Научная статья на тему 'Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры'

Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / SURVEY / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / ЧТЕНИЕ / READING / ИНТЕРЕС / INTEREST / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / AGE DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудаков В. А.

Введение: снижение у школьников интереса к чтению, его качества и уровня читательской культуры многие педагоги связывают с широким распространением Интернета, который меняет структуру досуга молодёжи и оказывает влияние на развитие эмоционально-интеллектуальной сферы индивида; в статье представлены результаты анкетирования школьников Югры по выявлению отношения к Интернету и читательских предпочтений обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера.Цель: выявить читательские интересы у школьников коренных малочисленных народов. В процессе обработки результатов исследования мы решали несколько взаимосвязанных с целью задач, в том числе, изменения в досуговой практике школьников, особенности использования Интернета и роль уроков литературы в формировании читательской культуры обучающихся различных возрастных групп.Материалы исследования: результаты опроса учащихся 5-11-х классов, анкетирование проведено в марте-апреле 2017 года.Результаты и научная новизна: выявлены наиболее распространенные досуговые практики подростков и отношение школьников к чтению, предпочтение литературных жанров, влияние учебной перегрузки на снижение интереса к чтению книг, дан сравнительный анализ по возрастному и гендерному признакам, а также выявлены отличия и специфика отношения к Интернету и выбору литературных произведений у обучающихся из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры»

УДК 371.4

DOI: 10.30624/2220-4156-2018-8-3-586-595

Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры

В. А. Рудаков

БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»,

г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, [email protected]

АННОТАЦИЯ

Введение: снижение у школьников интереса к чтению, его качества и уровня читательской культуры многие педагоги связывают с широким распространением Интернета, который меняет структуру досуга молодёжи и оказывает влияние на развитие эмоционально-интеллектуальной сферы индивида; в статье представлены результаты анкетирования школьников Югры по выявлению отношения к Интернету и читательских предпочтений обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера.

Цель: выявить читательские интересы у школьников коренных малочисленных народов. В процессе обработки результатов исследования мы решали несколько взаимосвязанных с целью задач, в том числе, изменения в досуговой практике школьников, особенности использования Интернета и роль уроков литературы в формировании читательской культуры обучающихся различных возрастных групп.

Материалы исследования: результаты опроса учащихся 5-11-х классов, анкетирование проведено в марте-апреле 2017 года.

Результаты и научная новизна: выявлены наиболее распространенные досуговые практики подростков и отношение школьников к чтению, предпочтение литературных жанров, влияние учебной перегрузки на снижение интереса к чтению книг, дан сравнительный анализ по возрастному и гендерному признакам, а также выявлены отличия и специфика отношения к Интернету и выбору литературных произведений у обучающихся из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ключевые слова: анкетирование, респонденты, чтение, интерес, гендерные различия, возрастные различия.

Благодарности: выражаем благодарность Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органам управления образования и руководству образовательных учреждений, оказавших содействие в проведении опроса по выявлению читательского интереса среди школьников.

Для цитирования: Рудаков В. А. Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 3. С. 586-595.

The results of the research of the reader's interests of schoolchildren among

the indigenous people of Yugra

V. A. Rudakov

Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Khanty-Mansiysk, Russian Federation, [email protected]

ABSTRACT

Introduction: many teachers associate the decrease in schoolchildren's interest in reading, its quality and the level of reading culture with the widespread use of the Internet, which changes the structure of youth leisure and has an impact on the development of the emotional and intellectual sphere of the person; the article presents the results of a survey of Yugra schoolchildren to identify attitudes to the Internet and reader's preferences of schoolchildren among the indigenous people of the North.

Objective: to identify the reader's interests of schoolchildren among the indigenous people. In the process of processing of the results, we solved several tasks, including changes in the leisure practice of schoolchildren, peculiarities of using of the Internet and the role of literature lessons in the forming of the reading culture of schoolchildren in different age groups.

Research materials: the results of a survey of schoolchildren of 5-11 grades; the survey was conducted in March-April 2017.

Results and scientific novelty: the most common leisure practices of teenagers and the attitude of schoolchildren to reading, preference for literary genres, the influence of educational overload on the reduction of interest in reading books are revealed; a comparative analysis on age and gender characteristics is given, as well as differences and specificity of the attitude to the Internet and the choice of literary works among schoolchildren among the indigenous people of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

Key words: survey, respondents, reading, interest, gender differences, age differences.

