ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Все это несомненно способствует развитию у студентов системы ценностных ориентаций и формированию социальной ответственности.
Следует особо отметить участие студенческого коллектива в организации и проведении ежегодной встречи выпускников специальности 050501 «Профессиональное обучение». Студенты старших курсов разрабатывают сценарий проведения мероприятия, самостоятельно готовят концертную программу, конкурсы, делают презентации и фотовыставки, празднично оформляют помещения кафедры для встречи выпускников, рассылают приглашения. В процессе подготовки указанного мероприятия происходит сплочение студенческого коллектива, формируются положительные качества личности и чувство ответственности за выполненное дело. Отметим, что студенты выполняют данную работу по своему желанию, т.е. полностью отсутствует принуждение со стороны профессорско-преподавательского состава, что, несомненно, позволяет развить самостоятельность в принятии решений, выработать волевые качества и сформировать навыки эффективного общения в студенческом коллективе.
Таким образом, студенческое самоуправление - это не «управление самими собой», не самоорганизация коллектива образовательного учреждения, не помощь администрации в организации дежурств или проведении мероприятий. Студенческое самоуправление -это система, позволяющая педагогам, обучающимся и их родителям принимать участие в управлении образовательным учреждением,
т.е. сочетать интересы и потребности всех участников образовательного процесса.
Именно поэтому формирование системы студенческого самоуправления является одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед образовательными учреждениями любого уровня.
Библиографический список
1. Дик, Н.Ф. Активизация познавательной деятельности обучаемых: Учеб. пособие для преподавателей / Н.Ф. Дик, Т.Н. Дик. - Азов: изд-во «Мирт», 2004.
2. Дик, Т.Н. Воспитываем личность. Методическое пособие по активизации внеклассной и учебной деятельности со старшеклассниками и студентами / Т.Н. Дик, Н.Ф. Дик. - Азов: изд-во «Мирт», 2003.
3. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Классный руководитель. Для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов. - 2004. - № 6.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / ГМ. Код-жаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кожаспиров. - Москва; ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март» 2005. - 448 с.
7. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. - 4-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 160 с.
8. Поговорим как взрослые. Классные часы в 9-11х классах / М.А Алоева, В.Е. Бейсова - Изд. 2-е - Ростов н/Д :Феникс 2008. - 310 с.
9. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18, Ч 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / глав. ред. Володин В.А. - М.: Аванта +, 2001.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
И.В. ПЕТУХОВА, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ
В настоящее время существенно возрастает роль и значение высшего профессионального образования для преодоления последствий глобального экологического кризиса. Долгие годы понятие «экология» вызывало в сознании людей уже сформированную ассоциацию, связанную с загряз-
katuwechka@gmail.com нением окружающей природной среды и попытками справиться с этим негативным явлением. Более глубокие размышления над проблемами нарушенного равновесия, баланса, гармонии и необходимостью их восстановления вызвали к жизни появление новых понятий: «экология человека»,
178
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
«экология общества» и, наконец, «экология образования».
Речь идет об экологическом образовании как составляющей общей профессиональной культуры специалиста. Изменившиеся условия жизни требуют новых подходов к понятию экологического образования и, конечно же, разработки иного содержания. Современное образование должно обладать способностью к опережающему развитию, т.е. опираться на процессы, определяющие облик ХХ! века: глобализацию, информатизацию и возрождение духовно-нравственных ценностей; формирование и утверждение экологической культуры и жесткого ограничения технологической деятельности, наносящей ущерб природе.
В условиях научно-технического прогресса усложнение техники, появление принципиально новых прогрессивных технологий требуют исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов. Вместе с тем, сложность всей техносферы требует воспитания у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества и ответственности. Современный специалист должен обладать не только профессиональными знаниями, но и богатой общей культурой.
Сегодня не только научно-техническая подготовка определяет лицо специалиста, всё большую роль в современных условиях играют гуманитарные знания, поскольку будущий специалист должен понимать не только узконаправленные результаты своей профессиональной деятельности, но и ее последствия, влияние на окружающий мир. Необходимо, чтобы будущие специалисты могли адекватно реагировать на современные общественные, экономические, экологические, профессиональные вызовы, привнося свой позитивный вклад в дальнейшее развитие страны.
Образование должно обеспечить будущему специалисту максимальную включенность в социальные связи, сформировать его личность и гражданскую позицию. Очевидно, что наряду с профессионализмом, он должен быть подготовлен к рациональному решению мировоззренческих задач, нравс-
твенному, правовому или идеологическому выбору, социально-экономическим решениям и пр. Поэтому образование может считаться полноценным, только когда оно включает как собственно научные знания, так и духовные ценности, то есть информацию и технократического, и гуманитарного характера.
Очевидно, что важнейшую роль в формировании и становлении современного специалиста играют полученные в вузе знания и умения их применения, а высокий уровень подготовки подразумевает получение студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, которые составляют целостность современного университетского образования.
Современный экологический кризис вызван проблемами человека, затрагивающими систему ценностей, ценностных ориентаций, сознание и мировоззрение.
Сформировать новое экогуманитарное мировоззрение, экологическое сознание и становление новой экологической культуры человека позволит только интегративный подход. Причем, целью экологизации образования «является становление системы образования, координирующей деятельность общества по самоорганизации и преодолению экологического кризиса, обеспечивающей формирование экологической культуры...»
[2].
Однако на сегодняшний день технический вуз не обеспечивает необходимого уровня экогуманитарной подготовки специалистов, что свидетельствует об актуальности обозначенной проблемы.
