Научная статья на тему 'Влияние медиасреды на читательские интересы детей и подростков'

Влияние медиасреды на читательские интересы детей и подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1566
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сушко Наталья Ивановна, Петрова Людмила Ивановна

В статье отражены тенденции, характерные для чтения современных детей и подростков, рассмотрены проблемы издания и доступности периодической и непериодической печатной продукции. Раскрыто влияние медиасреды на читательские интересы детей и подростков в Республике Беларусь. Выявлены объективные причины сложности и необходимости изучения детского чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние медиасреды на читательские интересы детей и подростков»

УДК 655.512.3-053.4/.6:028.5

Сушко Н. И., ассистент (БГТУ); Петрова Л. И., профессор (БГТУ)

ВЛИЯНИЕ МЕДИАСРЕДЫ НА ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье отражены тенденции, характерные для чтения современных детей и подростков, рассмотрены проблемы издания и доступности периодической и непериодической печатной продукции. Раскрыто влияние медиасреды на читательские интересы детей и подростков в Республике Беларусь. Выявлены объективные причины сложности и необходимости изучения детского чтения.

In article tendencies, characteristic for reading of modern children and teenagers are reflected, problems of the edition and availability of a periodic and acyclic printed matter are considered. Influence of media environment on reader's interests of children and teenagers in Byelorussia is opened. The objective reasons of complexity and necessity of studying of children's reading are established.

Введение. Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану — телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводят к тому, что экранная культура все сильнее влияет на чтение детей и подростков.

У современного подростка есть большие возможности выбора того или иного способа проведения досуга. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации [1].

Основная часть. Сегодня значительно меняется отношение подростков к информации в целом, и в том числе к книге, изменяются их коммуникативные привычки и поведение. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом. Чтение книг — это не только получение знаний в виде системы, но и развитие образного мышления, уровня художественного восприятия, познание не только мира, но и самопознание, умение переживать и сопереживать.

Для того чтобы отразить влияние медиасреды на читательские интересы детей и подростков в Республике Беларусь, нами был проведен эксперимент. В ходе социологического исследования использовались методы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных. В эксперименте приняли участие 225 школьников (от 10 до 15 лет). Социологи-

ческий опрос учащихся 4, 7, 10 классов общеобразовательных школ г. Минска был проведен в марте 2008 г. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов [2].

Сегодня подросток имеет доступ к большому числу источников информации. Подрастающее поколение живет в быстро меняющемся, сложном, противоречивом мире. Для подростков сегодня характерно использование всего спектра каналов и источников информации. Так, обычно они находят информацию: в интернете — 45%, в домашней библиотеке — 38%, с помощью родителей — 37%, у друзей и знакомых — 37%, в общедоступной библиотеке — 18%, юношеской библиотеке — 20%, школьной библиотеке — 19% [2].

Где же они узнают о самом интересном?

- по телевизору, радио — 56%;

- в интернете — 54%;

- из периодики — 51%%

- от друзей — 50%;

- на уроках в школе — 41%;

- из книг (не учебников) — 29%;

- из учебников — 20%;

- в библиотеке — 14% [2].

Эти ответы показывают, что подростки используют много источников получения информации, однако то, что интересно им самим, они в большей степени получают с помощью телевидения, интернета и журналов.

Сегодня подростки все больше тяготеют к медиатекстам в электронном формате (телевизионном, компьютерном, интернетном и пр.) Продолжает расширяться медиасервис, который окружает подрастающее поколение: возрастает количество каналов коммуникации, идет перераспределение функций этих каналов, что дает детям и подросткам возможность широкого выбора, который, как правило, решается в сторону наименее «затратных» способов чтения медиа-текстов, например необременительного просмотра развлекательных телепередач.

Телевидение играет сегодня немаловажную роль в социализации личности.

На вопрос: «Что ты делал вчера?» многие из них назвали несколько видов деятельности. Кроме подготовки к урокам — занятия, которое

стоит для большинства подростков на первом месте (его отметили 70% подростков), многие смотрели телевизор (55%), посещали интернет (52%), общались с друзьями (40%), играли в компьютерные игры (38%), гуляли (35%), слушали музыку (26%), смотрели видеофильмы (19%), занимались в кружке или секции (18%), а также читали книги и периодику (17%) [2].

В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается наиболее распространенным видом проведения досуга. После подготовки к урокам оно на первом месте в перечне ежедневных занятий респондентов (накануне смотрели телевизор 55% опрашиваемых).

Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широкий и разнообразный. Преимущество часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53% опрошенных). На втором месте по популярности — музыкальные программы (45%). Много респондентов отметили, что им нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35%), о природе, животных, научно-популярные, образовательные программы (28%). Часть подростков смотрят информационные программы (27%), документальные фильмы — 20%. И, конечно, многие (56%) смотрят кинофильмы. Телесериалы и мультфильмы смотрели 33% из опрошенных подростков. Приблизительно 25% опрошенных отдавали предпочтение просмотру игр, конкурсов, викторин.

