Научная статья на тему 'Эффективные формы работы с подростками в библиотеке'

Эффективные формы работы с подростками в библиотеке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1800
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЧТЕНИЕ / ФОРМЫ РАБОТЫ / БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулюпина Г.А., Пайметьева Т.А.

В настоящее время в условиях информационной глобализации происходит ослабление интереса к чтению. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в культуру, общество. В исследовании рассматриваются разные формы работы с подростками и выявляются наиболее эффективные из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные формы работы с подростками в библиотеке»

Кулюпина Г. А., канд. филолог.наук, доц., Пайметьева Т.А., магистрант Белгородского государственного института искусств и культуры

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В БИБЛИОТЕКЕ

tat-pajmeteva@yandex.ru

В настоящее время в условиях информационной глобализации происходит ослабление интереса к чтению. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в культуру, общество.

В исследовании рассматриваются разные формы работы с подростками и выявляются наиболее эффективные из них.

Ключевые слова: подростки, чтение, формы работы, библиотека._

В последние несколько лет основной тенденцией в развитии чтения является утрата его роли в жизни общества. Это сопряжено с большим риском, потому что чтение представляет собой важнейший способ овладения жизненно значимой информацией. Без чтения невозможна интеграция личности в культуру, в общество. В России в условиях информационной глобализации проблема ослабления интереса к чтению приобретает острый характер.Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году — только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно [2: с.7].

Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. О том, что мы вступили в стадию «кризиса детского чтения», говорят данные двух последних международных исследований образовательных достижений учащихся, где исследовалась читательская грамотность школьников-подростков (РКЛ-2000, РКА-2003). Об этом также говорят результаты многих исследований досугового чтения детей и подростков, проводимых в разных регионах России детскими библиотеками.

Деформация репертуара книгоиздания привела к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков, выходило крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы. На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской литературы. Все эти проблемы внесли и продолжают вносить

свой негативный вклад в отчуждение от чтения миллионов детей и подростков в России. Неравномерность развития информационной среды и ее главного компонента - книг и периодики в ближайшем окружении - лишает детей возможности читать именно тогда, когда им это особенно необходимо для развития.Ухудшение «качества чтения», как отмечают исследователи в информационно-аналитических материалах, -сегодня самая главная проблема в сфере детского чтения [4].

Каким образом можно преодолеть этот кризис? На наш взгляд, несколькими способами, но наиболее важны четыре из них.

1.Необходимо, чтобы государство «вернулось» в сферу издания детской литературы, т.е. помогало изданию книг современных детских авторов, которые завоевывают литературные премии.

2. Важным источником популяризации чтения является реклама. С помощью роликов можно создать положительный образ читающего человека, воспитать в массовом сознании отношение к книге как к величайшей ценности.

3. Вшколах сегодня необходимо ввести больше часов на изучение литературы и преподавать эту дисциплину, используя инновационные формы работы, чтобы школьники относились к литературе не формально, а с интересом.

4. Очень важным этапом в популяризации литературы, чтения является работа библиотек. Детские и муниципальные общедоступные библиотеки были и должны оставаться центрами книжной культуры. Воспитание в детях «привычки к книге» - процесс, требующий постепенности, и работу эту надо начинать в раннем детском возрасте, с пелёнок. Этого можно достигнуть несколькими способами: полноценное комплектование фондов детских и муниципальных библиотек, оснащение компьютерным и мультимедийным оборудованием, применением наряду с традиционными современных инновационных форм работы, привлечение детей к планированию работы библиотеки, к проведению массовых мероприятий и подготовка кад-

ров, так как библиотекарей-профессионалов в библиотеках недостаточно. Выпускников институтов культуры, имеющих специализацию «библиотекарь по работе с детьми», единицы, а если и есть, то это выпускники 80-х - начала 90-х годов. На современном этапе библиотекарей для работы с детьми готовят только 2 вуза: Московский государственный университет культуры и искусств и Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Выпускников мало, да и не поедут они в другие города, где нет жилья, маленькая зарплата, никаких социальных гарантий.

А что же нам делать с уже сегодняшними подростками?

Прежде чем начинать работу с подростками, специалисты детских библиотек должны знать все об этом возрасте, и прежде всего психолого-педагогические особенности детей этой возрастной группы.

В педагогической науке и практике под подростковым периодом понимается период завершения детства, вырастания из него, переходный этап от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10 -11 до 14 - 15 лет. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. В этот период наиболее важно привлечь подростка к чтению лучших образцов художественной литературы, которые воспевают законы нравственности и христианские ценности.

