Научная статья на тему 'Некоторые вопросы административно-правового регулирования противодействия экстремизму в современной России'

Некоторые вопросы административно-правового регулирования противодействия экстремизму в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
805
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EXTREMISM / TERRORISM / EXTREMIST ACTIVITY / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / NATIONAL SECURITY / INTERNAL AFFAIRS BODIES / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / SECURITY / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агарков Олег Павлович, Осяк Валентина Владимировна, Понежина Людмила Юрьевна

В статье исследуются понятие и сущность экстремизма с точки зрения административно-правового аспекта, анализируются представленные в юридической литературе взгляды относительно понятий рассматриваемого института. Определены некоторые направления совершенствования административно-правовой деятельности в рамках исследуемого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агарков Олег Павлович, Осяк Валентина Владимировна, Понежина Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF COUNTERING EXTREMISM IN MODERN RUSSIA

The article investigates the concept and essence of extremism from the point of view of administrative and legal aspects, analyzes the different opinions related to the concepts of the institution. Some directions of improvement of administrative and legal activity within the considered phenomenon are defined.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы административно-правового регулирования противодействия экстремизму в современной России»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.326 : 342.9 ББК 67.401

© 2019 г. О. П. Агарков,

начальник ГУ МВД России по Ростовской области.

E-mail: oagarkov@mvd.ru

В. В. Осяк,

заместитель начальника кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности

Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

E-mail: vosya@ mvd.ru

Ë Ю. Понежина,

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России

кандидат юридических наук.

E-mail: ruimvdadmpravo@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье исследуются понятие и сущность экстремизма с точки зрения административно-правового аспекта, анализируются представленные в юридической литературе взгляды относительно понятий рассматриваемого института. Определены некоторые направления совершенствования административно-правовой деятельности в рамках исследуемого явления.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, экстремистская деятельность, административно-правовое регулирование, национальная безопасность, органы внутренних дел, охрана общественного порядка, безопасность.

O. P. Agarkov - head of the Main Headquarters of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Rostov region.

V. V. Osyak - deputy head of the department of criminalistics and operational-search activities of the Rostov Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law.

L. Yu. Ponezhina - associate professor of the Administrative Law Department of the Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law.

SOME ISSUES OFADMUNSTRAIIVE AND LEGAL REGULATION OF COUNTERING EXTREMISM

IN MODERN RUSSIA

The article investigates the concept and essence of extremism from the point of view of administrative and legal aspects, analyzes the different opinions related to the concepts of the institution. Some directions of improvement of administrative and legal activity within the considered phenomenon are defined.

Keywords: extremism, terrorism, extremist activity, administrative and legal regulation, national security, internal Affairs bodies, protection of public order, security.

Изменения в различных областях жизнедеятельности государства и общества способствовали возникновению экстремизма как повседневной реальности, которая захлестнула как общественную, так и политическую жизнь в России.

В настоящее время противодействие экстремизму признано одной из главных задач государства в рамках обеспечения как общественной, так и государственной безопасности. В этой связи в 2014 году была раз-

работана и утверждена Президентом Российской Федерации Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Положения Стратегии расширяют и дополняют нормы действующего законодательства. 31 декабря 2015 года также был утвержден Указ Президента Российской Федерации № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который в том числе называет в качестве угрозы государственной и общественной

безопасности различные проявления экстремизма и терроризма [1]. Данные деяния могут стать причиной дестабилизации обстановки на территории Российской Федерации.

Правонарушения экстремистской направленности - это противоправные деликты, которые угрожают в первую очередь основам конституционного строя и сочетают в себе элементы нарушения прав и свобод человека.

При этом необходимо обратить внимание на то, что нормативное правовое регулирование различных аспектов противодействия экстремистской деятельности в России требует определенной переработки.

Очевидно, что в Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета - под строгим контролем. Подобная строгость обусловлена в числе прочего обширным многонациональным и многоконфессиональным составом населения государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения страны [2, с. 4]. Противодействие экстремизму осуществляется на международном, федеральном, региональном и местном уровнях.

