Научная статья на тему 'Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции'

Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2633
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ ДЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ / ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сушко Наталья Ивановна, Петрова Людмила Ивановна

В статье отражены процессы и тенденции развития детского чтения на современном этапе в Республике Беларусь, рассмотрены проблемы чтения, издания и доступности периодической и непериодической печатной продукции. Выявлены объективные причины сложности и необходимости создания реальной картины детского чтения, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт издателей, но имела бы под собой реальные основания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции»

УДК 655.512.3-053.4/.6:028.5

Сушко Н. И., ассистент; Петрова Л. И., профессор

АНАЛИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ, ИЗДАНИЯ И ДОСТУПНОСТИ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

In article are presented and tendencies of development of children's reading processes are reflected in the present stage in Respublic Belarus, problems of reading, the edition and availability of a periodic and acyclic printed matter are considered. The objective reasons of complexity and necessity of creation of a real picture of children's reading which would lean not only against emotions and personal experience are established, but would have under itself the real bases.

Введение. Книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Инициаторами формирования и реализации политики в области книги и чтения являются участники различных сфер в процессе ее создания, распространения, использования — авторы и издатели, педагоги и библиотекари и др. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается сегодня мировым сообществом.

В наши дни проблемы грамотности, образования, культуры чтения, которая лежит в основе информационной культуры личности, становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Тема, ставшая предметом обсуждения целого ряда СМИ: «Заменит ли компьютер книгу?», «Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации», «Дети совсем перестали читать», имеющая под собой ряд вполне объективных оснований, стала волновать широкую общественность и профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения.

Во многих развитых странах (Франции, Германии, США, Канаде, Великобритании) осознана важность поддержки чтения на национальном уровне, особое внимание уделяется организации национальной политики поддержки чтения детей и юношества. Данные, полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знаний учащихся Program for International Student Assessment (PISA), стали основой для принятия ряда государственных мер в европейских странах. Например, в Великобритании в 1994 г. такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили, что у них идет падение навыков чтения детей и подростков [1, 2].

Сегодня белорусская детская печать остро нуждается в понимани того, что же происходит в чтении подрастающего поколения.

Основная часть. Безусловно, чтение — это первооснова для развития личности. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чте-

ния, функциональной грамотности (и неграмотности) юных и взрослых, изучение психологических, педагогических и иных аспектов читательской деятельности. В Республике Беларусь фундаментальных исследований чтения, и особенно детей и юношества, сегодня практически не проводится. Основные исследователи детского чтения в последнее десятилетие — это детские библиотекари.

Опасения о «нечтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и особенно их дедушек и бабушек. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер и способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения, источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое [3].

Для того чтобы отразить реальные процессы и тенденции развития детского чтения в Республике Беларусь и дать возможность издателям сделать прогноз выпуска литературы для детей, был проведен эксперимент. В ходе социологического исследования были использованы методы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных. В эксперименте приняли участие 225 школьников (от 10 до 15 лет). Социологический опрос учащихся 4, 7, 10 классов общеобразовательных школ г. Минска был проведен в марте 2008 г. Опрошено 75 учащихся четвертого класса, 75 учащихся седьмого класса и 75 — десятого класса. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов.

На вопрос: «Что ты делал вчера?» многие из них назвали несколько видов деятельности. Кроме подготовки к урокам — занятия, которое стоит для большинства подростков на первом месте (его отметили 70% подростков), многие смотрели телевизор (55%), общались с друзьями

(40%), гуляли (35%), играли в компьютерные игры (38%), слушали музыку (26%), смотрели видеофильмы (19%), занимались в кружке или секции (18%), а также читали книги и периодику (17%). И каждый шестой подросток посещал Интернет.

Для иллюстрации обобщенного портрета современного подростка можно сопоставить ряд цифр. Из общего числа ответивших упомянули:

- книг (прочитанных за последнюю неделю) — 109 названий;

- журналов — 79 названий;

- газет — 41 название;

- компьютерных игр — 307 названий;

- сайтов и страниц в Интернете — 120 имен/ названий.

Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся компьютерные игры и Интернет.

Как же относятся современные подростки к чтению? И особенно к чтению книг в свободное время? Для того чтобы это выяснить, мы предложили им выбрать из ряда высказываний те, которые характеризуют их отношение к чтению. «Больше люблю читать не книги, а журналы» выбрали 41% подростков, «чтение нужно, в основном, для школьных занятий» — отметили 17% опрошенных, 17% подростков отметили вариант «любит читать книги на досуге», 16% опрошенных — «не представляет своей жизни без книг», 9% предпочло высказывание «чтение — это только получение информации». Выяснилось, что сегодня в ряду досу-говых занятий современных подростков чтение периодики «теснит» традиционное чтение книг «для души». Многие предпочитают читать не книги, а журналы.

