Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры учащихся в условиях эколого-образовательной среды учебного заведения'

Формирование экологической культуры учащихся в условиях эколого-образовательной среды учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEVELS OF THE ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Татьяна Ильинична, Фетисова Наталья Евгеньевна, Веденеев Алексей Михайлович

Рассмотрена проблема влияния эколого-образовательной среды учебного заведения на формирование экологической культуры учащихся. Определен и описан алгоритм процесса ее формирования в эколого-образовательной среде учебного заведения. Рассмотрены результаты, показывающие эффективность использования данного алгоритма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Татьяна Ильинична, Фетисова Наталья Евгеньевна, Веденеев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the influence of ecological and educational environment of an educational institution on the formation of the ecological culture of students. The algorithm of the process of formation of the ecological culture of pupils in ecological and educational environment of the institution is determined and described. Theresultsthat provetheefficiencyofthisalgorithm are under consideration in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры учащихся в условиях эколого-образовательной среды учебного заведения»

педагогика общего и профессионального образования

Contents of the process of development of socially safe behaviour of teenagers by means of networking services

The article deals with the features of the phenomenon "socially safe behaviour". The problems of the role of social network as a whole and networking services in particular in the process of socialization of the younger generation are under consideration. The work of the university pedagogical club in socially safe behaviour of teenagers by means of network services is described. As the result of the final diagnostic of implementation of the work, we see a certain growthof all the signs, especially of the cognitive, regulative and reflective components of socially safe behaviour.

Key words: socially safe behaviour, level of teenager'sreadiness for socially safe behaviour, social services, pedagogical club.

(Статья поступила в редакцию 08.12.2016)

т.И. кондаурова, н.е. Фетисова, а.м. веденеев

(волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Рассмотрена проблема влияния эколого-об-разовательной среды учебного заведения на формирование экологической культуры учащихся. Определен и описан алгоритм процесса ее формирования в эколого-образователь-ной среде учебного заведения. Рассмотрены результаты, показывающие эффективность использования данного алгоритма.

Ключевые слова: экологическая культура, эко-лого-образовательная среда, алгоритм процесса формирования экологической культуры в эколого-образовательной среде учебного заведения, уровни проявления экологической культуры.

Сегодня познание мира и роли человека в нём невозможно без учета того, что всякое знание - это знание о мире, опосредованное человеком и включенное в систему его ценностных ориентаций. Новая для человечества ценность - экологическая культура - возникла

© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., Веденеев А.М., 2017

как культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека, как мера и способ реализации его сущностных сил в экологических рамках [2].

Анализ различных литературных источников (Е.В. Никанорова, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, А.А. Вербицкий, И.Н. Пономарёва, Л.П. Печко, А.Н. Захлебный, И.Т. Сураве-гина, В.А. Игнатова, С.Н. Глазачев, В.А. Яс-вин, О.М. Дорошко и др.) в целях выявления сущности категории «экологическая культура» показывает, что это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. в соответствии с этим экологическую культуру целесообразно понимать как высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, как степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности во взаимодействии с природой, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей средой. владея экологической культурой, человек способен понимать самоценность природы, рационально и конструктивно решать задачи природопользования, адекватно оценивать свою деятельность и поведение в природе, в разрешении сложившейся экологической ситуации.

Обозначенные позиции формирования экологической культуры предопределяют необходимость создания и развития эколого-образовательной среды, где организуется процесс формирования ценностного отношения человека к окружающему миру и самому себе.

детальному рассмотрению теоретических аспектов содержания эколого-образова-тельной среды посвящены исследования С.В. Алексеева, Н.Ф. Винокуровой, А.В. Гагарина, С.Н. Глазачева, В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, С.В. Мозгляковой, О.А. Борисовой и др.

А.В. Гагарин, рассматривая структуру эколого-образовательной среды с позиции взаимодействия «педагог - учащийся», выделяет следующие компоненты: во-первых, это общность учащихся и педагогов, в которой педагог формирует адекватные знания о природе и помогает учащимся осознать себя её частью; во-вторых, это обеспечение непосредственного контакта с миром природы в различных видах творческой деятельности; в-третьих, создание экологизированного предметного окружения (экологизированный интерьер), в-четвертых, ориентация экологического воспитания на со-

- известия вгпу. пе,

циальное окружение, т. е. учет особенностей социальной организации среды (возрастной, половой, этнический состав) [1].

