10. Концепция развития российского законодательства. - М. : Эксмо, 2010. - 736 с.
11. Стецовский Ю. И., Ларин А. М. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту - М.: Наука, 1988.- 320 с.
12. Анисимов П. В. Права человека и правозащитное регулирование: Проблемы теории и практики: Монография. - Волгоград: ВА МВД России, 2004. - 252 с.
13. Баранов В. М., Ремизов П. В. Критика законодательства: доктрина, практика, техника : монография. - Москва : Проспект, 2018. - 352 с.
14 Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 196 с.
© Самигуллин В. К.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
УДК 351.811.122:629.312(470)
В. В. КАЗАЧЕНОК, доцент кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел Казанского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Казань)
V. V. KAZACHENOK, Assistant Professor of the Chair of Administrative Law, Administrative Activity and Management of the Internal Affairs Bodies of Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Kazan)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МАЛОЙ МОЩНОСТИ В РОССИИ
LEGAL REGULATION OF THE USE OF LOW-POWER ELECTRIC VEHICLES
IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы эксплуатирования электрических средств передвижения малой мощности, связанные с отсутствием их правового регулирования. Неурегулированность российского законодательства в этой области влечет за собой увеличение дорожно-транспортных происшествий, что сказывается на безопасности дорожного движения. Автором проанализирован проект «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». Соглашаясь с большинством положений проекта, обозначены отдельные дефиниции, носящие дискуссионный характер. В связи с этим внесены предложения по доработке проекта. Автор приходит к выводу о крайней необходимости скорейшего принятия проекта и развитии инфраструктуры для электрических средств передвижения малой мощности.
Ключевые слова и словосочетания: электрические средства передвижения малой мощности, правила дорожного движения, правовое регулирование, безопасность.
Annotation. The article deals with the problems of operating electric vehicles of low power, associated with the lack of their legal regulation. The lack of regulation of the Russian legislation in this area leads to an increase in road accidents, which affects road safety. The author analyzes the draft «On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation № 1090 of October 23, 1993». While agreeing with most of the provisions of the draft, there are some definitions that are of a debatable nature. In this regard, proposals were made to finalize the project. The author comes to the conclusion that it is absolutely necessary to adopt the project as soon as possible and to develop the infrastructure for low-power electric vehicles.
Keywords and phrases: low-power electric vehicles, traffic rules, legal regulation, safety.
В Российской Федерации за последние несколько лет стали набирать популярность такие электрические средства передвижения малой мощности, как гироборды, гироскутеры, моноколеса, сегвеи, электрические роликовые коньки, электровелосипеды, электросамокаты, электроскейты и иные подобные средства. Самым востребованным и удобным средством передвижения из них в настоящее время является электросамокат.
Современные электросамокаты, находясь в широкой доступности для населения, активно используются с помощью услуги проката, однако отсутствие правил и ограничений по возрасту, состоянию здоровья (в том числе состоянию алкогольного, наркотического опьянения) в их использовании усложняет процесс регулирования движения. Преимущества электрических средств передвижения малой мощности не предопределяют отсутствие опасности как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Появление большого количества электрических средств передвижения малой мощности в России привело к возрастанию случаев дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), и это не может оставаться незамеченным. Так, в 2019 г. было зарегистрировано 121 ДТП с участием электрических средств передвижения малой мощности, в которых погибло четверо, пострадало 126 человек. В 2020 г. данные цифры существенно возросли: зарегистрировано 334 ДТП, в которых погибло пятеро, постра-
дало 350 человек. Аналогичная ситуация и в Республике Татарстан: по данным ГИБДД МВД по Республике Татарстан за 2019 год было совершено 1 ДТП с участием электрических средств передвижения малой мощности (1 человек пострадал), тогда как в 2020 году - уже 10 ДТП (пострадало 11 человек)1. Таким образом, статистика показывает значительный прирост количества ДТП с участием электрических средств передвижения малой мощности.
Некоторые из электрических средств передвижения малой мощности способны развивать скорость более 40 км/ч. При этом в соответствии с Правилами дорожного движения (далее - ПДД) [1] водители данных средств не выделяются как отдельные участники дорожного движения. Например, в отношении велосипедистов и водителей мопедов установлены специальные требования, регламентирующие передвижение по велосипедной или велопешеходной дорожке, а также иные положения, в соответствии с которыми допускается их управление. Однако требований к управлению средствами передвижения, использующими электрические двигатели малой мощности до 0,25 кВт, в настоящее время не предусмотрено, а лица, управляющие ими, признаются пешеходами. В связи с этим на первый план выдвигается острая необходимость правового регулирования правил использования электрических средств передвижения малой мощности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
1 Сведения взяты из отчетов, основанных на данных автоматизированного информацион-
но-справочного программного комплекса МВД по Республике Татарстан.
