Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя гуманитарного профиля к экологическому воспитанию школьников'

Подготовка будущего учителя гуманитарного профиля к экологическому воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Анатольевна

Осознание серьезных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием. Актуализируется формирование ответственного отношения учащихся к природе. Экологическое воспитание ребенка не должно ограничиваться рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной и внешкольной работе. Это усиливает внимание к процессу профессиональной подготовки будущего учителя, перед которым стоит серьезная задача, всеми средствами и способами воспитать экологическую культуру, ответственное отношение учащихся к природной среде. Однако это возможно только в том случае, если педагог компетентен в вопросах экологического образования и воспитания, владеет знаниями, умениями работы со школьниками. Необходимо на факультетах гуманитарного профиля высших учебных заведений ввести спецкурс по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF A HUMANITARIAN PROFILE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLBOYS

Comprehension of serious problems of a modern civilization puts forward new problems before formation. As the socially-pedagogical problem is staticized today formation of the responsible relation of pupils to the nature. Ecological education of the child shouldn't be limited only to frameworks of studies, and should proceed in out-of-class and out-of-school work. It strengthens attention to process of vocational training of the future teacher, before the teacher there is a serious problem, all means and ways to bring up the responsible relation of pupils to environment. However it is possible only in the event that the teacher is competent of questions of ecological formation and education, and also owns knowledge, abilities of work with schoolboys. At all faculties of a humanitarian profile of higher educational institutions it is necessary to enter a special course on preparation of students for ecological education of schoolboys.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя гуманитарного профиля к экологическому воспитанию школьников»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (19) 2012. с. 100-102.

УДК 37.033

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Анатольевна Минаева Московский Государственный областной гуманитарный институт, кафедра педагогики e-mail: natali mi naea@ra mblcr. ru

Ключевые слова: экологическое воспитание, подготовка будущего учителя.

Осознание серьезных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием. Актуализируется формирование ответственного отношения учащихся к природе. Экологическое воспитание ребенка не должно ограничиваться рамками учебных занятий, а должно продолжаться во внеклассной и внешкольной работе. Это усиливает внимание к процессу профессиональной подготовки будущего учителя, перед которым стоит серьезная задача, всеми средствами и способами воспитать экологическую культуру, ответственное отношение учащихся к природной среде. Однако это возможно только в том случае, если педагог компетентен в вопросах экологического образования и воспитания, владеет знаниями, умениями работы со школьниками. Необходимо на факультетах гуманитарного профиля высших учебных заведений ввести спецкурс по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF A HUMANITARIAN PROFILE FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLBOYS

Natalia Anatolievna Minaeva Moscow state regional humanitarian institute e-mail: natali mi naea@ra mblcr. ru

Key words: Ecological education, preparation of the future teacher.

Comprehension of serious problems of a modern civilization puts forward new problems before formation. As the socially-pedagogical problem is staticized today formation of the responsible relation ofpupils to the nature. Ecological education of the child shouldn’t be limited only to frameworks of studies, and should proceed in out-ofclass and out-of-school work. It strengthens attention to process of vocational training of the future teacher, before the teacher there is a serious problem, all means and ways to bring up the responsible relation of pupils to environment. However it is possible only in the event that the teacher is competent of questions of ecological formation and education, and also owns knowledge, abilities of work with schoolboys. At all faculties of a humanitarian profile of higher educational institutions it is necessary to enter a special course on preparation of students for ecological education of schoolboys.

Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Каждое историческое время вносит свои коррективы в образовательный процесс. Глобальный характер экологического кризиса ставит человечество на грань выживания. Поэтому закономерно возникает увеличение внимания к экологической составляющей в образовании. Одних экологических знаний и умений школьников недостаточно. Как утверждают Городецкая Н.А., Денисова Т.В., Лось А.А., в процессе экологического воспитания научные знания должны сочетаться с личным участием воспитанников в природоохранной деятельности. Осознание серьезных проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из решающих факторов, изменяющих сознание личности, стабилизирующих и гармонизирующих отношения человека с окружающим миром, развивающих чувство ответственности за все живое, стремление к сознательной и планомерной деятельности по спасению и развитию природы, культуры, жизни.

Как показывает практика, учителя естественнонаучного профиля, больше подготовлены к экологическому воспитанию школьников, владеют методикой проведения «экологических троп», экологических экскурсий, компетентны в подготовке и проведении конференций, диспутов на экологические темы, могут организовать клубы, факультативы, кружки и др. по данной проблеме. Как

показывает наше исследование, учителя гуманитарного профиля при организации внеклассной работы чаще всего не проводят мероприятия по экологии, так как не владеют знаниями по экологическому воспитанию школьников, не компетентны в данном направлении педагогической деятельности. Это подтверждается и в работах Глазачева С.Н., Захлебного А.Н., Суравегиной И.Т., Соловьёвой Н.Ю. и др. Исследования показали, что на протяжении многих лет наблюдается недостаточное владение экологическими понятиями учителями и студентами небиологических специальностей, отсутствие у них экологически ценностных ориентаций, слабая методологическая, теоретическая, и практическая подготовка к активной воспитательной деятельности в области развития экологической культуры личности. Несмотря на сформированность ряда ключевых компетенций - коммуникативной, интеллектуальной, социальной -отсутствие экологической компетенции снижает общий уровень профессиональной компетентности педагогов. Справедливо утверждение о том, что нас погубит профессионализм, лишенный экологической компетентности. Появляется «новое социокультурное, экологическое измерение профессионализма. Руководствуясь им, мы можем вынести вердикт компетентен / некомпетентен», - утверждают Г лазачев С.Н. и Анисимов О.С. [1].