Исходя из анализа действующего законодательства, видится возможным сделать вывод о том, что экстремистская деятельность создает угрозу не только внутри государства, но и за его пределами, из чего следует необходимость международного сотрудничества в целях борьбы с проявлениями экстремистской направленности.

В международных документах, в том числе Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая вступила в силу в 2003 году, определено, что экстремизм - деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организацию в вышеуказанных целях незаконного вооруженного формирования и участия в нем [3].

В действующем федеральном законодательстве дефиниция экстремизма не раскрывает суть понятия. В то же время необходимо отметить, что в проводимых исследованиях нет единого понимания в определении

данной категории, не сформулировано единой позиции по сущностным характеристикам понятия. Эти аспекты усложняют практическое осуществление работы по административно-правовому противодействию экстремизму и экстремистской деятельности, в том числе со стороны территориальных органов МВД России. Большинство ученых аргументируют данный факт тем, что экстремизм - сложное социальное и политическое явление, в раскрытии понятия которого используются различные методологические подходы [4, с. 14-16].

Вместе с тем большинство исследователей согласны с тем, что экстремизм - это антигосударственная противоправная деятельность, выражающаяся в финансировании и распространении идей, направленных на возбуждение ненависти и подрыв как социальной сферы, так и политической системы общества насильственным путем. Таким образом, сущность экстремизма заключается в достижении целей путем агрессивных и незамедлительных действий [4, с. 15], а цель - свержение власти, установление нового правопорядка и т. д.

В России основу нормативного правового регулирования противодействия данному явлению составляет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - ФЗ № 114-ФЗ) [5].

В законе ставится знак равенства между экстремизмом и экстремистской деятельностью, при этом дается список определенных вариантов деликтов, которые закреплены в качестве форм и совершение которых запрещено различными законодательными актами, что также усложняет реализацию борьбы на практике.

В статье 1 ФЗ № 114-ФЗ перечислены действия, подпадающие под понятие «экстремизм» (экстремистская деятельность):

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.

Проведенный анализ норм федерального закона показывает, что в данном нормативном правовом акте раскрыты способы совершения экстремистской деятельности и основные характерные черты, свойственные экстремизму, но перечень действий регулируется различными отраслями права. При этом значительная часть перечисленных действий относится к административно-правовому регулированию.

В соответствии с п. 16 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» территориальные органы МВД России обязаны принимать в соответствии с Федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан [6].

Указанные меры подразделяются на две группы: меры, носящие только административно-правовой характер (проведение профилактических мероприятий, направленных на недопущение деликтов и устранение причин и условий, способствующих их совершению); меры, сочетающие в себе как административно-правовой, так и уголовно-правовой аспект (выявление, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма) [5].

В административном законодательстве можно отметить несколько статей, которые раскрывают составы экстремистских деяний, расположенных в различных главах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). При этом данные деликты направлены на общественные отношения в различных отраслях, в том числе на правопорядок. Вместе с тем

должностные лица органов внутренних дел имеют право составлять протоколы только по нескольким из них: ч. 2 и 5 ст. 13.15, 20.2, 20.3, 20.28 и 20.29 КоАП РФ [7].

Остановимся на ст. 20.3 КоАП РФ. В данной статье объект правонарушения - общественный порядок. Объективная сторона отражает действия, выражающиеся в осуществлении пропаганды либо публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещено федеральными законами.

При этом законодательно не установлено, по каким критериям определяется степень смешения, что затрудняет на практике процесс установления самого факта смешения.

Еще одной статьей, входящей в компетенцию полиции, является ст. 20.2 КоАП РФ, в ч. 5 которой предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного законом порядка. В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, файе-ры и т. д. Нарушение правил участия в массовом мероприятии влечет наложение штрафа до 20 тысяч рублей либо назначение наказания в виде обязательных работ (до 40 часов).

Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровое наказание, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан причинен вред. В этом случае размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ - 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.

Поведение участников любого публичного мероприятия - митинга, шествия, пикетирования - регламентировано законом. Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [8] (далее - ФЗ № 54-ФЗ) запрещает участнику:

- скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;

- хранить и носить при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: любое оружие, колющие и режущие предметы, взрывопожароопасные вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, пиротехнические изделия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы (согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ № 54-ФЗ);

- хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;

- находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;

- совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);

- причинять вред имуществу или личности.

