Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: zatolokin09@rambler.ru)
Практико-ориентированный подход в обучении как основной вектор качественного перехода слушателя образовательной организации
к профессионалу ГИБДД
В статье рассматриваются способы модернизации учебного процесса, позволяющие усилить практическую составляющую в подготовке специалистов ГИБДД. Автором обосновывается необходимость использования практико-ориентированного подхода в обучении для повышения качества подготовки кадров подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: модернизация учебного процесса, практическая направленность обучения, учебно-полигонные комплексы, совместные оперативно-тактические учения, повышение качества образования.
A.A. Zatolokin, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@rambler.ru
The practice-oriented approach in education as the main vector of qualitative transition student of educational organization to professional of traffic police
The article considers the ways of modernization of educational process, to strengthen the practical component in the training of specialists in traffic police. The author substantiates the necessity of using of practice-oriented approach in education to improve the quality of training units to ensure road safety.
Key words: modernization of the educational process, practical orientation of training, training-range systems, joint operational-tactical exercises, improving the quality of education.
Ряд ученых в числе различных факторов осложнения проблемы кадрового обеспечения выделяют вопрос о неспособности молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ [1]. Гражданский работодатель может компенсировать кадровый «голод» за счет приема на работу опытных специалистов, а выпускники вузов вынуждены устраиваться на работу не по специальности. Однако данный подход в системе МВД России не возможен, т.к. в соответствии с приказом МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» МВД России осуществляет свою деятельность в области подготовки кадров через ведомственные образовательные учреждения. Другими
словами, у молодого специалиста, окончившего вуз МВД России, нет времени «на раскачку» и нет возможности работать не по профилю подготовки.
Таким образом, в ведомственном образовании вопрос усиления практической части (практико-ориентированной составляющей) обучения будущих специалистов стоит наиболее остро. На уровне вуза решение этой проблемы может осуществляться через внесение определенных изменений в учебные планы подготовки будущих специалистов. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикумы, учения и т.д.) возможно через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки сотрудников полиции, в том числе и для подразделений ГИБДД. Общество в целом и Министерство внутренних дел РФ в частности предъявляет высокие квалификационные требования к выпускникам ведомственных вузов. Так, в соответствии с Федеральным
77
государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность [2], выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
способностью анализировать правоотношения; способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, а также иными способностями.
Согласно Толковому словарю русского языка [3] под словом «способность» понимается умение (возможность) производить какие-либо действия. В связи с этим напрашивается вывод о том, что основной целью педагогической деятельности в образовательном учреждении системы МВД России, должно является овладение обучающимися определенными умениями и навыками. Ведь в настоящее время существуют определенные проблемы, возникающие даже при квалификации административных правонарушений сотрудниками ГИБДД [4, с. 216].
Сотрудники кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД (далее - Кафедра) Краснодарского университета МВД России (далее - Университет) прилагают все усилия для того, чтобы выпустить не «сырой материал», а полноценных правоприменителей. Для этого Кафедра старается в полной мере воплотить в своей работе посылы руководства МВД России к модернизации процесса обучения, обозначенные Дорожной картой дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [5, с. 75-78]. Учебный процесс Кафедры направлен на приобретение курсантами и слушателями твердых теоретических знаний по специальным дисциплинам в соответствии с современными требованиями, обучаемым прививаются профессиональные умения и навыки. В данном направлении преподавательским составом Кафедры проделана значительная работа. Так, в сентябре 2013 г. на Кафедре была осуществлена профилизация аудиторного фонда. В настоящее время занятия по дисциплинам кафедры планируются и проводятся в аудиториях, оборудованных для отработки конкретных учебных вопросов: административная деятельность полиции; дорожная инспекция и организация дорожного движения; организация деятельности ГИБДД; автомобильная подготовка. Созданы два учебно-полигонных комплекса: Учебно-полигонный комплекс подготовки сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения и Учебно-полигонный комплекс «Территориаль-
ный отдел полиции». На рабочих местах учебно-полигонных комплексов установлено программное обеспечение, идентичное используемому в практических подразделениях, позволяющее вести учет выполненных административных процедур, картотеку, осуществлять запросы в различные базы данных. Полигоны оснащены приборами, используемыми в практических подразделениях ГИБДД. Учебно-методические пособия и макеты учебных дел, представленные на полигонных комплексах, дают возможность транспозици-онировать обучающихся в правоприменительную деятельность сотрудников ГИБДД.
Однако наиболее важным направлением в деятельности Кафедры, требующим большого внимания, является усиление практической направленности обучения посредством тесного взаимодействия с подразделениями Госавтоинспекции. В настоящей статье более подробно рассмотрим одну из форм такого взаимодействия, а именно проведение совместных учений. В процессе учений преподавателями Кафедры используются различные игровые методы, ролевые игры, метод группового обсуждения, при этом действия происходят в обстановке, максимально приближенной к реальной.
