Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования экологической культуры в техническом вузе'

Некоторые аспекты формирования экологической культуры в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ЭКОГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ECOLOGICAL CULTURE / TECHNICAL COLLEGE / ECOLOGICAL FORMATION / INTEGRATIVE SCIENTIFIC APPROACHES / EKOGUMANITY TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петухова И. В.

Петухова И.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. В статье дается характеристика формирования экологической культуры студентов технического вуза как цели экологического образования в системе интегративных научных подходов, в первую очередь экогуманитарного, ноосферного. Освещается вопрос об обеспечении необходимого уровня экогуманитарной подготовки специалистов с учетом современных тенденций в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Petukhova I.V. SOME ASPECTS OF ECOLOGICAL CULTURE FORMATION IN TECHNICAL HIGHER SCHOOLS. The article deals with the characteristic of forming the ecological culture of technical higher school students as the main purpose of ecological education included in the system of the integrative scientific approaches and primarily that of eco-humanity. The problem of providing future specialists with the necessary level of the eco-humanity training, taking into account the contemporary tendencies in education, is discussed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования экологической культуры в техническом вузе»

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

психологические компетенции специалистов разных направленностей на основе личностных особенностей учащихся, но и решить широкий спектр психолого-педагогических проблем в сфере образовательного процесса.

Библиографический список

1. Дергач, А.А. Акмеология / А.А. Дергач, В.Г. Зазы-кина. - СПб., 2003.

2. Крыжановская, И.В. Особенности мотивационной сферы профессионального самоопределения сов-

ременной молодежи / И.В. Крыжановская // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2006.- № 7.

3. Крыжановская, И.В. Характерологические особенности личности как фактор развития ее профессионального самоопределения / И.В. Крыжановская // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ - 2007.

- Вып. 4(24).

4. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М., 1999.

5. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта.

- М., 1998.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

экологической культуры в техническом вузе

И.В. ПЕТУХОВА, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ

век принес человечеству немало ^/\.^/\.благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Но в умах людей формируется в настоящее время искаженная картина мира, в которой экологическая катастрофа воспринимается как обыденное явление и негативное воздействие человечества на природу - практически неотъемлемой его характеристикой.

Несмотря на то, что информированность населения достаточно высока, в жизни и поведении людей ничего кардинально не меняется. Это говорит о крайне низких темпах формирования экологической культуры общества и требует новых подходов к экологическому образованию.

Нами было проведено исследование в форме анкетирования по выявлению состояния экологической культуры студентов технического вуза на примере Московского государственного университета леса. Большинство студентов считали себя в определенной мере компетентными в вопросах экологии, но четко сформулировать важнейшие экологические проблемы современности смогла не в полном объеме лишь одна треть опрошенных, две трети - указывали лишь на загрязнение природной среды. Региональных экологических проблем никто из студентов

[email protected]

даже не упомянул. Это свидетельствует о том, что региональной тематике в экологическом образовании следует уделять больше внимания.

Критерием сформированности экологической культуры является готовность к добровольной экологической деятельности, базирующейся на знаниях. Ответы анкеты показали низкую степень готовности студентов: лишь 2 % респондентов дали положительный ответ на данный вопрос, большинство опрашиваемых участвовало только в очистке территории и посадке деревьев. Роль населения в решении экологических проблем студенты оценивают очень пессимистично, практически никто не считает эту деятельность реально возможной. Но, чтобы стать повседневным поведением, необходимо, чтобы знания осознавались. Это осознание приходит в процессе личностного «переживания» при освоении дисциплин гуманитарного цикла, поскольку будущий специалист должен понимать не только узконаправленные результаты профессиональной деятельности, но и ее последствия, влияние на окружающий мир.

У студентов не выражен научно-профессиональный интерес к проблемам окружающей среды, готовность и ответственность за результаты своей деятельности в области экологии расцениваются как недостаточные. Явно вырисовывается острый дефицит ком-

198

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.