Научная статья на тему 'ПРИГЛАШАЕМ ЧИТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, МЕЧТАТЬ (представление авторской программы «Мир детской библиотеки для детей и их родителей»)'

ПРИГЛАШАЕМ ЧИТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, МЕЧТАТЬ (представление авторской программы «Мир детской библиотеки для детей и их родителей») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИГЛАШАЕМ ЧИТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, МЕЧТАТЬ (представление авторской программы «Мир детской библиотеки для детей и их родителей»)»

Цель клуба - с помощью лучших произведений художественной и научно-популярной литературы способствовать формированию всесторонне развитой личности, поддержать интерес читателей к духовному миру человека, стремлению разобраться в себе, понять мотивы своих поступков, почувствовать свое предназначение.

Основные задачи клуба:

- привлечение к чтению подростков 12-15 лет;

- создание среды для общения со сверстниками и обмена мнениями о прочитанных книгах;

- поддержка эмоциональной и интеллектуальной жизни подростка с помощью книги;

- создание условий для творческого развития и самовыражения читателя;

- воспитание культуры чтения и активного участия в жизни библиотеки.

В работе клуба используем разнообразные формы работы: диалоги, дискуссии, комментированные чтения, инсценировки, мультимедийные обзоры, интерактивные уроки, интеллектуальные игры, презентации, квесты, литературные конкурсы, марафон летнего чтения, тестирование и др.

Периодичность работы клуба - 2 раза в месяц. Программа клуба составляется с учетом плана отдела и детских предложений. Следует отметить, что и название клуба дети предложили сами.

Члены клуба сформулировали свой Устав. Основные положения Устава клуба «Книгочей»:

- посещать библиотеку не менее одного раза в месяц, аккуратно пользоваться книгами, вовремя продлевая их во всех отделах;

- привлекать в библиотеку новых читателей из числа одноклассников, друзей и родственников, знать правила библиотеки и уметь рассказать их новому читателю;

- знать структуру библиотеки и библиотечного сайта, систему расстановки книг на полке, уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки;

- вести дневник чтения, писать отзывы на понравившиеся книги, создавать буктрейле-ры и презентации по любимым книгам.

Очень важно в работе клуба наличие лидера. Ими обычно становятся победители разных конкурсов, проводимых в отделе.

Активисты клуба «Книгочей» принимают активное участие в проводимых библиотекой проектах и акциях: «Библионочь», «Ночь музеев», «Марафон летнего чтения», «Выбираем книгу года», «Декабрьские чтения русской классики», «Читатель за кафедрой» (День библиотек), «Золотая строфа» (конкурс, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова). Благодаря творческой активности детей вышли три выпуска пособий с читательскими отзывами и рисунками «Оставайся на линии жизни», оформлены книжные выставки «Я читаю» и «Чтение - путь к себе».

Ведение клуба - это самая интересная, но и самая трудная, требующая ежедневной индивидуальной работы с читателем, часть нашей деятельности.

В клубах - будущее библиотеки, так как подростки всегда будут стремиться к общению, к творчеству, к самовыражению, к чтению. Наша задача - поддерживать эти стремления, используя самые современные формы индивидуальной и массовой работы с детьми.

Л. Г. Дурнева

ПРИГЛАШАЕМ ЧИТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ, МЕЧТАТЬ

(представление авторской программы «Мир детской библиотеки для детей и их родителей»)

С отдела обслуживания детей до 11 лет начинается путь читателя Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых. Опровергая распространенное среди значительной части родителей мнение о том, что записывать в библиотеку ребенка необходимо только тогда, когда он уже самостоятельно читает, мы убеждены, что становиться нашим читателем никогда не рано. Ведь не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы тем самым создаем трудности для него, школьника. Очень важно заинтересо-

вать ребенка чтением, как можно раньше. Это, разумеется, не означает, что ребенок должен быть обязательно читающим, сначала малыш может быть просто слушателем. Но постепенно он станет настоящим читателем - человеком, связавшим свою жизнь с книгой.

