ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
УДК 303.423:028-053.6
ББК С562.1 ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 13.00.02
Н. М. Свирина
Санкт-Петербург, Россия ЧТЕНИЕ ПОДРОСТКОВ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования ряда аспектов чтения младших и старших подростков: количественный, качественный, сравнительный. Изученный автором материал подан в обобщенном виде, предложена типология аргументации подростков с сохранением ряда примеров прямой речи. Перечислены первые три позиции книг-лидеров чтения для учеников 7, 8 и 9 классов Санкт-Петербурга. Обобщенные данные преподнесены как сами по себе в виде иллюстрации чтения этого поколения подростков, так и в сравнении с подобным анализом, сделанным автором 20 лет назад. Рассматриваются позиции и ожидания учителей литературы и библиотекарей по этому вопросу, предлагаются вниманию читателя тезисы обсуждения данной темы в рамках круглого стола для учителей, библиотекарей, родителей «Подростковая романтика в зеркале столетия: что читать сегодня?», проходившем в программе Санкт-Петербургского Международного книжного салона 27 мая 2017 года. Оцениваются тенденции в чтении младших и старших подростков (13 и 15 лет) в контексте современной свободы выбора самостоятельного чтения, делаются локальные методические и широкие педагогические выводы относительно перспектив работы с этим поколением школьников. Статья рекомендована для учителей литературы, методистов-словесников, преподавателей педагогических вузов.
Ключевые слова: подростки; детское чтение; читательская деятельность; читательские интересы; сравнительный анализ.
N. M. Svirina
St. Petersburg, Russia TEENAGERS' READING:
RESULTS OF RESEARCH AND COMPARATIVE ANALYSIS
Abstract. The article presents the results of a study of several aspects of reading by younger and older teenagers: quantitative, qualitative and comparative. The author examined the material and presented a summary that includes the typology of argumentation used by teenagers with a number of examples of direct speech. There is a list of the first three most popular books among pupils of 7, 8 and 9 grades of St. Petersburg. The new data are presented by themselves, illustrating the reading habits of this generation of teenagers, and they are compared to the results of the similar analysis made by the author 20 years ago. The article discusses the attitudes and expectations of teachers and librarians, so the question is brought to the attention of the reader with brief extracts from discussions in the round table for teachers, librarians and parents called «Teenagers' romance in the mirror of the century: what to read today?», held in the program of St. Petersburg International book salon on May 27, 2017. The article discusses the trends in reading by younger and older teenagers (13 and 15) in the context of today's freedom of choice for independent reading. It provides broad and narrow methodological and pedagogical insights about the prospects of work with this generation of students. The article is recommended for teachers of literature, philologists and teachers of pedagogical universities.
Keywords: teenagers; children's books; reading; reader's interests; comparative analysis.
Регулярно знакомясь с результатами изучения особенностей восприятия художественной литературы и самостоятельного чтения каждого нового поколения подростков, преподаватели литературы, методисты-словесники могут просчитывать реакцию учеников 7-9 классов на уроки литературы со все больше проглядывающей «программностью», черпать идеи и планировать внеурочную деятельность, связанную с привлечением подростков к чтению. Так, полученные в прошедшем учебном году (2016/2017) результаты опроса дали возможность обнаружить любопытные моменты и знаковые тенденции.
К традиционному вопросу-просьбе назвать книги, которые прочитаны, в том числе самостоятельно, и запомнились, а также могут быть рекомендованы ровесникам, был добавлен вопрос о роли книг, чтения в их, школьников 13-15 лет, жизни.
Были опрошены (анонимно) подростки, ученики 7-9 классов нескольких школ разных районов Санкт-Петербурга. Во избежание субъективности данных исследования, опрашивались ученики 7, 8 и 9 классов одного и того же учителя литературы — так в каждой из школ. Разумеется, эта работа не являлась урочной
деятельностью, школьников просили принять в ней участие, в то же время оговаривая ее необязательность. Кстати отмечу, что никто из подростков не отказался. Ответы были индивидуальными, письменными; надо отметить, что большинство подростков подписывали свои рассуждения.
Обращу внимание читателя на следующие заметные тенденции в самостоятельном чтении подростков, а также той программной литературы, что оказала некое воздействие на читателей-школьников, о чем ученики повествуют в ответах:
• Ученики 7 классов читают больше и более разнообразную с точки зрения жанров художественную литературу, в сравнении со школьниками 8 и 9 классов.
• Рассуждения учеников 7 классов индивидуальны, развернуты, включая советы по чтению в целом и рекомендованной ими книги / книг, в частности.
• Подростки 8-9 классов меньше настроены рассуждать, редко дают подробные рекомендации, нечасто комментируют книги, о которых пишут; в
основном, следует перечисление или констатация любимого жанра.
• Предпочтительный жанр для учеников 9 классов — фэнтези, в то время как семиклассники пишут и о программных произведениях, и о приключенческой литературе, о классическом подростковом чтении, о фантастике, энциклопедиях для школьников, о перечитывании сказок.
• Переходным этапом от достаточно широких читательских интересов семиклассников к узкому читательскому руслу учеников 9 класса становится 8 класс, где внимание школьников-читателей осознанно направлено на отвлечение от реальности и будней: в центре их ответов книги в жанрах приключения и фэнтези, и восьмиклассники готовы о них рассказывать.
• Преимущество в чтении подростков количественно отдается современной зарубежной литературе, но распределение внимания у семиклассников и учеников 8-9 классов разное.
• У семиклассников определенно развита уверенность в том, что книга чему-то помогает или учит; у учеников 8-9 классов сильнее уверенность в развлекательно-отвлекающей роли книги, элемент помощи от чтения у девятиклассников остается только в качестве их представлений о грамотности как следствии регулярного чтения книг; таким образом, можно констатировать наивно-реалистический подход к книгам у современного поколения подростков.
• У подростков всех названных классов бытует представление о функциональности чтения, редкие подростки признаются в том, что им просто «нравится читать», иначе говоря, эстетическая ценность литературы как искусства этому возрасту еще не доступна.
