Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПЕШЕХОД / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ / ГИРОСКУТЕР / СЕГВЕЙ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Мария Алексеевна

В данной статье рассматриваются вопросы определения административно-правового статуса лиц, использующих индивидуальные транспортные средства с электродвигателем, анализируется действующее законодательство в сфере Административного права, а также предлагаются пути решения данной проблемы с учётом интересов всех участников дорожного движения.This article discusses the issues of defining the administrative and legal status of persons using individual vehicles with an electric motor, analyzes the current legislation in the field of administrative law, and suggests ways to solve this problem taking into consideration interests of all road users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедева Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ»

УДК 342.9

Юридические науки

Лебедева Мария Алексеевна, студентка кафедры "Цифровая криминалистика" МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, РФ

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы определения административно-правового статуса лиц, использующих индивидуальные транспортные средства с электродвигателем, анализируется действующее законодательство в сфере Административного права, а также предлагаются пути решения данной проблемы с учётом интересов всех участников дорожного движения.

Ключевые слова: Административное право, транспортное средство, пешеход, электросамокат, гироскутер, сегвей, Правила Дорожного Движения.

Annotation: This article discusses the issues of defining the administrative and legal status of persons using individual vehicles with an electric motor, analyzes the current legislation in the field of administrative law, and suggests ways to solve this problem taking into consideration interests of all road users.

Keywords: Administrative law, vehicle, pedestrian, electric scooter, gyro scooter, segway, Traffic rules.

Введение и актуальность. В настоящее время всё популярнее становятся всевозможные индивидуальные транспортные средства с электродвигателем (сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и т.д.). Казалось бы, у такого способа передвижения куда больше преимуществ: экологичность, независимость от транспортной ситуации, быстрота, относительная

безопасность, а также возможность управления людьми разных возрастов, в том числе и детей, без получения специальных прав. Однако в связи с увеличением количества людей, выбирающих данные средства, появляются проблемы в определении правового статуса таких лиц, учитывая ту особенность, что скорость передвижения таким образом больше скорости обычных пешеходов, и находится на границе с движением автомобилей (около 20 км/ч). В связи с этим встаёт вопрос, к какому правовому статусу причислять таких лиц: пешеходам или водителям и какую ответственность, согласно КоАПу РФ, они будут нести в случае нарушения ПДД.

Понятие индивидуальных транспортных средств с электродвигателем. «В этом году во время пандемии вырос сегмент доставки еды, а многие курьеры зачастую используют как раз электросамокаты. Кроме того, для некоторых москвичей подобные устройства стали альтернативой общественному транспорту при поездках на небольшие расстояния.

Однако безобидные, если не сказать игрушечные, на первый взгляд средства индивидуальной мобильности способны разгоняться до 50-70 км/ч и в случае столкновения с пешеходами приводить к серьезным травмам и даже гибели людей.

По данным ГИБДД, с 2017 по 2019 год произошло 140 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности. Четыре человека погибли в этих авариях...» - заявил Председатель комиссии Московской Городской Думы по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов в ноябре 2020 года. Такая тема уже неоднократно поднималась на обсуждениях как в МГД, так и на уровне Министерств [5].

Действительно, такие средства стали весьма популярны. Но к какой категории их можно отнести?

Итак, индивидуальные транспортные средства с электродвигателем- это различные электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, а также иные средства, обладающие двигателем и не требующие активной работы управляющего (как в случае с велосипедом или самокатом). Все они имеют электрический двигатель,

различную мощность и позволяют быстро передвигаться по улично-дорожной сети. Новшество, по большей части, пользуется спросом у молодежи и является средством активного образа жизни, а также позволяет мобильно добраться до места назначения. Граждане, использующие данные средства передвижения, подвергают себя опасности, выезжая на проезжую часть. При интенсивном движении в транспортном потоке человек может потерять равновесие и последствия станут непоправимыми. При этом данная категория участников дорожного движения не учитывает свой неопределенный законодательно статус, что в последующем затруднит разбирательство по делу об административном правонарушении и процесс привлечения виновных к ответственности. Следует отметить, что, передвигаясь по тротуарам и пешеходным дорожкам, лица, управляющие такими транспортными средствами, зачастую мешают пешеходам, задевая их и причиняя неудобства в свободном комфортном движении.

