БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 3, с. 31-36
Книговедение
УДК 028.5:82(57и/.5)(091)"199/20Г ББК 78.073+78.38
DOI 10.20913/1815-3186-2016-3-31 -36
ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В БИБЛИОТЕКАХ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI в.)
© Ю. В. Тимофеева, 2016
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]
В статье на основе анализа исследовательской литературы и широкого круга источников впервые создана обобщенная, насыщенная фактами картина детского чтения художественной литературы в Сибири и на Дальнем Востоке. Обращено внимание на трудность разграничения чтения досугового и делового. Выявлены популярные жанры. Установлены любимые детьми авторы и произведения. Отмечен рост интереса читателей к экранизированным литературным произведениям.
Ключевые слова: детское чтение, библиотека, художественная литература, досуговое чтение, деловое чтение, литературные жанры.
Для цитирования: Тимофеева Ю. В. Чтение детьми художественной литературы в библиотеках Сибири и Дальнего Востока (конец XX - начало XXI в.) // Библиосфера. 2016. № 3. С. 31-36. DOI: 10.20913/18153186-2016-3-31-36.
Children reading of fiction in Siberian and Far Eastern libraries (late XX - early XXI centuries) Y. V. Timofeeva
State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; e-mail:[email protected]
The article first gives a general view of children reading of fiction in Siberia and the Far East. The relevance of studying children reading is determined by its great social and pedagogical potential. The study objectives are: 1) to identify popular children genres of literature; 2) to recreate the repertoire of favorite authors and their works; 3) to compare the range of reading of Siberian and Far Eastern young people with the reading of their age mates from other regions of the country; 4) to identify main factors forming readers demand of the younger generation. The study has shown that fairy tales, fantasy, detectives, adventures, historic and love stories are the most popular among children. National and foreign writers of the XIX - early XXI centuries are called among the children's favorite authors: A. Barto, M. Bulgakov, A. Volkov, A. Green, A. Dumas, A. Ishimova, A. Lindgren, S. Marshak, A. Milne, N. Nosov, A. Pushkin, M. Reed, M. Twain, L. Charskaya, E. Uspensky and many others. The comparison was made between reading literature by children from Transurals and the European part of Russia. Similarity in the repertoire of reading, favorite genres and authors is proved.
Selection of literary works is determined by children personal interests and the curriculum content. Therefore, reading fiction is both leisure and business. Reading fiction on the pupils' personal choice is usually considered as leisure. Reading literature for educational purposes is related to business. The article pays attention to the difficulty of separating leisure reading from business one when it concerns reading fiction by students. Growing readers' interest in picturized literary works is marked. This article was written on a wide range of sources and research literature. Keywords: children reading, library, fiction, leisure reading, business reading, literary genres.
Citation: Timofeeva Y. V. Children reading of fiction in Siberian and Far Eastern libraries (late XX - early XXI centuries) // Bibliosphere. 2016. № 3. P. 31-36. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-31-36.
В чтении заложен колоссальный социальный и педагогический потенциал, максимальное использование которого в образовании и воспитании подрастающего поколения способно значительно улучшить культурную, образовательную, духовно-нравственную ситуацию в России и тем самым содействовать социально-экономическому, общественно-политическому, научно-техническому прогрессу
в стране. Именно этой огромной важностью детского чтения для развития личности, общества и государства объясняется непреходящая актуальность его изучения.
Чтение детей изучают Н. Е. Добрынина, Ю. П. Ме-лентьева, В. П. Чудинова [3, 11, 19]. Однако труды этих и многих других исследователей посвящены преимущественно детскому чтению европейской части
России. Наша работа призвана дополнить картину общероссийского чтения, детализировать ее и верифицировать выводы и обобщения. Исследование призвано решить следующие задачи: 1) выявить популярные у детей жанры художественной литературы; 2) воссоздать репертуар любимых детьми авторов и произведений; 3) сравнить круг чтения маленьких сибиряков и дальневосточников с кругом чтения их ровесников из других регионов страны; 4) выявить основные факторы, которые формируют читательский спрос подрастающего поколения. За рамками нашего исследования остались требующие дальнейшего изучения и уточнения вопросы чтения детьми краеведческой художественной литературы, в том числе на языках коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
Одним из важнейших, прежде всего для воспитания подрастающего поколения, и значимых по месту в круге чтения является такой его сегмент, как художественная литература. Однако, когда речь идет о чтении художественной литературы учащейся молодежью, надо иметь в виду огромную трудность, осложняющую получение объективных результатов исследований, а именно различения чтения художественных произведений исключительно в учебных целях (выполнения классных и домашних заданий по литературе) от чтения книг, выбранных подрастающим поколением по собственному желанию для удовлетворения своих гносеологических, психоэмоциональных и духовно-нравственных потребностей. Мотивация и цели чтения в первом и во втором случаях заметно различаются и формируют разные типы читательского поведения подрастающего поколения. Тем не менее и чтение в первом формате оказывает большое положительное влияние на формирование личности ребенка, его интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие, повышает уровень его читательской культуры и культуры личности в целом.