Возникает необходимость целенаправленной подготовки компетентных специалистов для решения выше обозначенных проблем.
Компетентность, по определению
А.В. Хуторского, состоявшаяся совокупность качеств (от смысловых, мировоззренческих до рефлексивно-оценочных) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2013
179
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Таблица
Уровень оценки состояния экологической культуры у студентов технического вуза педагогами и студентами (%)
Уровень Высокий Средний Низкий
Студенты 10 75 15
Педагоги 10 42 48
и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [4].
Критерием общей профессиональной культуры специалиста может служить экологическая компетентность путем овладения экологической культурой, так как, по словам О.А. Анисимова, реализация установки на экологическую культуру выводит принимающего решения на уровень, принципиально значимый для любой профессии. «Экологическая культура - не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения... понимается как культура нового мировоззрения и мироотношения, основанного на осознании себя частью целостного мира» [3].
Формирование экологической культуры студентов технического вуза требует тщательного анализа состояния данной проблемы. В этой связи нами был проведен педагогический мониторинг в форме аудиторной фронтальной работы методами устного и письменного контроля: анкетирования и тестирования с целью выявления у студентов:
а) общего уровня знаний в области экологической культуры;
б) наличия интереса к проблемам экологической культуры, восприятия ее как личной и национальной ценности (ценностная ориентация);
'■р
О
а
о
(D
Рч
80%--
60%-
40%
20%+
0%
54%
1
35%
11%
низкии средний высокий
Уровни экологической культуры Рисунок. Распределение респондентов по уровням экологической культуры
в) выявления мотивации и опыта экосообразного поведения и деятельности;
г) убеждений и взглядов студентов, сформированности экологического мышления и мировоззрения;
д) определения степени развития отдельных качеств и свойств личности, являющихся показателем экологической культуры.
Эти цели в данном исследовании были определены нами в качестве критериев экологической культуры студентов.
В соответствии с представленными критериями были составлены характеристики трех уровней сформированности экологической культуры студентов технического вуза: высокий, средний и низкий, основанные на разработках педагогов-новаторов (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, А.А. Марченко) [3].
Итоги показали, что лишь10 % студентов имеют высокий уровень, 42 % - средний и 48 % низкий уровень экологической культуры (таблица).
Причем, педагоги оценивают уровень экологической культуры студентов значительно ниже, чем сами студенты, что может свидетельствовать о существующих проблемах в техническом вузе. Объективная оценка экологических знаний у 66 % опрошенных не соответствует действительности. Большинство студентов считают себя в определенной мере компетентными в вопросах экологии, но четко сформулировать важнейшие экологические проблемы современности смогли не в полном объеме лишь 32 % опрошенных, 54 % указывали лишь на загрязнение природной среды, а 14 % вообще не смогли их сформулировать. Региональных экологических проблем никто из студентов даже не упомянул. Это свидетельствует о том, что региональной тематике в экологическом образовании следует уделять больше внимания.
180
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Предложенный тест на личностное отношение к природе выявил, что отношение к природе осознается глубоко и правильно лишь 20 % обучающихся, 77 % определяют свое отношение как мало активное, а 3 %
- недостаточно осмысленное. Большинство респондентов недооценивали необходимость получения всесторонних знаний экогуманитарной направленности.
Результаты исследования, представленные в рисунке, свидетельствуют, что лишь 11 % респондентов имеют высокий уровень экологических знаний, 35 % - средний и 54 %
- низкий уровень.
Уверенность в необходимости формирования экологической культуры высказывают 70 % студентов. Однако о готовности к экологически сообразной деятельности заявили всего 3 % опрошенных студентов, а судить об уровне развития экологического сознания студентов можно именно по этому показателю. У 98 % экологическое сознание оказалось несформированным (студенты честно признаются, что практически ничего не делают). Ранее участие в природоохранной деятельности принимали всего 7 % студентов, причем большинство опрашиваемых участвовало только в очистке территории и посадке деревьев.
Налицо острый дефицит компетентных специалистов и недостаточность общего уровня экологической грамотности. Существующий уровень компетентности студентов (будущих специалистов) пока не отвечает за-
дачам обновления системы высшего образования. Подтверждением является то, что квалификация выпускников технического вуза - их нравственные качества намного отстают от требований, предъявляемых обществом, работодателями.
Как показывают результаты нашего исследования, главной проблемой является низкий уровень экологической культуры, которая наравне с формированием целостного мировоззрения становится приоритетом, согласно Концепции модернизации российского образования и Экологической доктрине России.
От уровня сформированности экологической компетентности напрямую зависит мировоззрение будущего специалиста, результаты деятельности которого будут сказываться (проявляться) в жизни не только настоящих, но и будущих поколений.
Библиографический список
1. Анисимов, О.С. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры / О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев. - М., 2005. - 186 с.
2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура / С.Н. Глазачев. - М., 1997
3. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев, А.А. Марченко. - М.: Горизонт, 2004. -137 с.
4. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 2.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Г.Н. СТАЙНОВ, проф.каф. педагогики и психологии МГУЛ, д-р пед. наук
Для эффективности повышения квалификации преподавателей, особенно имеющих отраслевое высшее профессиональное образование, но с отсутствием базовой педагогической подготовки, необходимо обратиться к концепции системного педагогического
pedagog@mgul.ac.ru
проектирования [1]. Концепция заключается в том, что педагогическое проектирование является приоритетной функцией преподавателя и представляет собой процесс прогностической образовательной деятельности, состоящей в разработке педагогической системы препода-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2013
181