На наш взгляд, рассмотрение элементов правонарушений экстремистской направленности важно для противодействия и выработки эффективных мер борьбы с данным феноменом.

«В последнее время в нашей стране растет число экстремистских преступлений, большая часть которых совершается молодыми людьми», - заявил секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев 15 мая 2018 года на совещании, посвященном вопросам борьбы с деструктивной идеологией в молодежной среде. «Сохраняется устойчивая тенденция роста преступлений экстремистской направленности, основная часть которых совершена молодыми людьми, в том числе несовершеннолетними», - сообщил секретарь Совета Безопасности Российской Федерации. «Выявлено около двух тысяч участников молодежных объединений деструктивной направленности» [9], - привел Николай Патрушев данные по региону Поволжья. Также секретарь Совета Безопасности Российской Федерации отметил сложную ситуацию с профилактикой распространения деструктивных идеологий среди молодежи.

Так, в январе 2018 года Генеральная прокуратура Российской Федерации на сайте портала правовой статистики опубликовала данные о преступлениях экстремистской и террористической направленности, согласно которым число зарегистрированных престу-

плений экстремистской направленности, по сравнению с 2016 годом, выросло и составило 1 521 (в 2016 году их было зарегистрировано 1 450). Большинство таких преступлений выявлено в Дагестане - 87, далее следуют Москва -78, Свердловская и Московская области - по 62, в Крыму выявлено 26, в Севастополе - 10.

В 2017 году было выявлено 972 «экстремиста». Наибольшее количество в Москве и Московской области - 48 и 47, в Красноярском крае - 44, в Татарстане и Дагестане выявлено по 28 лиц, причастных к экстремистским преступлениям, в Челябинской области - 26.

Не обошли стороной такие противоправные деяния и Ростовскую область.

В 2018 году на территории области зарегистрировано 51 преступление экстремистской и террористической направленности (в 2017 году - 47), из них: 30 - экстремистского (в 2017 году - 22), 21 - террористического характера (в 2017 году - 25).

Окончено производством 28 уголовных дел данной категории (в 2017 году - 20), из них 7 - террористической направленности (в 2017 году - 3), по которым к уголовной ответственности привлечено 23 лица.

За прямую пропаганду в сети Интернет привлечено к уголовной ответственности 12 лиц, при этом лиц, осужденных к лишению свободы, - 9, что подтверждает их реальную пропагандистскую роль по разжиганию вражды среди населения региона.

В результате реализации комплекса оперативно-розыскных мероприятий пресечено 2 факта осуществления публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности со стороны радикально настроенных лиц, задокументировано 10 фактов оправдания терроризма и распространения экстремистской идеологии в сети Интернет, к уголовной ответственности привлечены 3 лица, принимавших участие в незаконных вооруженных формированиях (далее - НВФ) на территории Сирийской Арабской Республики.

Из незаконного оборота в течение отчетного периода у радикалов изъято свыше 6 килограммов взрывчатых веществ в тротиловом эквиваленте и более десяти единиц оружия и боеприпасов к нему [10].

В рамках исполнения указания МВД России в течение 2018 года проведен комплекс оперативно-розыскных и профилактических

мероприятий в отношении 207 лиц, состоящих на оперативно-профилактических учетах в территориальных органах МВД России на региональном уровне, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, по категории «экстремист», «ваххабит», «участник НВФ» и прибывших в Ростовскую область для прохождения медицинского лечения и трудоустройства [10].

Осуществлен комплекс оперативно-розыскных мероприятий по целенаправленному сбору 9 материалов о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации в отношении 6 граждан Республики Таджикистан, по которым руководством МВД России уже приняты соответствующие решения.

Выявлено 28 фактов организации незаконной миграции посредством предоставления выходцам из Средней Азии и Северного Кавказа жилых помещений для их фиктивной регистрации (ст. 322.2 УК РФ - 9, ст. 322.3 УК РФ - 19) [10].