Так, прошедшие оперативно-тактические учения по плану «Перехват» с участием сотрудников Университета и сотрудников УМВД России по г. Краснодару продемонстрировали полную готовность слушателей факультета по подготовке сотрудников полиции для подразделений охраны общественного порядка (профиль подготовки - Государственная инспекция безопасности дорожного движения) Университета к самостоятельной деятельности. Перед проведением учений на Кафедре был разработан План - задание на проверку организации и проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий по плану «Перехват» (в разработке документа приняли участие сотрудники ОГИБДД УМВД России по г. Краснодару). Согласно данному документу слушатели Университета привлекались в качестве «угонщика», «заявителя» и сотрудников заградительных постов, сотрудники кафедры были задействованы в группах поиска, группах блокирования, осуществляли общее руководство и инспектирование. Ход учений освещался телекомпанией «Краснодар-Плюс». При подготовке проведения учений были разработаны два сценария: первый - сценарий проведения оперативно-тактических учений по плану «Перехват»; второй - сценарий литературный (для создания учебного фильма).
По условиям учений слушатель Университета оставляет транспортное средство на авто-
78
мобильной стоянке одного из торговых центров (ТЦ), в этот момент другие участники учений проводят инсценировку угона транспортного средства. «Угонщики» следуют от ТЦ через максимальное количество заградительных постов, выставляемых в рамках плана «Перехват», фиксируя встречи с транспортом и работниками полиции, останавливаясь на стоянках, автозаправочных станциях, в гаражно-строительных кооперативах и других местах отстоя транспорта. Одновременно с движением угнанного транспортного средства следственно-оперативной группой осуществляются неотложные мероприятия. Необходимо заметить, что задержание предполагаемого угонщика произошло группой блокирования (заградительный пост), в состав которой входили слушатели Университета.
Отличиями данных учений от проводимых ранее являются следующие.
1. Слушатели Университета принимали участие в совместных оперативно-тактических учениях на равных с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Краснодару. Ведь, как нами уже отмечалось в предыдущих работах [6, с. 61], процесс обучения становится интересным и приобретает смысл для курсанта лишь в том случае, если позволяет ему проявлять творчество, давать критическую оценку фактам.
2. В рамках неотложных оперативно-розыскных мероприятий по плану «Перехват» сотрудником УМВД России по г. Краснодару была осуществлена негласная, переходящая в гласную проверка действий нарядов дежурной части, ДПС, СОГ с последующим представлением справки о недостатках начальнику УМВД России.
3. Сотрудники дежурной части, ДПС и СОГ заранее не информировались о проведении учений и действовали как при поступлении реального заявления об угоне.
4. По результатам мероприятия слушатели Университета приняли участие в оценке действий
1. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика: коллективная монография /под науч. ред. А. П. Латкина. Владивосток, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность: утв. приказом министра науки и образования РФ от 14 янв. 2011 г. № 20. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.05.2014).
подразделений полиции, участвовавших в плане «Перехват».
В заключение хочется отметить, что большое значение имеет коллективный характер процесса подготовки специалистов ГИБДД. В нем решаются не только задачи подготовки каждого специалиста в отдельности, но и формируются навыки слаженности экипажей дорожно-патруль-ной службы. Достижение успеха в борьбе с правонарушениями и преступлениями на дорогах, качественное решение задач повседневной деятельности сотрудников ГИБДД возможны лишь при наличии четкого взаимодействия сотрудников различных служб полиции, их слаженности, сработанности, что может быть достигнуто только при проведении совместных учений по различным оперативно-тактическим планам.
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы:
одним из наиболее эффективных видов практико-ориентированных форм обучения являются совместные с практическими подразделениями полиции учения;
проведение подобных учений целесообразно и актуально, т.к. конечным результатом подобных мероприятий является существенное повышение уровня подготовленности слушателей, слаженности нарядов полиции;
важным моментом при организации подобного рода мероприятий является осуществление инспектирования правильности действий участников учений. Причем инспектирование должно осуществляться группой, формирующейся из сотрудников практических подразделений полиции и кафедры Университета, по профилю которой проводится мероприятие. По результатам учений обязательно составление справки (отчета) для рассмотрения в рамках заседания соответствующей кафедры Университета с приглашением представителей практических органов.
1. The efficiency of interaction of educational institutions and the business environment: theory, methodology, practice: collective monograph / sci. ed. by A.P. Latkin. Vladivostok, 2010.
2. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation (speciality) 031001 Law-enforcement activity: approved by the order of the minister of education and science of the Russian Federation of Jan. 14, 2011 № 20. Access from legal-reference system «Garant» (date of access: 14.05.2014).
79
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М, 1999.
4. Затолокин А.А. Проблемы квалификации административных правонарушений, связанных с использованием на автомототранс-портных средствах ксеноновых световых приборов // Общество и право. 2013. № 4(46).
5. Затолокин А.А. Учебный полигон МРЭО: история возникновения, тенденции развития // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2014. № 1(23).
6. Затолокин А.А., Палий В.М. Опыт проведения выездных практических занятий по безопасности дорожного движения с курсантами образовательных организаций МВД России // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2013. № 3(21).
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and idiomatic expressions / Russian Academy of Sciences; Russian language Institute of V.V. Vinogradov. 4th ed., add. Moscow, 1999.
4. Zatolokin A.A. Problems of qualification of administrative offenses, connected with use on automotor-vehicles xenon light devices // Society and law. 2013. № 4(46).
5. Zatolokin A.A. Training ground vehicle registration and examinations of driving: history, development trends // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2014. № 1(23).
6. Zatolokin A.A., Paliy V.M. Experience of carrying out of exit practical employment of securing of safety of traffic with cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2013. № 3(21).
80