Будет ли ребенок тянуться к книге, во многом зависит от семьи. Именно родители как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Одной из важнейших современных задач является возрождение и дальнейшее развитие традиций семейного чтения. Ведь нечитающие родители воспитывают нечитающих детей. К тому же, многие родители не знают, как увлечь ребенка книгой, им подчас трудно разобраться в обилии информации по развитию и воспитанию детей. Именно поэтому в отделе возникла необходимость создания программы развивающего чтения «Мир детской библиотеки для детей и их родителей», которая предусматривает воспитание творческого читателя с раннего возраста. Программа эффективно работает в отделе вот уже около 15 лет. Она рассчитана на тесное взаимодействие работников библиотеки, педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

Приобщение детей раннего возраста к чтению особенно эффективно происходит через игру, творчество, совместные занятия с библиотекарем, родителями. Литература, процесс чтения способствуют развитию воображения, логического мышления, речи, памяти, творческих способностей.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Поэтому Программа включает в себя пять направлений.

Первое - «Вместе с книгой и игрушкой» (Узнавание игрушек, игр, народных промыслов, детского фольклора).

Дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин. В силу своих психологических особенностей малыш воспринимает все в наглядно-реалистичном мире, через игру и конкретного персонажа: любимую игрушку, сказочного героя.

Второе - «Я весь в плену у сказки той...» (Путешествия в народную и литературную сказку).

Для малышей открывается мир русских народных и литературных сказок с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, с яркими, сильными характерами героев, что открывает простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети познают неизбежность победы добра над злом.

Третье - «Каков я и мир вокруг меня» (Открываем и удивляемся красоте мира).

Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрыть детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей. Познавательные книги о труде, о вещах, о технике, природе интересны ребенку, в образной форме они показывают ему сущность явлений, формируют его мышление.

Четвертое - «Полное собрание тайн и приключений» (Занимательное чтение).

В дошкольном возрасте складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, формирующие фундамент литературного образования.

Неотъемлемой частью внутреннего мира ребенка является юмор, помогающий строить отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими его людьми. Веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества - умение шутить и смеяться, находить правильный эмоциональный отклик на литературное произведение.

Пятое - «Детям и взрослым, малым и рослым» (Организация семейных конкурсов, игр, праздников, бесед в библиотеке).

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные семейные праздники. Они закрепляют и обобщают художественные многообразные впечатления, знания и умения детей.

Родителям и детям предлагается поэтапное овладение знаниями по конкретной теме и литературе с использованием активных форм работы.

Программа - это система литературного воспитания ребенка. Она предусматривает творческое развитие личности, пробуждение интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т. е. формирует фундамент для воспитания будущего грамотного читателя. Программой предусмотрено:

- закрепление и развитие устойчивого интереса к книге, воспитание любви к художественному слову;

- расширение, наряду с непосредственным жизненным опытом детей, их литературного опыта;

- формирование воссоздающего воображение, умения проникать в авторский замысел, правильно понимать идею и тему произведения;

- помощь ребенку не только в осмыслении поступков персонажей, но и их мыслей, чувств; воспитание умения видеть скрытые мотивы поступков;

- помощь ребенку в осознании его собственного эмоционального отношения к героям произведений;

- открытие родителям особенностей читающего ребенка;

- доказательство необходимости духовного взаимодействия в совместном читательском творчестве.

Результаты реализации Программы - развитие у малышей интереса и любви к книге, способности к творческому восприятию литературных произведений; открытие родителям перспектив развития читающего ребенка, радости совместного творчества.

Обязательным условием реализации Программы является ее информационная поддержка. Мы уделяем большое внимание библиографическому информированию родителей. С этой целью в рамках Программы отдел обслуживания детей до 11 лет выпустил цикл методических консультаций для родителей «Большое чтение маленьких дошколят»: о книгах для самых маленьких детей от 0 до 1 года; о книгах для раннего дошкольного возраста от 1 года до 2-х лет; лучшие произведения читателям 2-3 лет; 3-4 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Данные рекомендательные пособия нацелены на подсказку заботливым родителям: что и как читать детям дома, как найти с детьми духовную связь, как сделать детей по-настоящему счастливыми. Подбор книг от выпуска к выпуску постепенно усложняется. Под руководством родителей и библиотекарей малыш как бы шагает со ступеньки на ступеньку своего читательского развития.

Для того чтобы родителям было легче сориентироваться в многообразии современных книг для детей, нами разработано рекомендательное библиографическое пособие - календарь семейного чтения «Книжный год без забот». Выбор книг, на которых мы решили остановиться, продиктован предпочтениями родителей - наших читателей. Поэтому предложенные в пособии издания охватывают самые разные области и сферы развития малыша с рождения до школы.