В попытке разобраться в данном вопросе стоит обратиться к мнению Госавтоинспекции МВД России, которая имеет в данном аспекте следующую точку зрения: необходимо соотнесение рассматриваемых технических средств, обладающих электродвигателями с роликовыми коньками, обычными самокатами и иными аналогичными средствами передвижения. Соответственно лиц, управляющих данными средствами, можно соотносить с пешеходами и не усматривать необходимость выделения их в качестве самостоятельной подгруппы участников движения. К тому же, для участия в дорожном движении на указанных транспортных средствах не нужно получения водительского удостоверения.

Однако более реальной кажется позиция Н.А. Колоколова, утверждающего, что указанные устройства по техническим характеристикам способны развивать высокую скорость и, представляют по своей сути, не что иное, как источники повышенной опасности, управление которыми нормативно не ограничено [2].

Что говорит законодательство?

Согласно ПДД, "Транспортное средство" - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Правила выделяют следующие виды транспортных средств: механические транспортные средства (автопоезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, школьный автобус), электромобиль, гибридный автомобиль, велосипед, прицеп и др. Перечисленные транспортные средства имеют свои специальные технические параметры, а также закрепленный правовой статус. Согласно Правилам водителем является лицо, управляющее транспортным средством. Следовательно, в рассматриваемом случае лицо управляет техническим устройством, но не транспортным средством, так как его нет среди перечисленных видов транспортных средств [6].

Что, если рассмотреть такие средства в качестве мопедов? Согласно ПДД, "Мопед" - это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики [6].

Под данное определение мопеда теоретически могут попадать такие типы индивидуального электротранспорта, как сегвей, гироскутер и электросамокат. Однако за скобками данного определения остается моноколесо, которое не подпадает под данное определение по количеству колес. При этом моноколесо сегодня также весьма распространено в качестве индивидуального электротранспорта.

Однозначное признание, например, электросамокатов с двигателем мопедами влечет за собой то обстоятельство, что водители данных транспортных средств, в соответствии с п. 24.7 Правил дорожного движения должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе

для велосипедистов. Отсюда следует, что использование таких транспортных средств, для движения по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено.

Однако такое передвижение весьма небезопасно, более того, тогда необходимо будет получение специальных прав. Но не стоит забывать, что электросамокатами и сегвеями пользуются дети, которые, в таком случае будут лишены права «покататься». Да и здравый смысл не позволяет обязать водителей электросамокатов передвигаться по краю проезжей части. Малый диаметр колеса, малый вес, на мой взгляд, не позволяют безопасно эксплуатировать такое транспортное средство на дорогах общего пользования. Так, разлитое масло, грязь и слякоть на обочине дороги, камень или иные посторонние предметы на проезжей части, выбоины и неровности дорожного полотна, могут привести к опрокидыванию электросамоката, и наезду на его водителя других транспортных средств.

При движении данных транспортных средств по тротуарам наблюдается противоположная проблема. Жители крупных городов России сегодня видят примеры такого использование индивидуального электротранспорта, которое не может гарантировать безопасность пешеходам, а именно: управление несовершеннолетними, а также лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, передвижение на предельных скоростях в плотном потоке людей (в том числе детей) на тротуарах, во дворах, парках и скверах. В этой связи не исключены случаи наезда на пешеходов и встает вопрос о безопасности иных участников дорожного движения.

В свою очередь, пешеход - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки.

Невозможно также, на мой взгляд, лиц, управляющих транспортными средствами с электродвигателем, признать пешеходами, по целому ряду причин:

Во-первых, в отличие от пешехода, водитель гироскутера находится на транспортном средстве.

Во-вторых, гироскутер (сегвей) или электросамокат, в отличии от инвалидной коляски обладает двигателем и зачастую довольно мощным, позволяющим развивать скорость до 40 км/ч. Мощный двигатель данных технических средств наряду с его бесшумностью делает гироскутер (сегвей) и электросамокат средством повышенной опасности.