***
Большой интерес детей к художественной литературе подтверждают данные библиотечной статистики и результаты различных социологических опросов, проводимых среди посетителей библиотек. Сведения, полученные в ходе проведения таких опросов, свидетельствуют о значительном сходстве перечня любимых литературных жанров, авторов, произведений у школьников различных областей и краев Сибири и Дальнего Востока.
Какую же художественную литературу читали дети в Сибири и на Дальнем Востоке в рассматриваемый период?
Чтение художественной литературы детьми Алтайского края
Дошкольники, посещавшие Омутскую библиотеку Алтайского края, читали произведения знаменитых отечественных детских писателей: К. Чуковского, С. Ми-
халкова, С. Маршака, А. Барто1. Малыши - читатели Угловской центральной детской библиотеки (далее - ЦДБ) Алтайского края - тоже любили сказки и стихотворения, ребята постарше - детективную серию «Черный котенок»2, которая также пользовалась большим спросом у учащихся среднего и старшего школьного возраста, посещавших библиотеки Быстроистокского района Алтайского края. Последние также любили читать сказки, приключения, книги о природе и животных, о путешествиях, фантастику, «ужастики» и др. Дети младшего школьного возраста в библиотеках этого же района предпочитали брать книги веселые, смешные, с хорошим концом, с хорошими иллюстрациями3.
В ходе проведенного в 2001 г. анкетирования 150 учащихся 1-9 классов Быстроистокского района, посещавших местные сельские библиотеки и районную детскую библиотеку (далее - РДБ), ими были названы имена любимых писателей и поэтов - всего более 100 авторов. В число самых популярных авторов вошли А. Пушкин (все сказки), Н. Носов («Витя Малеев в школе и дома», рассказы), А. Волков (серия сказок об Изумрудном городе), Э. Успенский («Дядя Федор, пес и кот» и др.), К. Чуковский (стихотворения), Е. Чарушин, В. Бианки, Л. Толстой («Кавказский пленник»), П. Бажов («Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и др.), С. Михалков («Праздник непослушания»), В. Смирнов («Герои Эллады»), А. Н. Толстой («Приключения Буратино»), В. Драгунский («Денискины рассказы»). Некоторые ребята называли в числе любимых книги зарубежных писателей: «Дюймовочку» Х. К. Андерсена, «Малыша и Карлсона» и «Рони - дочь разбойника» А. Линдгрен, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо4.
Результаты мини-опроса среди учащихся 2-6 классов о самых любимых и перечитываемых ими книгах, проведенного в РДБ и централизованной библиотечной системе Тальменского района Алтайского края, представлены в таблице 1.
В РДБ Бурлинского района Алтайского края в ходе проведенного экспресс-опроса дети назвали любимыми книгами произведения выдающихся отечественных и зарубежных авторов, детских писателей, сказочников, в том числе таких, как А. Пушкин, С. Маршак, Л. Баум, Ф. Бернетт5.
Жанровые предпочтения старшеклассников - читателей сельских библиотек Залесовского района Алтайского края - распределились следующим образом: приключения, фантастика привлекали 50% учащихся, исторические книги - 30%, детективы -25%6.
1 Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-1198. Оп. 3. Д. 1829. Л. 138.
2 Там же. Д. 1828. Л. 124.
3 Там же. Д. 1817. Л. 132-133.
4 Там же. Л. 133.
5 Там же. Д. 1817. Л. 59.
6 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3350. Л. 121.