Acknowledgements: We express our gratitude to the Department of Education and Youth Policy of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, education management bodies and management of educational institutions, assisted in conducting of the survey to identify the reader's interest among schoolchildren.

For citation: Rudakov V. A. The results of the research of the reader's interests of schoolchildren among the indigenous people of Yugra // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2018; 8(3): 586-595.

Введение

Чтение для школьников многими учёными рассматривается как когнитивный процесс, как явление духовной культуры с ценностно-смысловым содержанием [3], как базовый навык развития [9] и важнейший ресурс личностного и профессионального роста человека [1].

Проблема снижения интереса к чтению у взрослых и детей отмечается в России последние десятилетия (конец XX - начало XXI века). Согласно данным исследования Левада - Центра, среди 15-16-летних подростков количество отрицательно относящихся к чтению втрое больше, чем среди 11-12-летних [12, 134]. На снижение качества чтения, уровня читательской культуры указывают исследования ВЦИОМ, PISA и ряда учёных [2; 6; 7; 9; 10; 13]. Что касается чтения книг, то здесь наблюдается чёткое снижение доли читающих: в 1998 г. - 49,1%, а в 2012 г. - 34,1% [4, 98].

Остроту проблеме чтения придаёт широкое внедрение в жизнь россиян, в том числе в школу, информационных технологий и Интернета: расширяется коммуникативное пространство за счёт виртуальной среды; множатся источники и объём информации; меняется формат и скорость её подачи, психология восприятия, понимания и осмысления текста; происходит вытеснение печатной книги электронным аналогом; уходит в историю прямое управление чтением школьников со стороны школы и т.д. В педагогический словарь вошло новое понятие «клиповое мышление»: мышление, построенное на визуальных образах, а не на логике и текстовых ассоциациях. Интернет-коммуникации, цифровой способ кодирования информации, виртуальная реальность формируют новый тип мышления - сетевое [11, 175]. Виртуальность достаточно глубоко проникла в социальную и индивидуальную жизнь человека.

Виртуальная реальность характеризуется как «организованное пространство симулякров», которое отличается от реальности, порождая ряды симуляций. Симулякр, согласно взглядам Ж. Делеза и Ж. Бодрийяра, есть знак, тело, но тело виртуальное [8, 87]. Школе игнорировать эти явления сегодня нельзя, ей необходимо найти способы использования происходящих в социуме технологических изменений. По мнению ряда зарубежных и отечественных учёных «чтение должно рассматриваться адекватно тем изменениям, что влияют на архитектонику культурного ландшафта ...» [9, 117].

Частое «гуляние» детей по Интернету вызывает беспокойство у родителей, которые нуждаются в совете как осуществлять контроль и не терять взаимопонимания с детьми, особенно в подростковый период [5].

В процессе развития и личностного становления обучающихся педагогам важно знать: особенности содержания досуга школьников и место в нём чтения книг; что они читают, какие приоритеты имеют в выборе авторов и жанров; влияет ли интернет-активность на интерес к чтению; отношение обучающихся к чтению; какое влияние на формирование читательской потребности, культуры чтения и ценностных ориентиров подростков оказывают Интернет, школа и семья. Мы эти вопросы рассмотрим в контексте гендерных и возрастных особенностей школьников автономного округа из числа коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС).

Материалы и методы

С целью изучения отношения школьников к чтению художественной литературы и выявления читательского интереса учащихся в марте-апреле 2017 года нами было проведено анкетирование 3000 учащихся 5-11-х классов

из 20 городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Анкета содержит 34 вопроса, из которых: 27 вопросов были с вариантами выбора ответа и 7 - с открытыми ответами. В настоящей статье представлен анализ 444 анкет школьников КМНС, обучающихся в 18 общеобразовательных учреждениях на территории семи районов автономного округа.

Характеристика респондентов представлена в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Характеристика респондентов КМНС

КМНС мальчики девочки

Чел. в % Чел. в %

Всего: 444 чел. в т.ч.: 186 41,9% 258 58,1%

Ханты 237 93 50,0 144 55,8

Манси 163 76 40,9 87 33,7

Ненцы 44 17 9,1 27 10,5

Таблица 2

Распределение респондентов по классам

В каком классе учишься? Кто ты?