• В том, что книга не занимает места в их жизни, признались каждый 13-й ученик 8-9 классов; среди семиклассников каждый шестой ученик в откровенной формулировке, например: «никакой роли», «я ничего не читаю», «я не люблю читать», и, тем не менее, количество названных семиклассниками и прокомментированных книг превышает самостоятельное чтение учеников 8-9 классов.
Последний пункт в перечисленных тенденциях нуждается в особом внимании: простая арифметика показывает, что в разгар подросткового возраста — в 7 классе — читает меньше школьников, чем в 9 классе. Каждый шестой нечитающий подросток - это пять-шесть, в среднем, учеников, никак не интересующихся книгой в каждом седьмом классе. К девятому классу их, если верить цифрам, становится вдвое меньше, и одновременно уменьшается объем, и, как следствие, качество читаемых книг. Парадокс? Что с этим можно сделать? Надо ли делать что-то?
Это не только вопрос теоретический, он лежит в практической области ежедневной работы. В этой связи необходимо услышать мнения, понять позиции учителей литературы, библиотекарей, постоянно работающих с этой возрастной аудиторией. На Круглом столе для родителей, учителей, библиотекарей «Подростковая романтика в зеркале столетия: что читать сегодня?», проходившем в программе
Санкт-Петербургского Международного книжного салона 27 мая 2017 года, об этом говорили педагоги-практики, методисты, библиотекари. Вопросы о необходимости приучения подростков к чтению звучали остро; позволю привести в формате выводов-обобщений фрагменты выступлений, тезисов профессиональной аудитории. Интересны и важны проверенные опытом работы позиции и мнения, прогнозы, ожидания профессионалов и приемы, проработанные учителями, библиотекарями.
Позиции и мнения
1. Необходимость создания атмосферы уюта и свободы в детской библиотеке — один из стратегически важных путей, ведущих подростка постепенно, визит за визитом, к книге, — такова профессиональная позиция Ирины Викторовны Семеновой (Выборг), директора МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района Ленинградской области».
2. «К чтению надо понуждать подростков...», — уверена Алла Викторовна Константинова, преподаватель русского языка и литературы Кронштадтского морского кадетского военного корпуса.
3. «.Если дома не читали, не читают и не будут читать, то ребенка читать уже не приохотишь. Но постараться исправить эту ситуацию возможно, и для этого есть наши уроки, уроки русского языка и литературы, а шире — словесности. Почему словесности? Потому что материал учебников по русскому языку, в основном, зиждется на материале классической русской литературы, той литературы, которая так или иначе говорит о вечном. Не умея читать, не умеем писать. Целью языкового, в том числе литературного образования, является чистота, ясность, прозрачность речи... Это звучит в православных молитвах: «Боже вечный и царю всякого создателя, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, я же сотворих в сей день словом, делом и помышлением.». Обращаем внимание на взаимосвязь слова с мышлением. Ведь мыслим мы так или иначе вербально. Раньше, в XX веке, задолго до появления «средств получения удовольствия», в том числе Интернета, мы с гордостью констатировали вместе с поэтом Борисом Слуцким: «Всех интеллигентнее в стране — девятиклассники, десятиклассники: они только что прочитали классику и не забыли еще вполне». Современный же школьник не может вступить в полноценный диалог-контакт с писателем (поэтом), ибо не научен мыслить, устанавливая причинно-следственные связи, а уж куда там мыслить образно?!», — размышляет учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 92 Выборгского района Санкт-Петербурга Алексей Юрьевич Финагентов.
4. «Не всегда родителям и педагогам нравится то, что читают современные дети, они скептически, зачастую осуждающе относятся к таким авторам, например, как Стефани Майер или Джон Грин, из-за «плоскости» сюжета или отсутствия претензии на «высокую» литературу. Но в этих текстах рассказывается о взаимоотношениях между людьми, об отношениях в семье, поднимаются вопросы помощи и взаимовыручки, то есть присутствует определенный моральный кодекс, на который ориентируется современ-
ный подросток и которому следует. Ошибкой взрослых, на наш взгляд, будет запрещать некоторые книги из-за поднятия в них тем наркомании, суицида и пр. Подобные тексты повествуют о причинах и последствиях неправильного шага и, как нам кажется, во многом могут грамотно направить подростка, помочь ему в преодолении страха разговора со старшими и т. д. Конечно, эти тексты — острое лезвие ножа и прогулка над пропастью, и ребенок с неустойчивой психикой может совершенно иначе поступить, рассчитав книгу как руководство к действию, поэтому контроль и знание того, что читает ребенок, необходим», — убеждена Елена Владимировна Воскобоева, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 508 Московского района Санкт-Петербурга.
Прогнозы и ожидания
1. «Стать думающим и знающим специалистом может и должна помочь школа, исходящая, прежде всего, из интересов самого ребенка, семьи, общества. И здесь повышается роль и значимость языка, ибо овладение знаниями, формирование умений и навыков невозможно без словесности в ее широком понимании, когда жизненные потребности продиктованы условиями рыночной экономики; эта цель может быть проявлена на уроках русского языка и литературы так, чтобы стать целью самого подростка», — считает учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 92 Выборгского района Алексей Юрьевич Финагентов.
2. Нынче «должны появляться методики чтения и осмысленного понимания электронного текста», — уверена Марина Юрьевна Обухова, учитель литературы ГБОУ гимназия 171, и опирается она на данные по усвоению текста на экране в сравнении с текстом «бумажным»: «Как правило, чтение книги с электронного носителя воспринимается как ознакомительное. Чтобы это чтение было продуктивным, объем его не должен превышать одной страницы. Размещение текста в этом случае получается вертикальным, напоминающим газетные столбцы. Такой способ подачи текста называется еще энциклопедическим, содержащим перекрёстные ссылки, которые используются, автором, например, при структурировании электронных текстов большого объема. Такой способ структурирования называется гипертекстом. Таким образом, читающий сам создает себе текст, выбирая первоочередность той или иной информации, что совершенно недопустимо при чтении текстов художественной литературы: от внимания читателя ускользают художественные детали, средства выразительности, что приводит в итоге к непониманию, а зачастую и к искажению авторской позиции».
