Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / МОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЕШЕХОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / КОМПАКТНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОЛЕСНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОТЯГЕ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пестов Роман Аркадьевич, Кузнецова Кристина Александровна, Болобан Максим Леонидович

В статье рассматривается современное состояние отечественного и зарубежного правового регулирования в отношении использования новых видов транспорта на электрической тяге. Проведен анализ правоприменительной и судебной практики, который показал ряд однотипных спорных ситуаций, возникающих в связи с использованием новых видов транспорта на электрической тяге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пестов Роман Аркадьевич, Кузнецова Кристина Александровна, Болобан Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF NEW TYPES OF TRANSPORT ON ELECTRIC TRACTION

The article examines the current state of domestic and foreign legal regulation in relation to the use of new types of transport on electric traction. An analysis of law enforcement and judicial practice, which showed a number of similar disputable situations arising in connection with the use of new types of transport on electric traction, was carried out.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ»

УДК 347.763 + 351.81 ББК 67.404

© 2021 г. Пестов Роман Аркадьевич,

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России

кандидат юридических наук.

E-mail: [email protected]

Кузнецова Кристина Александровна,

преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности

органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России.

E-mail: [email protected]

Болобан Максим Леонидович,

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института

МВД России.

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ

В статье рассматривается современное состояние отечественного и зарубежного правового регулирования в отношении использования новых видов транспорта на электрической тяге. Проведен анализ правоприменительной и судебной практики, который показал ряд однотипных спорных ситуаций, возникающих в связи с использованием новых видов транспорта на электрической тяге.

Ключевые слова: правовой статус, законодательное регулирование, участник дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, мобильный транспорт, средства индивидуальной мобильности, индивидуальное пешеходное техническое устройство, компактный транспорт, индивидуальное средство передвижения, индивидуальное колесное средство передвижения на электротяге, электросамокат.

Pestov Roman Arkadievich - Associate Professor, the Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

Kuznetsova Kristina Aleksandrovna - Lecturer, the Department of Administrative Law and Administrative and Official Activities of the Internal Affairs Bodies, the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Boloban Maksim Leonidovich - Lecturer, the Department of Tactical and Special Training, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF NEW TYPES OF TRANSPORT ON ELECTRIC TRACTION

The article examines the current state of domestic and foreign legal regulation in relation to the use of new types of transport on electric traction. An analysis of law enforcement and judicial practice, which showed a number of similar disputable situations arising in connection with the use of new types of transport on electric traction, was carried out.

Keywords: legal status, legislative regulation, road user, road safety, mobile transport, individual mobility devices, individual pedestrian technical device, compact transport, individual vehicle, individual wheeled vehicle on electric traction, electric scooter.

Едва ли в современном обществе найдется человек, который не пользуется каким-либо транспортом, т. к. генезис человечества неразрывно связан с освоением новых мест, миграционные процессы вызывали необходимость переноса (перевоза) различного скарба.

Сначала гужевой, затем механический транспорт (например, в виде самодвижущихся повозок) вызывали технолого-экономиче-

ский толчок в развитии стран, где процессы усиления роли транспорта были реализованы государством.

В этом ключе социальная актуальность исследования обусловлена тем, что появление новых видов транспорта является частью мировой экономической глобализации, и в данные процессы активно и пассивно вовлечены все граждане нашей страны.

Практическая актуальность заключается, с одной стороны, в необходимости правового регулирования в рамках обеспечения безопасности участников дорожного движения, с другой стороны, в изменении (планировании новой) инфраструктуры для использования транспорта.

Ранее проблематику использования различных видов транспорта рассматривали ученые в экономическом аспекте, предлагая строительство высококачественных автострад и новых механизмов администрирования транспортной отраслью [1], экологическом аспекте, рассматривая альтернативу использования моторного топлива [2], социологическом аспекте, признавая транспорт в качестве социальной детерминанты, влияющей на мобильность населения и границы населенных пунктов [3], а также в правовом аспекте, рекомендующем необходимость проведения профилактических мероприятий [4], дополнительной регламентации положений правил дорожного движения [5] (далее - ПДД) или оптимизации механизмов привлечения к административной ответственности отдельных участников дорожного движения [6].