Организация гетерогенной и сложной пространственно-предметной структуры эколого-образовательной среды рассматривается в работах В.А. Ясвина. О.М. Дорошко, конкретизируя общие положения образовательных эко-культурных программ, отмечает, что формирование универсальной эколого-образовательной среды, учитывающей личностную и профессиональную специфику, будет содействовать повышению качественного экообразова-ния. Формированию эколого-образовательной среды и её роли в развитии экологической культуры учителя посвящены исследования C.B. Мозгляковой. По мнению автора, важнейшими принципами построения и функционирования эколого-образовательной среды являются: системность, открытость, прогностич-ность, научность, комплексность, региональ-ность, сетевой принцип [4].

Чаще всего под эколого-образовательной средой понимается универсальное сращивание социума, среды, созданной человеком, с предметным миром природы. Несомненно, вопрос о конструктивном взаимодействии этих структур невозможно решить без сближения двух процессов: образования и повышения культурного потенциала общества в экологической сфере.

Под эколого-образовательной средой учебного заведения мы понимаем комплекс условий, влияний и возможностей, специально организованных с учетом особенностей социального и пространственно-предметного окружения и направленных на формирование экологической культуры всех субъектов эколого-образовательного процесса.

Недостаточная проработка в педагогической теории и практике вопроса влияния эко-лого-образовательной среды учебного заведения на формирование экологической культуры учащихся послужила основанием для нашего исследования.

Основу эколого-образовательной среды составляют постулаты экогуманитарной парадигмы, базирующейся на вере в позитивный потенциал человека, его неограниченные творческие способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Также основаниями выступили:

• представления о целостном педагогическом процессе как последовательности вза-

гогические науки -

имосвязанных стадий, этапов (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.). Целостный подход определяет элементы, связи процесса формирования экологической культуры как функциональные стороны целого, выражаемые понятиями «содержание учебного материала», «дидактические средства», «технология», «метод», «методический приём», «форма»;

• особенности уровневых характеристик личностного образования, определяющих процесс формирования как движение личностных характеристик (С.Л. Рубинштейн).

Интегральным показателем эффективности эколого-образовательной среды является уровень развития экологической культуры личности.

Нами выделены три уровня проявления сформированности экологической культуры учащихся: информативный, оценочный и де-ятельностный.

Для информативного уровня показателями сформированности экологической культуры служат полнота знаний учащихся о ценности природы, системности экологических знаний, о многосторонней ценности природы для общества и человека и др.

Для оценочного уровня характерны глубина и системность экологических знаний, оценка своей деятельности и поведения в природе, способность к рефлексии (и потребность в ней) своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой, оценка современной экологической ситуации и др.

Для деятельностного уровня показателем сформированности экологической культуры являются система научных экологических знаний, проявление знаний о нормах и правилах поведения в природе в поведении и деятельности, гуманное отношение к людям и окружающей природе, творчество в экологической деятельности, владение технологиями экологической деятельности, проявление воли в решении локальных экологических проблем и др.

Процесс формирования экологической культуры учащихся в эколого-образователь-ной среде учебного заведения мы осуществляли на основе алгоритма «целеполагание - содержание - диагностика - коррекция».

Сущность целеполагания заключается в определении целостного представления о конечном результате. B нашем исследовании конечным результатом является формирование экологической культуры учащихся. При этом следует отметить, что такая цель не мо-

- педагогика общего и проф

жет быть раз и навсегда заданным конечным результатом: она состоит именно в придании положительной динамики процессу формирования экологической культуры учащихся в самом развитии. Важно, чтобы цель была принята учениками, стала для них побудительной силой, превратилась в мотив.