3. «В современной литературе привлекает то, что школьнику понятны описываемые реалии: герой разговаривает по мобильному телефону, пользуется интернетом и т. д. В таких текстах ученик находит себя, свою жизнь и свои проблемы. С. Чбоски, С. Крамер, Дж. Грин, М. Петросян, Э. Фрей, Дж. Эшер, Р. Риггз, Дж. Мойес, Т. Парвела, К. Ха-герюп, Дж. Патерсон, А. Жвалевский, Е. Пастернак, В. Воскобойников, С. Востоков — писатели, чьё
творчество не знакомо людям старшего поколения, воспитывавшимся на совсем иной литературе, но в то же время книги этих авторов смогли вызвать особый интерес подростков, вовлекая их в процесс чтения, вызывая желание взять в руки книгу еще не один раз. Закрепившись в статусе «читатель», подросток может переходить к чтению классики. В результате этого считаю необходимым для приобщения к чтению идти именно от литературы XXI века», — утверждает Лариса Валерьевна Ми-лёшина, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 66.
4. Чтение сегодня — воплощение свободы, ее символ в среде молодежи, что необходимо поддерживать взрослым: «Сегодня свобода быть собой уже почти очевидна настолько, что её даже не провоцируют — ни борьбой, ни насмешками, ни поощрениями. Хочешь читать — читай! И читают многие и много. Вот только круг чтения очень своеобразен. Выпускник с томиком стихов Овидия и девятиклассник, дочитывающий Божественную комедию Данте или Улисса... Самыми популярными стали Ремарк, Джек Лондон, Хемингуэй, Замятин... Словно бы только что завершилась какая-то напугавшая всех война, и ещё одно потерянное поколение ищет себя не среди людей, прячущих глаза в мониторах гадже-тов, а среди строчек бессмертных книг. Обсуждать прочитанное с ними непросто, они воспринимают тексты как-то по своему, в какой-то логике миров иных, быть может, грядущих? А меж собою и вовсе не обсуждают, но смелее с теми в общении, в руках у кого видели томик, прочитанный ими. Любят, когда даришь им книги, любят дарить книги», — считает учитель истории, права, обществознания гимназии 295 Татьяна Николаевна Яхонтова.
Характерно для профессиональной аудитории, что педагоги и библиотекари решают вопросы нечтения подростков своими силами, консолидируясь во внутрицеховых союзах. Убежденность коллег-практиков в том, что чтение не останется на обочине жизни современных подростков, поддерживалась и выступлениями десятиклассников. Ниже привожу текст выступления кадета Артема Губина:
«В наше время перед многими молодыми людьми встает вопрос: нужно ли современному читателю знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Читать классические произведения, изучаемые даже за границей? Одним словом, нужно ли читать классику?
Безусловно. Я начал увлекаться литературой, поступив в Кронштадтский морской кадетский военный корпус. (У нас чтение является признаком хорошего тона. И читают многие кадеты). И о том, что начал читать классическую литературу, нисколько не пожалел. Хочу выступить в защиту классики и объяснить почему.
В классических произведениях затрагиваются очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература рассматривает вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. Она подсказывает человеку, как принять правильное решение в той или иной ситуации.
Я считаю, что классическая литература — это лучшее, что было создано человечеством. Это литература на все времена. В музыке есть шлягеры-однодневки, которые забудутся через несколько лет, а есть музыка Моцарта, пережившая века и продолжающая восхищать людей во всех уголках мира. Так и в литературе есть произведения-однодневки и произведения на века. И, на мой взгляд, нужно читать лучшее, что было создано человечеством.
Классика воспитывает вкус. Тот, кто хорошо знаком с классикой, легко отличит хорошую литературу от посредственной.
И, кстати, классическая литература воспитывает не только литературный вкус, но и учит понимать классическую музыку, живопись и театр. Я регулярно посещаю с мамой Мариинский драматический театр. И хочу сказать, что мне это очень нравится. Я получаю эстетическое удовольствие от прослушивания классической музыки и просмотра спектаклей, а ведь еще в школе для меня поход в театр был сродни наказанию. Мне интересно открывать новые имена писателей Х1Х-ХХ веков. Так, посещая с кадетами в осенние каникулы Коломну, я узнал о жизни и творчестве И. Лажечникова. И тут же поспешил прочитать его роман «Ледяной дом». Это стало моим еще одним маленьким открытием.
Хочется добавить, что классика помогает формированию в людях нравственных основ: говорит о том, как поступать правильно, что хорошо, а что плохо, и какие последствия будут от определенных поступков. В художественной форме человеку ненавязчиво прививаются понятия о том, как строить взаимоотношения с людьми, как вести себя в любви и в дружбе. Классическая литература не дает ответов на вопросы, она предупреждает, предлагает варианты развития событий и решения трудных вопросов. Эта литература ведет с читателем трудный, но очень необходимый разговор о жизни.
Кроме того, чтение классики — это очень увлекательное занятие, ведь это «машина времени», способная перенести человека в другую эпоху и помогающая пережить вместе с героями их эмоции и поступки.
Классическая литература формирует и патриотическую основу, помогает сохранить связь с предками, далекими и близкими. Она помогает понять свой народ, историю и культуру своей страны. Дает человеку почву под ногами, формирует национальное сознание и понятие родины.
В заключение хочется сказать, что чтение для меня — это увлекательное и познавательное занятие. Мне нравится получать от чтения не только удовольствие, но и пытаться понять задумку автора, разгадывать его ходы».
В опросе подростков, обобщенные результаты которого представлены выше, нет явного отрицания чтения как занятия человека: группа подростков, не любящих читать, есть в каждом классе, но никто не обобщал свою нелюбовь или отсутствие интереса к чтению с чтением как таковым. Обратимся к конкретике, к тем книгам, которые названы подростками, и сравним затем сегмент сегодняшней картины чтения подростков с той, что была двадцать лет назад.