Большинство исследований посвящено проблемам только автомобильного транспорта или не ставятся в качестве целей исследований предложения по совершенствованию направлений, определенных в документах долгосрочного планирования государственной политики, что определило научную проблему в виде правового регулирования использования новых видов транспорта.

Целью исследования является изучение причин нарушения ПДД с использованием новых видов транспорта на электрической тяге. Задачами являются установка взаимосвязей между причинами нарушениями ПДД с использованием новых видов транспорта на электрической тяге и безопасностью дорожного движения (далее - БДД) и разработка методов решения на различных уровнях администрирования транспорта, позволяющих сократить нарушения ПДД.

Согласно статистическим данным МВД России за 2020 г. произошло 137 662 дорожно-транспортных происшествия (далее - ДТП), погибло 15 788 человек, из которых 502 ребенка, получили ранения различной степени тяжести 175 170 человек, из которых 16 675 детей до 16 лет, при этом с наездом на пешехода совершено 34 240 ДТП, погибло 4 205 чело-

век, ранено 31 430 человек. Несмотря на снижение по сравнению с 2019 г. по всем представленным данным [7], необходимо признать, что традиционный подход в виде только усиления административной или уголовной ответственности за нарушение ПДД нельзя назвать эффективным.

В 2018 г. Правительством РФ принята Стратегия БДД на 2018-2024 гг. [8], которая помимо анализа состояния БДД включает систему мер, направленных на уменьшение смертности (нулевая смертность от ДТП к 2030 г.) и повышение безопасности в этой сфере. Оценка состояния БДД основана на традиционных видах транспорта и действиях (бездействии) пешеходов, без учета использования электрических видов транспорта, таких как электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и т. п., а с учетом все большей доступности, как в рамках покупки или ренты это передвижение на электротранспорте (в статье под электротранспортом понимается мобильный транспорт - электросамокат, сигвей, моноколесо и т. п.) становится массовым явлением, особенно в мегаполисах.

Так, только в Санкт-Петербурге находится более 12 тыс. электросамокатов, а всего по Российской Федерации в прокате представлено более 100 тыс. различных устройств для передвижения. Рынок «кикшеринга» оценивается более чем в 10 млрд рублей [9], что делает данную отрасль одной из самых быстро развивающихся и прибыльных вместе с тем и проблемной, т. к. в геометрической прогрессии возникает количество ДТП с участием электротранспорта (за 2020 г. в Москве произошло 156 ДТП, в которых пострадали 156 человек, из которых 73 - дети до 16 лет) [10]. В этом аспекте законодатель остается в роли аутсайдера, т. к. таких участников дорожного движения полностью нельзя отнести к пешеходам, велосипедистам или управляющими мопедом (в случае наличия электродвигателя максимальной мощностью более 250 ватт необходимо наличие прав категории «М»).

Так, если обратимся к термину «пешеход», в соответствии с ним к этой категории приравниваются лица, передвигающиеся на самокатах (очевидно, что при принятии термина вопрос электросамокатов не был учтен в силу отсутствия доступности этих устройств) и подобных средствах.

Анализ правоприменительной и судебной практики показал ряд однотипных спорных

ситуаций, возникающих по отношению к электротранспорту:

1. Управление электросамокатом и подобными средствами в состоянии алкогольного опьянения [11].

2. ДТП (столкновение) с участием электросамокатов и подобных средств.

В случае производства по делу об административном правонарушении необходимо определение правового статуса лица, управляющего электросамокатом, для этого необходимо определить технические характеристики:

1. Максимальная мощность электродвигателя.

2. Максимальная конструктивная скорость.

В случае, если заявленные производителем и не подвергшиеся модификации технические характеристики составляют мощность до 250 ватт и максимальную скорость до 50 км/час, лицо будет считаться управляющим техническим устройством и иметь правовой статус пешехода. В случае превышения характеристик необходимо исходить из п. 1.2. ПДД.