Особое значение в эколого-образователь-ной среде имеет её содержательный компонент. По мнению В.И. Слободчикова, содержание образования является точкой пересечения всех проекций образовательной среды. Как отмечает В.В. Сериков, содержание образования, если оно ориентировано на развитие личности, не задается полностью извне, а создается с ориентацией на индивидуально-личностный потенциал [5]. Особую актуальность в условиях эколого-образовательной среды приобретает схема «знания + отношения». Знания без придания им эмоциональной окраски, без личностного опыта их переживания не включаются во внутренний мир личности и не способствуют её развитию. в нашем представлении содержательная составляющая эколого-образовательной среды учебного заведения включает четыре элемента:

• предметные знания и умения (экологические);

• знания по методике школьного экологического образования и воспитания (о процессе развития экологических понятий, средствах, формах, методах, эколого-педагогических технологиях осуществления экологического образования и воспитания);

• творческая деятельность на основе непосредственного контакта с миром природы;

• опыт эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру, своему месту в данном мире.

Необходимо отметить единство указанных выше элементов. Помимо того, каждый элемент не статичен, он динамически развивается в соответствии с тенденцией развития экологического образования и воспитания учащихся.

Предметные знания отражают научную информацию об окружающем живом мире и человеке. Именно экологические знания помогают найти ответы на вопросы: «Что следует знать из науки "Экология"?»; «Зачем нужны экологические знания?»; «Как использовать экологические знания в процессе принятия решений?».

Экологический материал школьного предмета «Биология» многоаспектен и входит во все учебные курсы с 6-го по 11-й класс. Это

::сионального образования -

помогает учащимся осознать гармоническую и неповторимую сущность природы, механизм её функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи и к каким это приводит последствиям. в этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как «взаимозависимость организма и среды», «смена природных сообществ», «смена биогеоценозов», «устойчивость экосистем», «экологическое равновесие в биосистемах», «биосфера», «биоразнообразие» и особенно «человек как экологический фактор». Изучение этих вопросов формирует у учащихся осознание ценности жизни, значения её разнообразия для природы и человечества, раскрывает принципы рационального природопользования, помогает понять возможность и необходимость экологически грамотного управления процессами в живой природе.

Для эффективного обучения недостаточно одних экологических знаний, учащимся необходимо также овладеть умениями и навыками, в том числе самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной деятельности. в процессе обучения особую важность приобретает формирование у школьников умений применять основные методы исследования эколого-биологических объектов, методы теоретического анализа и синтеза в процессе исследований в лабораториях и полевых условиях, а также умения, связанные с изучением нормативно-правовой документации по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и т. д. Научные и практические экологические знания органически взаимодействуют с умениями и навыками, поскольку обеспечивают применение экологических знаний в действии.

Знания по методике школьного экологического образования и воспитания (о процессе развития экологических понятий, средствах, формах, методах, эколого-педагогических технологиях осуществления экологического образования и воспитания) отражают систему методических и психолого-педагогических знаний, образующих комплексное представление о целостном процессе формирования экологической культуры учащихся.

Формирование экологических понятий в рамках школьного предмета «Биология» осуществляется двумя способами. Первый - путем изучения экологического материала в рамках специальных учебных тем и уроков. Такие темы есть во всех классах, например, в 6-м классе - «Условия жизни растений», «При-

- известия вгпу. пе,

родные сообщества»; в 7-м классе - «Приспособления животных к различным средам обитания»; в 8-м классе - «Экологические факторы среды, влияющие на жизнедеятельность и здоровье человека»; в 10-11-м классах - «Взаимосвязи организмов в окружающей среде», «Основы экологии» и др. Второй путь - экологическое освещение, или экологизация, учебного материала биологии путём включения в него экологических материалов, ориентирующих на формирование экологической культуры. С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, для привлечения к восприятию всех органов чувств важной является реализация принципа наглядности, обеспечивающего единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного. Важное место в системе средств наглядности занимают натуральные объекты (живые и фиксированные организмы, чучела, микропрепараты, надорганизменные биосистемы - аквариум, водоём, лес, парк и др.), изобразительные (таблицы, схемы, фотографии, модели, муляжи), мультимедийные и инфор-матизационные средства обучения и др. Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства. Учителю целесообразно комплексно использовать средства обучения в целях усиления всестороннего воздействия на учащихся, создания и разрешения проблемной ситуации, развития самостоятельности и умственной деятельности учащихся.

