го о к
о 1 А.А. Марченко
4 I го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 I го ^ О
^ и о. ш
ш о н- о.
Система методических компонентов как фактор повышения
экологической культуры студентов-географов
В статье раскрываются вопросы эколого-методической подготовки студентов-географов, формирования экологической культуры. Предлагаемый материал носит практико-ориентированный характер. Главное внимание уделено реализации эколого-методического потенциала образовательно-воспитательного процесса в вузе.
Ключевые слова: экологическая культура, эколого-методическая подготовка, педагогические условия, педагогическая технология, деятельностный подход.
Воздействие антропогенных факторов на биосферу Земли приводит к возникновению глобальных экологических проблем, угрожающих всему человечеству, которое сегодня представляет собой мощнейшую геологическую силу, способную необратимо нарушить устойчивые связи в биосфере, и порождает опасность экологической катастрофы [1].
Предотвращение экологической катастрофы и решение экологических проблем зависит от того, насколько действия каждой отдельной личности и общества в целом будут соответствовать законам природы. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности. Поэтому вполне закономерно, что 2017 г. объявлен годом Экологии и, в соответствии с планом мероприятий, в России проводятся циклы всероссийских и региональных совещаний по обсуждению вопросов в сфере развития экологии; конференции, форумы, круглые столы, конкурсы, фестивали и слеты, фотовыставки, волонтерские акции, экологические лагеря. Год Экологии и год особо охраняемых природных территорий - это активная эколого-просветительская деятельность среди всех слоев населения в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Таким образом, актуализируется пласт проблем, связанных с экологическим образованием всех возрастов и социальных слоев общества, и становится обязательной функцией педагогических систем [1].
Проблемы практики активно проецируют экологические знания на все школьные дисциплины, определяют необходимость вовлечения учителей-предметников в процесс дидактического конструирования и моделирования, с целью создания условий для эффективного экологического обучения и воспитания. Но только география как наука, располагающая методами комплексной оценки взаимосвязей природы и общества, наиболее близка к пониманию сущности экологических проблем. Содержание школьной географии, благодаря комплексному подходу к изучению природных процессов и явлений, общества и характера их взаимоотношений, влияющих на окружающую природную среду, позволяет утверждать, что она обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического образования и воспитания.
Сегодня не вызывает сомнения необходимость экологического образования. Современное экологическое образование реализует идеи гуманизма, интеграции и природосообразности, вследствие чего приобретает статус имманентного пути развития всех образовательных систем. Эта тенденция находит отражение в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды», Национальной доктрине образования Российской Федерации, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 г. Но, к сожалению, мы наблюдаем с одной стороны установку на дальнейшую экономическую перспективу, а с другой - глубокую неподготовленность общества к экологической модели экономического развития. Условия ликвидации экологической безграмотности в образовательной практике еще достаточно слабы. Особая роль здесь принадлежит образовательным учреждениям, в заметно меньшей степени - в профессионально-экологической подготовке будущих учителей, в частности, географии. Учитель - транслятор социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Именно поэтому академик Н.Н. Моисеев писал: «Учитель в наступающем веке делается центральной фигурой гражданского общества» [5, с. 14]. В последние годы этот разрыв сокращен, но проблемы подготовки студентов-географов не утратили своей актуальности.
Исследованиям в области экологии в разные годы были посвящены философские идеи В.И. Вернадского, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, В.П. Соломина, А.Д. Урсула; концепции личностно ориентированного образования - Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской; концепции экологического образования и воспитания - С.Н. Глазачева, В.С. Камериловой, Т.В. Кучер, В.П. Максаковского, В.В. Николиной, В.Д. Сухорукова, Д.П. Финарова и др. Этим ученым удалось выявить проблемы, встающие на пути целей
о §
го
ч: vo
ш о
л
го О ^
1 о I экологического образования, главной из которых являются педагогиче-
В ^ о ские просчеты в практике экологического образования, а именно:
Ф ГО ГО
| § £ - «знаниевыи подход» к эколого-педагогическому образованию в рамках аудиторных занятий, в то время как наиболее обоснованным
о-е- на сегодняшний день является подход, целью которого является форш о
_ ^ мирование экологической культуры;
- недостаточность в реализации умений и навыков экологического образования у студентов-географов для осуществления на практике эколого-воспитательной деятельности;
- поверхностное информирование студентов о некоторых экологических проблемах;
- вузовские программы и учебные пособия недостаточно экологизированы;
- ситуативность всего эколого-педагогического образовательного процесса.
Все это приводит к тому, что к моменту окончания вуза, многие студенты не имеют опыта практического применения полученных в вузе знаний эколого-методической направленности.
Проанализировав теоретические взгляды ученых и практику эколого-педагогического образования, можно высказать мнение о том, что на основе корректировки содержания вузовских дисциплин, методики обучения и практики внедрения ее в учебный процесс системной экологической составляющей, предусматривающей реализацию модели экологического образования, можно достигнуть цели - формирование экологической культуры будущих учителей-географов [3].