Т а б л и ц а 1
Рейтинг книг по результатам мини-опроса, проведенного среди учащихся Тальменского района Алтайского края7
T a b l e 1
Ranking of books among students of the Talmensky district of Altai Region
Чтение художественной литературы детьми Кемеровской области
В библиотеках Кемеровской области, как и в других регионах страны [1-3, 11, 16, 17, 19, 20], наибольшее количество запросов детей было продиктовано школьной программой. Подобное обращение в библиотеку за книгой, необходимой прежде всего в учебном процессе, было характерно и для дореволюционного периода отечественной истории, и для советского и наблюдается уже более столетия, а потому вполне может считаться традиционным. Вместе с тем в постсоветскую эпоху менялась картина самостоятельного чтения детей. Круг читаемых авторов пополнился забытыми в советское время именами довольно популярных в позднеимперский период отечественной истории писательниц А. Ишимовой, Л. Чарской, Н. Тэффи, а также представителей так называемой возвращенной литературы: М. Булгакова, А. Платонова, И. Шмелева и др. [18, с. 4]. Также в детских библиотеках Кемеровской области в последние годы ушедшего столетия не иссякал спрос на зарубежный и русский детектив, на приключенческую литературу - произведения Д. Лондона, Р. Сабатини, А. Дюма, Ж. Верна и др. [18, с. 6]. Любимыми авторами детей были Э. Успенский, Н. Носов, М. Булгаков, А. Дюма, А. Кристи, М. Рид [5]. В начале XXI в. в библиотеках области по-прежнему оставался большим спрос на современные детективы, фэнтези, повести и романы о современных школьниках, о первой любви, о космосе, об истории религии, о стихийных бедствиях и катастрофах [4].
Чтение художественной литературы детьми Новосибирской области
Художественные произведения, наиболее любимые детьми, посещавшими государственные и муници-
7 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3350. Л. 68.
пальные библиотеки Новосибирской области, представлены в таблице 2.
Следует отметить присутствие во всех трех списках книг таблицы 2 как отечественных (А. Волков, К. Булычев, В. Крапивин), так и зарубежных авторов (Д. Дефо, А. де Сент-Экзюпери), как уже ушедших из жизни, порой очень давно (Л. Чарская, В. Короленко, А. Грин, Э. Портер), так и современных, ныне здравствующих и продолжающих свою творческую литературную деятельность (Дж. Роулинг, К. Пао-лини). Среди представленных в таблице произведений в жанровом отношении преобладают фантастика, фэн-тези и приключения, что является точным отражением жанровых предпочтений подрастающего поколения,
Т а б л и ц а 2
Произведения, которым дети Новосибирской области присудили почетный знак
«Сердце отдаю книге» [составлено по: 13-15]
Т а Ь 1 е 2
The works awarded the honorary sign «Heart is given to the book» by children of Novosibirsk region
2008 г. 2011 г. 2012 г.
А. Волков. «Волшебник изумрудного города» К. Булычев. «Синдбад-мореход» А. Грин. «Алые паруса»
Л. Андреев. «Кусака» Д. Дефо. «Робинзон Крузо» Ф. Андра. «Лис Улисс»
Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес» В. Короленко. «Дети подземелья» Л. Улицкая. «Бедная родственница»
Д. Пеннак. «Собака Пёс» В. Крапивин. «Трое с площади Карронад. Та сторона, где ветер» Ч. Айтматов. «Тополек мой в красной косынке»
Л. Чарская. «Сибирочка» А. Рыбаков. «Кортик» В. Распутин. «Пожар»
А. Грин. «Алые паруса» А. де Сент-Эк-зюпери. «Маленький принц» С. Льюис. «Хроники Нар-нии»
В. Шукшин. «Рассказы» М. Твен. «Приключения Тома Сойера» М. Кэбот. «Дневники принцессы»
Э. Портер. «Поллианна» Г. Садовников. «Продавец приключений» А. де Сент-Эк-зюпери. «Маленький принц»
Дж. Роулинг. «Гарри Поттер» Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке» С. Лаврова. «Семь подводных котов»
В. Железников. «Чучело» Дж. Толкиен. «Властелин колец» К. Паолини. «Эрагон»
Место Учащиеся 2-4 классов Учащиеся 5-6 классов
1 А. Милн. «Винни-Пух и все, все, все... » В. Крапивин. «Колыбельная для брата»
2 Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» Ю. Сотник. «Архимед»
3 А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» Э. Успенский. «Подводные береты»
подтвержденных данными многочисленных библиотечных отчетов и социологических исследований. Присутствуют в этих списках произведения В. Шукшина и В. Распутина, что свидетельствует о знакомстве юных читателей региона с литературой, созданной их земляками, авторами - выходцами из Сибири. Обращает на себя внимание повтор в представленных списках произведения А. Грина «Алые паруса» (в 2008 и 2012 гг.), толковать который, вероятно, можно в пользу сохранения у современного подрастающего поколения, обычно характеризуемого как прагматичного, доли романтизма, присущей подростковому периоду взросления, особенно девочкам.
