известия вгпу
Е.С. ДРОНОВА (Волгоград)
формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе
Анализируется проблема формирования экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе, раскрываются сущность и содержание понятия «экологическая культура», выделяются компоненты и средства формирования экологической культуры в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, окружающий мир, общеобразовательная школа.
В настоящее время проблема экологии чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Становится очевидным, что ее решение требует усилий не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, культуры его взаимоотношений с природой и другими людьми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения отмечается необходимость формирования у школьников экологической культуры (экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах жизнедеятельности) как условия достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Экологическая культура предполагает формирование представлений об экологической морали - определенной совокупности ценностей, экологической этике, нормах поведения человека во взаимоотношениях с природой [8], ценностного отношения к миру живой природы и окружающей среде, которое также относится к результатам экологического образования в современной школе.
Проблеме формирования экологической культуры посвящены работы (А.Ю. Борисен-ко, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Т.Ю. Соколова, И.Т. Сура-вегина, Е.В. Хохлова и др.), в которых обнаруживается единое мнение о том, что в эколо-
гической культуре нашли отражение проблемы взаимодействия социального и природного, способствующие достижению стабильности социоприродной системы [1-4; 6-8]. Вместе с тем анализ суждений исследователей о сущности понятия «экологическая культура» показывает отсутствие у них единого мнения по исследуемому вопросу, что обусловливает необходимость уточнения самого понятия.
Одни авторы (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сурвегина и др.), опираясь на философские положения о взаимодействии человека, общества и природы, считают, что экологическую культуру характеризуют экологические знания, сознание, мышление, ценности, мировоззрение, природоохранная деятельность. Другие исследователи (А.Ю. Бори-сенко, Л.В. Наранова и др.) включают в экологическую культуру активную позицию личности, экологические оценки, экологическую этику, экологическую ответственность, экологическую установку. На основе анализа мнений исследователей мы пришли к выводу о том, что основными элементами экологической культуры личности являются экологические знания, экологическая деятельность, экологическое сознание и ценностное отношение к природе.
Экологические знания выступают в качестве одного из наиболее значимых элементов экологической культуры и являются ее содержательно-смысловой основой. Их усвоение предполагает не только информирование личности о проблемах экологии, но и осознание ею себя как носителя экологических норм и ценностей.
Экологическое сознание означает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений и понимание того, что необходимо использовать инновационные достижения научно-технического прогресса в решении экологических проблем.
Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологии как одной из универсальных ценностей и готовность включиться в различные практические действия по сохранению природной среды.
Экологическая деятельность выступает практической основой формирования экологической культуры, она может быть учебно-исследовательской, информационной, просветительской и природоохранной. Экологическая деятельность способствует осознанию
О Дронова Е.С., 2017
личностью своих возможностей воздействия на природу для ее сохранения.
Анализ различных подходов к содержательному наполнению понятия «экологическая культура» позволил нам сформулировать собственное определение. Под экологической культурой мы понимаем динамическое личностное новообразование, включающее экологические знания, способствующие становлению экологического сознания, которое характеризуется ценностным отношением к природе и позволяет целенаправленно осуществлять экологическую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников целесообразно осуществлять в соответствии с их возрастными особенностями. Наиболее благоприятный период для формирования экологической культуры личности -младший школьный возраст, т.к. на данном возрастном этапе закладываются основы тех или иных ценностей, моральных чувств, активизируется потребность во взаимодействии с природой, начинают развиваться самосознание и способность к рефлексии.
Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Кировского района г. Волгограда показал, что формирование экологической культуры младших школьников осуществляется недостаточно эффективно, когда ограничивается уроками «Окружающий мир», редкими экскурсиями, посещением выставок в библиотеке, в ходе которых младшие школьники являются слушателями, созерцателями, наблюдателями, но недостаточно осознают важность бережного отношения к окружающему миру и личного участия в экологосберегающей деятельности. недостаточность школьного экологического образования может быть дополнена целенаправленным формированием экологической культуры младших школьников, наполнением соответствующим содержанием тех же уроков «окружающий мир» и внеурочной деятельности на основе интерактивных средств. Целесообразно наряду с информационной составляющей использовать ценностную и деятель-ностную, включить школьную практику младших школьников в систему практических отношений с природой, что может дать больший воспитательный эффект.