Читательский портрет подростка во многом определяется в 10 -11 лет. В этом возрасте читатель, как правило, уже различает научно-познавательную и художественную литературу, которая привлекает возможностью «пережить» вместе с героями те или иные события [3]. Контакт с книгой в этом возрасте во многом зависит от мотивов чтения: зачем и для чего подросток читает, что бы хотел прочитать. Очень важно в этом возрасте не только научить детей читать ради развлечения, но и развить мотивацию глубокого понимания прочитанного.

Современный подросток имеет так много соблазнов, что магия книги постепенно утрачивается, вытесняясь другими источниками информации. Развивается культура, которую называют «электронной». И влияние этой культуры на подростков многообразно. Но важней всего то, что она кардинально меняет восприятие чтения и репертуар читательских предпочтений. Чтение все больше становится обрывочным, поверхностным, изменяется восприятие литературных героев, их поступков. Подростки все больше предпочитают печатную продукцию с большим количеством картинок, рисунков.

Для привлечения подростков в библиотеки, к книге и чтению библиотекари используют в своей работе современные и традиционные, но адаптированные к современным условиям формы работы. О традиционных формах работы (беседы, обзоры, праздники книги, викторины, просмотры и т.д.) в профессиональной литературе говорится очень много. Мы же более подробно остановимся на современных формах работы с подростками, которые в недостаточной степени освещены в профессиональной печати.

Массовые мероприятия, выставки - самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательными и актуальными в глазах пользователей.

Сегодня библиотеками страны активно используются новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них:

- фестивали - «Весь мир - библиотека!», «Читающий край»;

- различные конкурсы - творческих работ «С книгой по жизни», виртуальной рекламы «Читаем с умом», конкурс читательских пристрастий «Лидер чтения года», «Твой выбор, читатель!», креатив-конкурс «Молодое лицо читающей страны», фотоконкурс «Фотография с любимой книгой»;

- акции - «Как пройти в библиотеку», «С книгой - в будущее», «Читаем детям о войне»,

«Письмо любимому писателю», «Запиши в библиотеку друга», «Давайте читать вместе!»;

- дни открытых дверей - «Библиотека - это здорово!..», «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!»;

- культурно-досуговые программы - «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка»;

- литературные брейн-ринги - «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства»;

- комплексные формы продвижения книги и чтения - «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя»;

- бенефис читателя - успешно зарекомендовавшая себя форма;

- круглый стол - сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: «Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читающая молодежь - надежда новой России», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали Молодежные уличные флешмобы: «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций - в массовости, быстроте и красочности.

Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. Во всех библиотеках для юношества проводятся поэтические ринги, литературные кафе, Дни новой книги, Дни литературных игр, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели, развивается буккроссинг, начинают осваивать создание буктрейлеров при помощи подростков. Идет некое сотворчество библиотекарей с ребятами.

Но особенным интересом у подростков пользуются диалоговые формы работы .Почему именно диалоговые формы? Обратимся к смыслу слова «диалог». В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение этого слова: «диалог - форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами» [1]. Из возрастной психологии мы знаем, что в под-

ростковом возрасте дети уже умеют оперировать гипотезами, решать интеллектуальные задачи. Кроме того, подростки способны на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, они стараются отыскать разнообразные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Их уже не удовлетворяет готовое решение, которое могут дать взрослые. А диалоговые формы работы дают возможность подросткам выразить своё мнение по разным вопросам и отстаивать его, в диалоге, споре они учатся думать, рассуждать, слушать, то есть учатся общению, межличностной коммуникации.

Сегодня очевидно, что чтение книг всё в меньшей степени привлекает внимание подростков. Настало время кардинальных перемен в библиотечном деле. Мы вовсе не отрицаем применения традиционных форм работы - это основа библиотечной профессии, но они должны отвечать требованиям современности, т.е. проводиться с применением новых технологий. Проведение мероприятий нестандартных, неожиданных: турниры, шоу-игры, дискуссии, диспуты, РЯ-акции со знаменитостями, встречи с психологами, юристами, экономистами, музыкантами, мастерами прикладного творчества - все это привлечет молодое поколение к книге, к чтению. И в будущем мы все вместе: государство, школы, библиотеки, родители - сможем переломить эту ситуацию, и книга снова прочно займет свое главное место в жизни подростков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/

2. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз. Москва, 2007. 48 с.

3. Чтение детей и подростков: по материалам исследований краевой детской библиотеки / сост. О.П. Штанчаева, Л.К. Муковозова, А.В. Седенко. Краснодар, 2002. 55с

4. Чудинова, В.П.Дети и подростки в меняющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска: информационно-аналитические материалы. Москва, 2006. 41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.