Чтение художественной литературы детьми Магаданской области
В ходе анкетирования, проведенного в 2000 г. в Магаданской областной детской библиотеке, 12-летние читатели чаще всего упоминали следующие книги:
«Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Детство» М. Горького, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Три мушкетера» А. Дюма, «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойла. В возрастной группе 13-14 лет были востребованы «Мертвые души» Н. Гоголя, «Евгений Онегин», «Повести Белкина» и «Капитанская дочка»
A. Пушкина, «Гамлет» и «Ромео и Джульетта»
B. Шекспира, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Властелин колец» Дж. Р. Толкиена, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Всадник без головы» М. Рида. У 15-летних читателей первые места среди любимых книг занимали произведения школьной программы: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Вешние воды» И. Тургенева, «Война и мир» Л. Толстого, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Обломов» И. Гончарова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Джейн Эйр» Ш. Бронте [8, с. 215216]. Перечисленные произведения свидетельствуют о явном предпочтении, отдаваемом подростками таким развлекательным жанрам, как приключения, фантастика, детективы, а также об огромном влиянии учебной программы на репертуар читаемой художественной литературы.
Чтение художественной литературы детьми национальных республик
Изучение читательских формуляров подростков 59 классов, проведенное на абонементе Центра для детей и юношества Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), показало, что среди литературных жанров пальма первенства, как и у детей-читателей других субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, принадлежит детскому детективу, существенно не уменьшается чте-
ние фантастики, но снижается интерес к комиксам и «ужастикам» в пользу исторических романов [7, с. 7].
В рейтинг авторов, наиболее читаемых старшеклассниками Республики Бурятия, вошли А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Чехов, М. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев, А. Блок, М. Булгаков, В. Шекспир, Н. Лесков, А. Ахматова, А. Солженицын, Х. Мураками, Д. Лондон, П. Коэльо, А. Куприн, В. Астафьев, В. Быков, И. Бунин, Д. Бато-жабай, А. Грин, В. Пикуль, Э. Золя, М. Зощенко, В. Набоков, Э. Хемингуэй, Б. Стокер, В. Шукшин, В. Пелевин, Ж. Санд, К. Булычев, А. Экзюпери, О. Уайльд,
A. Камю, Д. Филдинг, О. Бальзак, Э. По, М. Ломоносов, Ю. Друнина [12, с. 80]. И в этом случае, как и в уже представленных выше списках любимых авторов детей из других регионов Сибири и Дальнего Востока, явно прослеживается влияние школьной программы.
Большое место в чтении старшеклассников Республики Бурятия занимала так называемая «массовая литература», наводнившая книжный рынок: 41% опрошенных десятиклассников любимым жанром назвали фантастику, 23% - любовные и семейно-бы-товыероманы [12, с. 80]. Ярко выражен в этих предпочтениях гендерный фактор: юноши выбирали фантастику, девушки - любовные романы. Довольно высок был интерес подрастающего поколения Бурятии к историческим романам, о чтении которых сообщили почти 25% опрошенных [12, с. 81]. Такое увлечение можно объяснить в числе прочего переоценкой событий и явлений прошлого, начавшейся еще в эпоху перестройки и активизировавшейся в постсоветский период, развитием национального и регионального самосознания, а также появлением занимательных исторических публикаций.