Респондентам было предложено выбрать любое количество из 23 вариантов ответа на вопрос «Какие книги ты любишь читать?». Самыми популярными темами и жанрами оказались ужастики, приключения, фантастика, детективы, кинороманы, романы о любви, сказки, комиксы, книги о сверстниках. Мальчики же проявили преобладающий по сравнению с девочками интерес к книгам о технике, компьютерах, спорте, войне. Далее идут книги по истории, о природе и животных. Количество выборов других тем и жанров находится в диапазоне от 1,7% (по экономике, бизнесу, праву, психологии, философии; о профессиях) до 5% (классика) [2].

Под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», «кинороманам». В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, не удивительно, что в чтении детей и, особенно, подростков доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов. Все больше героев — образцов для подражания — подростки нахо-

дят среди «звезд» кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, часто мелькающих на телеэкранах и киноэкранах.

Выбор подростков все чаще определяют серии. У подростков особенно популярными стали серии «Детский детектив» и «Черный котенок», «Ведьма» [2].

Как показывает опрос, при поиске литературы подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе».

На белорусском книжном рынке среди изданий, адресованных детям и подросткам, примерно 40% составляют издания развлекательного характера; 50% изданий носят учебный характер и только 10% всех публикаций имеет отношение к самообразовательному и развивающему чтению. Это соотношение отражает ориентацию рынка на массовый развлекательный и учебный спрос при минимальном просветительском потенциале [2].

Репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы — таких жанров, как триллеры, ужасы, детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично — журналами, частично — детективами и любовными романами для взрослых, частично — фэнтези. Дети особенно нуждаются в изданиях, способствующих развитию личности юного читателя, его самообразованию. Такие книги практически не издаются сегодня в Беларуси.

Издание новых книг для детей и подростков в Республике Беларусь осложняется тем, что издатели и распространители не хотят рисковать, публикуя новых, неизвестных писателей. К тому же детские книги — это довольно дорогие книги, поскольку они должны быть изданы на хорошей бумаге, с иллюстрациями. Поэтому издатели и распространители предпочитают издавать и продавать тех писателей и те произведения, которые известны и чьи книги будут раскуплены. Но репертуар чтения подростков, таким образом, деформируется, и в чтение почти не попадает книг, столь необходимых для их взросления.

Специфика этой читательской группы заключается именно в том, что дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Для подростков вариантами такой «замены» стали журналы, компьютерные игры и интернет [3].

Эксперимент показал, что идет рост читательской аудитории периодики. Газеты читаются довольно редко (35%), а журналы — час-

то (65%). Ярко выражен мотив: «хочу почитать что-либо легкое, развлекательное», который тесно связан с предпочтением на досуге журналов с обилием иллюстраций [2].

Много в чтении подростков (особенно девочек) различных телевизионных журналов и газет — телегидов, где также пишут о звездах кино, эстрады, шоу-бизнеса («Все звезды», «Неон», «Антенна» и др.).

В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают прежде всего девочки, тогда как мальчики предпочитают журналы о спорте, автомобилях, технические, компьютерные журналы. У девочек эта сторона репертуара чтения значительно бедней. Их интерес к гламурным изданиям, сентиментальным и примитивным книгам, женским любовным романам формирует соответствующий глянцевый образ девушки, для которой слишком большое значение имеют привлекательная внешность и богатство [4].

Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки.

Результаты исследования показывают, что сегодня увеличивается ориентация детей и подростков на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера.

Альтернативой телевидению выступают компьютерные игры и интернет. Среди опрошенных подростков 38% накануне играли в компьютерные игры.

В игровом репертуаре представлен практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, отдают предпочтение играм, которые захватывают, с быстрым действием, играть в которые намного более увлекательно. Большая часть опрошенных написали по нашей просьбе названия игр, которые особенно нравятся, — 82 названия игр (всего 307 упоминаний) [2].

Приведенные выше цифры, на наш взгляд, однозначно говорят об одном — интерес и внимание подростков (и особенно мальчиков) сегодня направлены именно на компьютерные игры. С одной стороны, это свидетельствует о моде среди подростков и юношества, но, с другой — игроков, как детей, так и взрослых, становится все больше. Игровая индустрия наращивает обороты, втягивая в игры все больше подростков.

Современные дети-подростки чрезвычайно быстро осваивают кибернетический простор.

Дети и, особенно, подростки читают и ведут блоги в интернете, участвуют в чатах, не говоря

уже о чтении самых разных сайтов. В их чтении интернет стал занимать очень большую долю, значительно потеснив печатные источники.

Возможность совместить чтение и медиа — вот что привлекает детей в интернете.

Интернет — это аналог говорящей книжки с картинками. Но если текст и иллюстрации в книге остаются неизменными, то контент и его оформление в интернете постоянно меняется. У подростков входит в привычку отслеживать заинтересовавшие их ресурсы.