34
Таким образом, на сегодняшний день управление электрическими средствами передвижения малой мощности российским законодательством не регламентируется. На лицо, управляющее электрическим средством передвижения малой мощности до 0,25 кВт распространяются нормы раздела 4 ПДД «Обязанности пешеходов» [1]. При этом скорость, которую может развивать такое средство, во много раз превышает скорость пешеходов. Следовательно, уравнивание в правах, обязанностях и ответственности пешеходов и «водителей» электрических средств передвижения малой мощности не допустимо.
Впервые данную проблему стали обсуждать еще в 2016 г., в 2019 г. Министерством транспорта Российской Федерации был подготовлен проект изменений ПДД [2], затрагивающий вопросы регулирования безопасности дорожного движения водителей автотранспортных средств, пешеходов и лиц, передвигающихся на электрических средствах передвижения малой мощности. Проект 31 октября 2019 г. был вынесен на общественное обсуждение и впоследствии дорабатывался. Однако, вызвав разногласия по отдельным его положениям, изменения в ПДД так и не были приняты. В проекте предлагается:
- ввести новый термин и его определение: «средство индивидуальной мобильности» (далее - СИМ);
- ввести в ПДД нового участника дорожного движения - лицо, использующее для передвижения СИМ, при этом в определении термина «пешеход» исключить приравнивание к пешеходам лиц, старше 7 лет, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства»;
- ввести запрет на использование велосипедов и СИМ для передвижения в пешеходных зонах (за исключением детей до 7 лет);
- установить преимущество (приоритет) пешеходов во всех случаях совме-
щенного движения с велосипедистами и лицами, использующими для передвижения СИМ;
- во всех случаях совмещенного движения с пешеходами установить максимальную скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, - 20 км/ч;
- установить, что лица в возрасте до 7 лет могут передвигаться на велосипедах и СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам;
- установить, что лица в возрасте от 7 до 14 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов);
- установить, что лица, старше 14 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и вело-пешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон; при отсутствии указанной инфраструктуры возможно движение по тротуарам и пешеходным дорожкам; при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек разрешается движение по обочине; движение по правому краю проезжей части дорог допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/ч, и для СИМ, соответствующих определенных техническим требованиям;
- установить максимальную скорость движения не более 20 км/ч в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях [2].
В целях систематизации и выделения отдельной категории средств передвижения авторы проекта предложили объединить такие средства передвижения, как роликовые коньки, самокаты, скейтборды, лонгборды, электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, иные аналогичные средства передвижения понятием «средства индивидуальной
мобильности», которые представляют собой устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека, за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
По мнению Д. В. Ирошникова, такие виды средств передвижения подпадают под определение «индивидуальные малые транспортные средства», введенное Сводом правил «Набережные. Правила градостроительного проектирования» [3], однако он считает это понятие не совсем корректным из-за объединения в себе и механических средств передвижения, и электротранспорта и предлагает закрепить в отношении них понятие «индивидуальный электротранспорт» [4, с. 49]. Безусловно, прослеживается рациональность в таком походе. В этом случае самокаты, роликовые коньки не войдут в перечень электрических средств передвижения малой мощности, объединенных данным понятием. Анализ опыта зарубежных стран показывает, что многие страны шли по тому же пути при закреплении определения на законодательном уровне. К примеру, во Франции электрические средства передвижения малой мощности объединены в понятие «моторизованные личные транспортные средства» [5, с. 14].
Проанализировав проект, можно сделать следующие выводы. Введение в ПДД новых дефиниций, таких как «средство индивидуальной мобильности», а также «лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности» необходимо. Однако включать в определение «средства индивидуальной мобильности» самокаты и роликовые коньки, которые не имеют электрических двигателей, не целесообразно. В связи с этим считаем необходимым внести следующие изменения в положения проекта:
- из понятия «Средство индивидуальной мобильности» исключить слова
«роликовые коньки, самокаты»;
-понятие «Пешеход» изложить в следующей редакции:
«Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу». «К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
Вызывают дискуссию положения по установлению возраста лица (14 лет), использующего для передвижения СИМ по проезжей части, которая является опасным местом по отношению к тротуарам и велосипедным дорожкам. С появлением нововведений в ПДД, разрешающих управление СИМ по проезжей части, и отсутствием соответствующей инфраструктуры на дорогах появится немалое количество электросамокатов. Лицо, не являющееся субъектом административной ответственности, может халатно отнестись к соблюдению ПДД, что повлечет за собой совершение ДТП с причинением вреда здоровью (жизни) участников дорожного движения. В целях предупреждения негативных последствий целесообразнее установить возраст лица, использующего СИМ, с 16 лет.
