АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (19) 2012. с. 90-92.
УДК 37.013
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ КАЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ Ирина Андреевна Воедилова
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы Московский гуманитарный педагогический институт
hilary [email protected]
Ключевые слова: экологическая культура личности, воспроизводящий тип экологической культуры, развивающий тип экологической культуры.
В работе анализируются характерные особенности содержания понятия «экологическая культура личности», рассматриваются типы экологической культуры личности.
ECOLOGICAL CULTURE AS A NEW QUALITY OF CULTURE
IRINA ANDREEVNA VOEDILOVA Moscow State Budgetary Educational Institution of Higher Vocational Training Mo scow Humanitarian Pedagogical
Institute hilary [email protected]
Key words: ecological culture, reproducing type of ecological culture, developmental type of ecological culture.
The article is dedicated to analysis typical features of contents of the notion “person ecological culture” and the types of ecological types of modern society are considered.
Взаимодействие природы и человека всегда было способом выживания и развития общества. Человек не может не существовать за счёт природы. «В результате возросшей технической мощи человечества и перехода его на глобальный уровень взаимодействия с природной средой радикально изменилось соотношение естественного и искусственного (под искусственным мы понимаем природное, преобразованное в соответствии с практическими целями людей). Происходящие в ней изменения большей частью идут стихийно, как побочный результат производственной деятельности» [4, с. 6]. Приоритет материальных ценностей в отношениях человека к человеку распространяется на весь окружающий мир, включая и мир природы. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и, в конечном счете, самого человека.
Экологические проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблемы сохранения окружающей среды. Пагубное воздействие на природу — результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. «Современная цивилизация может существовать и развиваться только лишь как органическое единство природы, культуры и общества. Конфликт человека и природы чрезвычайно серьезен и глубок, он не может быть разрешен частными природоохранными мерами» [12, с. 65]. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Речь идет о необходимости формирования нового экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры граждан.
В настоящее время существует много вариантов определения сущности «экологической культуры личности». «Если в целом культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих общественный прогресс, то экологическая культура
- обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой. Если в целом культура отражает меру преодоления человеком природного начала путём его познания и освоения, то экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как её жизнепригодность). Экологическая культура включает в себя экологическое знание, безопасные или даже благоприятные для природного равновесия технологии деятельности, нормы и ценности, навыки поведения, созерцание и чувства и распространяется на всю систему активности людей. Уровень развития экологической культуры становится в современных условиях одним из важнейших показателей зрелости и прогрессивности общественной системы» [4, с.7].
Применим метод обобщения, опирающийся на специальный МРТ (метод работы с текстом) [1], в основе которого лежат технологические идеи схематизации и логики «восхождения». Приведем сначала материалы определений, выделяя ключевые слова на части материала:
• Мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления (Глазачев С.Н., 1998);
• Норма и идеал, ставящий целесообразные ограничения эгоизма (БганбаВ.Р., 2005);
• Форма взаимоотношений человека со средой, коэволюция человека, социума и биосферы (Лось В.А., 2003);
• Этап развития культуры при важности экологических проблем (Ошмарин А.П., 1998);
• Составная часть этики и морали в отношениях общества и среды (Яницкий О.Н., 2001);
• Культура системной организации действительности на пути формирования мировоззрения, новое качество культуры (Мазурин И.И., Козлова О.Н., 2001);
• Повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками экосообразного поведения, в которое внесено экоцентрическое мировоззрение, сознание мышление, идеи ценности, идеалы, убеждения, принципы и т.п. (Глазачев С.Н., Игнатов С.Б., 2008);
• Ее значение в том, что под ее влиянием произошла смена мировоззренческих парадигм, смещение в тезис «природа - покровитель человека» (Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., 2004);
• Предполагает способ жизнеобеспечения, где общество духовных ценностей при реализации не создает угрозы жизни на земле (Глазачев С.Н., 1998);
• Культура взаимодействия: обменность, диалог равных, взаимная поддержка,
сотрудничество, исключение избыточного всех типов (Глазачев С.Н., 1998);
• Интегративное качество личности, готовность ответственно относиться к среде (Легостаев И.И., 2006);
• Внутренняя детерминанта деятельности, гармонизирующая отношения человека и природы (Глазачев С.Н., 2006).