Чтение художественной литературы детьми Сахалинской области
У 7-9-летних детей, посещавших Сахалинскую областную детскую библиотеку, самыми любимыми жанрами, как показал анализ читательских формуляров, были сказки, сказочные приключения, фантастика, которые от общего круга чтения составили 63, 51 и 35% соответственно [9, с. 72].
У 12-13-летних посетителей Южно-Сахалинской ЦДБ (далее - ЮСЦДБ) были популярны произведения А. Волкова, Н. Носова, Л. Чарской, В. Желез-никова, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Айвенго»
B. Скотта, «Маленький принц» А. де Сент-Экзю-пери, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Приключения Чипол-лино» Дж. Родари, «Пеппи Длинныйчулок» А. Лин-дгрен [10, с. 62].
Читательские симпатии посетителей ЮСЦДБ, согласно данным проведенного в 2008 г. анкетирования, распределились следующим образом: 1-е место было отдано фантастике, 2-е - приключениям, 3-е поделили классическая литература, современная
проза о сверстниках, жизни и любви, а также детективы, на 4-е место вышла научно-познавательная литература, на 5-е - историческая, на 6-е - сказки и поэзия [10, с. 60]. Любимыми произведениями дети назвали стихотворения А. Пушкина, «Войну и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Отцов и детей» И. Тургенева, «Алые паруса» А. Грина, рассказы В. Астафьева [10, с. 61].
Такие списки любимых подростками произведений, с одной стороны, радуют присутствием в них произведений отечественной классической литературы, с другой, поскольку все названные книги являются частью школьной программы, - актуализируют проблему соотношения чтения в учебных целях, обязательного, программного, с чтением досуговым, добровольным, для «души». Эти две модификации -деловое (учебное) и досуговое - чтения могут совпадать полностью или частично и даже не совпадать совсем. Второй вид чтения художественной литературы учащимися - для «души» - может вообще отсутствовать в жизни ребенка и заменяться просмотром телевизора, увлечением компьютерными играми, занятиями спортом, общением с ровесниками и т. п. Помочь поискам решения поставленной проблемы могут дополнительные исследования, скорее всего, в форме интервьюирования и/или анкетирования, с помощью которых можно, например, выявить наиболее полный репертуар чтения ребенка и определить круг прочтенной им литературы, из которой и были выбраны любимые авторы и их произведения.
***
Чтение детьми художественной литературы относится и к досуговой, и к деловой модификациям чтения. Мотивы обращения к художественным произведениям обусловлены как необходимостью выполнения учебных заданий, так и личными интересами детей. Однако, если чтение книг, не входящих в школьную программу классного и внеклассного чтения, как правило, однозначно составляет досуговое чтение, то определить, к какому виду чтения относится обращение к литературе, представленной в учебных программах, значительно сложнее. С одной стороны, это, несомненно, чтение учебное, являющееся одной из модификаций делового чтения. С другой - нельзя отвергать и личный интерес учащихся к классике. Такой интерес мог возникнуть как в ходе учебного процесса, так и быть сформирован в семье в дошкольные и/или младшие школьные годы.
Изучение исследовательской литературы по заявленной теме позволяет сделать вывод об определенном сходстве читательских предпочтений школьников Сибири и Дальнего Востока и их ровесников из других регионов страны. У всех территориальных групп российских детей-читателей заметно влияние учебной программы на выбор авторов и их произведений. Жанры, любимые сибирскими и дальневосточными школьниками, - сказки, приключения, детективы, фантастика - называются российскими
исследователями таковыми и для учащихся других регионов страны [см., напр.: 1, 11, 16, 17, 19, 20].
Экранизация художественных произведений, по мнению исследователей, стимулирует увлечение чтением в нашей стране [см., напр.: 2, с. 33; 6; 18, с. 6]. Это, например, подтверждает библиотечная статистика Кемеровской области, согласно которой дети читают не только развлекательную литературу, такую как «Ночной дозор» С. Лукьяненко, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, детективы Д. Донцовой, но и классические произведения, в том числе «Идиота» Ф. Достоевского [4].