По мнению Соловьевой Н.Ю., экологическое образование в системе подготовки учителя долгие годы носило эмпирический характер, без опоры на объективные закономерности, лежащие в основе формирования специалиста высшей квалификации и новой зарождающейся науки - комплексной экологии [9]. Профессиональная подготовка студентов к экологическому образованию осуществлялась преимущественно на уровне природоохранного просвещения в процессе необязательных спецкурсов, спецсеминаров, факультативов. В педагогических вузах курсы экологии обычно включают в учебные планы биологических специальностей, студенты других факультетов в лучшем случае слушают курс основ рационального природопользования, который традиционно содержит рассмотрение законодательных основ и организацию природоохранного дела в стране.

Качество экологической подготовки существенно улучшится, если целенаправленно формировать у студентов гуманитарных специальностей убежденность в необходимости сохранения природной среды как ценности, и в необходимости формирования такой убежденности у школьников, то есть осознания ими личной причастности и ответственности за состояние биосферы. Процесс подготовки будущих учителей успешно протекает, если предполагает не только накопление знаний собственно экологических, но и изучение психолого-педагогических и методических основ внедрения этих специальных знаний в школьное обучение. Экологическая подготовка будущих учителей может считаться успешной, если она обеспечивает формирование педагогических умений, способность выявлять уровни экологической культуры учащихся, составлять программы и отбирать методы экологического воспитания, преобразовывать учебный материал для создания проблемных ситуаций, осуществлять внеклассную работу. Экология и охрана окружающей среды - многопрофильная наука; она связана с географией, биологией, экономикой, медициной, правом, историей, психологией, педагогикой и техническими дисциплинами. На педагогов возложена социальная функция воспитания такого поколения, которое должно обеспечить безопасное существование человека на Земле. Перед учителем стоит серьезная задача, всеми средствами и способами воспитать ответственное отношение учащихся к природной среде. Однако это возможно только в том случае, если педагог компетентен в вопросах экологического образования и воспитания, владеет знаниями, умениями работы со школьниками. На сегодняшний день у многих выпускников педвуза преобладает потребительский подход к природе: низок уровень восприятия экологических проблем; не развита потребность практического участия в реальной работе по улучшению окружающей среды.

Возникает необходимость экологического воспитания студентов педвуза. Необходимо, чтобы студенты, независимо от приобретаемой специальности имели и экологическое образование. На факультетах гуманитарного профиля высших учебных заведений в программу подготовки будущих учителей целесообразно ввести спецкурс, содержание которого будет обеспечивать подготовку к социально-педагогической деятельности, направленной на развитие экологической культуры детей, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, приобретение нравственных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Такая работа школьного педагога позволит развивать экологическое сознание, мышление, экологическую культуру ребенка.

Разработанный нами спецкурс предусматривает получение студентами знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления экологического воспитания школьников, организации внеучебной деятельности. Он основывается на достижениях отечественных и зарубежных педагогов, психологов, касающихся идеи природосообразного воспитания и формирования экологической культуры, сознания, мировоззрения, здорового образа жизни, необходимых основ для успешной социализации молодежи. Цель спецкурса состоит в том, чтобы научить студентов владеть способами, приемами, методами и технологиями экологического воспитания в семье и школе, а также получить основные элементарные знания об экологии человека; влияние человека на биосферу и ее ресурсы. Спецкурс поможет раскрыть смысл практической деятельности по охране окружающей среды.

Большое педагогическое значение для развития экологического сознания школьников имеет целостность и гармоничность отношения к природе самого учителя, так как он - организатор

природоохранной деятельности школьников. Будущий учитель - классный руководитель - должен обладать экологической культурой. В педагогической деятельности проявляются все формы культурной деятельности человека: культуросозидающая деятельность педагога, направленная на сотворение личности

воспитанников, овладение им накопленным человечеством культурным богатством и личностное, непосредственное, практическое, действенное проявление человеком собственной культуры бытия.

Анализируя характер взаимосвязи деятельности и культуры, важно подчеркнуть, что не всякую деятельность и не всякий результат ее можно характеризовать как культурные. Истинно культурная деятельность - та, которая не только производит общественно полезные вещи, но и развивает, совершенствует самого человека. Г лавная цель культурного развития личности (и экологической культуры) - реализация всех творческих возможностей человека в рамках законов экологической этики. Научный подход к проблеме становления экологической культуры личности будущего учителя в процессе педагогической деятельности требует от нас обращения к сложному и многомерному феномену культуры.

Таким образом, в современной школе возрастает роль классного руководителя в поисках инновационных подходов к экологическому воспитанию учащихся. Система школьного образования нуждается в классном руководителе, способном реализовать инновационные подходы к организации процесса экологического воспитания учащихся, применять социально-педагогические технологии с привлечением других субъектов данного процесса - родителей, специалистов учреждений дополнительного образования и др.

Литература

1. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. - М., 2006.

2. Владимиров Н.М. Формирование готовности будущих учителей к экологическому воспитанию школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2004. - 239 с.

3. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. - М., 1998.

4. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. ... докт. пед. наук в форме научного доклада. - М., 1998. - 68 с.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 48 с.

6. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Педагогика. - 1983. - № 12. - С. 12 - 19.

7. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М.: Педагогика, 1981 - 184 с.

8. Суравегина И.Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы //

Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. - 2000. - № 1. - С. 13 - 16.

9. Соловьева Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению

экологического воспитания школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 1999. - 183 а

10. Вагнер (Цветкова) И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога-художника) // Педагогика. - 2000. - № 9.

11. Шаронова Е. Подготовка студентов к экологическому воспитанию школьников //

Педагогика. - 2005. - №8. - С. 122 - 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.