мальчик девочка всего:

Чел. % Чел. % Чел. %

5 класс 32 17,2 36 14,0 68 15,3

6 класс 31 16,7 57 22,1 88 19,8

7 класс 33 17,7 42 16,3 75 16,9

8 класс 35 18,8 42 16,3 77 17,3

9 класс 27 14,5 39 15,1 66 14,9

10 класс 9 4,8 20 7,8 29 6,5

11 класс 19 10,2 22 8,5 41 9,2

ИТОГО: 186 100 258 100 444 100

При обработке результатов исследования мы использовали программу УоЛехШ, учитывали возрастной и гендерный аспекты, проводили сравнение с данными других исследований, как в автономном округе, так и в других регионах России. В настоящей статье мы представим только часть результатов нашего исследования.

Результаты

На вопрос «Чем ты больше всего любишь заниматься?» респонденты могли дать несколько ответов: примерно половина школьников любят заниматься спортом (51%) и проводить время в интернете (49,8%), предпочитают смотреть телевизор - 40,1%, любят читать книги - 30,9%, играть в компьютерные игры - 24,1%. Другие виды досуга отметили 19,1%

респондентов: занятия музыкой, танцами, рукоделием, гуляние с друзьями и др. По гендер-ному признаку выявлены некоторые различия: 39,9% девочек читают книги (мальчики

- 18,3%), а мальчики предпочитают играть в компьютерные игры - 43% (девочки - 10,5%). По другим ответам значительных гендерных различий не отмечено. По возрасту респондентов: в компьютерные игры предпочитают играть школьники 5 и 6 классов (по 22,4%), 8 класса (18,7%) и 7 класса (16,8%); интерес к чтению книг снижается с 5 класса (16%) до 11 класса (11%), максимум приходится на 8 класс (19,7%).

В исследовании 2008 года подростки автономного округа чаще смотрели телевизор (59,6%), меньше занимались спортом (41%) и практически не проводили досуг в компьютере (4,7%) [6, 11]. По данным исследований 2012 года в других регионах России активные виды досуговой деятельности занимают немалое место в жизни подростка: 45% любят спорт, 33% - бывают на природе [4, 98]. По результатам опроса учащихся 4 и 5 классов в Челябинской области наблюдались зависимости по гендеру: девочки меньше интересуются компьютерными играми, но активнее в социальных сетях, чаще любят читать книги, а мальчики увлекаются компьютерными играми (72,3%) и просмотром телепрограмм (69,1%) [9, 118]. Наши исследования подтверждают эти гендерные различия.

Необходимую информацию школьники Югры получают в основном из Интернета (68%), при этом, его роль растёт с 5 по 11 класс

- с 51,5% до 80,5%. Доля телевидения и социальных сетей, как источников информации, примерно одинаковы (34,7% и 33,3%), однако их значимость с возрастом имеет противоположные векторы: снижение роли телевидения (с 41% до 24,4%) и повышение - социальных сетей (с 22% до 39%). Роль радио, газет и журналов незначительна: 3,6%, 10,8% и 14,2% соответственно. Гендерные различия в ответах на данный вопрос незначительны.

На вопрос «Что ты обычно читаешь в Интернете?» наибольшее количество учащихся назвали: новости - 45,7%, записи в сообществах - 39,4%, юмор - 37,4%, о спорте -31,1%. Меньше 10% респондентов выбрали следующие ответы: телепрограммы, журналы, записи на форумах, сайты современных

писателей. Всего 2,5% ничего не читают в Интернете. Школьники их числа КМНС активно пользуются ресурсами Интернета, но не всеми - меньше других увлечены компьютерными играми, поиском информации о фильмах и актерах.