В течение 2018 года зафиксировано 14 протестных акций (5 - несогласованных) (в 2017 году - 62; 5 - несогласованных).

Всего в 2018 году в отношении наиболее активных представителей деструктивных сил, способных организовать и провести стихийные протестные митинги, в том числе с блокированием объектов транспортной инфраструктуры, составлен 21 административный протокол, предусмотренный ст. 20. 2 КоАП РФ (в 2017 году - 52 протокола) [10].

Исходя из анализа состояния оперативной обстановки, в целях дальнейшего повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Ростовской области, обеспечения общественного порядка и безопасности, усиления борьбы с преступностью, недопущения на-

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.ccnsultant.ru.

2. Долгополов П. С. Экстремизм: понятие и меры по противодействию. URL: http:// www. сошиКа^.га.

3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вступившая в силу 29 марта 2003 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 24. Ст. 2446.

4. Ищенко С. А. Административно-право-

рушений учетно-регистрационной дисциплины, с учетом результатов оперативно-служебной деятельности по итогам 2018 года и руководствуясь требованиями приказов и распоряжений Министра внутренних дел Российской Федерации, необходимо сосредоточить усилия на выполнении следующих задач: продолжить реализацию комплекса оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности лидеров и активных участников радикальных организаций, объединений, движений и групп, занимающихся распространением экстремистской идеологии, особенно в молодежной среде [10].

Экстремизм - актуальная проблема современного российского общества, обусловливающая поиск действенных технологий профилактики данного негативного явления.

Только при наличии разработанного целостного комплекса превентивных мер в тесном сотрудничестве с государственными учреждениями, частным сектором и общественными организациями может быть эффективной деятельность по предупреждению молодежного экстремизма. Актуальной формой взаимодействия вышеперечисленных структур является социальное партнерство, выступающее в качестве антиэкстремистской идеологической основы. По словам В. В. Путина, «...без партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного гражданского общества...» [10]. Рассмотрение вопросов, связанных с общей характеристикой явления экстремизма, исследование его форм, видов и причин имеют огромное значение как в деятельности органов государственной власти, так и МВД России.

Bibliography

1. The decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 № 683 «On the strategy of national security of the Russian Federation». URL: http://www.ccnsultant.ru.

2. Dolgopolov P. S. Extremism: concept and measures to counteract. URL: http://www. cоnsultant.ru.

3. Shanghai сonvention against terrorism, separatism and extremism, which entered into force on 29 March 2003. 2001. №. 24. St. 2446.

4. Ischenko S. A. Administrative-legal and other aspects of extremism in modern society (history,

вые и другие аспекты экстремизма в современном обществе (история, становление и развитие) // Административное право и процесс. 2018. № 5.

5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://www.cоnsultant.ru.

6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». URL: http://www.cоnsultant.ru.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

8. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». URL: http://www.cоnsultant.ru.

9. Патрушев: рост экстремизма в РФ происходит за счет молодежи. URL: https://rvs.su/ novosti/2018/patrushev-rost-ekstremizma-v-rf-proishodit-za-schet-molodezhi#hcq=QCKfc4r.

10. URL: https://61 .мвд.рф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Портал Российского информационного агентства. URL: https://ria.ru/politics/20150115/ 1042710083.html.

formation and development) // Administrative law and process. 2018. № 5.

5. Federal law of 25.07.2002 № 114-FZ «On countering extremist activity». URL: http://www. consultant.ru.

6. Federal law of07.02.2011 № 3-FZ «On police». URL: http://www.consultant.ru.

7. The code of the Russian Federation about administrative offenses of 30.12.2001 № 195-FZ // Collected legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (part 1). St. 1.

8. Federal law of 19.06.2004 № 54-FZ «On meetings, rallies, demonstrations, processions and pickets». URL: http://www.consultant.ru.

9. Patrushev: the growth of extremism in Russia is due to youth. URL: https://rvs.su/novosti/2018/ patrushev-rost-ekstremizma-v-rf-proishodit-za-schet-molodezhi#hcq=QCKfc4r.

10. URL: https://61 .MBg.p^.

11. Portal of the Russian news Agency. URL: https://ria.ru/politics/20150115/1042710083.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.