В ходе нашей экспериментальной работы в 2016-2017 учебном году в МОУ СШ № 57, МОУ гимназии №2 9 Кировского района г. Волгограда мы смогли определить структуру экологической культуры младших школьников,
КИЕ НАУКИ -
выделив следующие основные компонент ы, входящие в ее состав: когнитивно-оценочный, информационно-ценностный, рефлексивно-смысловой.
Когнитивный компонент экологической культуры младших школьников включает в себя систему экологических знаний (естественнонаучных); понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи; целостность знаний об окружающей среде; способность мыслить в границах экологической безопасности; знание законов, охраняющих природную среду; экологические знания и представления; субъектное отношение к природе; личные стратегии и технологии экологической деятельности (эстетическое освоение природных объектов, получение природоори-ентированной информации, правил поведения в природе и т.д.). Когнитивный компонент выражается в развитии у младших школьников системно-субъективной картины мира, в наличии представлений о целостности окружающего мира, в умении выделять и устанавливать экологические связи и зависимости, представления о возможностях общения с живой природой.
Ценностный компонент экологической культуры нацелен на развитие экологического сознания личности, адаптирующегося к изменениям, происходящим в современном обществе; осознание роли и места естественнонаучного знания в контексте определения ценностного отношения к природе; осознание младшим школьником себя как носителя экологических норм и ценностей; установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений и понимания необходимости использования новейших технологий в решении экологических проблем, что служит основой формирования ценностного отношения к природе посредством развития чувства долга и ответственного отношения к природе. ценностный компонент выражается в наличии у младших школьников экологически значимых ценностных установок, способности сопереживать, сочувствовать, проявлять эстетические чувства и эмпатию, способности к самооценке и оценке других людей в контексте отношения к природе.
Рефлексивный компонент экологической культуры младших школьников предполагает проектирование и экологическую деятельность. Деятельностная составляющая формирует умения осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозави-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
симости в мире природы, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы; готовность корректировать свою деятельность. Прогностическая составляющая реализует целенаправленную и целеполагающую активность подростка в процессе жизнедеятельности, развивает способность предвидения результатов своей экологической деятельности. Рефлексивный компонент экологической культуры младших школьников заключается в:
- потребности самореализации в экологических видах деятельности;
- использовании знаний о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности;
- развитии умений и навыков использования моральных и правовых принципов, норм и правил экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении;
- устойчивом стремлении к сохранению, защите и улучшению природной среды.
рассматривая структуру экологической культуры младших школьников как единство когнитивного, ценностного и рефлексивного компонентов, мы оцениваем степень ее сфор-мированности по следующим критериям:
• наличие системы экологических знаний (естественнонаучных);
• наличие экологического сознания личности, экологических представлений о природе, нормах и правилах поведения;
• принятие экологических норм, ценностного отношения к природе;
• способность к проектированию своей экологической деятельности;
• осознанное соблюдение правил экологически безопасного поведения;
• способность оценить последствия своих действий в природе.
Одним из ведущих средств формирования экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе является учебная деятельность. Урок обогащает младших школьников экологическими знаниями при условии наполненности вышеназванным содержанием. на уроках происходит знакомство с явлениями природы и природными объектами, а в условиях внеурочной деятельности -практическая деятельность в природе. Именно поэтому в ходе исследования мы выделили следующие средства формирования экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе:
• эколого-ориентированные - педагогические ситуации, календарно-обрядовые праздники, экологические, деловые, имитационные игры, коллективные творческие дела (КТД);
• природоохранные - субботники, экологические акции по охране природы, посадки деревьев;
• краеведческие - кружок «Мой родной край», экскурсии, экологическая тропа.
Таким образом, образовательное пространство общеобразовательной школы служит благоприятной инновационной базой для формирования экологической культуры младших школьников, которая позволит им получать и использовать знания в рамках экологического образования, дающего возможность эффективно решать возникающие экологические проблемы, успешно выстраивать экологическое взаимодействие с окружающими, строить гармоничные отношения с природой и обществом в процессе личностного роста и развития своего экологического потенциала.