По возрастным группам у учащихся КМНС отмечаются следующие закономерности: новости - интерес возрастает от 22,1% в 5 классе до 65,9% в 11 классе; записи в сообществах - с 22% до 56%. Интерес к компьютерным играм растёт с 5 класса по 8 класс (10,3% в 5 кл., пик 18,2% - в 8 кл.), а затем снижается до 4,9% в 11 классе; информацией о фильмах, актерах больше интересуются учащиеся 11 класса (51,2%) и данный интерес снижается до 10,3% в 5 классе; такая же закономерность отмечается и по информации об известных личностях (11 кл. - 24,4%, 5 кл. - 7,4%). По гендерно-му признаку наибольшие различия в выборе следующих ответов: о компьютерных играх в Интернете больше интересуются мальчики 29,6% (девочки - 2,3%), максимум приходится на 7-9 классы - 33%; они же чаще смотрят информацию о спорте - 43,5% (девочки

- 22,1%), максимум в 10-11-х классах - 57%. Девочки (в основном 7-11-х классов) больше всего интересуются записями в сообществах

- 47,7% (мальчики - 28%), книгами - 27,1% (мальчики - 10,8%), информацией о фильмах, актерах (29,5%).

Половина респондентов (50,7%) считает, что современным школьникам не нравится

читать, примерно третья часть (32%) отмечают, что школьники больше заняты компьютерными играми.

Анализируя отношение учащихся к чтению, мы отмечаем, что каждый третий респондент любит читать, но ему не хватает времени (34,7%), либо читает только то, что необходимо для учёбы (31,8%). Чтение для развлечения отметили 16,9%, остальные ответы выбрали незначительное количество школьников. Недостаток времени максимально ощущают выпускники 11 класса (48,8%) и учащиеся 6 класса (42,5%). Не любят читать и считают, что «чтение сейчас никому не нужно» единицы, всего 4,8% школьников.

В 2008 году в Югре была значительно выше доля учащихся-подростков, выбравших чтение для развлечения - 45%, а доля тех, кто не любит читать - 11,1% [6, 18]. Таким образом, мы отмечаем тенденцию снижения роли чтения книг в досуге обучающихся, что в значительной мере связано с их учебной перегрузкой. По мнению исследователей «к 8 классу чтение школьников всё больше принимает деловой, информационный характер» [13, 22].

Мы разделяем позитивный вывод по результатам участия российских школьников в международном исследовании PISA, что чтение пока ещё осознается молодым поколением как ценность [2, 37].

На вопрос «Что тебе нравится читать?» было предложено 20 вариантов ответов, результаты выбора школьников в таблице 3.

Таблица 3

Что тебе нравится читать?

Варианты ответов Количество В том числе

мальчики девочки

Чел. в % Чел. в % Чел. в %

1. стихи 164 36,9 59 31,7 105 40,7

2. сказки 99 22,3 34 18,3 65 25,2

3. рассказы о путешествиях и приключениях 147 33,1 57 30,6 90 34,9

4. фантастику 233 52,5 89 47,9 144 55,8

5. о природе и животных 90 20,3 31 16,7 59 22,9

6. о профессии 34 7,7 14 7,5 20 7,8

7. о психологии 36 8,1 11 5,9 25 9,7

8. детективы 103 23,2 33 17,7 70 27,1

9. о жизни замечательных людей 38 8,5 8 4,3 30 11,6

10. о спорте 106 23,9 65 34,9 41 15,9

11. о технике 87 19,6 75 40,3 12 4,7

12. о войне 108 24,3 64 34,4 44 17,1

13. о космосе 62 14,0 39 21,0 23 8,9

14. русская классика 55 12,4 17 9,1 38 14,7

15. зарубежная классика 37 8,3 9 4,8 28 10,9

16. модные романы 44 9,9 3 1,6 41 15,9

17. о сверстниках, о дружбе 68 15,3 9 4,8 59 22,9

18. о современной жизни 99 22,3 16 8,6 83 32,2

19. другое 4 0,9 1 0,5 3 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. вообще не люблю читать книги 10 2,3 4 2,2 6 2,3

Общее кол-во 444 100 186 100 258 100

* Общее кол-во выборов превышает 100%, так как школьники могли выбрать несколько вариантов ответов ** Доля в % мальчиков и девочек по каждой строчке рассчитана от количества в данной тендерной группе *** Полужирным шрифтом и курсивом выделены максимальные и минимальные показатели

