Научная статья на тему 'Реализация идей экологической культурологии в практике учителя географии'

Реализация идей экологической культурологии в практике учителя географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ / ECO-CULTURAL ENVIRONMENT / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION / TEACHER OF GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко А. А.

В статье анализируются проблемы создания профессиональной системы экологического образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность реализации идей экологической культурологии в педагогической практике, в частности, учителя географии: создание специализированной образовательной среды, применение инновационных технологий, использование практико-ориентированных заданий и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of professional system of ecological education in the Russian Federation are analyzed in the article. The author describes the main factors which have influence on the effectiveness of implementation of ecological culture in pedagogical practices, in particular of teachers of geography: establishment of specialized educational environment, the use of innovative technologies, use of practical-oriented tasks, etc.

Текст научной работы на тему «Реализация идей экологической культурологии в практике учителя географии»

Реализация идей экологической культурологии в практике учителя географии

Марченко А.А.

В статье анализируются проблемы создания профессиональной системы экологического образования в Российской Федерации. Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность реализации идей экологической культурологии в педагогической практике, в частности, учителя географии: создание специализированной образовательной среды, применение инновационных технологий, использование практико-ориентиро-ванных заданий и др.

Ключевые слова: экокультурная среда, экологическая культура, эколого-геог-рафическое образование, учитель географии.

В конце прошлого века у человечества возникла необходимость перехода на новую ступень цивилизационного развития. Появился термин «sustainable development» - устойчивое развитие. Он возник в связи с тем, что господствующую позицию в мире стали занимать агрессивные потребительско-разрушительные принципы природопользования. В результате мировое сообщество в последнее десятилетие ощущает угрозу безопасности существования человека, которая исходит от неблагоприятного состояния окружающей среды. В 2005 г. европейские страны приняли Стратегию образования в интересах устойчивого развития до 2014 г., охватывающую связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Экологическая доктрина Российской Федерации предусматривает создание профессиональной системы экологического образования, которая должна определять условия раскрытия творческого потенциала каждой личности, уровень самоорганизации и самоуправления, развитие интеллекта, адекватную самооценку; воспитывать чувство собственного достоинства, предприимчивость. В первую очередь речь идет о развитии личности, способной самостоятельно найти пути самореализации.

Одной из ведущих тенденций XXI в. является осознание того, что устойчивое развитие общества зависит от состояния образования и образованности всех людей планеты. Именно эта сфера

Актуальные проблемы педагогики

деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса между человеком и природой. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов. Очевидно, что только профессионалы, способные делать дело и отвечать за него, по словам Д.А. Медведева, могут обеспечить инновационное развитие общества: «Изобретатель, новатор, ученый, учитель, предприниматель, внедряющий новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе». Безусловно, здесь речь идет именно об использовании различных технологий в обучении и воспитании будущего специалиста.

Происходящие изменения в экономике, развитие новых технологий, изменения в структуре занятости обусловили ситуацию, когда каждому человеку приходится в течение своей жизни быть готовым к постоянному обновлению.

Кризисные явления затронули и образование, которое должно обуславливать научный прогресс, но в нем наблюдаются инерционные тенденции, сопротивление инновациям в собственной сфере.

Безусловно, учитель должен владеть современными технологиями развивающего образования, ориентироваться на развитие креативной личности, учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности школьников, реагировать на их потребности, проектировать комфортную социализацию и профессиональную ориентацию молодых людей. Причем ключевой характеристикой образования становится не только передача знания и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению. В ближайшем будущем будут востребованы педагоги, глубоко владеющие психолого-педагоги-ческими компетенциями, являющиеся профессионалами в своей области, способные помочь своим ученикам стать самостоятельными, уверенными в себе людьми; внимательные и восприимчивые к интересам школьников.

Очевидно, что безошибочным критерием профессиональной компетентности будущего учителя-предметника служит глубина его специальной подготовки. И никакие курсы, магистратуры не заменят преподавателю тонкого знания психологии школьника, профессионального владения педагогическими технологиями. Сегодня все шире возрастает роль пси-холого-педагогической культуры и компетентности учителя.

Методологическими ориентирами психолого-педагогических и методических основ нашего исследования стали положения о реализации культурологических идей в образовании и культурно-экологических идей

в современном образовании; положения теории и методики географического и экологического образования; разработка проблем экологического образования в высшей школе.

