Затолокин Александр Александрович Вислогубова Оксана Игоревна
Экономико-правовые меры решения проблем, связанных с использованием гироскутеров и электросамокатов
Описываются проблемы, связанные с использованием современных технических средств передвижения. Предлагаются экономико-правовые пути решения проблем, связанных с использованием гироскутеров и электросамокатов.
Ключевые слова: современные технические средства передвижения, безопасность дорожного движения, контроль передвижения, создание помех в движении, электросамокат, гироскутер.
Economic and legal measures of solving problems related to the use of gyro scooters and electric scooters
The article describes the problems associated with the use of modern technical means of transportation. Economic ways of solving problems related to the use of gyro scooter and electric scooters have been justified.
Keywords: modern technical means of transportation, road safety, movement control, interference in traffic, electric scooter, gyro scooter.
Проблемы, вызванные использованием современных технических средств передвижения (гироскутеров (сегвеев) и электросамокатов), несмотря на довольно продолжительное их обсуждение в обществе, не теряют своей актуальности. Причем рассматриваемая тема интересна не только научному сообществу, но и простым обывателям, которые регулярно сталкиваются с трудностями, связанными с распространением указанных средств передвижения. Высокая актуальность названной проблемы обусловливается отсутствием правового регулирования соответствующих вопросов. Следует обратить внимание, что на рубеже 2017-2018 гг. уже назревала необходимость правового закрепления новых дефиниций в Правилах дорожного движения, а также четкого законодательного определения, к какой из категорий относятся лица, управляющие гироскутером и электросамокатом. Ранее в статье «Проблема правового регулирования государственного контроля за управлением гироскутером (сегвеем), электросамокатом» [1, с. 58] нами были предложены ответы на многие вопросы, касающиеся правовой регламентации данной сферы общественных отношений, в частности:
мотивирована ошибочность мнения об отнесении лиц, управляющих гироскутером и электросамокатом, к категории пешеходов;
обоснована необходимость выделения таких лиц в самостоятельную правовую категорию
участников дорожного движения и приравнивания их административно-правового статуса к статусу велосипедиста;
предложены авторские дефиниции понятий «современное техническое средство передвижения» и «гироскутерист».
Однако нормативная правовая база по-прежнему не адаптирована к условиям современности, в ней отсутствует регламентация вопросов, связанных с современными техническими средствами передвижения.
Если ранее эта проблема затрагивала относительно небольшое количество собственников гироскутеров и электросамокатов, которые передвигались на личных технических средствах, то в настоящее время на территории России, по разным данным, действует порядка 20 кикшеринговых фирм [2], планирующих «масштабирование сервиса шеринга электросамокатов, в том числе увеличение парка в городах присутствия, запуск новых территорий, дальнейшее совершенствование систем собственной шеринговой платформы, 1оТ-модуля и других ИТ-продуктов» [3]. Поэтому в настоящее время неурегулированные вопросы эксплуатации современных технических средств передвижения в той или иной степени касаются значительной части российского общества.
Рассматривая правовой аспект данной сферы, необходимо отметить, что такие транспортные средства нужно относить как минимум к категории велосипедов или даже к мопедам, в
98
связи с чем движение гироскутера и электросамоката по тротуару, на наш взгляд, следует считать незаконным.
Представляется, что решение проблем, связанных с передвижением гироскутеров и электросамокатов, лежит не только в правовой плоскости, но и в экономической. Следует обратить внимание на возможность сдачи в аренду собственникам компаний, владеющих современными техническими средствами передвижения, определенных участков дорог. Ведь в отличие от большинства участников дорожного движения, использующих дорогу в целях передвижения, кикшеринговые фирмы по прокату самокатов используют ее для извлечения прибыли, причем не всегда соблюдая требования безопасности.
В ряде городов, в том числе в г. Краснодаре, «в целях обеспечения комфортного отдыха и безопасности» на отдельных территориях, находящихся в частной собственности, например в парках, администрацией был введен запрет передвижения на велосипедах и электрических транспортных средствах (гироскутерах, электросамокатах, моноколесах и т.д.). Так, в п. 2.9 Правил посещения территории парка «Краснодар» указано, что «передвижение по территории парка на любых видах самокатов запрещено. Также запрещается использование средств передвижения с электрическим двигателем (электромобили, электроскейты, электромопеды, электроскутеры, гироскутеры, электросамокаты)» [4]. Собственник территории, заботясь о безопасности граждан, находящихся в парке, ввел полный запрет на передвижение по территории парка на современных технических средствах. При этом безопасность в парке обеспечивается за счет собственной службы охраны, сотрудники которой несут персональную ответственность за то, чтобы не допускать указанные категории граждан (гироскутеристов и электросамокатчиков) на территорию парка. Соответственно, проблемы, связанные с передвижением на гироску-тере или электросамокате, полностью решены в парке «Краснодар». По нашему мнению, при необходимости обеспечения безопасности в местах большого скопления пешеходов следует вводить полный запрет на передвижение гироскутеров и электросамокатов.