Многообразие методов является характерной особенностью учебного процесса при рассмотрении экологического материала. Решающая роль в выборе методов принадлежит содержанию материала и возрастным особенностям учащихся. В практике сложились различные методы обучения. С учётом наиболее существенных признаков (источника знаний, характера деятельности учителя и учащихся) выделены три группы методов - словесные, наглядные и практические. Преобладающей группой методов являются практические. Наряду с традиционными методами учителя часто используют интерактивные методы и информационно-коммуникативные.

Все используемые методы должны быть ориентированы на развитие личности ученика, его творческих способностей, формирование бережного и ответственного отношения ко всему живому на Земле, понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, участию в сохранении природных богатств и жизни в целом.

гогические науки -

В обучении биологии выделяют многообразные формы: урок, экскурсия, домашняя работа, внеурочные работы и внеклассные занятия. Все они решают определенные задачи в экологическом образовании и воспитании учащихся, взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга, составляя систему форм обучения и обеспечивая целостность эколого-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

В экологическом образовании и воспитании используется большое количество различных педагогических технологий, среди них технологии проблемного, развивающего, проектного, игрового, модульного, интерактивного, интегрированного обучения, развития критического мышления и др. При этом все они выступают как модели деятельности по построению содержания его качественного усвоения школьниками и осуществлению новой организации образовательного процесса. Многие из данных технологий называют инновационными, поскольку, по мнению В.В. Серикова, они обеспечивают:

• создание «личностно-утверждающей ситуации», в которой открываются личностные смыслы учебной деятельности;

• эффективную коммуникацию и самостоятельность учащихся в обучении;

• формирование у учащихся потребности в саморазвитии [5].

Творческая деятельность на основании непосредственного контакта с миром природы обеспечивает лучшую адаптацию личности к жизни, самоутверждение, конструирование своего дальнейшего жизненного пути.

обучение школьников в условиях эколого-образовательной среды создает условия для развития опыта творческой деятельности, поиска новых способов самовыражения: творить, делать что-то новое, по-новому осознавать ранее изученный материал. По мнению И.Я. Лернера, творческая деятельность - это «особая форма деятельности учащегося, направленная на создание новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [3]. В содержании творческой деятельности учащихся как компонента образования выделяются элементы: самостоятельный перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение новой функции объекта в отличие от традиционной, преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой про-

- педагогика общего и проф

блемы, осознанный поиск нового решения задачи [3]. Большую роль в формировании опыта творческой деятельности играет систематическое и целенаправленное включение в образовательный процесс решения проблемных вопросов и проблемных задач теоретического и практического характера. Для развития у школьников опыта творческой деятельности они должны оказаться в ситуации самостоятельного поиска решения той или иной новой для них проблемы. На наш взгляд, ведущую роль здесь играют проблемные задачи экологического содержания, наблюдение природных объектов, постановка школьных экспериментов, выполнение самостоятельных научных исследований, создание электронных презентаций по экологическим вопросам, создание и защита творческих проектов, проведение экологического мониторинга, участие в экспедициях, экскурсиях, конкурсах и др.

Проблемные задачи экологического содержания создаются различными способами:

• Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, почему пищевые цепи не бывают очень длинными?

• Создание проблемной задачи экологического содержания на основе высказывания ученого. Проанализируйте высказывание И.В. Мичурина «Мы не будем ждать милости от природы, взять их самим - наша задача»; и пословицу: «Волк хорош только мертвым» (Ю. Одум).

• Сообщение парадоксального факта. «Цветение воды» (массовое размножение водорослей) сопровождается замором рыбы.

• Приведение противоположных точек зрения по одному и тому же факту. Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют:а) как результат создания видов творцом (К. Линней), б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б. Ламарк), в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям. Какой точки зрения придерживаетесь Вы и почему?

• Демонстрация опыта или сообщение о нём. Бросьте созревший плод щавеля в стакан с водой. Понаблюдайте за ним. У щавеля плод окружен тремя выросшими листочками. Удалите данные выросты у плода и бросьте его снова в стакан с водой. Что произошло? Выскажите предположение о назначении данных листочков и т. д.