Мы выделяем реализацию идей экологической культурологии в процессе овладения методологией образовательного процесса, его закономерностями, противоречиями, то есть всем тем, что дает реальную помощь в обучении, развитии и воспитании, в принятии профессионально обоснованных решений. При подготовке будущего педагога-географа, формировании его методологической культуры необходимо учитывать, что экологизация курса географии в русле комплексного воздействия на различные сферы сознания личности является основным условием формирования экологической культуры.

Педагогические условия, средства, формы, методы и содержание педагогической деятельности должны быть направлены на формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет общечеловеческих ценностей, способной воспринимать и осуществлять идеи коэволюции природы и общества и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем.

Существует множество подходов к трактовке понятия «экологическая культура». В более широком смысле она трактуется как часть общечеловеческой культуры, включающая совокупность экологических знаний, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданные поведение и деятельность, которые являются основой экологического образа жизни (Б.Т. Лихачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.). С.Н. Глазачев, например, отмечает, что экологическая культура есть мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности, новое содержание, новое качество общечеловеческой культуры, основу которой составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек [2].

Вслед за учеными, обращающими внимание на важность расширения педагогической картины мира, мы подчеркиваем необходимость эффективности повышения педагогической подготовки за счет внедрения в целостный педагогический процесс историко-этнографического материала, социализирующей функции религий, выделения в предметах специального цикла проблему социокультурной детерминации воспитательных процессов, вариативности, вопросов, затрагивающих проблемы экологической культуры. Одной из задач системы образования

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

является формирование личности с высоким уровнем культуры, способной к согласованному взаимодействию с социальной и природной средой, умеющей обеспечивать своей целесообразной деятельностью как собственные потребности, так и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации в целом.

Экологическая проблема - проблема взаимодействия человека, общества и природной среды - важнейшая глобальная проблема современности. Для ее решения необходимо личностное осознание этих взаимоотношений, оптимальность которых может быть достигнута в результате экологического образования и воспитания. Развитие этого направления находит свое отражение в различных программах образования. Однако эффективность такого образования становится возможным лишь при условии соответствующей подготовки учителей в вузе.

Практика реализации идей экологической культурологии в образовательном процессе среди благоприятных факторов позволяет выделить: а) эффективность влияния идей системно-синергетического (см., например, комплект учебных пособий «Концепции современного естествознания») и гуманитарно-интегративного подходов в условиях специально созданной образовательно-воспитательной среды, стимулирующей интеграцию содержания учения и содержания воспитания; б) применение компьютерных технологий, позволяющих педагогу моделировать нестандартные экологические ситуации, а обучающимся - искать оптимальные методы их разрешения и использовать это в дальнейшем в практической деятельности в социоприродной среде; в) использование практико-ориентированных заданий, близких ученику, вызывающих интерес, способствующих мотивации к освоению ими различных умений и навыков [4].

К сожалению, содержание экологического образования на естественнонаучных факультетах характеризуется определенными негативными чертами. К ним можно отнести: 1) сравнительно невысокий уровень компетентности многих педагогов в области экологической культурологии; 2) отсутствие четких ориентиров на реализацию основных направлений современной образовательной реформы, низкий уровень владения технологиями развивающего обучения; 3) ориентация на усиление теоретических знаний; 4) слабое методическое обеспечение учебновоспитательного процесса; 5) разорванность собственно экологической и эколого-педагогической подготовки студентов; 6) недооценка географических знаний, умений и навыков при формировании эколого-куль-турного мировоззрения; 7) неготовность к внедрению научных достижений в области теории и методики эколого-географического образования,

в результате чего методические инновации педагогов остаются без особого внимания.

Нельзя не заметить, что существует значительный разрыв между достижениями научной мысли и педагогической практики, встречается неумение логично вводить в содержание предмета «география» экологических знаний, умений развивать эмоционально-ценностные отношения. Преодолению типичных недостатков мешает слабая разработанность содержания теоретических курсов эколого-географического и педагогического образования студентов географических отделений вузов. Это подтверждают работы С.Н. Глазачева, В. А. Сластенина и др. [2-4].