Известно, что одним из эффективных средств доведения информации до читателей является книжная выставка. Мы стараемся, чтобы наши выставки, создаваемые в рамках Программы, были не только информативными, но и игровыми, диалоговыми. Так, к юбилею Тамары Шамильевны Крюковой была разработана выставка - мастер-класс «Кулинария смешной книги: рецепты от Тамары Крюковой». Секреты создания веселых книг этого автора раскрывались уже в названиях разделов выставки: «Перебарщивайте», «Смешивайте ингредиенты», «Придайте остроты», «Экспериментируйте». К каждому совету давалось подробное пояснение. Эта выставка была диалоговой формой работы: не только писатель обращался к своим читателям - сами дети могли оставить любые вопросы к автору, опустив их в символическую «кастрюлю» с надписью «Тамаре Крюковой от начинающих кулинаров». Самые интересные из этих вопросов были заданы лично Тамаре Крюковой во время ее творческой встречи с читателями Краевой детской библиотеки в день открытия Недели детской книги.

Элемент игры был добавлен нами в необычную книжную выставку для досугового чтения «Олимпиада в царстве сказок». В обращении к читателю рассказывалось о том, что Олимпиада - это праздник спорта и здоровья. Герои давно знакомых и любимых сказок тоже готовы посоревноваться в разных видах спорта. А вот кто из них мог бы стать Олимпийским сказочным чемпионом - решали сами читатели. Они расставляли сказочных персона-

жей на пьедесталах почета так, как считали нужным. Среди участников сказочной Олимпиады были представители нескольких видов спорта. В беге соревновались Маленький Мук, Колобок и Золушка; в плаванье - Золотая рыбка, Русалочка и Серая шейка; в санном спорте - Емеля, Кай и барон Мюнхгаузен. В специальный кубок, расположенный на выставке, детям предлагалось поместить листочки с именами других сказочных персонажей, которые могли бы стать чемпионами в разных видах спорта. Детский интерес вызвала и необычная игра, и сказки, предложенные на книжной выставке.

Программа «Мир детской библиотеки для детей и их родителей» рассчитана на читательское развитие детей от 5 до 7 лет. По мере взросления ребенка меняются и способы работы с книгой. Маленькие читатели охотно слушают библиотекаря, вместе рассматривают яркие иллюстрации, эмоционально реагируют на игры со словом или со сказочным героем. Ребята постарше с удовольствием участвуют в литературных играх, викторинах, конкурсах, предлагаемых библиотекарем.

Постоянный поиск оптимальных приемов, которые позволяют нетрадиционно и ярко раскрыть книгу детям, привел нас к использованию мультимедийных технологий. В массовой работе появились интерактивные игры, викторины, интеллектуально-развивающие игры и т. д.

Так, большой популярностью у читателей отдела пользуется интерактивная игра по русскому фольклору «Приходите в гости к нам», рассказывающая о русских народных сказках, пословицах, поговорках и загадках. Каждую часть игры представляет тот или иной персонаж славянской мифологии, рассказывая о себе и предлагая ребятам разнообразные задания. Например, один из героев игры - леший - просит ребят помочь ему приготовить пирог по старому лесному рецепту. Чтобы это сделать, надо отгадать загадки о ягодах, грибах, растениях. Казалось бы, сам по себе подобный элемент в литературной игре не нов, но когда ребята видят, как в презентации «оживают» их правильные ответы на загадки и, как будто бы по волшебству, появляется долгожданный пирог, - результат оправдывает их все их старания.

Еще одним из ярких мероприятий нашего отдела можно назвать кукольный спектакль с использованием компьютерных технологий «Новогодние приключения кота Мурлентия». Форма этого мероприятия - нетрадиционна: это и кукольный спектакль, и интерактивная игра, и анимационная викторина, затейливо переплетенные между собой. Его цель - рассказать дошкольникам и младшим школьникам об истории празднования Нового года, о традиции украшать новогоднюю елку, познакомить с зимними волшебниками - «родственниками» Деда Мороза из разных стран, и, конечно же, порекомендовать книги о Новом годе из фонда библиотеки.

Кукольные персонажи возникают в спектакле не сразу. Сначала сюжет развивается на экране монитора - все мероприятие сопровождает яркая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point 2003. С помощью программ Photoshop и GIMP мы приблизили анимационные эффекты к мультипликационным, создав «живых» - движущихся персонажей. По мере развития сюжета некоторые герои с помощью «волшебства» переносятся с экрана монитора в реальный мир и «превращаются» в кукол.

Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма работы с книгой. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги, развить творческую фантазию и выдумку.