Экологическая культура включает в себя систему духовных ценностей, нравственно-этических принципов, определенных правовых норм. Это, прежде всего личная ответственность и активная деятельность человека в отношении окружающей природной среды. Процесс формирования экологической культуры, на наш взгляд, будет эффективным, если в вузе будут реализованы такие педагогические условия, как внедрение в содержание современного образовательного процесса ноосферного, синерге-тического, геоэкологического, коэволюционного подходов и концепции устойчивого развития; учет индивидуальных особенностей, склонностей и интересов студентов, использование принципов краеведческого подхода в процессе формирования географо-экологических знаний у студентов; установление интегрированных связей эколого-экономического содержания между предметами естественно-географического образования.
Экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных учреждениях. Она предусматривает реализацию принципов экогуманизации, культурологичности,
комплементарности, преемственности, интегративности и проблемно- | сти, динамичности и конструктивизма, а также активного внедрения § ^ краеведческого, личностно ориентированного, операционально-дея- 5 ° тельностного, системного подхода, формирования опыта творческой ^ 1 деятельности в географическом образовании, широкого использования | <§ проектного обучения и исследовательской деятельности. Таким обра- о § зом, разработка теории и практики системы профессионального эко- чю логического образования в педагогических вузах является проблемой с совершенствования профессионального эколого-педагогического образования, нацеленного на формирование экологической культуры.
На сегодняшний день среди исследователей нет однозначного подхода к трактовке понятия «экологическое образование». Одни выделяют его в особую образовательную область, другие акцент делают на внеурочную натуралистическую работу и самообразование обучающихся. Наиболее подробная и не противоречащая взглядам большинства авторов эколого-педагогических исследований трактовка предложена И.Д. Зверевым: «Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности и общества за состояние и улучшение социо-природной среды» [2, с. 73-74].
Таким образом, этап развития теории и методики обучения и воспитания экологического образования связан с пониманием экологической культуры как стратегической цели образования вообще и экологического образования, в частности. Это и позволяет сформулировать понятие «экологическое образование».
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, нацеленный на формирование экологической культуры. В этой связи требует особого внимания и более пристального рассмотрения проблема современных подходов к анализу экологической культуры как явления и ее роли в человеческом обществе [3]. В таком случае «экологическая культура не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения» [4, с. 176]. Экологическая культура, таким образом, понимается как культура нового мировоззрения и мироотношения, основанного на осознании себя частью целостного мира. Экологический императив становится новой осью культуры.
Изложенное позволяет констатировать, что формирование экологической культуры как цели экологического образования возможно с точки
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
зрения интегрированных научных подходов и внедрения в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий и таких требований, как обобщенность, полицентризм, открытость, вариативность [1].
Для эффективности формирования экологической культуры мы должны выделить и специальные черты педагогической деятельности будущего учителя географии. Это не только знания и умения, но и импровизация, особая роль чувственно-эмоциональной сферы, целостность и результативность. По мнению В.А. Сластёнина, структуру педагогической деятельности составляют четыре компонента: диагностический, целеобразовательный, организационно-деятельностный и рефлексивный [7, с. 32].
Определяя характер педагогической деятельности, Е.С. Сластёнина обращает внимание, что педагогическая деятельность «есть своеобразная "метадеятельность" в том смысле, что она является деятельностью по организации другой деятельности - деятельности учащихся» [8, с. 14].
Бесспорно, для успешного осуществления профессиональной подготовки будущего учителя географии в качестве ведущих тенденций можно отметить развитие таких качеств, знаний и умений, как дистан-ционность, где в теоретической основой является идея непрерывного образования; гуманизация, синтез экологизации и гуманизации; возрастание роли системности, творческого самовыражения и создание собственной педагогической концепции учителя географии, включающего в свою педагогическую деятельность открытый диалог с обучающимися. Профессиональная готовность к педагогической деятельности является, по мнению С.С. Кашлева, «интегративным критерием субъектно-сти педагога» [6, с. 57].
Таким образом, прогрессивным в развитии и формировании экологической культуры является сочетание собственно экологической общекультурной подготовки; развитие у будущего учителя географии экологической культуры как профессионального и личностного качества, условия трансляции ее в процессе будущей педагогической деятельности в средней общеобразовательной школе.
С позиции экогуманитарной научной парадигмы, большинство авторов выделяют такие компоненты эколого-методической работы, как мотивационный, ценностный и содержательно-операционный. Эко-лого-методическая готовность будущих учителей-географов должна формироваться поэтапно. Например, в Московском государственном областном университете на географо-экологическом факультете мы практикуем на начальном этапе обучения приобретение студентами личного опыта участия в учебно-воспитательном процессе факультета,
107
СС ГО
актуализации личностных качеств в отношениях с сокурсниками и пре- | подавателями, природой как субъектом деятельности; развиваем потреб- § ^ ности студентов в самореализации и экологическом самоопределении. 5 ° В рамках учебных дисциплин, таких как «Метеорология», «Геология», | 1
«Краеведение», студенты посещают Историко-краеведческий музей 2 <§
сЕ о
г. Мытищи Московской области, краеведческий музей МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи, где особое внимание уделено неравнодушному отношению ч о школьников, учителей и жителей города к экологическим проблемам с города и района.