В-третьих, в отличие от лиц, передвигающихся на роликовых коньках, обычных самокатах и, как правило использующих эти средства для развлечения и на специально отведенных для этого площадках (ролледром и прочее), лица, использующие для передвижения гироскутеры (сегвеи) или электросамокаты двигаются как по тротуарам, велодорожкам, так и по проезжей части и не только в целях развлечения.

Важно также понимать, что и в зависимости от определения правового статуса лиц, управляющих такими средствами, будет зависеть и административная ответственность в случае правонарушения.

Так, допустим, нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст.12.24 КоАП РФ) (то есть нарушитель-водитель автомобиля, мопеда и пр.), влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет (в случае причинения лёгкого вреда здоровью) или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (при средней тяжести вреда здоровью) [3].

Если же произошло нарушение Правил дорожного движения пешеходом (к которому также приравниваются лица, управляющие транспортным средством с электродвигателем) повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст.12.30), то размер ответственности будет составлять штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (в зависимости от причинённого вреда здоровью) [3].

Как можно заметить, разница очевидна в ответственности, поэтому решение данного вопроса необходимо, принимая во внимание тот факт, что участились случаи происшествий, участниками которых стали лица, управляющие гироскутерами (сегвеями) и электросамокатами. Проблема гораздо масштабнее, чем может показаться на первый взгляд.

Так, на одной из набережных острова Русский Приморского края, маленькая девочка получила травмы и была госпитализирована в больницу после того, как вовремя прогулки ее сбил гироскутер [8].

Следующий случай произошел в г. Ялта, где гироскутерист сбил женщину, причинив ей многочисленные травмы и переломы [7].

А в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело против 32-летнего мужчины за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, сбившего на электросамокате пожилую женщину [9].

А какая практика за рубежом?

Что касается мирового опыта, то можно сказать лишь о том, что пока за рубежом нет единого подхода к классификации персональных средств передвижения на электрической тяге.

Однако, там, где подобные устройства относятся к транспортным средствам, движение по тротуарам на них запрещено. В случае, если данные устройства классифицируются как отдельный вид персонального средства передвижения на электротяге, регулирование осуществляется по-разному.

Во-первых, признается, что пешеходы во всех случаях должны пользоваться преимуществом на пешеходных дорожках и пешеходных зонах.

Во-вторых, в том случае, если разрешается движение электрических транспортных средств по тротуарам, то скорость их передвижения должна быть ограничена до 6-12 км/час; а по велодорожкам - до 25 км/ч.

В-третьих, разрешается передвижение сегвеев крупных модификаций по дорогам, если водитель имеет водительские права, сегвей застрахован, оснащен фарами, отражателями и звуковыми сигналами [4].

В ПДД статус самобалансирующихся электрических транспортных средств может быть закреплен путем приравнивания их к пешеходам, велосипедам или мопедам. Относить их к той или иной категории участников дорожного движения можно исходя из мощности двигателя и максимально возможной скорости. В случае если в ПДД будут установлены дифференцированные правила в отношении ЭТС (электрического транспортного средства), то потребуется также определиться с тем, как их идентифицировать на дорогах - нужен ли владельцам некий специальный документ, в котором будут прописаны технические характеристики самого средства.

Также есть вариант выделения ЭТС в отдельную категорию с установлением для них своих особенностей в Правилах дорожного движения.

Что говорит суд?

Хамовнический районный суд города Москвы признал, что мировой судья обоснованно пришел к выводу, что водитель, управлявший электросамокатом, технические характеристики которого соответствуют виду транспортного средства «мопед», является водителем, то есть надлежащим субъектом административной ответственности.

При этом в судебной практике существует и принципиально иная позиция. Так, в апелляционном определении Ленинского районного суда г. Кемерово судьи пришли к выводу, что «с учетом норм Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ст. 1), Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 2), Правил дорожного движения в Российской Федерации (преамбула Правил),

лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты), являются пешеходами, т.е. законодательством РФ перечисленные средства передвижения не признаны транспортными средствами» [1].

Что сейчас?

В последнее время проблеме определения правового статуса лиц на гироскутерах и электросамокатах уделяется всё больше внимания, законодатель активно предпринимает попытки урегулирования данного вопроса.