Предпочтение учащиеся КМНС отдали фантастике (52,5%) - её любят читать школьники всех возрастных и тендерных групп. Стихи нравятся 36,9% респондентов, их доля примерно одинакова во всех возрастных группах. Рассказы о путешествиях и приключениях любят читать 33,1% респондентов. Учащиеся КМНС проявляют незначительный интерес к модным романам (9,9%), зарубежной классической литературе (8,3%), а также к книгам о профессиях (7,7%), по психологии (8,1%), о жизни замечательных людей (8,5%). Мальчики отдают предпочтение чтению книг о технике (40,3%), спорте (34,9%) и войне (34,4%), что больше, чем у девочек на 35,6%, 19% и 17,3% соответственно. Девочки и девушки предпочитают стихи (40,7%), рассказы о путешествиях и приключениях (34,9%), книги о современной жизни (32,2%), детективы (27,1%), сказки (25,2%). К книгам о природе и животных интерес с возрастом снижается с 25% в 5-6-х классах до 5,7% в 10-11-х классах, он больше у девочек (22,9%), чем у мальчиков (16,7%). Литературой о психологии и модными романами увлекаются преимущественно в 10-11-х классах (20% и 15,7%), сказки предпочитают учащиеся 5-6-х классов (32,7%). В выборе литературы о войне (23-25%) и о сверстниках (19-24%) существенных различий по возрастным группам не выявлено.

Прочитанные книги школьники Югры обсуждают: с друзьями - 41% (от 40% в 5-6 классах до 56% в 10-11 классах), с родителями - 26,8% (от 35% в 5-6 классах до 10% в 1011 классах), ни с кем не обсуждают - 35,8%, с учителем - 12,4%, в интернете (на форумах, блогах) о прочитанных книгах делятся своим мнением 7,2% (от 4% в 5-6 кл. до 10% в 10-11 кл.). Девочки активнее, чем мальчики обсуждают книги с друзьями: соответственно 50% и 29%.

В 2008 году подростки (5-9 кл.) чаще обсуждали с родителями литературные произведения (55,3%), а доля тех, кто ни с кем не обсуждает, была ниже - 23,2% [6, 29].

Изучая ответы на вопрос о роли родителей в выборе книги (да - 35,8%, нет - 51,8%), мы пришли к выводу, что авторитет родителей в выборе книг с возрастом учащихся падает: с 44,1% в 5-ом до 22% в 11-ом классах.

На вопрос «Чтение для тебя это: ...» чаще всего школьники выбирали ответы «удовольствие» (30%), в т. ч. в 10-11 классах 44,5%, и «развлечение» (36,7%). Отмечаем, что достаточно часто эти ответы назывались вместе. На чтение как необходимость указали 20,3% респондентов (различия по возрасту и гендеру незначительны), всего 7,7% школьников рассматривают чтение как «наказание» (максимум в 7 классе - 12%).

Ви1Шт о/ и^с Studies. Уо1. 8, № 3. 2018.

Последнюю прочитанную книгу не смогли назвать больше половины респондентов (56,8%), при этом максимальное количество не давших ответ на данный вопрос приходится на 7 класс (68%). Интерес к чтению художественной литературы в подростковом возрасте резко снижается.

На вопрос «Укажи свою любимую книгу или любимого автора» положительно ответили 41% респондентов из числа КМНС. Мы распределили все названные произведения по жанрам, а также выделили зарубежных и российских авторов (таблица 4).

Таблица 4

Любимые авторы и произведения школьников КМНС

Жанры Зарубежные авторы Кол-во Российские авторы Кол-во

Боевик, детектив, военная проза 0 Е. Воронкова Девочка из города, Е. Топильская Тайны следствия, В. Колычев 3

Приключения, путешествия М. Твен Приключения Тома Сойера - 2, Ж. Верн - 3, Дж. Грин - 3, Р. Киплинг Маугли, В. Скотт, Д. Свифт Приключения Гулливера 11 Е. Вильмонт - 2, В. Крапивин 3

Мистика, ужасы, С. Кинг - 1 1 0

Фэнтези, историко- приключенческий Дж. Роулинг Гарри Поттер - 6, Д. Толкиен - 3, Дж. Мартин Игра престолов - 3, Э. Хантер - 2, С. Майер - 2, О. Боуден - 2 18 Д. Емец Таня Гроттер - 2, Ю. Никитин Трое из леса 3