Обращаясь к ПДД, отметим, термины «Электросамокат», «Сигвей», «Моноколесо» отсутствуют, что совершенно логично, т. к. каждые несколько лет появляются новые нестандартные виды транспорта. Вместе с тем назрела необходимость для обобщения термина электротранспорта. Для этого еще в 2020 г. Минтранс России сформулировало категорию «Средства индивидуальной мобильности» (далее - СИМ). Проект Постановления Правительства РФ № 02/07/01-20/00099009, изменяющий (дополняющий) действующие ПДД [12], под которым понимается устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. И.А. Былинин [13], Ю.Н. Калюжный [5] предлагают использование термина «индивидуальное пешеходное техническое устройство», а также конкретизации для каждого устройства, что, на наш взгляд, является избыточным, и при появлении новых видов транспорта повлечет не-

обходимость дополнения ПДД. Также предлагаются термины «компактный транспорт» [14], «индивидуальное средство передвижения», считаем, что наиболее оптимален термин «индивидуальные колесные средства передвижения на электротяге» с выделением его в отдельную категорию, т. к. использование средств передвижения за счет мускульной энергии человека уже имеется в ПДД. В свою очередь отметим необходимость одновременного законодательного закрепления как терминологии, так и определения прав и обязанностей, особенностях эксплуатации.

Обратим внимание, что существует несколько точек зрения по поводу правового регулирования прав, обязанностей и использования транспорта на электротяге:

1. Провести аналогию с мопедами.

2. Признать механическим транспортным средством.

3. Провести аналогию с велосипедами.

4. Дифференцировать правила в зависимости от технических характеристик, с обязательной сертификации продукции и допуском к базе данных сотрудников полиции для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

5. Внести изменения в термин «пешеход» путем добавления в «самокаты» - «кроме оснащенных двигателем» или полного исключения «самокаты».

И пока законодатель, федеральные органы исполнительной власти совместно с институтами гражданского общества обсуждают возможные варианты выхода из сложившейся ситуации, регионы уже приступили к ограничительной политике. Так, в г. Санкт-Петербурге действуют правила [15], в которых уже упомянуты «СИМ», в частности обязательным является ограничение скорости электросамокатов в зависимости от районов городов - 20, 15 и 10 км/час, а также действует запрет на парковку в зоне исторической части города, на газонах и тротуарах, садах и парках, передвижение в состоянии опьянения, несовершеннолетними и двумя и более лицами, в случае отсутствия такой возможности заложенной производителем изделия. Определены требования к оснащению и внешнему виду устройств (отсутствие грязи, наклеек и т. п., фара и отражатель, звуковой сигнал).

Представляется интересным опыт зарубежных стран по вопросу правового регулирования и регламентации использования

электротранспорта. Так, в столице Республики Индонезия г. Джакарта (население более 10 млн человек), Республике Сингапур, в г. Шанхай (население более 23 млн человек) действует полный запрет на передвижение по дорогам общего пользования и тротуарам [16].

Во Французской Республике в правовой системе применяется термин «Electronic scooter / E-scooter» (электрический самокат). Для данной категории введен ряд ограничений:

1) находиться в наушниках во время использования электросамокатов;

2) передвижение по тротуарам за исключением специальных размеченных зон;

3) скоростной режим - не более 25 км/ч;

4) перевозка пассажиров;

5) обязательное оборудование (передние и задние фонари, световозвращающие устройства, тормоза и звонок), также действует обязательное страхование ответственности, при этом каких-либо специальных прав управления не предусмотрено.

Обратим внимание, что муниципалитеты могут вводить дополнительные ограничения, в частности с 2019 года в г. Париж действует ограничение скорости 20 км/ч в большинстве районов и 8 км/ч в районах с интенсивным пешеходным движением (скоростное ограничение включается автоматически, если электромасокат входит в зоны, которые запрограммированы в устройствах). Парковка разрешена только в специально отведенных местах. Также количество операторов, предоставляющих в аренду электросамокаты, сокращено до трех.