По частотности называемых и рекомендованных семиклассниками книг лидируют (далее список дан по трем позициям в порядке убывания; единичные упоминания книг не включены в данную подборку):
1. А. Платонов «Юшка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Джек Лондон «Белый Клык», сказки, Юрий Яковлев Рассказы, Александр Дюма «Три мушкетера» и др., Эрих-Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен», Жюль Верн «80 тысяч лье под водой» и др. Д. Киз «Цветы для Элджернона», Н. Щерба «Часодеи», Толстой «Война и мир», Дина Сабитова «Три твоих имени», «Где нет зимы.», Ильф и Петров «12 стульев», Дж. К. Ро-улинг все книги о Гарри Поттере, Р. Д. Бредбери «Марсианские хроники», «Вино из одуванчиков», «451 по Фаренгейту», Михаил Самарский «Радуга для друга», Джон Грин «Виноваты звезды», «Бумажные города».
2. Рассказы М. Зощенко, М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», К. Г. Паустовский «Золотая роза», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», военная проза: Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие.», Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»; Э. Бернетт «Маленький лорд Фа-унтлерой», У. Коллинз «Женщина в белом», Шарлотта Бронте «Джен Эйр», И. С. Тургенев «Отцы и дети», М. Горький «Детство», Фадеев «Молодая гвардия», Братья Стругацкие «Страна багровых туч» и др., Д. Остин «Гордость и предубеждение», Вальтер Скотт «Айвенго», Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Анна Гавальда «35 кило надежды», Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц». Романы Коэльо «Алхимик» и др., А. Жва-левский, Е. Пастернак «Я хочу в школу!», «Москвест» и др., Джоджо Мойес «До встречи с тобой», «Серебристая бухта», «Один плюс один».
3. Томас Кенелли «Список Шиндлера», Виолетта Бабич «Книга для каждого мальчика», Ю Несбё, детективные романы; фантастика и фэнте-зи: Дуглас Престон, Линкольн Чайлд «Остров», Филип Пулман «Темные начала» (трилогия), Дмитрий Емец , серии книг про Таню Гроттер, Мефодия Буслаева (подростковая фантастика), Сьюзен Коллинз «Голодные игры», Кассандра Клэр «Орудие ангела», Брекетт Ли «Все оттенки радуги», «Звездные войны» Алан Дин Фостер.
Эта выборка свидетельствует о весьма разнообразном круге чтения подростков-семиклассников.
Приведу примеры аргументов, к которым прибегают семиклассники, рекомендуя свои любимые книги для чтения ровесникам, поясняя свое внимание к этим книгам. Аргументы распределены на четыре условные группы в данной типологии проведенного опроса:
1) Аргументы-эмоции («Читая книги, я убедилась, насколько жестокими и безжалостными могут быть люди» (Сказки и Платонов «Юшка»), «После этой книги я поверил в добро» (Э. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»).
2) Аргументы посредством сравнения «до» и «после» чтения этой книги («В детстве все смотрят на мир через розовые очки, но когда они берут чи-
тать не сказки, а книги о реальных исторических событиях, все меняется. Почти все. Так вот одна из таких книг «Война и мир». Ее мне дала мама на каникулах, на дачу. Сначала я поленился ее читать, но когда сел за книгу, уже не смог оторваться. Эта книга сделала меня чуть патриотичнее и мужественнее». «Лет через 10 я смело смогу назвать книги о Гарри Поттере книгами моего детства»).
3) Выводы для себя («Книга состоит из коротких маленьких рассказов о лете и мальчике. Это настолько красиво, очень! Эта книга помогла мне понять, что каждому летнему дню надо радоваться» (Р. Д. Бредбери «Вино из одуванчиков»); «Читая книги, я понял, что если усердно стараться, то можно всего достичь»; «Для меня чтение — это отдых, погружение в другую жизнь, в чтении я редко провожу связь со своей жизнью. У меня не получается интерпретировать. Читая, замечаешь общее настроение, например, я недавно прочла «Золотую розу» К. Г. Паустовского, у нее какое-то осеннее настроение, несмотря на абсолютно разные сюжеты рассказов»; «Особенно мне запомнился рассказ Ю. Яковлева о мальчике, который рассказывал о своей бабушке. Как он, будучи малышом, не ценил своего счастья. Рассказ заставил меня задуматься о настоящих ценностях, о том, что надо ценить свое счастье, пока оно не ушло от вас»; «Когда я читал книгу Жюль Верна, я захотел работать на подводной лодке»; «Меня зацепила храбрость и сообразительность героини».
4) Личная устойчивая позиция читателя-семиклассника («Я люблю читать книги по фильмам. Когда читаешь, чувствуешь все намного шире. Если тебе понравился фильм, значит, ты влюбился в книгу. Это незабываемо, когда ты чувствуешь переживания героев еще раз, открываешь их историю дальше, узнаешь много новых подробностей». Марк Твен «Приключения Тома Сойера»; «Я не представляю свою жизнь без книг. Они помогают пережить тоску, грусть и даже беду. Без книг наша жизнь была бы серой и унылой. Читая книгу, вы погружаетесь в увлекательный мир и не захотите его покинуть»; «Книги помогали мне с самого детства, они намного интереснее тех детей, которые меня окружали. Книги показывали мне взаимоотношения, которые в жизни я бы вряд ли увидела, открывали мне правду»; «Мне нравятся книги с запутанными сюжетами, детективы и приключения. Они увлекательны, но, к сожалению, подходят не для всех из-за жестких сцен, раздирающих душу, и длинных диалогов, не каждому понятных»; «Я считаю, с помощью книг человек понимает, что ему ближе. Люди нечитающие отличаются от читающих. У читающих людей есть, чаще всего, идеал, к которому они стремятся»; «Может показаться глупым, но «Гарри Поттер» заставил меня поверить в чудо и волшебство»; «Книги фантастов заставили меня с уважением относиться к писателям, ведь они заранее придумали, что люди смогут летать, летать в космос, изобретут телефон»).
Лидируют аргументы 3) и 4), но 1) и 2) также немало. Важно, что семиклассники готовы рассуж-
дать о прочитанных книгах и объяснять, что их задело, привлекло, понравилось.
