Научная статья на тему 'Семья и библиотека - единомышленники и партнеры в приобщении детей и подростков к чтению'

Семья и библиотека - единомышленники и партнеры в приобщении детей и подростков к чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья и библиотека - единомышленники и партнеры в приобщении детей и подростков к чтению»

ществление справочно-библиографического обслуживания; 2) библиографическое информирование; 3) методическая работа библиографической службы областной библиотеки как организующего и координирующего центра для библиотек города и области.

К специфике библиографической деятельности в библиотеках Уральского региона отнесем факт создания, в частности в ЧОУНБ, первого нормативного документа, регламентирующего работу, - Положения о библиографическом отделе.

Примечания

1. Хроника информационно-библиографического отдела ЧОУНБ. (1940-1988 гг.). Рукопись. Архив ИБО ЧОУНБ.

2. Отчет о работе библиотеки за 1940 г. Архив ЧОУНБ.

3. Книга приказов январь 1940 г. - декабрь 1942 г. Архив ЧОУНБ.

4. Личные записи К.Г. Мавричевой. Архив отдела редких книг ЧОУНБ.

5. Совещание директоров научных библиотек // Совет. библиогр. 1935. № 1-2. С. 5-33.

Т. А. Новикова

СЕМЬЯ И БИБЛИОТЕКА - ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ И ПАРТНЕРЫ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЧТЕНИЮ

Семья рассматривается во всем мире как социальный институт, социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования человека, основная функция этого института - развитие личности ребенка и подростка.

Указом Президента РФ 2008 год объявлен в России «Годом семьи», так как именно семья должна заниматься устранением духовной разобщенности между поколениями, утверждением интеллектуальных, нравственно-эстетических ценностей. Главная цель, таким образом, этой акции - «Года семьи» - укрепления авторитета семьи как социального института, а также возрождение традиций семьи в российском обществе.

Одной из самых главных традиций в начале прошлого века в России считалась традиция семейного чтения, в недавнем - советском - прошлом мы считались одним из самых читающих народов в мире. Однако современную ситуацию с чтением в России можно охарактеризовать как системный кризис читательской культуры. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. В 1970 годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7%.

Общие тенденции детско-подросткового чтения последнего периода:

- снижение у детей, особенно у подростков, интереса к книге и сокращение доли чтения в структуре свободного времени школьников;

- изменение мотивации и характера чтения - оно становится либо прагматичным, информационным и более поверхностным, особенно у подростков и юношества, либо рассматривается как нечто развлекательное;

- усиление воздействия аудиовизуальной культуры, особенно телевизионной мас-скультуры, на досуговое чтение, что приводит к деформации репертуара чтения, к снижению его качества;

- возрастание фрагментации и дробления читательских аудиторий, усиление влияния на чтение ребенка региональных и местных социокультурных различий;

- увеличение разрыва в передаче традиций литературной культуры от родителей к детям;

- снижение качества чтения за счет ухудшения книжной среды окружающей ребенка и обострение проблем, связанных с детским книгоизданием.

Библиотечно-информационная деятельность

Главный вывод, к которому приходят исследователи, состоит в том, чтонаблюдается трансформация базовой модели детского чтения, о чем свидетельствует изменение практически всехего характеристик: ценностного статуса книги, отношения к чтению, его длительности и активности, способов работы с печатным текстом, репертуара чтения, мотивов и стимулов обращения к книге и др.

В условиях негативного влияния современной социокультурной и информационной ситуации, кризиса чтения, ослабления роли книги в семейном воспитании, неподготовленности родителей к участию в воспитании и развитии детей как читателей особенно актуальным становится совместное библиотечное обслуживание родителей и детей.