На втором этапе (3-4 курс) развиваются знания студентов о методических закономерностях формирования экологической культуры обучающихся в период педагогической практики; происходит знакомство с педагогическими средствами формирования экологической культуры.
Третий этап, заключительный (студенты 4 курса, магистранты 1-2 курса), - этап становления эколого-методической готовности как профессионального качества будущих учителей. На этом этапе идет активное включение студентов в процесс педагогического взаимодействия со школьниками: педагогическая практика, преддипломная практика на базе школ, совместные исследовательские проекты экологической направленности, их презентация и защита; участие в экологических марафонах, круглых столах, организация фотовыставок; посадка деревьев и кустарников. Здесь формируется собственный стиль эколого-методической работы студентов и магистрантов, происходит перерастание методической системы в педагогические технологии по формированию экологической культуры обучающихся. Именно в стенах вуза студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность студентов обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению их экологической культуры, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических проектов.
Хочется отметить, что дополнительным педагогическим условием и средством повышения экологической культуры студентов географо-экологического факультета является создание экологической воспитывающей среды. Именно педагогическая среда, ее традиции оказывают большое влияние на поведение личности обучающихся, их мировоззренческие ощущения, убеждения и ценности, характеризующие их отношения и навыки взаимодействия с природными объектами, понимания ответственности за сохранение гармоничных отношений в природе.
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры профессорско-преподавательского состава, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза.
Для достижения поставленных целей по формированию экологической культуры будущих учителей географии на факультете включаются в образовательную программу интерактивные социально-экологические курсы, проводятся межпредметные занятия экологической направленности, дискуссии, полевые практикумы, научные конференции. На аудиторных занятиях по «Методике обучения и воспитания (география)» включаются поисковые, исследовательские методы, элементы проблемного обучения и самостоятельного поиска знаний. Например, проведение практических занятий - рефлексии, на которых проходит коррекция и тренинги изученных алгоритмов, имеющих экологическую составляющую; зачет - промежуточно-развивающий контроль: это наличие определенного эталона, а не субъективной версии, на котором происходит сопоставление фактов и представлений, в соответствии с ранее установленными критериями оценки. На таких занятиях важно обеспечить результативность изучаемого, умение оценивать свою готовность, находить причины затруднений, повышать степень активности обучаемых. Эффективное сочетание репродуктивных и проблемных методов обучения, рациональный отбор и внедрение методов стратегии и технологий взаимодействия с природой, атмосферы сотрудничества, творческих и коммуникативных задач способствуют формированию экологической культуры студентов.
В целом, проблема эколого-методической подготовки остается актуальной и недостаточно разработанной и апробированной. Типичными недостатками учебного процесса по формированию экологической культуры остаются отсутствие четкой системы внутрипредметных и межпредметных связей, недостаточная информированность преподавателей о подходах к формированию эколого-методической готовности студентов.
Позитивное влияние эколого-образовательной среды на формирование экологической культуры студентов и их эколого-методическую подготовку будет зависеть от глубины и взаимодействия всех составляющих, а именно: реализации интегративно-гуманитарного и деятель-ностного подходов, обновления содержания предметных знаний, адаптации современных интерактивных технологий, внедрения разнообразных форм и методов в деятельность социоприродной среды. С.Н. Глазачев
считает, что: «экологическая культура не столько результат, сколько процесс: она осваивается, наращивается новыми современными знаниями, обогащается чувственным опытом и транслируется в виде экокуль-турных ценностей, информации и технологий воспитанникам» [1].
Библиографический список
1. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М., 2004.
2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. трудов / Под ред. С.Н. Глазачева. Волгоград, 1996. С. 72-84.
3. Марченко А.А. Эколого-методическая подготовка учителя географии: теория и практика: Монография. Мн., 2009.
4. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М., 2001.
5. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., 1996.
6. Кашлев С.С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности. Минск, 1999.
7. Сластёнин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 82-91.
8. Сластёнина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики. М., 1984.
Н.В. Неверова Л.В. Рыбакова
Самостоятельная работа студентов
при освоении иностранного языка как форма
учебной познавательной деятельности
Самостоятельная работа студентов рассматривается как форма учебной деятельности, направленная на формирование личностной самостоятельности, повышение ответственности за результаты деятельности с целью решения учебных, научных и профессиональных задач, усвоения профессиональных
о §
¡± о
го £Р ч: vo
ш о