Эколого-географическое образование будущего учителя географии рассматривается как одно из условий эффективности эколого-культур-ного развития школьника. Обращает на себя внимание тот факт, что специальных исследований целостного эколого-культурного направления, выполненных педагогами-исследователями в области географии, значительно меньше, нежели по другим специальностям. Поэтому к формированию экологической культуры необходимо подходить комплексно, системно, учитывая глубокую объективную взаимосвязь между обучением, воспитанием и развитием личности.

Базовым источником развития экокультурного географического образования является специально организованная экологизированная образовательно-воспитательная среда. Она включает в себя всю совокупность условий, средств и возможностей, содержащихся в пространственнопредметном и социальном окружении, и способствует становлению экологической культуры личности, воспитанию у нее качеств будущего гражданина планеты.

Важнейшими условиями повышения экокультурного потенциала географического образования являются:

- реализация в эколого-образовательной практике междисциплинарного, интегративно-гуманитарного и деятельностного подходов;

- обновление содержания образования на основе интеграции разнопредметных знаний, основные принципы которой базируются на идеях системно-синергетического подхода;

- адаптация современных образовательных технологий к задачам экологического образования;

- внедрение разнообразных форм экологоориентированной деятельности в социоприродной среде.

Каждый из традиционных школьных предметов инвариантной части базисного учебного плана (федерального компонента) имеет свою нишу в структуре экологического образования и воспитания, и задача учителя -

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

выявить потенциал «своего» предмета, найти подходящие средства и способы его активизации и реализовать его в педагогической практике. Большинство педагогов видят решение этой задачи через расширение информационного поля учебного предмета, наполнение его дополнительными частными экологически значимыми материалами.

Сегодня педагогами используются такие способы ее реализации, как конвергенция, дополнительность и межпредметные связи. Эти способы основаны на сближении, координации и взаимной дополняемости разнопредметных знаний. Однако они позволяют организовать это сближение исключительно на эмпирическом уровне и отразить лишь внешнюю сторону объектов, явлений или процессов, протекающих в окружающем мире [1].

Можно привести практические примеры применения экологических знаний: урок-конференция «Леса Костромской области - основное богатство края» - учитель школы-интерната В.Н. Свинарев, интегрированный урок экологии и музыки «Мозаика пейзажного парка - учитель географии О.С. Мавлютова и учитель музыки Т.Г. Гайдамакина; практическая работа «Эколого-экономическая характеристика электроэнергетики России» - учитель И.Ю. Стрекопытова; открытие Вартемяг-ской природной школы во Всеволожском районе Ленинградской обл.; создание единой эколого-информационной сети Байкальского региона, когда проектная работа была адаптирована к потребностям образовательных учреждений, государственных и некоммерческих экологических организаций; исследовательские проекты в рамках школьного экологического мониторинга; творческие проекты - стенные газеты, школьные печатные альманахи; приключенческо-игровые проекты, требующие большой подготовительной работы; информационные проекты, практико-ориентированные проекты - проект «Сохраним свою Землю, на которой живем, голубой и зеленой», проект «Родник», «Лесные знаки» [Там же].

Очень важно, когда вопросами практической деятельности в деле эколого-географического просвещения, сохранения природного наследия, изучения и охраны природы родного края занимаются не только преподаватели-предметники, но и руководящие органы. Необходимо осуществлять комплексное научное руководство, взаимодействовать со школами региона: студенты могут работать вожатыми в школьных экспедициях, вести самостоятельную научную работу на базе природных национальных парков (Лосиный остров в г. Москве, Вепсский лес в Ленинградской обл.). Школьникам очень нравится заниматься полевыми исследованиями, обрабатывать материалы, получать выводы. Так,

например, экспедиция сельцовских школьников Волосовского района Ленинградской обл. может гордиться научным открытием - был уточнен и достоверно закартирован исток реки Оредеж, блестящие аптекарские сады вырастили ребята Тосненского района Ленинградской области. Еще один пример развития «полевой» экологии и природоохранной деятельности в Ленинградской области: в процессе практической деятельности сформировалась научно-педагогическая система, элементы которой - «ученик - студент - учитель - ученый». Система имеет векторный характер: ученик стремится стать студентом, студент - специалистом, учителем, а многие учителя - заняться наукой. Таким образом, развитие теории неформального экологического образования опирается на практику педагогической совместной работы со школьниками в полевых условиях [1].

