Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
О координации сил, осуществляющих противодействие криминальному автомобильному бизнесу
В статье автор обосновывает ряд актуальных форм взаимодействия подразделений и служб полиции, а также иных организаций в деятельности по противодействию легализации транспортных средств с измененной маркировкой.
Ключевые слова: транспортное средство, измененная маркировка, полиция, подделка или уничтожение идентификационного номера, противодействие незаконному обороту транспортных средств.
A.A. Zatolokin, Master of Law, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
On coordination of forces which are carrying out counteraction to criminal automobile business
In the article the author proves a number of topical forms of interaction between the departments and services of the police, as well as other organizations in the activity of counteraction to legalization vehicles with a modified labeling.
Key words: vehicle, modified labeling, police, forgery or destruction of identification number, counteraction to illegal trafficking of vehicles.
Вопрос незаконного оборота транспортных средств, несмотря на всю проводимую работу, остается по-прежнему острым. Так, по данным ФКУ «ГИАЦ» [1], только за январь - июнь 2014 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 23021 кража транспортных средств и 16187 неправомерных завладений транспортными средствами (угонов). Кроме приведенных данных, не следует забывать об определенной доле преступлений против собственности (грабежи и разбои), предметом которых стали транспортные средства, а также следует учитывать данные о преступлениях против порядка управления (приобретение или сбыт официальных документов, подделка или уничтожение идентификационного номера, подделка, изготовление или сбыт документов). При рассмотрении этого вопроса следует учитывать, что в криминальном бизнесе орудует, как правило, не один преступник, а целые группы, с четко разделенными функциональными обязанностями: поиск транспортных средств, неправомерное завладение, перегон, изменение маркировочных обозначений, оформление документов, продажа. Тем самым в
рассматриваемой сфере задействованы представители разных слоев общества, нередко в ней оказываются и сотрудники полиции (либо по некомпетентности не выявившие признаки подделки, либо по вполне понятным причинам «закрывающие глаза»), что наносит огромный урон авторитету всей правоохранительной системы России.
Проблема противодействия легализации криминальных транспортных средств довольно скудно освещена в научной литературе. Из имеющегося небольшого объема работ, на наш взгляд, наибольшего внимания заслуживают труды Д.В. Попандопуло, который в своей работе «Государственная регистрация транспортных средств как мера противодействия их незаконному обороту» вводит в научный оборот ряд авторских теоретических дефиниций, в том числе «незаконный оборот транспортных средств» [2, с. 10] и «государственная регистрация транспортных средств», и П.А. Лесникова, который в работе «Легализация транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации» дает определение процедуре «легализации транспортных
121
средств» [3, с. 11], которую рассматривает как административную.
Нисколько не умаляя научной значимости работ данных авторов, все же позволим себе заметить, что деятельность, направленная на борьбу с легализацией криминальных транспортных средств, в них рассматривалась односторонне. Так, первый автор всю ответственность за противодействие незаконному обороту транспортных средств возлагает на регистрационные подразделения ГИБДД, второй видит решение рассматриваемой проблемы в усилении информационного взаимодействия между таможенными органами и ГИБДД. Нам же представляется, что деятельность по пресечению попыток легализации транспортных средств с измененной маркировкой должна включать гораздо больший круг субъектов.
Поскольку государственным органом, предназначенным «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [4], является полиция, то слаженность всех подразделений и служб полиции - залог положительного результата в деятельности по противодействию преступности. Из-за обширного состава социальных слоев, вовлеченных в преступные группы, в борьбу с криминальным автобизнесом должны быть включены и иные (кроме полиции) субъекты. Необходимо осуществлять взаимодействие на следующих уровнях:
1) внутреннее взаимодействие;
2) внешнее;
3) международное.
Под внутренним уровнем взаимодействия полиции по противодействию легализации транспортных средств с измененной маркировкой следует понимать деятельность подразделений и служб полиции, направленную на выявление, пресечение, процессуальное оформление соответствующих фактов. Возникает вопрос о регламентации данной деятельности. Ранее в прессе неоднократно появлялись мнения о том, что «план "Перехват" уже устарел и его необходимо заменить более новыми и эффективными методами» (Р.Г. Нургалиев) [5], а также о том, что «"Перехват" следует заменить эффективной оперативной работой» (В.А. Федоров) [6]. Бесспорно, от качества оперативной работы в деле борьбы с преступностью зависит очень многое, но, к сожалению, не все. На наш взгляд, необходим документ, который имел бы статус
нормативного правового акта МВД России, в котором были бы установлены сроки и последовательность действий сотрудников полиции при осуществлении розыска транспортных средств. Кроме того, данный документ должен устанавливать порядок взаимодействия между структурными подразделениями полиции, их должностными лицами, взаимодействия полиции с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при осуществлении рассматриваемых функций. Иными словами, необходим Административный регламент исполнения государственной функции по розыску транспортных средств. Предлагаемый документ должен регламентировать, в первую очередь, деятельность следующих служб полиции:
уголовный розыск;
ГИБДД (отдельно следует отметить Отделы направления розыска транспортных средств ГИБДД; ЦАФАП БДД (центры автоматической фиксации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения); МРЭО ГИБДД; ДПС).