Чтение книг, и особенно книг, которые традиционно входили в чтение подростков, сегодня претерпевает очень сильное изменение. На вопрос «Читал ли ты за последние 5-7 дней какую-либо литературу не по школьной программе?» утвердительно ответили 54%, а отрицательно — 46%.

Среди опрошенных подростков об отношении к чтению 52% ответили «Люблю читать, но нет времени», 25% выбрали ответ «Нравится читать, много читаю», 23% — «Не люблю читать, ничего не читаю».

Но, как правило, большая часть тех, кто любит читать, это дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге и тем меньше они любят читать. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе.

Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену приходит стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те издания, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга, а рекомендация учителя.

Отношение к чтению — важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, что учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения [4].

Эксперимент показал, что идет рост читательской аудитории периодики. Отдельно были даны предложения, которые характеризуют отношение читателя к периодике. Газеты читаются довольно редко (35%), а журналы — часто (65%). Ярко выражен мотив: «хочу почитать что-либо легкое, развлекательное», который тесно связан с предпочтением на досуге журналов с обилием иллюстраций.

Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают прежде всего девочки, тогда как мальчики предпочитают другие — спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки.

Комиксы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, так же, как и журналы о животных и о природе. Многих детей и подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий,

тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.

В чтении присутствуют и «телевизионные» журналы и газеты. Часть подростков называла и издания технического характера — «автомобильные», а также «компьютерные» журналы.

Результаты исследования показывают, что сегодня увеличивается ориентация детей и подростков на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера. (Уже не говоря о том, какого низкого «качества» часто бывает эта информация.)

Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений. Респондентам было предложено выбрать любое количество из 23 вариантов ответа на вопрос «Какие книги ты любишь читать?». Самыми популярными темами и жанрами оказались — приключения, ужастики, фантастика, о путешествиях, сказки, комиксы, книги о сверстниках. Далее идут книги по истории, о природе и животных, романы о любви, детективы (девочки их отмечали гораздо чаще, чем мальчики). Мальчики же проявили преобладающий по сравнению с девочками интерес к книгам о технике, компьютерах, спорте, о войне. Количество выборов других тем и жанров находится в диапазоне от 1,7% (по экономике, бизнесу, праву; по психологии, философии; о профессиях) до 5% (классика). Классическая литература, особенно зарубежная, в чтении почти не присутствует.

Такая пестрота читательских предпочтений отчасти обусловлена, отчасти поддержана разнообразием современной издательской продукции. Но вполне правомерно говорить о том, что идет процесс индивидуализации читательских интересов, более тонкого определения (поиска) своего читательского «сектора». А практика увеличения числа издаваемых изданий поддерживает эту тенденцию, создает условия для ее реализации.

В связи с тем, что репертуар и современного книгоиздания, и телепередач ориентирован на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении детей и, особенно подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов. Под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, фэнтези, ужасам, кинороманам.

Но кроме этого некоторые респонденты дали свои формулировки тем. Это видно по дополнительному списку, составленному из ответов опрошенных в строке «Иное». Подростки

хотели бы почитать о биологии, географии, рыцарях, загадочных явлениях, науке о жизни и смерти, «для души».

Выбор подростков все чаще определяют серии. У подростков особенно популярными стали следующие «Детский детектив» и «Черный котенок», «Ведьма».

Сегодня продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается.

Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как научно-познавательные книги занимают 10%. Круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.

Специальный блок вопросов анкеты был посвящен информационным потребностям и ресурсам. Прежде всего, подростки ищут информацию для выполнения школьных заданий — 57%, а также дополнительных заданий (кружка, клуба) — 16%. Однако один из самых значимых — мотив «для удовлетворения собственного любопытства» — 68%.

Для подростков сегодня характерно использование всего спектра каналов и источников информации. Так, обычно они находят информацию: в домашней библиотеке — 38%, с помощью родителей — 37%, у друзей и знакомых — 37%, в общедоступной библиотеке — 18%, детской, юношеской библиотеке — 20%, школьной библиотеке — 19%, в Интернете — 45%.

Где же они узнают о самом интересном?

- по телевизору/радио — 54%;

- из периодики — 54%;

- от друзей — 52%;

- на уроках в школе — 41%;

- из книг (не учебников) — 29%;

- из учебников — 20%;

- в Интернете — 34%;

- в библиотеке — 14%.

Эти ответы показывают, что подростки используют много источников получения информации, в том числе как СМИ, так и «школьные», однако то, что интересно им самим, они в большей степени получают с помощью телевидения и журналов.

Нельзя обойти вопрос об источниках получения книг сегодня. Так, по данным опроса учащихся в 43% случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. На втором месте «берут книги у друзей» (19%), на третьем — публичная библиотека (17%), на четвертом — покупка (15%). На последнем месте в ряду источников получения книг — школьная библиотека (8%). В целом же в 40% случаев книги берут из домашних собраний (собственной семьи или друзей), а в 60% пользуются

фондами различных библиотек (школьной, детской, «взрослой»). Цифры наглядно иллюстрируют место общественных книжных фондов в удовлетворении читательских потребностей детей и подростков.

