотрудники МРЭО по своим должностным обязанностям осуществляют осмотр транспортных средств, представленных для совершения административных процедур (пп. 39, 40, 41 регламента МРЭО). Данный осмотр производится в целях выявления «соответствия идентификационной маркировки с представленными документами на транспортное средство, а также для проверки ее подлинности.» и «соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и сведениям, указанным в представленных документах». В то же время возникает вопрос, откуда берутся на наших дорогах машины с фашистскими символами? Ведь они проходят процедуру осмотра в МРЭО ГИБДД, но, к сожалению, инспекторы лишь проверяют идентификационные номера и соответствие конструкции. Что же считать фашистской символикой? Согласно ст. 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [8] в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещены пропаганда и публич-

68

ное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Нацистская символика представляет собой символику, использовавшуюся Национал-социалистической немецкой рабочей партией [9]. Следовательно, если в ходе осмотра транспортного средства, представленного в МРЭО, инспектор обнаружит нацистскую символику на автомобиле, то в соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона «О полиции» обязан пресечь административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ. Вышесказанное обусловливает предложение по внесению изменений в п. 41 регламента МРЭО в части дополнения его после слов «а также для проверки ее подлинности» предложением «и пресечения возможных административных правонарушений и преступлений».

Следующее направление противодействия экстремизму функционалом МРЭО ГИБДД осуществляется путем проверки лиц и транспортных средств по различным полицейским учетам. Хотя вызывает сомнение, что человек, находящийся в розыске, обратится за получением государственных услуг ГИБДД.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо заметить, что инспекторы МРЭО ГИБДД являются сотрудниками полиции со всем имеющимся арсеналом обязанностей (пресекать противоправные деяния, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупрежде-

1. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ.

2. О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ.

3. URL: http://www.rg.ru/2014/01/14/fsb-anons. html (дата обращения: 14.02.2014).

4. Кубякин Е.О. Глобализация как фактор изменения государственной молодежной политики, направленной на профилактику экстремизма // Общество и право. 2013. № 4(46).

5. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

6. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации авто-мототранспортных средств и прицепов к ним: приказ МВД России от 7 авг. 2013 г. № 605.

ние, выявление и пресечение экстремистской деятельности), прав (требовать прекращения противоправных действий, составлять протоколы об административных правонарушениях) и привилегий (гл. 6, 8, 9 Федерального закона «О полиции»), предоставленных им государством.

Таким образом, по мнению автора, необходимо выделить следующие направления противодействия экстремизму сотрудниками МРЭО ГИБДД:

1) пропагандистско-воспитательное (использование баннеров, слайдов и телеаппаратуры);

2) административно-юрисдикционное (выявление при осмотре транспортных средств с экстремистской атрибутикой);

3) информационно-поисковое (проверка по розыскным базам данных).

Учитывая повышенную террористическую активность, особое внимание должно уделяться антитеррористической составляющей в деятельности различных организаций [10, с. 89]. Функции сотрудников МРЭО не должны сводиться к функциям учетчиков и статистов. Необходимо использовать весь имеющийся перечень обязанностей полиции, направленных на предотвращение возможных угроз со стороны экстремистов. Таким образом, деятельность по противодействию экстремизму в настоящее время нуждается в консолидации усилий как государственных, общественных объединений, так и всего общества в целом. Только при расширении круга субъектов антиэкстремистской деятельности можно добиться успеха в борьбе с этим злом.

1. About police: fed. law of Febr. 7, 2011 № 3-FL.

2. On the Federal security service: fed. law of Apr. 3, 1995 № 40-FL.

3. URL: http://www.rg.ru/2014/01/14/fsb-anons. html (date of access: 14.02.2014).

4. Kubyakin E.O. Globalization as a factor of change of the state youth policy, aimed at preventing extremism // Society and law. 2013. № 4(46).

5. About counteraction to extremist activity: fed. law of July 25, 2002 № 114-FL.

6. On approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on granting of the state service for registration of motor vehicles and their trailers: order of the Ministry of the Interior of Russia of Aug. 7, 2013 № 605.

7. URL: http://www.gibdd.ru (date of access: 16.02.2014).

69

7. URL: http://Www.gibdd.ru (дата обращения: 16.02.2014).

8. Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 19411945 годов: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ.

9. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 16.02.2014).

10. Стронский Д. Д., Затолокин А. А. К вопросу о кооперации усилий мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом (организационно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты) // Расследование преступлений: теория и практика: информ. бюл. ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2004. Вып. 1-2.

8. On commemorating the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War of 1941-1945: fed. law of May 19, 1995 № 80-FL.

9. URL: http://ru.wikipedia.org (date of access: 16.02.2014).

10. Stronsky D.D., Zatolokin A.A. To the issue of cooperation of efforts of the world community in combating international terrorism (legal and criminal-procedural aspects) // Investigation of crimes: theory and practice: newsletter of the DSU at the Internal Affairs Department of the Krasnodar region. 2004. Iss. 1-2.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.