Передвижение электросамокатов по автобусным полосам или велосипедным дорожкам разрешено, аналогично действующим правилам для велосипедистов на автобусной полосе, каждый водитель электросамоката обязан соблюдать правила дорожного движения: запрет движения на красный свет, улице с односторонним движением или приоритет справа. Следует выделить ответственность, так опасное поведение при вождении электросамоката карается одним годом тюрьмы или штрафом в размере 15 000 евро [17].

При этом существует ряд общих проблем в виде незаконной парковки или опасного вождения, приводящего к серьезным ДТП [18].

В Королевстве Великобретания специально разработанного правового режима для электротранспорта не существует, однако

применяется термин «Powered transporters» в переводе «Транспорт с приводом» - это термин, используемый для обозначения множества новых и появляющихся персональных транспортных средств, приводимых в движение двигателем (включает в себя электрические скутеры, сегвеи, гироскутеры, гоу-педы (самокаты с двигателем внутреннего сгорания), унициклы с приводом и U-образные колеса, за исключением электрических велосипедов, для которых действуют отдельные правила) [19]. Данная категория подпадает под юридическое определение «автотранспортного средства». Следовательно, законы, применяемые к автотранспортным средствам, применяются к транспортным средствам с приводом от электрического двигателя. Существующее прецедентное право ([2000] EWHC 409, [2002] EWHC 1524, [2011] EWHC 2032) подтверждает, что транспортные средства с электрическим двигателем подпадают под это определение.

Использование электрических скутеров незаконно в местах, отведенных для пешеходов, велосипедистов и всадников; в том числе на тротуаре и велосипедных дорожках, в то же время передвижение разрешено на частной земле с разрешения собственника земли.

В Королевстве Испания правила ограничения скорости, мощности и общепринятых норм вождения в отношении электросамокатов различаются в зависимости от провинции или автономии. Местные власти дифференцируют электромасокаты в зависимости от максимальной скорости заявленной в технических характеристиках устройства, первая категория до 6 км/ч, вторая до 25 км/ч, последней разрешено движение по дорогам, где установлен скоростной режим до 30 км/ч и велодорожкам.

В Канаде власти провинций (территорий) разнохарактерно подходят к вопросу правового регулирования электротранспорта. Так, городской совет г. Торонто ввел запрет на использование электросамокатов не зависимо от формы собственности на улицах, велосипедных дорожках, тротуарах и других общественных местах, связав этот запрет с угрозой для пожилых людей и инвалидов. При этом опрос жителей города показал, что 76 % за использование самокатов, т. к. последние являются экологически чистым транспортом [20].

Другие муниципалитеты разрешили передвижение электросамоктов на проезжей части или на обочине автомагистрали.

При этом с 2011 г. в стране действует программа «микромобильности», в соответствии с которой приоритетным является использование велосипедов. Так, жители г. Торонто могут каждую среду брать арендные велосипеды для поездки до 30 минут бесплатно [21].

В США на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий использование электромамоскатов. Это связано с тем, что данные средства не признаются автотранспортными средствами и обычно приравниваются к электрическим велосипедам, однако имеются требования для их легального использования, в частности это максимальная скорость до 20 миль/ч, мощность до 750 ватт. В разных штатах США имеются дополнительные требования и ограничения [22]. Так, в округе Делавэре штат Пенсильвания запрещено передвижение по улицам, в 11 штатах запрещено движение по пешеходным дорожкам, в 7 штатах установлен лимит скорости от 10 до 20 миль/ч, в 18 штатах установлен лимит скорости от 20 до 30 миль/ч.

В Калифорнии минимальный возраст для управления - 16 лет и необходим защитный шлем, в Сан-Франциско запрещено парковать или оставлять без присмотра электросамокаты в некоторых районах без разрешения муниципального транспортного агентства, а в Северной Каролине необходимо зарегистрировать электросамокат.

Авторы полагают, что столь разнохарактерное законодательство в каждом штате США позволяет использовать в качестве наглядного примера необходимость регулирования именно на федеральном уровне, а не на уровне субъектов или муниципалитетов, это позволит гармонизировать законодательство, а жителям страны не нужно будет при переезде заново обращаться к изучению правил использования электросамокатов.