Список литературы
1. Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты // Зеленый мир. 2003. № 9-10. С. 17-20.
3. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Знание, 1986.
4. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М., 2008.
5. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19-21.
6. наранова л.В. Становление экологической культуры старшего школьника в контексте бурятских национальных традиций: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2004.
7. Соколова Т.Ю. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006.
8. Суравегина и.Т. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. С. 47-49.
9. Федеральный государственный стандарт основного начального образования № 1897 от 17.12.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 12.05.2017).
10. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы). Ставрополь, 2001.
педагогические науки
1. Borisenko A.Ju. Vospitanie lichnostnoj pozi-cii starsheklassnikov v otnoshenii k problemam okruzhajushhej sredy: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 1996.
2. Glazachev S.N. Jekologicheskaja kul'tura mira - prioritet bezopasnosti planety // Zelenyj mir. 2003. № 9-10. S. 17-20.
3. Zahlebnyj A.N. Na jekologicheskoj trope. M.: Znanie, 1986.
4. Zverev I.D. Uchebnye issledovanija po jeko-logii v shkole: Metody i sredstva obuchenija. M., 2008.
5. Lihachev B.T. Jekologija lichnosti // Pedago-gika. 1993. № 2. S. 19-21.
6. Naranova L.V. Stanovlenie jekologicheskoj kul'tury starshego shkol'nika v kontekste burjatskih nacional'nyh tradicij: dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2004.
7. Sokolova T.Ju. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v uslovijah dopolni-tel'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2006.
8. Suravegina I.T. Jekologicheskoe obrazovanie v shkole // Sovetskaja pedagogika. 1990. № 12. S. 4749.
9. Federal'nyj gosudarstvennyj standart osnov-nogo nachal'nogo obrazovanija № 1897 ot 17.12.2010 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://stan-dart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (data obrashhenija: 12.05.2017).
10. Hohlova E.V. Teorija i praktika formirova-nija jekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov (na materiale sel'skoj shkoly). Stavropol', 2001.
Development of ecological culture of younger schoolchildren in secondary school
The article deals with the issue of formation of the ecological culture of younger schoolchildren in a secondary school, describes the essence and contents of the concept "ecological culture", highlights the components and means of formation of the ecological culture in school.
Key words: ecological culture, younger schoolchildren, environmental world, secondary school.
(Статья поступила в редакцию 26.07.2017)
с.е. горшкова, т.в. бабушкина, л.я. мещерякова, б.и. чибисов
(тверь, Москва)
проблемно-диалогическая технология при изучении темы «крещение руси» на факультативных занятиях по основам православной культуры
Рассматриваются возможности использования проблемно-диалогической технологии как части эвристического метода обучения при изучении темы «Крещение Руси» с учащимися 10-12 лет. Особое место уделяется работе с разными типами источников, а также процессу организации дискуссии в малых группах.
Ключевые слова: эвристический метод, проблемно-диалогическая технология, Крещение Руси, Владимир Святославич, основы православной культуры.
одной из важных тем, связанных с циви-лизационным выбором на Руси и интересующих как педагогов, так и учащихся, остается Крещение Руси. К этой теме обращаются и на уроках истории, и на уроках литературы. однако особое звучание она приобретает на уроках по основам православной культуры (в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или факультативного курса).
Нами изучен опыт ведения соответствующих занятий в воскресных школах Русской православной церкви на территории тверской митрополии, в ЧОУ «Городенская православная гимназия» и общеобразовательных школах твери и тверской области. Наиболее продуктивной является такая форма занятий, как факультатив, поскольку педагог более свободен в отношении количества и структурирования разработанных занятий. Факультатив может проводиться как в светской, так и в церковной школе. Вполне понятна цель, которую ставит перед собой учитель, - охарактеризовать Крещение Руси как исторически значимое явление в контексте развития отечественной духовной и материальной культуры. При изучении темы «Крещение Руси» могут использоваться как традиционные методы (словесные, наглядные и практические), так и те, которые
© Горшкова С.Е., Бабушкина Т.В., Мещерякова Л.Я., Чибисов Б.И., 2017
* *
*