Административное право, административный процесс
УДК 351.75 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ Legal and Organizational Issues of the Administrative Activities
of the Police in Counteracting Extremism
ЮРИЦИН Андрей Евгеньевич - доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук (Омск)
Yuritsin Andrey E. - Associate Professor of Administrative Law and Administrative Activity of the Interior Bodies Department, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences (Omsk)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правовых и организационных проблем административной деятельности российской полиции в области противодействия экстремизму. Проанализированы правовые основы деятельности полиции по пресечению экстремизма, определено место органов внутренних дел в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом, исследованы организационные вопросы административной деятельности полиции по борьбе с экстремизмом. На основе проведенного исследования автором вносятся предложения по совершенствованию деятельности полиции в области противодействия экстремизму.
The article considers legal and organizational problems of administrative activity of the Russian police in counteracting extremism. The author analyzes the legal framework of police activity to curb extremism, defines the place of the Interior agencies in the system of the state bodies engaged in combating extremism, investigates organizational issues of administrative activities of the police in combating extremism. On the basis of the conducted research the author gives his proposals on improving activities of the police in combating extremism.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, радикальные взгляды, национализм, правонарушения экстремистской направленности, противодействие экстремизму, полиция, административная деятельность, охрана правопорядка, профилактические меры.
Extremism, extremist activity, radical views, nationalism, offences of extremist nature, counteracting extremism, police, administrative activities, policing, preventive measures.
DOI: 10.19073/2306-1340-2016-2-79-82
В современной России экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем, которая обусловлена самым широким спектром экстремистских проявлений. Именно поэтому государство должно противодействовать экстремизму, обеспечивая должную охрану правопорядка, без чего невозможно обеспечить безопасность и благополучие российского общества.
В настоящее время оперативная обстановка по линии противодействия экстремизму име-
ет тенденции к осложнению: растет количество и численность радикальных группировок, проповедующих идеологию религиозной, национальной, расовой нетерпимости, а также активность экстремистов, которые, по мнению Президента РФ В. В. Путина, «отравляют общество ядом воинствующего национализма, нетерпимости и агрессии» [6]. Вполне очевидно, что экстремизм во всех его проявлениях противоречит не только законодательству, но и нормам
морали. Он формируется на основе принципа силового противостояния и представляет своего рода «идеологию толпы».
В административно-правовом механизме противодействия экстремизму задействованы различные органы государственной власти, среди которых особое место занимают органы внутренних дел. Федеральный закон «О полиции» (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ) [3] определил новую обязанность полиции, которая выражается в предупреждении, выявлении и пресечении экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан. Из этого следует, что противодействие экстремизму является одним из приоритетных направлений деятельности полиции.
Только за период с 2013 по 2014 г. в различных регионах РФ нейтрализовано более двадцати особо опасных националистических группировок, совершавших тяжкие преступления по экстремистским мотивам. В 2014 году в России выявлено 1 024 преступления экстремистской направленности, что на 14 % превышает показатель 2013 г. Такой прирост во многом достигнут за счет активизации раскрытия экстремистских преступлений в сети Интернет. Выявлено 345 противоправных фактов, к уголовной ответственности привлечены 258 человек, к административной - 401 [1].
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [5], экстремизм признан одним из основных источников угроз государственной и общественной безопасности. В документе отмечается, что главным направлением государственной политики в указанной сфере на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с экстремизмом.
Основные направления противодействия экстремистской деятельности, определенные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности» [4], заключаются:
- в принятии профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, спо-
собствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Анализ правонарушений экстремистской направленности позволяет выделить их следующие наиболее распространенные проявления:
- создание общественных объединений, зачастую финансируемых из-за рубежа, проповедующих крайне радикальные взгляды;
- активное вовлечение молодежи в объединения экстремистской направленности;
- распространение печатных, видео- и аудио-материалов, призывающих к вражде на национальной, социальной, религиозной основе;
- размещение материалов экстремистской направленности в сети Интернет;
- совершение резонансных тяжких и особо тяжких преступлений с целью запугивания населения, дестабилизации общественно-политической ситуации в государстве.
Наиболее опасные правонарушения экстре -мистской направленности, как правило, совершаются представителями запрещенных действующим законодательством экстремистских организаций, которые объединяют следующие основные черты:
- зачастую их представители акцентируют внимание на теме защиты прав «русского народа». При этом под русскими людьми в одних организациях понимают так называемых «этнических русских», а в других - украинцев и белорусов;
- враждебное отношение к западным и восточным государствам, а также к проводимой ими политике;
- отсутствие либеральных взглядов (часто экстремисты являются сторонниками диктатуры, ограничения свободы слова и демократии в целом, политических репрессий и др.).