С принятием Федерального закона «О полиции» кануло в лету деление самого крупного правоохранительного органа на две части -криминальную и общественной безопасности. В настоящее время теряют всякий смысл внутренние приказы о взаимодействии, т.к. полиция является единой и решает стоящие перед ней задачи всеми имеющимися силами и средствами. Тем не менее, не лишним будет обозначить подразделение, ответственное за организацию проводимой работы. Основным субъектом указанной деятельности должны стать специализирующиеся на розыске транспортных средств подразделения ГИБДД.
Второй уровень - внешнее взаимодействие, его можно охарактеризовать как деятельность подразделений и служб полиции, осуществляемую совместно с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, по реализации контрольно-надзорных функций в целях розыска транспортных средств и противодействия легализации транспортных средств с измененной маркировкой. В свою очередь, на данном уровне необходимо разграничивать порядок осуществления взаимодействия с правоохранительными органами и гражданскими организациями (в том числе, и физическими лицами). К правоохранительным органам, которые совместно с
122
полицией должны осуществлять деятельность, направленную на борьбу с криминальным автобизнесом, следует отнести:
Федеральную службу безопасности РФ;
Федеральную таможенную службу РФ;
Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков;
Федеральную миграционную службу РФ.
До сих пор не редки случаи, когда террористами используются в своей деятельности транспортные средства, ранее угнанные или же бесхозные. Так, только за 2013 и 2014 гг. произошли следующие теракты с использованием транспортных средств:
27 декабря 2013 г. в Пятигорске, возле здания городского ГИБДД на Черкесском шоссе, прогремел взрыв в припаркованном автомобиле, мощностью 50 килограммов в тротиловом эквиваленте, погибло 3 человека [7];
17 января 2014 г. в Махачкале неизвестные преступники обстреляли из гранатомета ресторан, после чего прогремело 2 взрыва, один после выстрела из гранатомета, второй - в результате подрыва припаркованного у заведения автомобиля [8].
Необходимость взаимодействия полиции и ФСБ РФ продиктована не только реалиями настоящего времени, она напрямую вытекает из изменений, внесенных в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г. [9]. В качестве одной из целей развития транспортной системы России в указанном документе закрепляется «повышение уровня безопасности транспортной системы». В рамках реализации этой цели планируется следующее: «За счет комплекса мероприятий предполагается достичь уровня безопасности движения... соответствующего международным и национальным требованиям. Обеспечение транспортной безопасности позволит повысить состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от противоправных действий, в том числе террористической направленности, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса. На базе космических систем, оснащенных спутниковой навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/СРБ, предусматривается обеспечить гарантированное высокоточное определение местонахождения потерпевших аварию транспортных средств. Необходимо повысить уровень защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства...».
Совместная деятельность полиции, ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ должна регламентироваться (кроме предложенного выше Административ-
ного регламента исполнения государственной функции по розыску транспортных средств) совместными приказами, планами мероприятий и прочими документами . Крайне важными , на наш взгляд, являются разработка и совместное использование различных систем мониторинга и контроля за передвижением транспортных средств на базе возможностей Центров АФАП БДД и «Безопасный город». Соединение в единую систему всех аппаратно-программных комплексов и Федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС ГИБДД) позволит осуществлять контроль в реальном режиме времени, с автоматическим оповещением о транспортных средствах, находящихся в розыске или же представляющих оперативный интерес (например, без регистрационных знаков). Причем поиск зафиксированных транспортных средств должен осуществляться по различным критериям:
по шаблону и фрагменту регистрационного знака;
по типу регистрационного знака; по региону;
по заранее заданному месту фиксации; по марке транспортного средства; по интервалу времени и другим параметрам. В свою очередь, транспозиционирование информации из ФИС ГИБДД в такие системы позволит получать данные как о владельце транспортного средства, так и о совершенных им правонарушениях. На основе пространственно-временного анализа система должна обладать возможностью установления района, в котором происходит передвижение транспортного средства, точки притяжения, нестандартного поведения транспортного средства, отклонения от обычной схемы передвижения и других событий. Совместное использование таких систем позволило бы достичь сразу нескольких целей: борьба с преступностью и предотвращение террористических актов (машины-двойники, подложные регистрационные знаки, сопровождение транспортных средств другими автомобилями, что случается при перевозке оружия, наркотиков, перегоне угнанных автомобилей);
контроль пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан (передвижение транспортных средств с иностранными регистрационными знаками);
борьба с административными правонарушениями (выявление нарушений правил дорожного движения, расчет средней скорости прохождения определенных участков автомобильных дорог и пр.);
повышение безопасности дорожного движения.