Педагоги, психологи, библиотекари сегодня единодушно утверждают: первое знакомство с книгой должно состояться как можно раньше и именно в семье. Книга должна оказаться в руках ребенка в два-три года, когда он является еще слушателем. Действительно, настоящими читателями становятся лишь те, кто полюбил книгу в раннем возрасте, тогда на всю жизнь она останется источником интеллектуального, эмоционального и эстетического развития. Это непременно должна быть хорошая книга, художественная или научно познавательная, способная дать пищу уму и сердцу, заставить волноваться, сопереживать, думать, удивляться. И очень важно, чтобы в как можно более раннем приобщении ребенка к книге, его творческом читательском развитии выступили единомышленниками и партнерами семья и библиотека. Главной целью их партнерства должно стать объединение усилий в формировании потребности ребенка в книге - в процессе знакомствас лучшими образцами литературного творчества. Через литературу как самый демократичный жанр художественного творчества семья и библиотека должны вовлечь юного читателя в мир прекрасного.

Учеными доказано, что дефицит развития в раннем возрасте не может быть полностью компенсирован впоследствии. Книга японского педагога Масаро Ибуки так и называется «После трех уже поздно». Почему? Ответ прост: упущен период самого интенсивного роста мозговых клеток. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложиться в этот характер в эти первые годы, ложиться прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.

Еще в 1950 году психологи А.В. Запорожец и М.М. Рубинштейн отмечали, что читательская деятельность ребенка начинается задолго до систематического обучения чтению. Чтение - слушание, чтение - разглядывание, чтение - общение, чтение - размышление, чтение - переживание - все эти виды человеческой деятельности доступны малышу, если с ними рядом находятся умные и чуткие взрослые.

Одним из важных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Чтение должно стать для ребенка любимым и необходимым занятием, оно должно войти в привычку и стать потребностью. Если с самого рождения ребенка приучить постоянно читать, помочь ему получить удовольствие от этого процесса, объяснить важность и необходимость чтения для его дальнейшей жизни, то в будущем для такого ребенка потребность читать станет такой же естественной и необходимой, как и многие другие физиологические потребности. Чтение должно с помощью родителей и библиотеки органично включится в жизнь ребенка. Но подготовлена ли семья к руководству чтением детей? Много нареканий прозвучало в адрес семьи как начального института детского чтения на научно-практической конференции «Чтение и грамотность - инструмент развития личности и общества» (Москва, 2006 год). В материалах конференции отмечено, что многие родители должным образом не обеспокоены отношением ребенка к книге и чтению. Они не увязывают проблемы чтения с будущим своих детей, с их успешной социализацией. Читающая семья как среда уходит из повседневного окружения ребенка, во многом утратила силу положительного влияния на развитие детей как читателей.

Современные исследования подтверждают, что многие семьи нуждаются в систематической квалифицированной помощи со стороны учителей и библиотекарей. Удачный опыт работы с семьей демонстрируют, например, библиотеки семейного чтения. Основными направлениями их деятельности являются:

- организация работы по изучению семьи, ее читательской атмосферы;

- использование различных форм и методов в групповой и индивидуальной работе с семьей, организация досуга детей и их родителей;

- внедрение в семейное воспитание традиций семейной педагогики; оказание помощи в создании позитивного образа жизни семьи;вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность; развитие у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

- библиотечная деятельность в помощь учебному процессу;

- организация психолого-педагогического, правового просвещения родителей, где наряду с использованием соответствующей литературы, привлекаются специалисты (врачи, психологи, юристы и т.д.), информирование о работе специальных служб по защите детства;

- создание системы массовых мероприятий с родителями. Объединение родителей по семейным проблемам;

- выявление и использование в практической деятельности библиотеки позитивного опыта семейного воспитания, приобщения ребенка к чтению;

- разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, стеллаж, книжная полка, картотеки, пресс-досье, викторина, книжная выставка;

- привлечение электронных ресурсов в работе с семьей (презентации, фотовыставки, конкурсы «СемьЯ», использование базы «Консультант Плюс», ресурсов Интернета).

Формы взаимодействия библиотеки с семьей

Представленные формы взаимодействия библиотеки с семьей подчинены главной цели - повышению педагогической грамотности родителей в вопросах чтения, формированию их общей культуры и активности в воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.