Читательские интересы подрастающего поколения сибиряков и дальневосточников представляли собой широкий спектр авторов, жанров, тем, сюжетов. Репертуар художественной литературы, читаемой детьми в Сибири и на Дальнем Востоке, во многом совпадал с общероссийскими показателями и включал в себя произведения отечественных и зарубежных авторов преимущественно трех последних столетий. Дошкольников и младших школьников привлекали главным образом сказки. Последним также очень нравилась приключенческая литература. Наиболее любимыми жанрами у средних и старших школьников были фантастика и фэнтези, приключения, детективы, а также исторические романы, «ужастики» и мистика. Среди девочек-подростков популярностью пользовались любовные романы. Представленные жанры демонстрируют тяготение детей-читателей к развлекательной литературе.
Любимыми авторами были А. Барто, М. Булгаков, А. Волков, А. Грин, А. Дюма, А. Линдгрен, С. Маршак, А. Милн, Н. Носов, А. Пушкин, М. Рид, М. Твен, Л. Чарская, Э. Успенский и многие другие хорошо известные отечественные и зарубежные писатели.
Конечно, приведенные факты не отражают всей многослойности, многогранности детского чтения в Сибири и на Дальнем Востоке, но они значительно пополняют общероссийскую копилку сведений о чтении детей и позволяют, определив его состояние в недавнем прошлом, разработать методы его корректировки и развития в настоящем и будущем.
Список источников
1. Аскарова В., Сафонова Н. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги // Библиотека. 2007. № 1. С. 34-36.
2. Белов В. А., Громова В. В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. 2014. № 1. С. 31-37.
3. Добрынина Н. Е. Четырнадцатилетние книгочеи // Школьная библиотека. 2006. № 9/10. С. 91-96.
4. Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2004. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/0tchet_2004. pdf (дата обращения: 10.09.2014).
5. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 1999. URL: http:// www.kemrsl.ru/documents/0tchet_1999.pdf (дата обращения: 10.09.2014).
6. Елизарова Н. В. Влияние экранизации произведения на формирование читательского спроса // Чтение в XXI в.:
традиции и тенденции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 44-49.
7. Иванова А. Н. Создание среды развития детей через чтение: опыт и проблемы на пути достижения культурной компетенции // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). 2006. № 1. С. 3-12.
8. Каранова В. В. Психологические особенности читательских интересов подростков Магадана // Книжная культура Магаданской области: история, проблемы, перспективы : материалы Первой межрегион. науч.-практ. конф. Магадан, 2003. С. 213-216.
9. Карепина Т. В. Современные читательские предпочтения детей 7-9 лет. Тенденция изменения структуры читательского спроса // Библиотеки - центры чтения : материалы обл. науч.-практ. конф. Южно-Сахалинск, 2009. С. 72-76.
10. Манухина Н. Н. Что читают наши дети? (по материалам социологического исследования Южно-Сахалинской центральной детской библиотеки) // Библиотеки - центры чтения : материалы обл. науч.-практ. конф. Южно-Сахалинск, 2009. С. 59-63.
11. Мелентьева Ю. П. Что показал опрос // Библиополе. 2007. № 12. С. 13-15.
12. Олзоева Г. К. Современный читатель-подросток // Биб-лиопанорама. 2009. № 1. С. 75-82.
13. Основные итоги 2008 г. Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького. URL: http://www. maxlib.ru/lib.php?item=312 (дата обращения: 05.09.2014).
14. Отчет о работе Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького в 2011 г. URL: http://www. maxlib.ru/lib.php?item=312 (дата обращения: 05.09.2014).
15. Отчет о работе Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького в 2012 г. URL: http://www. maxlib.ru/lib.php?item=312 (дата обращения: 05.09.2014).
16. Рудик Е. Л. «Что и как мы читаем сегодня: вызовы XXI века». Результаты чтения школьников // Человек читающий: Homo legens-6 Москва, 2013. С. 32-47.
17. Собкин В. С. Динамика изменения чтения в подростковой субкультуре // Школьная библиотека. 2007. № 9/10. С. 68-80.
18. Чарыкина Л. А. Все начинается с детства. О работе детских библиотек Кузбасса // Библиотечная жизнь Кузбасса. 1997. Вып. 4. С. 3-9.
19. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в России: проблемы и перспективы // Школьная библиотека. 2003. № 10. С. 46-53.
20. Чудинова В. П. Чтение, любимые книги и «литературные герои» московских подростков // Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2013. С. 67-83.
References
1. Askarova V., Safonova N. Teenager and adults: a difficult dialogue about book. Biblioteka, 2007, 1, 34-36. (In Russ.).