В последние годы многие исследователи (В. С. Собкин, К. А. Тарасов и др.) обращают внимание на негативные тенденции, связанные с проблемой экранного (медийного) влияния на несовершеннолетнюю аудиторию.

Подростки видят в компьютерах прежде всего возможность избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Отводя чтению прежде всего информационную роль, подростки в ее реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдает информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять, но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации [5].

Был проведен опрос среди родителей подростков (60 человек) для выявления отношения взрослых к чтению детей в интернете. Опрос участников показал, что большинство родителей знакомит детей с интернетом с 8 лет, а некоторые даже с 5 лет. При этом 50% взрослых допускают своих детей в интернет только под своим контролем, тогда как 16% считают, что активность детей в сети — это их личное дело и родители не должны вмешиваться.

Разрешают своим детям посещать любые ресурсы, на какие им захочется зайти, 27% участников опроса. Допускают детей только на специализированные детские ресурсы — 20%, только на сайты по учебе — 18%.

Детям необходимо знакомиться с интернетом, так как без него в наше время не прожить, считают 19% участников опроса. Разрешают пользоваться ребенку интернетом только для того, чтобы он отстал и дал возможность родителям заняться своими собственными делами, — 10% опрошенных.

Интересно, что хотя от контроля посещаемых ресурсов некоторые родители отмахиваются, подавляющее большинство строго следит за тем, сколько времени их ребенок проводит за компьютером. 43% родителей разрешают пользоваться интернетом не больше часа в день, 40% — не больше 2 часов в день.

Получается, что пока для родителей содержание и качество сайтов, на которые заходит их ребенок, имеет куда меньшее значение, чем время, проведенное в интернете.

Детей необходимо ориентировать на то лучшее, что имеется в интернете. Это самая беззащитная часть общества, так как они принимают на веру буквально все, что им предлагают. Проекты, нацеленные на детскую аудиторию, должны подпадать под особое внимание общества. При этом надо четко осознавать, что детский интернет — это часть рынка детских товаров и услуг, который нацелен на получение прибыли.

Таким образом, электронная культура влияет на чтение детей и подростков, казалось бы, незаметно, но очень значительно [5].

Вывод. Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности [6].

Результаты исследования позволили выявить следующие тенденции, характерные для чтения современных детей и подростков:

— постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;

— сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества;

— изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным;

— преобладание «делового» чтения над «свободным» (как правило, начиная с подросткового возраста постепенно растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе);

— возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе;

— увеличение различий в чтении мальчиков и девочек;

— изменение «свободного» (досугового) чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера;

— усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение;

— рост числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики.

Такого рода тенденция в ближайшее время будет только усиливаться. Уже сегодня многие предпочитают читать свежие газеты в интернете, а не в традиционном бумажном виде. Есть и

любители «скачивать» на свой домашний компьютер толстые тома художественной литературы, а не покупать их в книжном магазине.

Влияние телевидения, интернета на чтение детей и подростков проявляется в следующем:

— меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — в повестях и романах);

— меняется мотивация чтения и круг читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на экране, — детективам, триллерам, фэнтези, ужасам);

— предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

— происходит клиширование, упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть любимой когда-то литературной классики, составляющей ранее значительную часть книг для детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из круга чтения многих уже исчезли герои литературной классики. Влияние электронной культуры на чтение усиливается [6].

Сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависят от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни. Поэтому развитые страны предпринимают серьезные усилия для решения проблемы чтения.

Один из главных путей воспитания духовной культуры личности человека — в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с заси-лием интернета, телевидения и некачественной литературы. Приобщение ребенка к чтению защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась.

Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Читающие люди быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность [7].

Литература

1. Кабачек, О. Л. Между Интернетом и печатной страницей / О. Л. Кабачек // Первое сентября. — 2000. — № 8. — С. 3-6.

2. Сушко, Н. И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции / Н. И. Сушко, Л. И. Петрова // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. — 2009. — Вып. XVII. — С. 96-100.

3. Бутенко, И. А. Книга и чтение на исходе XX века: социологические аспекты / И. А. Бутенко. — М.: Наука, 1997.

4. Звонарева, Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике / Л. Звонарева // Польско-российский литературный семинар, Варшава - Хлевиска, 13-16 марта 2002 г. — Warszawa, 2002. — С. 92-96.

5. Дети и библиотеки в меняющейся меди-асреде / авт.-сост. В. П. Чудинова [и др.]. — М., 2004.

6. Чудинова, В. П. Функциональная неграмотность — проблема развитых стран / В. П. Чудинова // Социологические исследования. — 1994. — № 3. — С. 98-102.

7. Куликова, Е. В. Продвижение детского чтения / Е. В. Куликова // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов // Центр книги Конгресса США, Британский Совет. — М., 2006. — С. 24-29.

Поступила 01.04.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.