Любовный роман Ш. Бронте Джейн Эйр 1 А. Шихан 1

Социально- психологический роман Дж. Грин Виноваты звезды, А. де Сент-Экзюпери Маленький принц - 3, Р. Брэдбери, Х. Мураками, П. Куэльо 7 A. Грин Алые паруса, B. Осеева, Н. Самарский На качелях между холмами, Л. Чарская Записки маленькой гимназистки, Ю. Кузнецова 5

Литература народов Севера Е. Айпин, М. Вагатова, А. Конькова, М. Шульгин, Сказки ханты и манси 5

Детская литература Э. Портер Поллианна, Б. Слэй Карбонель, Сказки народов мира 3 Н. Носов - 2, А. Усачев - 2, С. Маршак, П. Бажов, Сказки Пушкина, Сказка о потерянном времени, Э. Успенский Дядя Фёдор, кот и пёс, Золотой конь 10

Классическая Д. Лондон 1 А. Пушкин - 79, 104

литература (в Л. Толстой - 7,

том числе, из А. Чехов - 4,

программы по М. Лермонтов - 3,

литературе) С. Есенин - 3, Н. Гоголь - 2, В. Распутин - 2, И. Тургенев - 2, И. Бунин, Ф. Достоевский

Итого: 42 134

Из 182 школьников, назвавших любимые произведения, 134 человек (74%) отметили российских авторов. Предпочтение отдано произведениям русской классической литературы, которые изучают на уроках литературы (104 школьника), бесспорный лидер - А.С. Пушкин (79 человек). Из зарубежных авторов чаще всего называли Дж. Роулинг (6 человек).

Мы отмечаем незначительный интерес школьников к произведениям в жанрах «фэн-тези» (21 чел. - 11,5%) и «приключения» (14 чел. - 7,7%). Никто из респондентов не отметил такие жанры, как «комиксы», «ужасы», «фантастика». Всего 5 человек назвали любимыми детективы, боевики, любовный роман, которые пользуются интересом у школьников других национальностей. Наши данные указывают на значительные расхождения в выбо-

Как ты относишься к

ре жанров и приоритетов в чтении учащихся из числа КМНС с выбором школьников других национальностей Югры. Наш вывод подтверждается результатами других исследований в Российской Федерации [12].

Мы констатируем, что классики русской литературы занимают ведущие позиции в приоритетах чтения школьников КМНС автономного округа. В этом выборе обучающихся нам видится «управляемая практика» детского чтения [13, 48], проявляется важная роль уроков литературы в формировании читательской культуры и, как следствие, ценностных ориентиров. Психологические особенности школьников КМНС влияют на выбор жанров любимых произведений.

Оценка школьниками урока литературы представлена в таблице 5.

Таблица 5

оку литературы? в %

Как ты относишься к уроку литературы? В каком классе учишься?

5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. всего

Нет ответа 11,8 5,7 8,0 7,8 7,6 10,3 4,9 7,9

На уроке мне скучно 13,2 17,0 22,7 15,6 16,7 31,0 17,1 18,0

Литература - один из моих любимых предметов 57,4 48,9 38,7 48,1 47,0 31,0 48,8 46,8

Нормально, нейтрально 17,6 27,3 30,7 27,3 28,8 27,6 29,3 26,8

Положительно 0,0 1,1 0,0 1,3 0,0 0,0 0,0 0,5

ИТОГО: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Результаты анкетирования показывают, что негативное отношение к урокам литературы высказали 18% учащихся, вместе с тем, почти половина респондентов (46,8%) назвали уроки литературы самыми любимыми. В других исследованиях литературу любимым предметом называли 24,7% подростков [6, 14] и 31%

школьников [13, 28]. Отношение к учебному предмету «литература» не зависит от возраста обучающихся из числа КМНС, на эти оценки влияет доверие школьников к учителю и его высокая квалификация. Роль уроков литературы в формировании культуры чтения и личностном развитии школьников подтверждается

тем, что 57,7% респондентов назвали любимыми писателей и произведения из школьной программы по литературе.

Обобщение и заключение

Для большинства школьников Югры из числа КМНС чтение является «удовольствием» и «развлечением», незначительное количество учащихся рассматривают чтение как «наказание», не любят читать всего 2%. Чтение книг перестало быть основным источником информации, эту нишу активно занимает Интернет, поэтому школьники процесс чтения художественной литературы относят к развлечениям, что сказывается на их читательских пристрастиях.