^сионального образования -

Опыт эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру, своему месту в этом мире ведет к формированию экогуманистических ценностных ориентаций и экологического нравственного императива в сознании учащихся.

Для формирования эмоционально-ценностного отношения к природе и окружающему миру необходимо вызывать у учащихся определенные эмоциональные чувства, переживания. важно, чтобы была связь между педагогическим действием, которое совершает учитель, действиями, которые должны осуществлять учащиеся, и их потребностями, интересами и мотивами. Причём процесс формирования опыта эмоционально-ценностного отношения связан с переходом внешних действий ученика в его внутренний мир, в осознание ценностных смыслов, заключённых в изучаемой действительности. Несомненно, формирование опыта эмоционально-ценностного отношения у школьников зависит от умения учителя находить способы воздействия на личностную позицию ученика в процессе обучения биологии.

Для эффективного формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру, своему месту в этом мире целесообразно использовать не отдельные методы и приёмы, направленные на формирование экологической культуры учащихся, а личностно ориентированные ситуации. Примером такой ситуации может являться исследование проблемы «возможна ли жизнь общества без сохранения природных богатств?». Для решения данной проблемы может быть организована исследовательская деятельность учащихся, в ходе которой производится оценка экологического качества воды, а также выявляются меры, направленные на сохранение водных богатств Земли.

Следующим важным элементом процесса формирования экологической культуры учащихся в эколого-образовательной среде учебного заведения является диагностика. В связи с тем, что диагностика результатов процесса формирования по алгоритму экологической культуры учащихся в эколого-образовательной среде осуществляется регулярно, она по сути перерастает в педагогический мониторинг, который позволяет отслеживать динамику изменений как в личностной сфере учащихся, так и в эколого-педагогической деятельности учителей, включая педагогическое взаимодействие. Диагностика выполняет ряд функций, среди них - информационная, прогностическая, оце-

известия вгпу. педагогические науки

Уровень формирования экологической культуры Количество учащихся

2014 г. 2016 г.

Низкий 73 39

Средний 28 50

Высокий 23 35

ночная, развивающая, конструктивная. Существуют различные методы педагогической диагностики, среди которых наиболее распространенными являются наблюдение, анкетирование, ранжирование, собеседование, тестирование, сочинение, социометрические методы и др.

Педагогическая диагностика позволяет учителю обнаружить изменения состояния экологической культуры личности, определить уровень ее развития, причины выявленного состояния экологической культуры в случае отклонения от установленного эталона, конструировать модель формирования экологической культуры с изменениями в содержании элементов эколого-образовательной среды. Диагностика сформированное™ экологической культуры учащихся в эколого-образовательной среде учебного заведения обеспечивает:

• выявление уровня развития экологической культуры учащихся на разных этапах;

• установление причинно-следственных связей между организационными условиями, применяемыми педагогическими средствами и полученными результатами;

• выработку конкретного плана дальнейшего педагогического взаимодействия в целях формирования экологической культуры учащихся.

После диагностики при необходимости производится коррекция содержательной составляющей и педагогических технологий, т. е. всех остальных компонентов эколого-образовательной среды учебного заведения.

В 2014-м и 2016 гг. нами было проведено диагностическое исследование «Экологическая культура». В исследовании приняли участие 124 учащихся из 4 образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской области. На основе данных комплексного анкетирования учащиеся были разделены на группы по уровням экологической культуры. Диагностика проводилась в два этапа -при входе в процесс и при выходе из него. Мы выявили три уровня развития экологической культуры учащихся: I - низкий (информационный), II - средний (оценочный), III - высокий (деятельностный).

Сравнительная характеристика уровней экологической культуры учащихся представлена в таблице.

Таким образом, отмечаем положительную динамику формирования экологической культуры учащихся, что свидетельствует об эффективности развития эколого-образовательной среды, способствующей формированию экологической культуры учащихся.

список литературы

1. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: монография. M. : Изд-во РУДН, 2003.

2. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Mарченко A.A. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. M.: Горизонт, 2004.

3. Лернер И.Я. Некоторые проблемы современной дидактики // Дидактика средней школы / под ред. M.A. Данилова, M.K Скаткина. M., 1975.