- антисемитизм.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Кроме того, предусмотрена ответственность общественных объединений за осуществление экстремизма. В частности, регламентированы процедуры вынесения предупреждения обще-
Административное право, административный процесс
ственному объединению, а также приостановления, ликвидации или запрета его деятельности. Статья 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность общественных объединений за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Ряд статей КоАП РФ предусматривают наступление административной ответственности за различные виды правонарушений экстре -мистской направленности. В частности, ст. 20.2 («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»); ст. 20.2.2 («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»); ст. 20.3 («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»). Протоколы о данных правонарушениях составляются, в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами органов внутренних дел (полицией), а рассмотрение дел осуществляется судом, что закреплено в ст. 23.1 КоАП РФ. Очевидно, что оперативное, осуществленное в кратчайшие сроки привлечение виновных к административной ответственности за экстремистскую деятельность играет превентивную роль, а сами административные наказания, по справедливому мнению Ю. П. Соловья, должны рассматриваться исполнительной властью как «средства ранней профилактики преступлений» [7, с. 7; 8].
Для поддержания режима противодействия экстремизму в административной деятельности полиции могут применяться все виды административного принуждения: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, меры административного наказания, административно-восстановительные меры.
Уголовное законодательство выделяет следующие виды преступлений экстремистского характера: 1) публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); 2) организация экстремистского сообщества
(ст. 282.1 УК РФ); 3) организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).
За совершение указанных преступлений предусмотрены такие виды наказаний, как штраф, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 [2] в системе МВД России образованы Главное управление по противодействию экстремизму МВД России, Центр обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму МВД России, центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по федеральному округу, центры (группы) по противодействию экстремизму УМВД России по субъектам РФ.
В их компетенцию входят: организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений экстремистской направленности; выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления экстремистской направленности; сбор, обобщение и анализ оперативной информации о лицах, причастных к деятельности экстремистских организаций (сообществ); оказание практической помощи подразделениям органов внутренних дел в реализации оперативной информации по делам о резонансных преступлениях экстремистской направленности, а также оказание методической помощи территориальным органам внутренних дел в организации предупреждения преступлений экстремистской направленности; изучение социальных, экономических и других факторов, причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, прогнозирование криминальной ситуации на территории Российской Федерации; информирование руководства органов внутренних дел о состоянии противодействия экстремизму и внесение предложений по его совершенствованию.
Сотрудники полиции участвуют в борьбе с экстремизмом, осуществляя доследственную проверку заявлений и сообщений граждан, пресекая административные правонарушения в сфере обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий. От них в конечном счете зависит, будет ли в установленном
порядке зарегистрировано заявление, проведена квалифицированная проверка, своевременно направлены по подследственности материалы. Проводятся мероприятия по профилактике межнациональных конфликтов, выявлению и пресечению деятельности преступных групп, совершающих преступления по экстремистским мотивам, противодействию распространению экстремистской идеологии.
Оказывая противодействие правонарушениям экстремистской направленности, сотрудники полиции, осуществляющие охрану общественного порядка при проведении многочисленных публичных мероприятий общественно-политической направленности, должны решительно пресекать все попытки радикально настроенных участников митингов и демонстраций, не препятствуя при этом другим гражданам спокойно выражать свою гражданскую позицию.
Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные полиции, представители других подразделений и служб, выполняющие обязанности по охране общественного порядка в сфере противодействия экстремизму, должны информировать оперативного дежурного по органу внутренних дел о проведении массовых публичных акций, принимать меры по установлению состава участников и ор-
ганизаторов мероприятий, законности их проведения, осуществлять наблюдение за поведением участников массовых мероприятий.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что совершенствование административной деятельности полиции в рассматриваемой области должно осуществляться в направлении более оперативных и четких действий по установлению мест совершения правонарушений экстремистской направленности (несанкционированных митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и т. п.); выполнении индивидуальной профилактической работы в отношении лидеров и активных участников формирований экстремистской направленности; проведении мониторинга деятельности средств массовой информации на предмет выявления распространения материалов экстремистской направленности.
В случаях выявления правонарушений экстремистской направленности полиции необходимо их решительно, в строгом соответствии с действующим законодательством, пресекать, привлекая виновных к юридической ответственности. Реализация указанных мер в административной деятельности полиции выведет борьбу с экстремизмом на более высокий качественный уровень и позволит более эффективно бороться с правонарушениями экстремистской направленности.
Библиографический список
1. Выступление Министра внутренних дел РФ генерал-полковника полиции В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства 4 марта 2015 года [Электронный ресурс] / М-во внутр. дел Рос. Федерации : офиц. сайт. -Режим доступа: https://mvd.ru/document/3327920 (дата обращения: 05.03.15).
2. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 6 сент. 2008 г. № 1316 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.
3. О полиции : федер. закон 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
6. Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс] / Президент России : офиц. сайт. - Режим доступа: www.kremlin.ru/news/47776 (дата обращения: 05.03.15).
7. Соловей, Ю. П. Концепция административной ответственности требует уточнения // Акт. проблемы адм. ответственности : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 27 февр. 2009 г.) / отв. ред. Ю. П. Соловей. - Омск : Ом. юрид. ин-т, 2009. - С. 6-9.
8. Соловей, Ю. П. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: старые и новые проблемы / Ю. П. Соловей // Акт. проблемы адм. и адм.-процес. права : сб. тез. ст. - М. : Моск. ун-т МВД России, 2003. - С. 183-185.