Уровень современного школьного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов, компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, организация летнего экологического лагеря или, начиная с младших классов, проектных уроков «Лес - мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство» и др.

Экологизация содержания учебно-воспитательного процесса, введение в школьную практику новых интегрированных учебных предметов, отражающих целостность и процессуальность мира, создание специальной образовательно-воспитательной среды - это важнейшие условия, выполнение которых в наиболее полной мере способствует формированию личности с экологической культурой. Поэтому вслед за этапом обновления содержания обучения должен последовать этап обновления воспитательной работы, придания ей экологической направленности.

Подлинное и эффективное формирование экокультуры невозможно без развития чувственно-эмоциональной сферы личности в совместной социально-значимой деятельности по охране природы воспитателей и воспитанников. Такое общение может осуществляться в ходе познавательной, игровой, организационно-практической, просветительской и других видов деятельности. Это экологические лагеря, путешествия, экспедиции и клубы, детские экологические организации, в условиях которых реализуются проекты, выходящие за рамки школьных программ. Каждая школа должна стремиться иметь свой «экологический полигон»,

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

где обучающиеся получают эмоциональный, нравственный потенциал, систему знаний, подтверждаемых многообразной экологической деятельностью, трансформирующихся в экологические убеждения и, как следствие, становящиеся жизненными установками. Участие личности в конкретной деятельности позволяет снять противоречие между теоретическими знаниями и нравственными установками.

Приведем пример фрагмента сценария «День равнодействия», цель и задача которого заключаются в проведении со школьниками измерения по основным факторам, касающихся важных вопросов экологической науки (4 раза в год).

Ход работы: в день равноденствия ближе к полудню, желательно в 12.00, необходимо провести следующие измерения и наблюдения: время, место и дата наблюдения, долгота и широта места наблюдения (каждый километр равен 15 секундам), температура воздуха в тени, температура почвы на глубине 10 см, угол солнца над горизонтом, состояние растительного мира, животные (птицы, насекомые, паукообразные, земноводные, звери и др.), которых вы встретили, их количество, историческая справка о месте наблюдений (по возможности). Для старшеклассников 9-11 классов предлагается дополнительное задание: ответить на вопрос, встретились ли им факты антропогенного воздействия на природу (действия человека), а затем сформулировать предположение о последствиях этого воздействия и описать их.

Не менее важен и тот факт, что воспитание должно осуществляться не только посредством взаимодействия педагога и обучающегося, но и путем изменения среды его проживания, моделирования особой среды, выполняющей функции воспитывающего социума. Совместный поиск ценностей, норм, принципов и законов природы должны составлять содержание воспитательного процесса в модели экологического образования и в ее реальном воплощении - в вузе, школе, экологическом лагере и т.п.

Отрадно отметить, что в настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информацион-ной культуры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для учеников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образования и т.д.).

Таким образом, содержание экологического образования можно определить как личностно ориентированную и педагогически адаптированную систему знаний об окружающем мире, способах деятельности по позна-

нию и охране окружающей среды, опыте творческой природоохранной деятельности, опыте эмоционально-ценностного отношения к природе и деятельности, усвоение которой обеспечивает формирование экологической культуры личности [2].

Система экологического образования и воспитания воздействует на личность на всех этапах его жизни - в дошкольном и школьном возрасте, в период его профессиональной подготовки и за ее пределами. Создание в образовательных учреждениях экокультурной среды, исследование ее влияния на процесс формирования экологической культуры обучаемого - учащегося школы, студента или слушателя в системе повышения квалификации - одно из стратегических направлений современной педагогической науки.

Библиографический список

1. Комиссарова Т.С., Макарский А.М. Теория и практика экологического образования в Ленинградской области // География и экология в школе ХХ1 века. 2004. № 9.

2. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М., 2002.

3. Сластенин В.А. Педагогическое образование. Вызовы ХХ1 века // Материалы Международной научн.-практической конференции, посв. памяти В.А. Сластенина (Москва, 16-17 сентября 2010 г.). М., 2010.

4. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация / С.Н. Глазачев, С.Б. Игнатов, В. А. Игнатова, А. А. Марченко. М., 2008.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.