Запретительные меры являются объективной необходимостью в ряде случаев, например, когда большое количество разнообразных категорий участников дорожного движения, будь то пешеходы и гироскутеристы (электросамокатчики), двигаются в одном потоке. В тех случаях, когда гироскутеры и электросамокаты
передвигаются изолированно, на специально обособленной для них полосе движения (дорожке), нет необходимости вводить запретительные меры.
Основным аргументом гироскутеристов и электросамокатчиков, обосновывающим необходимость их нахождения на тротуаре и проезжей части, является то, что они используют современные технические средства передвижения для поездок на работу, за детьми и т.д. Однако согласно Конституции РФ «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», поэтому право на быстрое передвижение по тротуару на электросамокате не должно вступать в конфликт с правом пешеходов на безопасное движение по тому же тротуару.
Если электросамокат используется не на закрытой площадке для развлечения, а как полноценное транспортное средство и на нем передвигаются по дорогам, следует рассмотреть вопрос о приравнивании отдельных видов электросамокатов к мототранспорту категорий «М» и «А» со всеми вытекающими из этого последствиями, куда входит и уплата транспортного налога. Указанные экономические меры позволят повысить ответственность субъектов экономической деятельности, в частности кик-шеринговых фирм. Научно обоснованная классификация новых видов технических средств передвижения и приравнивание наиболее мощных категорий электросамокатов к мототранспортным средствам будет способствовать защите от их нерегулируемого передвижения иных участников дорожного движения.
Кроме проблем, связанных с передвижением на современных технических средствах, возникают проблемы с их парковкой. Зачастую лица, использующие кикшеринговые электросамокаты, оставляют их после поездки на проезжей части, на тротуаре, возле подъездов (иногда и непосредственно на ступеньках) многоквартирных домов, что создает трудности для передвижения иных лиц. Понятно, что взрослый здоровый человек вполне может обойти брошенный электросамокат, однако в случаях передвижения людей с ограниченными возможностями, малолетних детей, пожилых граждан подобные препятствия на тротуаре, возле подъезда могут вызвать падение и привести к травмированию пешеходов. При этом, исходя из наличия определенного опыта и анализа правоприменительной практики, можно утверждать, что виновником в получении травм будет признан сам пострадавший (если он обратится за оформлением этого случая), а
99
не кикшеринговая фирма и не лицо, эксплуатировавшее электросамокат и бросившее его на тротуаре [5, с. 89]. Решением проблемы таких брошенных электросамокатов, создающих помехи в движении как транспортным средствам, так и пешеходам, может стать создание специализированных стоянок. Причем необходимо прописать четкие требования для стоянок электросамокатов, например: наличие отдельной территории, препятствующей свободному контакту участников дорожного движения с электросамокатами, обязательное ограждение для исключения наезда на них иных лиц, передвигающихся на современных технических средствах, расположение вне дороги (соответственно и вне тротуара) в целях повышения уровня защищенности участников дорожного движения. Подобные требования могут быть изложены в самостоятельном ГОСТе (Своде правил) либо же внесены в уже существующие требования к дорожному строительству. По нашему мнению, оборудовать участок под специализированную стоянку обязаны именно кикшеринговые фирмы.