Потребности школьников в новой, актуальной литературе резко возросли, что связано не только с изменениями в чтении, но и с продолжающейся реформой школы. Однако школьная библиотека не удовлетворят запросы детей и подростков [5].

Специфика этой читательской группы заключается именно в том, что дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Для подростков вариантами такой «замены» стали журналы, компьютерные игры и Интернет [6].

Далеко не все, что нужно подросткам, сегодня издается и попадает на прилавки магазинов. Читатели 10-15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках. Именно эти книги широко представлены в репертуаре чтения у школьников на Западе. Для них пишется и издается множество произведений так называемой «социально-критической» литературы. Это повести и романы, которые помогают юным читателям познавать окружающий мир, адаптироваться к реалиям и проблемам современной жизни. Такие книги практически не издаются сегодня в Беларуси. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют герои подросткового и юношеского возраста. Таким образом, очень популярной у детей и подростков стали книги серии о девочках-подростках «Ведьма», а также серия Д. Ролинг о Гарри Поттере.

В Беларуси издание новых книг для детей и подростков осложняется тем, что издатели и распространители не хотят рисковать, публикуя новых, не известных писателей. К тому же детские книги — это довольно дорогие книги, поскольку они должны быть изданы на хорошей бумаге, с иллюстрациями. Поэтому издатели и распространители предпочитают издавать и продавать тех писателей и те произведения, которые известны и чьи книги будут раскуплены. Но репертуар чтения подростков, таким образом, деформируется, и в чтение почти не попадает книг, столь необходимых для их взросления.

На белорусском книжном рынке среди изданий, адресованных детям и подросткам, примерно 40% составляют издания развлекательного характера; 50% изданий носят учебный характер, и только 10% всех публикаций имеет отношение к самообразовательному и развивающему чтению. Это соотношение отражает

ориентацию рынка на массовый «развлекательный» и учебный спрос при минимальном просветительском потенциале. Дети особенно нуждаются в изданиях, способствующих развитию личности юного читателя, его самообразованию.

Заключение. Информационная ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет белорусские издательства заново осознавать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определять специфику. Для того чтобы завоевать популярность своей аудитории, детская печать в условиях развития рыночных отношений должна стремиться наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков. Издатели должны ориентироваться прежде всего на читающих (и думающих) детей [7].

Стоит полагать, что в перспективе будет расти количество детей и подростков, предпочитающих книгам периодические издания развлекательного характера. Сегодня все более нужна популяризация лучших журналов как для детей, так и для родителей (поскольку дети и особенно подростки ориентируются далеко не на лучшую, а на «модную» в их среде продукцию).

Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, еще изданную в советские времена. То, что приобретено после 1990-х гг., содержится в библиотеках малыми тиражами и выдается для чтения только в читальных залах. В условиях недостаточного финансирования и острой нехватки книг библиотеки не удовлетворяют потребности данной группы читателей. Наличие новых информационных технологий сделает библиотеку особенно привлекательной для ребенка и подростка. Необходимо прививать детям информационную грамотность, которая еще в Беларуси очень низка, несмотря на кажущуюся ее распространенность. Доказано, что люди, регулярно читающие книги, активнее пользуются другими СМИ и Интернетом, они умеют работать с предлагаемой им информацией и склонны более серьезно относиться к ней.

Но сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть

репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается [3].

Крайне необходимо фундаментальное исследование детского чтения в рамках всей страны (проведенное с учетом методик, использованных в международном исследовании PISA). Сегодня издателям особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.

Литература

1. Чудинова, В. П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран / В. П. Чудинова // Социологические исследования. - 1994. -№ 3.- С. 98-102.

2. Дунн, Дж. Детское чтение в Великобритании: обзор существующих тенденций /Дж. Дунн //

Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX ст.: материалы Междунар. конф. - СПб., 1999.- С. 146-151.

3. Бутенко, И. А. Книга и чтение на исходе XX в.: социологические аспекты / И. А. Бутенко. - М.: Наука, 1997.

4. Звонарева, Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике / Л. Звонарева // Польско-российский литературный семинар, Варшава - Хлевиска, 13-16 марта 2002 г. -Варшава, 2002. - С. 92-96.

5. Дети и библиотеки в меняющейся медиас-реде / авт.-сост. В. П. Чудинова [и др.]. - М., 2004.

6. Кабачек, О. Л. Между Интернетом и печатной страницей / О. Л. Кабачек // Первое сентября. - 2000. - № 8. - С. 3-6.

7. Куликова, Е. В. Продвижение детского чтения / Е. В. Куликова // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов. // Фонд «Пушкинская библиотека, Центр книги Биб-ки Конгресса США, Британский Совет. - М., 2006. - С. 24-29.

Поступила 30.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.