Если сопоставить книги, прочитанные и самостоятельно, и запомнившиеся из курса «Литература» в школе в прошедшем учебном году (2016/2017) и 20 лет назад, в 1996/1997 учебном году, то увидим следующее:
1) В 1996/1997 в 7 классах причинами, по которым запоминается и остается в памяти программное произведение, изучаемое на уроке литературы, являлись следующие (привожу итоги с примерами объяснений семиклассников тех лет)1:
1. «Мне нравится читать те произведения, в которых при чтении забываешь все и погружаешься в мир героев» (рассказы Джека Лондона).
2. «Автор заставляет нас сочувствовать и сопереживать своим героям...» (И. С. Тургенев «Ася»).
3. «Люблю читать произведения Пушкина» (Джека Лондона, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова), — есть уже хоть небольшая, но все же начитанность, которая становится определителем интереса и к новой, не прочитанной ранее книге известного автора.
4. Степень правдоподобия, которая должна быть превосходной для подростка, если перед ним не фантастика, не фэнтези, не сказка (В. Шекспир «Ромео и Джульетта», А. С. Пушкин «Дубровский», Д. Лондон «Белый Клык»).
5. Интересно «окунуться» в другую эпоху (В. Шекспир «Ромео и Джульетта», И. С. Тургенев «Ася»).
6. «Герой произведения — сильная личность», привлекающая к себе подростка: «Мне очень нравится Белый Клык, сильный, хладнокровный, почти мой идеал».
7. Неожиданность и оригинальность сюжета, стиля писателя (А. С. Пушкин «Дубровский», «Пиковая дама», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», лирика В. В. Маяковского).
2) Ответы о самостоятельном чтении сопровождались семиклассниками замечаниями об отсутствии свободного времени, часто встречались признания, что «есть время читать только летом», или «люблю читать, но получается только в каникулы». Условно можно сгруппировать самостоятельное чтение семиклассников конца ХХ века тематически и по жанрам:
■ детективы, детские детективы, приключения, любовные романы, фантастика;
■ мифы, легенды, фэнтези;
■ книги о научных открытиях, книги об истории, научно-популярная литература;
■ стихи;
■ русская литература ХХ века, например, романы Ильфа и Петрова, рассказы Зощенко (в основном, этот пункт касается юмористических текстов);
■ классика русская и зарубежная;
■ современная зарубежная литература;
■ классическое детское чтение (например, Марк Твен, Жюль Верн, Лев Кассиль).
1 Подробнее об исследовании чтения школьников в конце 90 годов ХХ века см: [Свирина 2004: 6-7].
Привожу ниже список названных этими семиклассниками самостоятельно прочитанных произведений, которые они с удовольствием вспоминали и готовы были рекомендовать ровесникам:
20 лет назад (1996/1997 учебный год)
Рассказы Джека Лондона, Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ», романы Жюля Верна, Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса», «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Ромео и Джульетта» Шекспира, Гектор Мало «Без семьи»,
A. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Граф Монтекристо» (без указаний автора), романы Крапивина, «Белеет парус одинокий...»
B. Катаева, сказки, исторические романы, fantasy, «Ужастики»; Марк Твен «Приключения Тома Сойе-ра», повести А. Грина, романы Лидии Чарской, Д. Дефо «Робинзон Крузо», мифы Древней Греции, сказки Гофмана, повести Л. Кассиля, романы А. Дюма, книги Джерома К. Джерома.
В списке книг семиклассников двадцать лет назад было от одной до пяти книг, сейчас — от одной до 10-12.
При сопоставлении заметно значительное увеличение объема прочитанной и знакомой сегодняшним семиклассникам художественной литературы, что, несомненно, связано с возможностями интернета и чтения с экрана. Что касается аргументов, то они не стали принципиально иными за 20 лет.
Тем не менее, необходимо отметить тенденции, касающиеся отсутствия сегодня самостоятельных прежде аргументов подростков-семиклассников:
1. об эмпатии (2. «Автор заставляет нас сочувствовать и сопереживать своим героям...»);
2. о пристрастии к тому или иному автору (3. «Люблю читать произведения Пушкина» (Джека Лондона, Гоголя, Лермонтова);
3. о желании понять эпоху (5. Интересно «окунуться» в другую эпоху);
4. о предпочтительном для них стиле, направлении, особенности движения сюжета (7. Неожиданность и оригинальность сюжета, стиля писателя).
Поколения читателей, разделенные двадцатью годами, в наибольшей степени пересекаются в аргументе 1: «Мне нравится читать те произведения, в которых при чтении забываешь все и погружаешься в мир героев».
Девятиклассники — ученики, завершающие подростковый возраст, тоже называли книги и объясняли, почему та или иная книга затронула их, отчего они готовы рекомендовать ее ровесникам. Обратимся к списку наиболее часто встречающихся авторов и названий. По частотности называемых и рекомендованных девятиклассниками книг лидируют (далее список дан по трем позициям в порядке убывания; единичные упоминания книг не включены в данную подборку):
1.
1-1. Романы Ж. Верна, Э-М. Ремарк «Триумфальная арка», «Часодеи» Н. Щерба (цикл книг, фантастика для подростков), А. Жвалевский, Е. Пастернак «Гимназия № 13», «Я хочу в школу!», «Москвест», Рей Бредбери «Вино из одуванчиков»,
Ренсом Реггз «Дом странных детей», романы о Перси Джексоне.
1-2. Учебники и учебная литература, научно -популярная литература, энциклопедии школьника, книги по психологии.
1-3. Детективы, фантастика, приключения, фэнтези, романы о любви.
2.
2-1. Произведения, относящиеся, по убеждению девятиклассников, к классике: М. А. Булгаков «Собачье сердце», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А. Дюма «Учитель фехтования», Шарлотта Бронте «Джен Эйр», Джейн Остин «Гордость и предубеждение», Кафка «Замок», А. Ильф и Е. Петров «12 стульев», Э.-М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», Р. Бредбери «451 по Фаренгейту».