4. Mозглякова С.В. Эколого-образовательная среда учебного округа как фактор развития экологической культуры учителя (на примере СевероВосточного округа Mосквы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. M.: Изд-во MTOny, 2006.

5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

* * *

1. Gagarin A.V. Prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja kak vedushhee uslovie formirovanija jekologicheskogo soznanija: mono-grafija. M. : Izd-vo RUDN, 2003.

2. Glazachev S.N., Kashlev S.S., Marchenko A.A. Jekologicheskaja kul'tura uchitelja: metodicheskaja sistema, pedagogicheskie tehnologii, diagnostika. M.: Gorizont, 2004.

3. Lerner I.Ja. Nekotorye problemy sovremen-noj didaktiki // Didaktika srednej shkoly / pod red. M.A. Danilova, M.N. Skatkina. M., 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mozgljakova S.V. Jekologo-obrazovatel'naja sreda uchebnogo okruga kak faktor razvitija jeko-logicheskoj kul'tury uchitelja (na primere Severo-Vostochnogo okruga Moskvy): avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M.: Izd-vo MGOPU, 2006.

5. Serikov V.V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii: koncepcija i tehnologii. Volgograd, 1994.

педагогика общего и профессионального образования

Formation of ecological culture of pupils in conditions of ecological and educational environment of an educational institution

The article deals with the problem of the influence of ecological and educational environment of an educational institution on the formation of the ecological culture of students. The algorithm of the process of formation of the ecological culture of pupils in ecological and educational environment of the institution is determined and described. Theresultsthatprovetheefficiencyofthisalgorithm are under consideration in the article. Key words: ecological culture, ecological and educational environment, algorithm of the process of formation of the ecological culture in ecological and educational environment of the institution, levels of the ecological culture.

(Статья поступила в редакцию 12.11.2016)

С.С. синяев

(Астрахань)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Педагогическая компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта рассматривается как составляющая его профессиональной компетентности, реализуемая в готовности к педагогической деятельности и способности ее осуществлять в условиях единого спортивно-образовательного процесса. Определены компоненты педагогической компетентности названного специалиста и предложены средства ее формирования, разработанные на учебно-тренировочных сборах как специфической форме образовательного процесса, обеспечивающей становление организаторов спортивной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, профессиональная компетентность, специалист сферы физической культуры и спорта, спортивно-образовательный процесс.

Актуальность построения модели формирования педагогической компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта обусловлена объективной потребностью спор-

О Синяев с.с., 2017

тивного сообщества России в специалистах, способных организовывать спортивную деятельность в соответствии с современными требованиями мирового уровня и обеспечивать у своих подопечных достижение высоких результатов в международных соревнованиях. Почему мы делаем акцент на педагогической компетентности, а не на предметных знаниях такого специалиста? К примеру, виртуозное владение тренера по футболу мячом или возможность учителя физкультуры взять олимпийскую высоту в прыжках с шестом очень впечатлят их воспитанников. Вместе с тем, как пишет В.В. Сериков, «компетентность, в отличие от предметных знаний и умений, не привязана к предмету как к таковому. Предметные циклы и профессиональная деятельность обладают различной природой. Можно иметь прекрасные знания по алгебре и геометрии... успешно сдать методику математики и не суметь провести школьный урок» [6, с. 8].

Педагогическая компетентность на современном этапе развития общества становится приоритетной характеристикой специалиста образовательной сферы, способного быстро ориентироваться в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Большое влияние на разработку теоретико-методологических оснований подготовки педагога, становления его как компетентного специалиста-профессионала оказали Е.В. Бон-даревская, В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, И.А. Колесникова, В.М. Монахов, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.

Анализ исследований, посвященных профессиональной компетентности педагога, показывает, что они нацелены на разработку основ формирования его педагогической направленности (А.А. Орлов, С.Т. Каргин, И.Я. Фастовец и др.); развитие профессиональных и личностных качеств (Е.П. Белозер-цев, И.А. Колесникова, А.Е. Кондратенков, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); определение сущности истоков педагогического творчества (В.И. Андреев, В.И. загвязин-ский, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Поташник и др.); анализ психологических основ его профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Готовность к профессиональной деятельности представителя педагогической профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.