123
Относительно взаимодействия полиции с гражданами и гражданскими организациями в сфере противодействия легализации транспортных средств с измененной маркировкой следует отметить, что и в данной области также назрела необходимость регламентации. Однако одним лишь Административным регламентом исполнения государственной функции по розыску транспортных средств не обойтись. На наш взгляд, необходим системный подход, полностью меняющий процедуру оказания услуг в сфере ремонта транспортных средств. Не секрет, что транспортные средства в юридической литературе принято относить к источникам повышенной опасности [10, с. 25; 11, с. 39; 12, с. 43], как и гражданское оружие. Тем не менее, по аналогии с гражданским оружием, «ремонт и утилизация» которого отнесены к виду деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, соответствующая деятельность в отношении транспортных средств не лицензируется. И зачастую даже при наличии оперативной информации о том, что в конкретной мастерской занимаются ремонтом транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП, а тем более изменением идентификационных номеров транспортных средств, сотрудники полиции фактически не имеют право ничего предъявить, т.к. мастерские принимают любые транспортные средства, не спрашивая никакие документы (справки о ДТП и пр.). Выходом из этой непростой ситуации считаем обязательное лицензирование деятельности по ремонту транспортных средств.
Следующий уровень - внешнее взаимодействие. В настоящей работе мы умышленно не будем затрагивать тему взаимодействия полиции с Интерполом, т.к. считаем, что это направление не вызывает вопросов. Во внешнем взаимодействии нам представляется наиболее актуальным вопрос взаимодействия с органами правопорядка конкретных сопредельных госу-
дарств, в частности МВД Республики Беларусь. В последнее время в государствах - членах Таможенного союза увеличился оборот похищенных и ввезенных из-за границы без уплаты таможенных пошлин транспортных средств. Так, только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области возбуждено свыше 30 уголовных дел по фактам использования поддельных документов, на основании которых были зарегистрированы автомобили, якобы прибывшие из Беларуси [13]. Остро стоит вопрос и борьбы с так называемыми «автомобилями-двойниками» (имеющими одинаковые идентификационные номера). Сложилась практика по легализации похищенного транспорта, когда злоумышленники заменяют идентификационные номера угнанных транспортных средств на комбинации символов номеров автомобилей белорусских владельцев.
Решением данной проблемы явилось бы совместное использование правоохранителями стран таможенного союза автоматической базы данных «Регистрация и учет транспортных средств». Это позволило бы видеть специалистам в режиме реального времени карточки о совершении соответствующих административных процедур при осуществлении функций по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств.
Таким образом, можно считать, что деятельность по противодействию легализации транспортных средств с измененной маркировкой носит системный характер и осуществляется полицией в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по розыску транспортных средств, во взаимодействии с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями на трех основных уровнях - внутреннем, внешнем и международном.
1. URL: http://mvd.ru (дата обращения: 29.07.2014).
2. Попандопуло Д. В. Государственная регистрация транспортных средств как мера противодействия их незаконному обороту: авто-реф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
3. Лесников П.А. Легализация транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011.
4. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (с изм. и доп.) // Рос. газ. 2014. 30 июля.
1. URL: http://mvd.ru (date of access: 29.07.2014).
2. Popandopulo D. V. State registration of vehicles as a measure to combat their illegal trafficking: auth. abstr.... Master of Law. Rostov-on-Don, 2006.
3. Lesnikov P.A. Legalization of vehicles imported by individuals to the customs territory of the Russian Federation: auth. abstr. ... Master of Law. Chelyabinsk, 2011.
4. About the police: fed. law of Febr. 7, 2011 № 3-FL (with amendments and supplementary) // Rus. newsp. 2014. July 30.
124
5. URL: http://rian.ru (дата обращения: 29.07.2014).
6. URL: http://stolica.fm.ru (дата обращения: 29.07.2014).
7. URL: http://Лента.ру/28.12.2013/Названа мощность взорвавшейся в Пятигорске бомбы (дата обращения: 29.07.2014).
8. URL: http://vesti.ru/17.01.2014 (дата обращения: 31.07.2014).
9. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р). URL: http://garant.ru/ (дата обращения: 31.07.2014).
10. Матвеев К. В. Условия наступления ответственности воинской части за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия // Право в Вооруженных Силах. 2000. № 4.
11. Шишкин С.В. Источник повышенной опасности и его виды // Рос. юстиция. 2002. № 12.
12. Абрамов С.Н., Попов А.Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата // Законодательство. 2004. № 1.
13. URL: http://mvd.gov.by (дата обращения: 24.07.2014).
5. URL: http://rian.ru (date of access: 29.07.2014).
6. URL: http://stolica.fm.ru (date of access: 29.07.2014).
7. URL:http://Lantau.ru/28.12.2013/Designated power of exploded in Pyatigorsk bomb (date of access: 29.07.2014).
8. URL: http://vesti.ru/17.01.2014 (date of access: 31.07.2014).
9. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030: order of the Government of the Russian Federation of Nov. 22, 2008 № 1734-R (in ed. of order of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 № 1032-r). URL: http://garant.ru/(date of access: 31.07.2014).
10. Matveev K.V. Conditions the liability of the military unit for damage caused as a result of road traffic accidents // Law in the Armed Forces. 2000. № 4.
11. Shishkin S.V Source of increased danger and its types // Russian justice. 2002. № 12.
12. Abramov S.N., Popov A.F. Source of increased danger: problems of conceptual apparatus // Legislation. 2004. № 1.
13. URL: http://mvd.gov.by (date of access: 24.07.2014).
125