Отметим, что американской компанией «ЦЬ» разработан добровольный стандарт безопасности для электросамокатов - ЦЬ 2272. Этот стандарт оценивает аспекты электрической и пожарной безопасности электросамокатов и аналогичных устройств, таких как гироскутеры, но не касается эксплуатационной безопасности.

В Европейском союзе также принят ряд стандартов безопасности, касающихся элек-

тросамокатов или отдельных частей для них: EN 15194, EN 50604-1 для легких аккумуляторов и / или EN 62133-2 для аккумуляторов переносных или вспомогательных систем, 2014/30 / EU для EMC, 2011/65 / ЕС / для RoHS, 2014/53 / EU (RED) - если в устройстве используются радиотехнологии, Директива по машинному оборудованию 2006/42 / EC по безопасности продукции, ISO 4210-10 (в разработке) для электровелосипедов может стать стандартом EN через несколько лет, EN 60335-1.

В России действует национальный стандарт ГОСТ Р 58680-2019 в отношении спортивного оборудования на роликах «Самокаты», а также при импорте изделий сертификация на электросамокаты может проводиться в форме декларирования, но только если вопрос касается электросамокатов для взрослых. В этом случае продукция проходит проверку по ТР ТС ЕАЭС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». Если регистрируется детский самокат, то на него оформляется сертификат соответствия и используется другой технический регламент для проверки - ТР ТС ЕАЭС 008/2011 «О безопасности игрушек». При этом для зарядных устройств электросамокатов предусмотрены отдельные технические регламенты. Они сертифицируются по ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и вышеупомянутому ТР ТС 020/2011.

Мы считаем, что в плане стандартов безопасности - сертификация должна стать неотъемлемым атрибутом электросамокатов и аналогичных устройств, вопрос в использовании терминологии.

Как показывает зарубежный опыт, необходимость правового регулирования правового статуса транспорта на электрической тяге ни у кого не вызывает сомнений, поэтому лишь запретами не удастся решить проблему. Необходимо, помимо закрепления термина, приравнять электросамокаты и аналогичные устройства с максимальной мощностью до 250 ватт и скоростью до 25 км/ч с велосипедами, ввести обязательные требования по сертификации устройств, вести обязательное страхование ответственности и, наконец, в рамках долгосрочного планирования акцентировать внимание на развитие инфраструктуры, через строительство полос для велосипедистов и транспорта на электротяге, что позволит не только снизить ДТП, но и обеспечит экологическую безопасность и экономичность использования транспорта.

Литература

1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-avtomobilnogo-transporta-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-°pyt

2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledo-vanie-ekonomicheskogo-mehanizma-obespech-eniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-avtomobil-nogo-transporta.

3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sot-sialnogo-instituta-transporta-v-sotsialnom-prostran-stve-goroda.

4. Пестов Р.А., Сорокун Н.С. Генезис уголовно-правового законодательства, регламентирующего различные аспекты неправомерного завладения транспортными средствами без цели хищения // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 4 (87).

5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovre-mennye-problemy-zakonodatelnogo-reguliro-vaniya-ispolzovaniya-otdelnyh-vidov-elektrotrans-porta.

6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/admin-istrativnaya-otvetstvennost-v-sfere-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-sovremen-nye-tendentsii-i-perspektivy.

7. Показатели аварийности за 2020 год // URL: http://stat.gibdd.ru.

8. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в РФ на 2018-2024 гг.» // Собрание законодательства РФ. 29.01.2018. № 5. Ст. 774.

9. URL: https://vc.ru/transport/253696-kto-est-na-rynke-arendy-elektrosamokatov-i-skolko-stoit-poezdka.

10. URL: https://rg.ru/2021/05/23/pochemu-v-rossii-ne-udaetsia-propisat-pravila-dlia-elektrosamokatov.html.

11. Постановление от 01.07.2015 по делу № 5-249/2015; Решение № 12-260/2017 от 12.12.2017 по делу № 12-260/2017 // URL: https:// sudact.ru/.

12. URL: https://regulation.gov.ru/projects# npa=99009.

13. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=3 0756.

14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-ekologicheskogo-kompaktnogo-transportnogo-sred-stva.

15. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ ckeditor/uploads/2021/07/13/20/Прил_к_согла-шению_ограничения_12_07_2021.pdf.

Bibliography

1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-avtomobilnogo-transporta-rossiyskiy-i-zarubezh-nyy-opyt.

2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledo-vanie-ekonomicheskogo-mehanizma-obespech-eniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-avtomobil-nogo-transporta.

3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-sot-sialnogo-instituta-transporta-v-sotsialnom-prostran-stve-goroda.

4. Pestov R.A., Sorokun N.S. The genesis of criminal law legislation regulating various aspects of unlawful seizure of vehicles without the purpose of theft // Yunst-Pravoved. 2018. № 4 (87).

5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovre-mennye-problemy-zakonodatelnogo-reguliro-vaniya-ispolzovaniya-otdelnyh-vidov-elektrotrans-porta.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/admin-istrativnaya-otvetstvennost-v-sfere-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-sovremen-nye-tendentsii-i-perspektivy.

7. Accident rates for 2020 // URL: http://stat. gibdd.ru.

8. The order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-R «On approval of the Strategy of road safety in the Russian Federation for 2018-2024» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 29.01.2018. № 5.

9. URL: https://vc.ru/transport/253696-kto-est-na-rynke-arendy-elektrosamokatov-i-skolko-stoit-poezdka.

10. URL: https://rg.ru/2021/05/23/pochemu-v-rossii-ne-udaetsia-propisat-pravila-dlia-elektro-samokatov.html.

11. The decision dated July 1, 2015 in case № 5-249/2015, Decision № 12-260/2017 dated December 12, 2017 in case № 12-260/2017 // URL: https://sudact.ru/.

12. URL: https://regulation.gov.ru/projects# npa=99009.

13. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=3 0756.

14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mod-el-ekologicheskogo-kompaktnogo-transportnogo-sredstva.

15. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ ckeditor/uploads/2021/07/13/20/npH.n_K_coraa-meHHro_orpaHHneHHa_12_07_2021.pdf.

16. URL: https://www.bbc.com/future/article/ 20200608-how-sustainable-are-electric-scooters.

16. URL: https://www.bbc.com/future/article/ 20200608-how-sustainable-are-electric-scooters.

17. ЦКЬ: https://www.europe-consomma-teurs.eu/en/travelling-motor-vehicles/motor-vehicles/ electric-scooters-in-france.html.

18. ЦЯЬ: https://www.france24.com/en/europe/ 20210630-france-to-crack-down-on-e-scooters-after-two-riders-knock-down-and-kШ-woman.

19. ЦЯЬ: https://www.gov.uk/government/pub-Hcations/powered-transporters/information-sheet-guidance-on-powered-transporters.

20. ЦКЬ: https://toronto.ctvnews.ca/toronto-votes-unanimously-to-opt-out-of-e-scooter-pilot-1.5415871.

21. URL: https://toronto.ctvnews.ca/you-can-rent-a-toronto-Ыke-for-free-every-wednesday-in-july-1.5489879.

22. ЦКЬ: https://dmv.ny.gov/registration/electric-scooters-and-Ыcycles-and-other-unregistered-vehi-cles.

17. иКЬ: https://www.europe-consomma-teurs.eu/en/travelling-motor-vehicles/motor-vehicles/ electric-scooters-in-france.html.

18. ЦЯЬ: https://www.france24.com/en/europe/ 20210630-france-to-crack-down-on-e-scooters-after-two-riders-knock-down-and-kill-woman.

19. ЦЯЬ: https://www.gov.uk/government/pub-lications/powered-transporters/information-sheet-guidance-on-powered-transporters.

20. URL: https://toronto.ctvnews.ca/toronto-votes-unanimously-to-opt-out-of-e-scooter-pilot-1.5415871.

21. URL: https://toronto.ctvnews.ca/you-can-rent-a-toronto-bike-for-free-every-wednesday-in-july-1.5489879.

22. ЦКЬ: https://dmv.ny.gov/registration/electric-scooters-and-bicycles-and-other-unregistered-vehi-cles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.