При сравнении основных характеристик и попытке выделить ключевые слова важно ввести принцип объектности выражаемого содержания. Он позволяет постепенно приходить к той стадии усложнения объекта, на которой легко обнаружить свойства, подчеркиваемые теми или иными авторами. Затем можно сравнивать акценты и давать их оценку при выработке обобщающего, замещающего воззрения.
Таким образом, экологическая культура личности - это понятие, пока не имеющее четкой формулировки и общепризнанного значения. Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:
1. Уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);
2. Уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);
3. Запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).
Именно сочетание этих трех компонентов - деятельностного, ценностного и интеллектуального -
должно определить формирование экологической культуры [10, с. 59].
В январе 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты исследования, посвященного оценке реализуемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ экологических мероприятий, работы общественных экологических организациях, а также тому, какой является сегодня экологическая культура населения. Данное исследование позволило выявить два типа экологической культуры (т.е. совокупности норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе):
1) воспроизводящий - направленный на сохранение общества в рамках заданной экологической культуры;
2)развивающий - направленный на развитие экологической культуры [13].
Преобладающим в данный момент является именно воспроизводящий тип экологической культуры. Данный тип проявляется, прежде всего, в приспособлении экологического поведения к современным условиям жизни, без их значимой коррекции. В ходе качественных исследований были выявлены следующие особенности воспроизводящего типа:
- окружающая среда воспринимается населением не как самостоятельная ценность, а как условие для определенного образа жизни;
- состояние окружающей среды тесно увязывается с состоянием здоровья;
- требования к внешней среде исходят из личных интересов человека;
- природное многообразие не воспринимается как обязательный фактор повседневной жизни;
- восприятие экологии имеет схематический характер.
Развивающий тип экологической культуры характерен для небольшой части населения (не более 2%). Для данного типа экологической культуры свойственна способность человека осмыслить и
отрефлексировать поступающую экологическую информацию, выработать набор поведенческих стандартов.
По результатам исследования становится ясно, что для нашего общества характерен такой тип экологической культуры, при котором окружающая среда воспринимается не как самостоятельная ценность, а лишь как условие комфортного образа жизни.
Таким образом, экологическую культуру личности следует рассматривать как новое качество культуры взаимодействия человека с природой, которое требует более высокого уровня экологической компетентности.
Следовательно, по нашему мнению, необходимо со всей ответственностью относиться к системе экологического воспитания и образования, направленного на формирование развивающего типа экологической культуры личности.
Литература
1. Анисимов О.С. Мышление стратега: модельные сюжеты. - Вып.2.; «Абсолютный метод» и философское мышление. - М., 2010; Мышление и логика «восхождения». - М., 2008; Метод работы с текстами (МРТ). - М., 2008.
2. Анисимов О.С. Рефлексия и методология. - М., 2007.
3. Анисимов О.С. Теоретические проблемы психологии. - М., 2008.
4. Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело, СПб, № 3, 2010, - С. 6-11.
5. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. - М., 1997.
6. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. - М., 1998.
7. Гришаева Ю.М. Экологическая культура личности в новой коэволюционной парадигме // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция), МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010, - С.90-92.
8. Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации // Вестник ГУУ. - М.: Издательский Дом ГОУ ВПО «ГУУ», №23, 2010, С. 24-26.
9. Гришаева Ю.М. К вопросу о сущности экогуманитарной образовательной парадигмы // Альма-матер. - М.: Альма-матер, №1. 2011 (февраль), С. 45-48.
10. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки, М., № 3, 2006, - С. 58-62.
11. Новикова О. А. Формирование экологического мышления в современной образовательной системе // Философия образования, №1, 2009. - С. 205-213.
12. Хасиханов М.С. Развитие экологической культуры преподавателей вузов // Педагогика (Кадры науки, культуры, образования), М., № 5, 2007, - С. 65-71.
13. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Омнибус ВЦИОМ (Экология. Климат), пресс-выпуск № 1670: http://wcюmm/mdex.php?id=459&шd=111285