Соглашаясь с авторами проекта по вопросам введения отдельных ограничений при использовании средств индивидуальной мобильности, следует акцентировать внимание на практическую сторону их реализации. Устанавливая такие положения, нельзя забывать о надзорной деятельности ГИБДД в области безопасности дорожного движения. Будет ли возможным выявление всех правонарушений при использовании СИМ? Тем не менее, включение новых поло-
жений в ПДД, регулирующих правила использования СИМ, повлечет за собой следующий этап - внесение дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку без введения административной ответственности за нарушение установленных правил вводимые запреты и ограничения могут не соблюдаться. Вместе с тем необходимо также внести дополнения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [6], включив в понятие «участник дорожного движения» лицо, использующее для передвижения СИМ.
Обратимся к опыту зарубежных стран по применению электрических средств передвижения малой мощности, анализ которого показал, что население большинства стран активно использует такие средства передвижения. Первостепенной причиной широкого их распространения является отсутствие причинения вреда экологии. На втором месте стоит озабоченность властей отдельных государств здоровьем жителей, повышением их физической активности, что также способствует распространению индивидуальных мобильных средств передвижения.
Решению проблемы обеспечения безопасности движения с применением электрических средств передвижения малой мощности в настоящее время уделяется большое внимание законодательными органами значительного количества стран. Причем единое универсальное решение в настоящее время отсутствует. В разных странах установлены некоторые ограничения для лиц, управляющих средством индивидуальной мобильности. К ним можно отнести: возраст - не менее 12 лет во Франции, 14 лет - в Германии, 16 лет - в США (штате Калифорнии); скорость для различных классов дорог; движение по пешеходным зонам (во Франции, Германии, Испании, Транспортное агентство Швеции предлагает
запретить на электросамокатах заезжать даже на велосипедные дорожки); движение на дорогах общего пользования (в Великобритании) и пр. Кроме того, например, в Калифорнии владельцу электросамоката необходимо получить право («водительскую лицензию») на управление им и обязательно использовать шлем. В Германии для передвижения по дорогам на электрическом самокате необходимо иметь действительный полис обязательного страхования гражданской ответственности для конкретного транспортного средства. При пользовании арендованными самокатами страховка является частью пакета предоставляемых услуг. Законодательством Германии также установлена ответственность за нарушение правил управления электросамокатом: езда на одном электросамокате вдвоем, по тротуарам или в пешеходных зонах, на запрещающий сигнал светофора, поворот без предварительного сигнала рукой, отсутствие звонка, неисправное осветительное оборудование, использование электросамоката, модель которого не прошла сертификацию, управление без действительного полиса ОСАГО, управление в состоянии опьянения. Причем в последнем случае санкция устанавливается в зависимости от количества промилле алкоголя в крови и количества подобных правонарушений.
Таким образом, единого концептуального подхода в правовом регулировании использования электрических средств передвижения малой мощности в зарубежных странах нет, в каждой стране установлены различные правила. Тем не менее, регламентированные на законодательном уровне правила способствуют обеспечению порядка, ясности в применении таких средств передвижения. Следовательно, внесение в российское законодательство дополнений, регламентирующих правила использования электрических средств передвижения малой мощности, крайне необходимо. При этом анализ проекта от 23 октября 1993 г.
№ 1090 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации» показал, что требуется его доработка.
Итак, урегулирование вопроса о статусе участников дорожного движения, управляющих электрическими средствами передвижения малой мощности, внесет ясность в их действия, а введение запретов и ограничений при использовании таких средств станет основой предупреждения ДТП. Между тем первостепенным является именно регулирование, а не запреты и наказания. Участники до-
рожного движения должны четко понимать, у кого и в каких ситуациях имеются преимущества в движении. При этом помимо правового регулирования необходимо развивать инфраструктуру. Разделение дорожек для электротранспорта и пешеходов приведет к минимизации опасных ситуаций. Только комплексный подход позволит повысить безопасность движения по проезжей части и пешеходным зонам как для лиц, использующих электрические средства передвижения малой мощности, так и для пешеходов и автотранспортных средств.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») : постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N° 1090 (ред. от 31 декабря 2020 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 47. - Ст. 4531.
2. О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации : проект от 23 октября 1993 г. № 1090. - URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=96588 (дата обращения: 25.02.2021).
3. Об утверждении свода правил СП 398.1325800.2018 «Набережные. Правила градостроительного проектирования» : приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 773 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Ирошников Д. В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта // Правовое государство : теория и практика. - 2019. - № 4 (58). - С. 40-50.
5. Копотилов А. Электросамокаты появятся в ПДД // Дороги России. - 2020. - № 3 (117). -С.10-20.
6. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
© Казаченок В. В.