Как рассказал заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в ходе Петербургского международного экономического форума 2021 года, власти Москвы подготовили меры по регулированию езды на электросамокатах.

В частности, предполагается, что в случае использования электросамоката на проезжей части государственная автоинспекция будет следить за соблюдением пользователем правил дорожного движения.

«Также мы считаем, что любой самокат, который используется в городе, небезопасен для самого пользователя, если он передвигается со скоростью больше 25 км/ч», — добавил Ликсутов. Такой вывод сделан исходя из радиуса колёс и того обстоятельства, что люди на электросамокатах, как правило, не используют средства защиты.

Согласно ещё одному предложению, электросамокаты не должны превышать скорость движения пешеходного потока в случае передвижения «в одной плоскости» с людьми. Поднимается также тема ограничения скорости данных устройств.

«С основными компаниями, которые занимаются арендой самокатов в Москве, договорились о введении технических решений для специальных зон сниженной скорости. То есть если самокат попадает в «Парк Горького», то

автоматически там нельзя разогнаться более чем до 15 км/ч», — рассказал заместитель мэра [10].

Ранее в Министерстве транспорта РФ сообщили о работе над законопроектом, который должен определить правовой статус электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.

Выводы. Таким образом, как можно заметить, данный вопрос остаётся актуальным и по сей день. Законодатель пока не может определиться и принять окончательное решение, которое бы соответствовала интересам всех сторон и участников дорожного движения.

Какие можно предложить идеи по решению данного вопроса?

1. На мой взгляд, самым разумным будет выделение таких лиц в отдельную категорию, с отдельными правами и обязанностями, а также определённой административной ответственностью.

2. Установить классификацию данных транспортных средств, в зависимости от их типа, мощности электродвигателя, максимальной скорости и иных оснований. Такая классификация позволит приравнять по своему правовому статусу одни транспортные средства к велосипедам, другие - к мопедам, а третьи - к механическому самокату или роликовым конькам (то есть не признавать их транспортными средствами), а лицо, управляющее ими - к пешеходу.

3. Нормативно определить минимальный возраст для управления индивидуальным электротранспортом в зависимости от его типа.

4. Определить разрешенную территорию использования (тротуары, велосипедные дорожки, парки, скверы и пр.).

5. Зафиксировать требования к производителям и поставщикам индивидуального электротранспорта об обязательном указании на транспортном средстве его мощности двигателя и (или) типа, а также возможно предусмотреть требования к минимальной комплектации (фонарь, отражатели и пр.).

Библиографический список:

1. Ирошников Д.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта// Правовое государство: теория и практика.2019. №4 с.40-49.

2. Калюжный Ю.Н. Современные проблемы законодательного регулирования использования отдельных видов электротранспорта// NB: Административное право и практика администрирования. 2019. №5. С.27-32.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.04.2021).

4. Московская Городская Дума. Интернет-ресурс. «В Московской городской Думе обсудили статус гироскутеров, сегвеев и других самобалансирующихся электрических транспортных средств» https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/v-moskovskoy-gorodskoy-dume-obsudili-status-giroskuterov-segveev-i-drugih-samobalansiruyuschihsya-elektricheskih-transportnyih-sredstv (Дата обращения 05.06.2021).

5. Московская Городская Дума. Интернет-ресурс. https://dep12.duma.mos.ru/news/21026 (Дата обращения 05.06.2021).

6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021).

7. Примечания. Интернет-ресурс. «На набережной Ялты гироскутер покалечил туристку» https://primechaniya.ru (Дата обращения 05.06.2021).

8. Vl.ru. Интернет-ресурс. «На набережной ДВФУ маленькая девочка попала под колеса гироскутера» https://www.newsvl.ru/accidents/2017/05/ 22/159443 (Дата обращения 05.06.2021).

9. RT. Интернет-ресурс. https://russian.rt.com/russia/news/866663-peterburg-skr-delo (Дата обращения 05.06.2021).

10. RT. Интернет-ресурс. https://russian.rt.com/russia/article/869876-elektrosamokaty-regulirovanie-moskva (Дата обращения 05.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.