2-2. Современная литература: стихи Иосифа Бродского, Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Анна Гавальда «35 кило надежды», Нил Гейман «Никогде», Вероника Рот «Элигент», Анна Джейн «Музыкальный приворот», Даниэла Стил «Игра в свидание», Сьэзен Коллинз «Голодные игры», Кассандра Клер «Орудие смерти», Рик Риордан «Герои Олимпа» и другие (подростковая фантастика), Джеймс Дэшнер «Бегущий в лабиринте» (фантастика, приключения), «Виноваты звезды» Джон Грин, «Метро 2033» Дмитрий Глуховский, Эльчин Сафарли «Если бы ты знал», книги из серии «Звездные войны», Аманда Хокинг «Подкидыш».
3. Тематическая литература и программная классика: книги о природе, энциклопедии для школьников, книги о компьютерах и программировании, книги о медицине, о химии, книги о войне; книги о спорте, исторические романы, биографии знаменитых людей прошлого.
В списке трех лидирующих (в хронологии) позиций обращает на себя внимание следующее:
• преобладание современной зарубежной литературы в жанре подростковой фантастики, приключений и фэнтези;
• частое называние любимого жанра без упоминания конкретной книги (пункт 1-3);
• знакомство девятиклассников с тематической научно-популярной литературой, что затем находит отражение в аргументах;
• каждый третий девятиклассник в своих рассуждениях указывает любимый жанр, не называя книг; два из трех учеников в ответах указывают от одной до пяти книг.
Сравнить самостоятельное чтение подростков с чтением ровесников-девятиклассников двадцатилетней давности можно по направлениям чтения. Так, в конце 90-х годов ХХ века, девятиклассники читали (в порядке убывания) следующие группы текстов:
1. Фантастика, детективы, приключения, «ужастики».
2. Зарубежная литература (лидеры чтения: Александр Дюма, Майн Рид, Вальтер Скотт, Конан Дойль, Джек Лондон, Стивен Кинг).
3. Современная литература (среди имен называли М. Булгакова, В. Шефнера, романы братьев Стругацких).
4. Лирика (в основном, названы А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Белый, В. Маяковский) и классические эпические произведения (прежде всего А. С. Пушкин и Ф. М. Достоевский).
5. Научно-популярная литература.
Отмечу, что сегодняшние девятиклассники
1. знают больше современных авторов, чем их ровесники 20 лет назад;
2. ... но не знают фактически лирику и классическую прозу, несмотря на то, что упоминают ее, без авторов и названий;
3. как их ровесники 20 лет назад, отдают предпочтения развлекательным жанрам;
4. большое число прочитанных книг связано с появлением фильмов, и процесс движения от фильма к книге сегодня более чем актуален, что имеет смысл взять на вооружение современной методике обучения литературе в школе;
5. стабильно отдают должное научно-популярной и учебной литературе.
Аргументы современных девятиклассников можно распределить по семи направлениям, ниже они представлены от наибольшей по численности группы к наименьшей. Привожу к каждому пункту ряд примеров — аргументов подростков.
1) Развлечение и отвлечение: «Чтение это избавление от скуки и развитие», «Книга помогает разобраться в твоих проблемах, помогает забыться и отдохнуть от ежедневной суматохи», и т. п. — почти половина ответов содержит эту мысль.
2) Конкретная помощь в общем развитии и/или учебе: «Самую большую роль в моей жизни играли учебники — они научили меня всему», «Книга — источник новой информации и жизненного опыта», «Книги помогают развиваться, узнавать историю, грамотно писать, развивают воображение», «Книги, которые я читаю, развивают мое воображение, это фэнтези и приключения», «Эта книга изменила мой взгляд на мир, я стал более живо смотреть и видеть его правдивую сторону, я определил, какой социально-политический строй мне по нраву. Я решил, что стоит относиться к каждому члену общества как к полноценной личности. Я не согласен с профессором Преображенским» (М. А. Булгаков «Собачье сердце»).
3) Выбрали конкретный жанр или область, и этим довольствуются:
«Я склонен к фантастике и книгам по истории», «Книги по психологии помогают мне взглянуть на мир по-новому», «Я читаю научную фантастику, книги по естествознанию и сатирические книги», «Люблю читать биографии известных людей», «Мой выбор — детективы, чаще всего взрослые. Они меня завораживают и погружают в центр преступного мира, в котором каждая деталь — ключ к разгадке» и так далее.
4) Осознанная связь между чтением и выбором своего пути: «Существуют различные жанры книг, от мелодрамы до боевика. Каждый человек сможет найти себе по вкусу пару книжек. Мой любимый жанр фэнтези. Иногда хочется оторваться от скучного настоящего мира и с головой окунуться в приключения вместе с главным героем. Мне эти книги помогли обрести уверенность. Благодаря этим кни-
гам я быстро принимаю решения, воодушевленный этими книгами, я даже сам пытался сочинить свою, но через 20 минут фантазия у меня, увы, закончилась. Я завидую тем людям, которые пишут книги (любого жанра), это большой труд!», «И я сам захотел стать писателем», «Я прочитал много книг о науке, о микробиологии, о строении живых существ, о химических реакциях, о рудах и камнях. В связи с этим я стал коллекционировать камни и у меня появился интерес к науке», «Я люблю читать книги о природе, о горах, о туризме, альпинизме. Читаю я не очень часто. Я с удовольствием пойду в поход, потому что в походе в дикой природе открывается вся ее красота. В походах можно понять человека, его характер. В походе появляется сплоченность группы, и после похода не перестаешь общаться друг с другом», «Еще в детстве, после чтения «Айболита», я решила стать врачом, ведь человек должен помогать другим людям», «Благодаря чтению книг я захотел стать мультипликатором, показывать людям миры, которые они еще не видели», «Книги подсказали мне выбор профессии, я хочу показывать людям картины, снятые по сюжетам прочитанных книг».