2. Belov V. A., Gromova V. V. Modern readers' preferences of teenagers and young people. Bibliosfera, 2014, 1, 31-37. (In Russ.).
3. Dobrynina N. E. Fourteen-year-old bookworms. Shkol'naya biblioteka, 2006, 9/10, 91-96. (In Russ.).
4. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti gosudarstvennykh i mu-nitsipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 2004 [An annual report on the state and municipal libraries activities in Kemerovo region: 2004]. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/0tchet_2004.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).
5. Ezhegodnyj doklad o deyatel'nosti municipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 1999 [An annual report on the municipal libraries activities in Kemerovo region: 1999]. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_1999.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).
6. Elizarova N. V. The work screening effect on forming readers demand. Chtenie v XXI v.: traditsii i tendentsii: mate-rialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2014, 44-49. (In Russ.).
7. Ivanova A. N. Creating an environment of children development through reading: experience and problems in achieving a cultural competence. Vestnik Natsional'noi biblio-tekiRespubliki Sakha (Yakutiya), 2006, 1, 3-12. (In Russ.).
8. Karanova V. V. Psychological features of Magadan teenagers reading interests. Knizhnaya kul'tura Magadanskoi oblasti: istoriya, problemy, perspektivy : materialy Pervoi mezhregion. nauch.-prakt. konf. Magadan, 2003, 213-216. (In Russ.).
9. Karepina T. V. Modern readers' preferences of 7-9 year-old children. The trend in readers demand structure change. Biblioteki - tsentry chteniya : materialy obl. nauch.-prakt. konf. Yuzhno-Sakhalinsk, 2009, 72-76. (In Russ.).
10. Manukhina N. N. What do our children read? (Based on sociological research of Yuzhno-Sakhalinsk Central Children's Library). Biblioteki - tsentry chteniya : materialy obl. nauch.-prakt. konf. Yuzhno-Sakhalinsk, 2009, 59-63. (In Russ.).
11. Melent'eva Ju. P. What have survey shown. Bibliopole, 2007, 12, 13-15. (In Russ.).
12. Olzoeva G. K. The modern teenager-reader. Bibliopano-rama, 2009, 1, 75-82. (In Russ.).
13. Osnovnye itogi 2008 g. Novosibirskoi oblastnoi det-skoi biblioteki im. A. M. Gor'kogo. [Main results of A. M. Gorky Novosibirsk Regional Children Library in 2008]. URL: http://www.maxlib.ru/lib.php?item=312 (accessed 05.09.2014). (In Russ.).
14. Otchet o rabote Novosibirskoi oblastnoi detskoi biblioteki im. A. M. Gor'kogo v 2011 g. [Report on A. M. Gorky Novosibirsk Regional Children Library activity in 2011]. URL: http://www.maxlib.ru/lib.php?item=312 (accessed 05.09.2014). (In Russ.).
15. Otchet o rabote Novosibirskoi oblastnoi detskoi biblioteki im. A. M. Gor'kogo v 2012 g. [Report on A. M. Gorky Novosibirsk Regional Children Library activity in 2012]. URL: http://www.maxlib.ru/lib.php?item=312 (accessed 05.09.2014). (In Russ.).
16. Rudik E. L. «What and how do we read today: challenges of the XXI century». The results of schoolchildren reading. Chelovek chitayushchii: Homo legens-6. Moscow, 2013, 32-47. (In Russ.).
17. Sobkin V. S. Dynamics of changes in reading of the teenagers' subculture. Shkol'naya biblioteka, 2007, 9/10, 68-80. (In Russ.).
18. Charykina L. A. Everything begins from childhood. On children's libraries activity in Kuzbass. Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa, 1997, 4, 3-9. (In Russ.).
19. Chudinova V. P. Reading children and teenagers in Russia: problems and prospects. Shkol'naja biblioteka, 2003, 10, 46-53. (In Russ.).
20. Chudinova V. P. Reading, favorite books and «literature characters» of Moscow's teenagers. Aktual'nye problemy detskogo chteniya i podgotovki pedagogov-bibliotekarei : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow, 2013, 67-83. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 02.06.2016 г.
Сведения об авторе: Тимофеева Юлия Викторовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории книговедения