Помимо указанных выше проблем, связанных с эксплуатацией современных технических средств передвижения, зачастую остается открытым вопрос компенсации вреда от наезда (или столкновения) гироскутера или электросамоката. Следует отметить, что в настоящее время все официально работающие на рынке России кикшеринговые фирмы заключают договоры со страховыми компаниями, при этом, по информации сайта «Страхование дня» [6], количество заключенных сделок постоянно растет. Однако подобная практика не распространяется на частных лиц (или индивидуальных предпринимателей), сдающих в аренду гиро-скутеры или электросамокаты, а также на граждан, имеющих в собственности такие средства передвижения. При этом, даже когда официальный кикшеринг имеет договор со страховой компанией, выплаты зачастую не покрывают всего причиненного ущерба (согласно анализу сайтов сервисов по аренде электросамокатов стоимость полиса при кикшеринге составляет 20-35 рублей за поездку, а сумма выплат при наступлении страхового случая не превышает 100 тыс. рублей) [1, 2, 6]. В связи с этим не могут не обратить на себя внимание результаты краш-тестов с электросамокатами [7]. Так, в «Российской газете» по рассматриваемому вопросу приводятся следующие данные: «...в первом случае каскадер совершил наезд на оснащенный датчиками манекен, имитировавший пешехода. Во втором случае сам каска-
дер был увешан датчиками и совершил столкновение с автомобилем. В первом случае основной удар пришелся в пах и живот манекена. На живот пришелся удар 7,5 g. Это соответствует удару боксера. На ребра пришлось 37 g. Это соответствует последствиям средней аварии "Формулы-1". У каскадера же после столкновения с автомобилем на животе зафиксировано 7 g. На коленях и плечах - от 10 до 15 g. То есть в три раза меньше, чем у манекена» [7]. Выводы экспертов, проводивших краш-тест, полностью подтверждают справедливость указанных выше предложений о необходимости создания отдельных полос движения (или закрытых площадок) для гироскутеров и электросамокатов. В том случае, если современное техническое средство движется по дорогам общего пользования, его владелец должен учитывать опасные последствия, которые могут наступить при столкновении с другими участниками дорожного движения, и обязан застраховать свою ответственность. С нашей точки зрения, подобная мера вполне может быть интегрирована в современный институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, анализ имеющихся проблем, связанных с передвижением гироскуте-ров и электросамокатов, позволяет обозначить пути их решения.
Во-первых, передвижение гироскутеров и электросамокатов должно быть организовано по специально оборудованному для этих целей участку земли или закрытой площадки. Если же водители современных технических средств передвигаются вне специальных площадок, то проезжая часть должна находиться в аренде у кикшеринговой фирмы и отвечать требованиям безопасности.
Во-вторых, при заключении договора с кик-шеринговой фирмой муниципалитет обязан убедиться в наличии соответствующей инфраструктуры для пользователей современных технических средств передвижения (сюда следует отнести обустроенность проезжей части, наличие совместных велодорожек, оборудованных стоянок, станций проката). Причем наличие стоянок для электросамокатов с ограждением, исключающим наезд на них и столкновение с ними иных лиц, должно стать одним из критериев допустимости при заключении соответствующего договора.
В-третьих, с учетом повышенной опасности современных технических средств передвижения риски наступления последствий от ДТП с ними должны быть заранее застрахованы,
100
причем страхование должно осуществляться по принципам действующего института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку действующий лимит выплаты при наступлении страхового случая в 100 тыс. рублей (по договору страхования поездки при
1. Затолокин А.А., Вислогубова О.И. Проблема правового регулирования государственного контроля за управлением гироскутером (сегвеем), электросамокатом // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. /под ред. Ю.Н. Калюжного. Орел, 2018.
2. URL: https://carsharik.ru/story/samokat-shering-obzor-servisov
3. URL: https://www.tadviser.ru
4. URL: https://www.parkkrasnodar.com/rules
5. Затолокин А.А. Реализация административно-правовых норм при «неочевидных» ДТП // Общество и право. 2021. № 1(75).
6. URL: https://www.insur-info.ru
7. Баршев В., Козлова Н. Пешеходный переезд. Беззащитное сообщество пешеходов оказалось под угрозой нападения электросамокатов // Рос. газ. 2021. Федер. вып. 124(8475).
кикшеринге) не может покрыть причиненного ущерба ни транспортному средству, в которое врежется электросамокатчик, ни сбитому пешеходу (напомним, что согласно проведенным исследованиям ущерб от ДТП с электросамокатом соответствует последствиям средней аварии «Формулы-1»).
1. Zatolokin A.A., Vislogubova O.I. The problem of legal regulation of state control over the management of a gyroscooter (segway), electric scooter // The current state and prospects of road safety: theory and practice: proc. of the All-Russian sci. and practical conf. / ed. by Yu.N. Kalyuzhny. Orel, 2018.
2. URL: https://carsharik.ru/story/samokat-shering-obzor-servisov
3. URL: https://www.tadviser.ru
4. URL: https://www.parkkrasnodar.com/rules
5. Zatolokin A.A. Implementation of administrative and legal norms in case of "non-obvious" accidents // Society and law. 2021. No. 1(75).
6. URL: https://www.insur-info.ru
7. Barshev V., Kozlova N. Pedestrian crossing. A defenseless community of pedestrians was under the threat of an attack by electric scooters // Russian newsp. 2021. Fed. iss. 124(8475).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Затолокин Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
Вислогубова Оксана Игоревна, адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
A.A. Zatolokin, Candidate of Law, Assistant Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@ rambler.ru
O.I. Vislogubova, Adjunct of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
101