5) Есть читательский взгляд, убеждение, вера в силу книги: «На мой взгляд, самые интересные книги, которые написаны от первого лица. Мне нравятся книги, в которых рассказывается о жизни людей, не знаменитых, а о простых, возможно, выдуманных»; «Мне нравится фантастика, нравятся книги, в которых есть один главный герой, он преодолевает трудности и никогда не сдается. Когда я читаю о таком, мне тоже хочется никогда не сдаваться и идти до конца», «Голодные игры» научили меня бороться. «Орудия смерти» рассказали, что можно любить несмотря ни на что. «Перси Джексон» доказал мне, что я все смогу. «Бегущий в лабиринте» сказал, что выход есть в любой ситуации», «Что такое книга для меня? Что такое книга для современного подростка? Многие подростки читают современную литературу, и я не исключение. Понятие современная литература для меня это — волшебство, любовь, испытания, совершенно невероятные события».
6) Книги — помощники и подсказчики: «Изменяют мое отношение к жизни» «Книги показали мне, что надо быть самим собой в любых обстоятельствах», «Книги помогают человеку, точнее, мне, поверить, что подростки не одни», «Книги мне помогают понять себя, заново пережить забытые чувства любви, ненависти, печали», «Книга помогла мне понять, что в жизни есть черная полоса, но ее можно преодолеть, а не погружаться в себя».
7) Книга — источник эмпатии: «Эта книга рождает во мне чувства, чувство жалости к героям с таким диагнозом и чувство гордости за их поступки» (Джон Грин «Виноваты звезды») — последняя по объему группа в нашей типологии.
Современные девятиклассники очень мало упоминают программную литературу среди книг, которые произвели на них сильное впечатление, лишив нас возможности сравнить причины запомнившихся подросткам классических произведений сегодня и 20 лет назад. Но заинтересованный читатель сможет увидеть, почему запоминали про-
граммные произведения и как это аргументировали девятиклассники конца ХХ века:
20 лет назад
Объяснения девятиклассников позволяют выделить причины интереса к названной классической литературе:
1. «Произведение содержит проблемы, актуальные и сегодня», например: «В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» очень ярко выражена проблема человека и общества. В наши дни часто бывают такие ситуации, в которых один человек чувствует себя белой вороной» (В. Шекспир «Гамлет», А. С. Грибоедов «Горе от ума»).
2. «Можно проследить и понять переживания человека, увидеть его внутренний мир, понять психологию человека», например: «Гамлет», «Герой нашего времени» — эти произведения полны душевными переживаниями героев, близкими каждому человеку»; «в романе «Герой нашего времени» Печорин переоценивает заново такие устойчивые понятия, как любовь и дружба. К его представлениям можно прислушаться и поспорить с ним».
3. Есть предмет для беседы, спора, дискуссий, противоречивых точек зрения. Само произведение вызывает желание вступить в общую беседу о нем, например: «Больше всего из изучаемых в этом году произведений мне понравился роман Лермонтова «Герой нашего времени». Это психологический роман. У нас возникли дискуссии на тему: «Судьба правит человеком, или человек управляет своей судьбой?».
4. «Просто мне интересно читать».
Сфокусировав внимание на чтении современных подростков 13 и 15 лет и сравнив их выбор и аргументы с выбором книг и причинами этого выбора поколения ровесников 20 лет назад, можно кратко обобщить:
■ подростки читают сегодня не меньше, чем их ровесники в конце ХХ века;
■ интернет в данной ситуации и помощник (подростки многое читают в своем персональном компьютере, обмениваются электронными текстами, ссылками), и противник упорядоченного подросткового чтения. Это хорошо видно в сравнении с чтением подростковой аудитории двадцатилетней давности, когда книга была именно — и только — бумажной;
■ приоритеты подростка-читателя, выбирающего книгу, не изменились принципиально за обозначенный уже ранее 20-летний период;
■ расширилась область чтения как таковая с точки зрения общего числа известных подросткам книг;
■ доля классического подросткового чтения заметно меньше сегодня, чем 20 лет назад, что опять же связано с обилием книг, по которым поставлены современные приключенческие фильмы с компьютерными эффектами;
■ сегодня качество чтения и цели чтения осознаны подростками как в 13, так и в 15 лет, что позволяет считать общее направление движения вполне обнадеживающим для данной возрастной группы.
Вместе с тем, при общей данной картине, обращают на себя внимание следующие тенденции:
1. Учителям литературы и начальных классов имеет смысл следить за результатами исследований,
посвященных особенностям чтения, т. к. современная методика обучения литературе пока что таковых не учитывает.
2. Необходимы новые формы контроля за чтением подростков разных групп, и эти формы могут быть взяты из прежнего, ныне забытого опыта учителей прошлого, а могут быть открытием нынешних педагогов. Можно предположить, что оптимальными среди форм контроля за самостоятельным чтением станут игровые формы, непринужденные по своей природе.
3. Следует помнить, что желание поделиться своими впечатлениями от книги завершается в восьмом классе. Поэтому уже в начальной школе следует обсуждать с детьми самостоятельно прочитанные книги, использовать разнообразные формы поощрения читающих дома школьников. Тогда к подростковому возрасту, когда внимание готово переключиться на «легкую» литературу, школьники уже будут иметь солидный читательский опыт и обретут уверенность в необходимости чтения.
4. Современная литература, адресованная подросткам, непременно должна войти в программы преподавания литературы и внеурочную деятельность. Материалы статьи доказывают, что подростки называют такие современные книги, которые обращаются к проблемам и вопросам, присущим этому возрасту. Язык же классических произведений порой ставит непреодолимый барьер между читателем-подростком и изучаемым материалом, из-за чего и исчезает интерес к классике. Обсуждение с подростками книг современных писателей позволит найти новые пути к осмыслению классических произведений, составляющих большую часть курса «Литература» в 9 классе.
5. У подростков недостаточно сформировано представление о том, что такое классическое произведение: к классике они относят фактически всю литературу прошлых веков, что говорит о несфор-мированности критериев, часто — отсутствии элементарной грамотности на уровне представлений о жанровой природе литературного произведения. Это обстоятельство может помешать выпускнику школы в его самостоятельном читательском выборе или сузить его границы.