Необходимо отметить, что за много лет существования Программы, она, как живой организм, неизменно пополнялась новыми формами работы, мероприятиями, направлениями. Так, с 2012 года в ее рамках работает клуб семейного чтения «Мастерская книжных чудес Фокуса-Покуса», созданный с целью формирования гармоничной культурной личности, развития в детях фантазии, нестандартного мышления, в результате совместной работы с родителями - возрождения традиций семейного чтения, развития творческого чтения. Особенность клуба состоит в том, что его постоянные ведущие - кукольные персонажи. Это библиотечные «жители» - «книговые». Вместе с ними ребята и их родители участвуют в разнообразных творческих конкурсах, мастер-классах. Домашнее задание, которое обязательно получают участники клуба на каждом заседании, направлено на развитие творческих способностей, фантазии, воображения. Мы предлагаем ребятам вместе с родителями написать стихотворение, сделать рисунок, придумать продолжение сказки, рассказать историю о любимой игрушке и т. д.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что вот уже на протяжении нескольких лет у нас сложилось «удачное партнерство» с родителями и малышами одновременно. Одним из наиболее ярких направлений программы является проведение совместных мероприятий с родителями и их детьми. Семейное общение в необычной, созданной библиотекой обстановке, когда родители и дети увлечены общими интересами, игрой, творчеством, заставляет их по-новому взглянуть друг на друга. И какой бы ни была тема семейного общения, главное - каждая такая встреча оставляет след в душе, становится еще одним шагом к достижению нравственной гармонии.

Традиционным в нашем отделе стало проведение «Праздника маленького читателя». К нам приходят малыши с мамами, папами, дедушками и бабушками, кто-то чтобы записаться в библиотеку, а кто-то чтобы взять новую книгу. Это - день открытых дверей для будущих наших читателей и их родителей. Весь день детей ждут литературные развлечения, новые книжные выставки, замечательные книги. Ребята и взрослые отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, читают стихи. Также во время таких встреч мы предоставляем возможность родителям поделиться своим опытом в читательском развитии своих детей.

На один из таких праздников - «Книжкин дом рад дошколятам - замечательным ребятам» - библиотекари подготовили театрализованное представление с элементами кукольного театра. Это было путешествие по разным книжкам Комнаты сказок вместе с кукольным персонажем из сказки «Теремок» - Мышкой-норушкой. Гости праздника увидели самые лучшие детские книжки - книжки-игрушки, книжки-сюрпризы, книжки-театры, книжки-подушки, тактильные, музыкальные и многие другие. Веселая перчаточная кукла «Утенок-почемучка» из чудо-книги с живыми страничками помогла ребятам разучить «танец маленьких утят», а по развивающей книге о пальчиковых играх малыши вместе с настоящей книжной феей показали маленькое представление. В конце праздника каждый ребенок получил в подарок книжку-игрушку и памятный символ встречи - «Большой билет маленького читателя». Праздник получился по-настоящему творческим - дети сделали инсценировку русской народной сказки «Как коза избушку построила», а родители проявили свои творческие способности, сделав замечательные, яркие, радостные аппликации, которые по достоинству оценили все.

Это мероприятие вызвало много положительных эмоций и у малышей, и у их родителей. А мы увидели реальный результат своей работы - востребованность представленных нами книг и возросший интерес к библиотечным событиям и акциям.

Наряду с массовыми мероприятиями, мы уделяем большое внимание и индивидуальной работе с читателями, консультируя родителей по вопросам детского чтения. В рамках Программы мы решили опробовать необычную форму индивидуальной работы - бэби-форум для будущих мам «Гнездо почтового аиста», который создавался как площадка для общения женщин, уже ставших мамами и тех, кто только готовится к материнству. Оформлен беби-форум в виде аиста, стоящего в гнезде, на котором располагаются два «кармашка». В один из них - в виде яйца - будущие мамы помещают волнующие их вопросы, а в другом - с уже вылупившимся птенцом - мамы с опытом оставляют свои ответы. Задача библиотекарей -принимать участие в беби-форуме, помогая найти нужную информацию в книгах из нашего фонда.

Мы стараемся, чтобы каждое событие, наполняющее Программу «Мир детской библиотеки для детей и их родителей», было полезным, увлекательным, необычным, творческим, интересным для наших читателей. Ведь главное для нас - воспитание творческого читателя, развитие воображения, логического мышления, речи, памяти, творческих способностей, умения самостоятельно ориентироваться в огромном книжном пространстве детской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.