ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
психологические компетенции специалистов разных направленностей на основе личностных особенностей учащихся, но и решить широкий спектр психолого-педагогических проблем в сфере образовательного процесса.
Библиографический список
1. Дергач, А.А. Акмеология / А.А. Дергач, В.Г. Зазы-кина. - СПб., 2003.
2. Крыжановская, И.В. Особенности мотивационной сферы профессионального самоопределения сов-
ременной молодежи / И.В. Крыжановская // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2006.- № 7.
3. Крыжановская, И.В. Характерологические особенности личности как фактор развития ее профессионального самоопределения / И.В. Крыжановская // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ - 2007.
- Вып. 4(24).
4. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М., 1999.
5. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта.
- М., 1998.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
экологической культуры в техническом вузе
И.В. ПЕТУХОВА, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ
век принес человечеству немало ^/\.^/\.благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Но в умах людей формируется в настоящее время искаженная картина мира, в которой экологическая катастрофа воспринимается как обыденное явление и негативное воздействие человечества на природу - практически неотъемлемой его характеристикой.
Несмотря на то, что информированность населения достаточно высока, в жизни и поведении людей ничего кардинально не меняется. Это говорит о крайне низких темпах формирования экологической культуры общества и требует новых подходов к экологическому образованию.
Нами было проведено исследование в форме анкетирования по выявлению состояния экологической культуры студентов технического вуза на примере Московского государственного университета леса. Большинство студентов считали себя в определенной мере компетентными в вопросах экологии, но четко сформулировать важнейшие экологические проблемы современности смогла не в полном объеме лишь одна треть опрошенных, две трети - указывали лишь на загрязнение природной среды. Региональных экологических проблем никто из студентов
даже не упомянул. Это свидетельствует о том, что региональной тематике в экологическом образовании следует уделять больше внимания.
Критерием сформированности экологической культуры является готовность к добровольной экологической деятельности, базирующейся на знаниях. Ответы анкеты показали низкую степень готовности студентов: лишь 2 % респондентов дали положительный ответ на данный вопрос, большинство опрашиваемых участвовало только в очистке территории и посадке деревьев. Роль населения в решении экологических проблем студенты оценивают очень пессимистично, практически никто не считает эту деятельность реально возможной. Но, чтобы стать повседневным поведением, необходимо, чтобы знания осознавались. Это осознание приходит в процессе личностного «переживания» при освоении дисциплин гуманитарного цикла, поскольку будущий специалист должен понимать не только узконаправленные результаты профессиональной деятельности, но и ее последствия, влияние на окружающий мир.
У студентов не выражен научно-профессиональный интерес к проблемам окружающей среды, готовность и ответственность за результаты своей деятельности в области экологии расцениваются как недостаточные. Явно вырисовывается острый дефицит ком-
198
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011