6. Возрастающий интерес к чтению современного подростка не свидетельствует о сформирован-ности культуры чтения: об этом говорит невнимание к автору книги, деталям сюжета, неумение передать основное содержание и осмыслить прочитанное. Воспитание вдумчивого читателя остается первейшей заботой учителя.
7. Широкая возможность выбора книг школьниками, порой в ущерб содержательной стороне произведений, — новая реальность сегодняшнего дня, но с ней придется учиться взаимодействовать как родителям, так и педагогам, если мы хотим вести диалог с поколением подрастающих читателей XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
Браже Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя. — СПб.: МИРС, 2008. — 393 с.
Браже Т. Г. Автопортрет школьного библиотекаря как андрогога // Чтение детей и взрослых как способ фор-
мирования их креативной компетентности: сб. ст. между-нар. науч.-практ. конф. / ред.-сост. Т. Г. Браже, Т. И. Полякова. — СПб.: АППО, 2016. — С. 19-24.
Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества — М.: Библиомир, 2016.
Не бойся книги, школьник! Уроки петербургских словесников / сост. и общ. ред. Н. Свириной. — СПб.: Сага, Азбука-классика, 2004.
Свирина Н. М. Методические ресурсы и педагогические возможности современных интеллектуальных литературных игр для старшеклассников // Непрерывное образование. — 2017. — № 1 (19). — С. 13-24.
Захарченко М. В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления: монография. — СПб: СПб АППО, 2007. — 163 с.
Романичева Е. С., Пранцова Г. В. От «тихой радости» чтения — к восторгу сочинительства. — М.: Биб-лиомир, 2016.
Практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие // научн. ред. Е. О. Галицких. — М.-Киров, 2016.
Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA — 2000. — М.: Логос, 2004.
Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. — М.: ФОРУМ, 2013.
Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность в современном мире // Остановиться. Оглянуться: сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения / сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. — М.: МЦБС, 2009. — С. 20-29.
Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 1. Чтение как творчество: растим читателя-творца. — М.: РШБА, 2009.
Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. Научные и методологические основы. — М.: Школьная библиотека, 2006 — С. 36-37.
Кабачек О. Л. Чтение и творчество в контексте психологии развития // Чтение как увлечение / сост. О. Л. Ка-бачек. — М.: Школьная библиотека, 2007. — С. 5-58.
Живые лица. Навигатор по современной отечественной детской литературе. Вып. первый. — М.: БерИнга, 2014.
Живые лица. Навигатор по современной отечественной детской литературе. Вып. второй. — М.: БерИнга, 2015.
REFERENCES
Brazhe T. G. O literature v shkole: kn. dlya uchitelya. — SPb.: MIRS, 2008. — 393 s.
Brazhe T. G. Avtoportret shkol'nogo bibliotekarya kak androgoga // Chtenie detey i vzroslykh kak sposob for-mirovaniya ikh kreativnoy kompetentnosti: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / red.-sost. T. G. Brazhe, T. I. Polyakova. — SPb.: APPO, 2016. — S. 19-24.
Galitskikh E. O. Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva — M.: Bibliomir, 2016.
Ne boysya knigi, shkol'nik! Uroki peterburgskikh slovesnikov / sost. i obshch. red. N. Svirinoy. — SPb.: Saga, Azbuka-klassika, 2004.
Svirina N. M. Metodicheskie resursy i pedagogicheskie vozmozhnosti sovremennykh intellektual'nykh literaturnykh igr dlya starsheklassnikov // Nepreryvnoe obrazovanie. — 2017. — № 1 (19). — S. 13-24.
Zakharchenko M. V. Kul'tura i obrazovanie v perspektive traditsii. Traditsiya kak predmet teoreticheskogo osmysleniya: monografiya. — SPb: SPb APPO, 2007. — 163 s.
Romanicheva E. S., Prantsova G. V. Ot «tikhoy radosti» chteniya — k vostorgu sochinitel'stva. — M.: Bibliomir, 2016.
Praktiki gumanitarnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie // nauchn. red. E. O. Galitskikh. — M.-Kirov, 2016.
Kovaleva G. S., Krasnovskiy E. A. Novyy vzglyad na gramotnost'. Po rezul'tatam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA — 2000. — M.: Logos, 2004.
Sovremennye strategii chteniya: teoriya i praktika: uchebnoe posobie / G. V. Prantsova, E. S. Romanicheva. — M.: FORUM, 2013.
Smetannikova N. N. Chtenie i gramotnost' v sovre-mennom mire // Ostanovit'sya. Oglyanut'sya: sbornik in-formatsionno-analiticheskikh materialov po problemam chteniya / sost. E. I. Kuz'min, A. V. Parshakova. — M.: MTsBS, 2009. — S. 20-29.
Tikhomirova I. I. Kak vospitat' talantlivogo chitatelya. Ch. 1. Chtenie kak tvorchestvo: rastim chitatelya-tvortsa. — M.: RShBA, 2009.
Borodina V. A. Teoriya i tekhnologiya chitatel'skogo razvitiya v otechestvennom bibliotekovedenii. Nauchnye i metodologicheskie osnovy. — M.: Shkol'naya biblioteka, 2006 — S. 36-37.
Kabachek O. L. Chtenie i tvorchestvo v kontekste psikhologii razvitiya // Chtenie kak uvlechenie / sost. O. L. Kabachek. — M.: Shkol'naya biblioteka, 2007. — S. 5-58.
Zhivye litsa. Navigator po sovremennoy otechestven-noy detskoy literature. Vyp. pervyy. — M.: BerInga, 2014.
Zhivye litsa. Navigator po sovremennoy otechestven-noy detskoy literature. Vyp. vtoroy. — M.: BerInga, 2015.
Данные об авторе
Наталья Михайловна Свирина — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры основного и среднего общего образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования; научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург). Адрес: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11-13. E-mail: [email protected].
About the author
Natalia Mikhailovna Svirina, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of General and Secondary Vocational Education, St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education, Scientific Advisor of St. Petersburg Grammar Schools Association (St. Petersburg).