Школьникам нравится читать фантастику, стихи, рассказы о путешествиях и приключениях, детективы. Фантастику любят школьники всех возрастных и тендерных групп. Хочется выделить достаточно большой интерес к стихам. Чтению книг о войне, о спорте, о технике предпочтение отдают мальчики. Девочки и девушки предпочитают стихи, книги о современной жизни, о сверстниках и модные романы. Московские исследователи отмечают, что «сегодня подростками читаются книги из довольно примитивного слоя массовой культуры, по большей части это фэнтези, мистика, ужасы и т.п.» [13, 98]. Наши данные не совпадают с выводами московских исследований: учащиеся КМНС не интересуются такими книгами.

Интересы в жанровом выборе книг зависят от возраста, вместе с тем, у обучающихся одного возраста нет «общей» любимой книги. А.С. Пушкин - самый выбираемый и читаемый, но во всех возрастных группах названы произведения из школьной программы по литературе. Среди любимых авторов и произведений преобладают российские, при этом, 80% из них изучаются на уроках литературы, а 75% - относятся к русской классической литературе. Мы отмечаем любопытное противоречие: школьникам нравится читать фантастику, однако среди любимых книги такого жанра называются очень редко. На наш взгляд, это подтверждает мысль о том, что чтение художественной литературы школьниками в основном направлено на отвлечение от реальных проблем, трудностей и неприятностей.

Обучающиеся из числа КМНС в основном позитивно относятся к урокам литературы: почти половина респондентов назвали уроки литературы самыми любимыми. Таким образом, при значительном росте места Интернета в социальной жизни, роль уроков литературы остаётся чрезвычайно значимой в формировании у школьников интереса к чтению и личностных качеств.

Одной из самых распространенных подростковых досуговых практик, по мнению некоторых исследователей, является общение в социальных сетях: в 2013 году 41% подростков общался в Интернете [4, 98]. Учащиеся из числа КМНС также принимают участие в интернет-сообществах (36,3%). Интернетом они пользуются активно: около половины респондентов читают новости, но книги в интернете читает один из четырёх. Журналы, юмор, литературные сайты, записи на форумах мало интересуют в Интернете школьников КМНС. Интернет в большей степени является средством коммуникации, поиска единомышленников и интересных идей, он не заменяет чтение, но делает его более визуальным, «клиповым».

Родители мало влияют на выбор книги. По данным Левада - Центра (2017 г.) взрослые редко или совсем не читают художественную литературу. Одной из важнейших проблем современных обучающихся является обсуждение прочитанных книг: родители и учителя не занимают в этом процессе ведущих позиций. Чаще всего книги обсуждают с друзьями, каждый третий школьник ни с кем не обсуждает прочитанные книги. При этом, мы отмечаем тенденцию увеличения доли школьников, которые ни с кем не обсуждают прочитанные книги. Но без обсуждения литературного произведения затруднено эмоциональное, эстетическое восприятие текста, его осмысление, формирование грамотной речи и мышления, школьник может упустить важнейшие мысли автора или даже неверно их истолковать. Ребёнок, как и взрослый, лучше познает и чувствует художественное произведение только тогда, когда поделится этим с другими. Обсуждение текста насыщает его новыми смыслами. Вместе с тем, формализм в этом деле вреден, нельзя обсуждение книги превращать в начетничество,

навязывание своей оценки - это не сформирует у обучающегося интереса к чтению, а напротив, вызовет неприятие и отторжение.

Наши данные и результаты других исследований указывают на прагматичность от-

ношения учащихся к чтению, как средству поиска необходимой информации, а также на учебную перегрузку школьников, что неизбежно сказывается на снижении интереса к чтению книг, как форме досуга.

Список источников и литературы

1. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: дисс. ... доктора пед. наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2007. 371 с.

2. Бородина В. А., Бородин С. М. PISA: до и после 15 лет // Школьная библиотека. 2006. № 1. С. 35-40.

3. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 6 (14). С. 177-190.

4. Губанова А. Ю. Интернет для детей: социальные функции, специфика аудитории, требования к контенту: дисс. ... канд. соц. наук. М.: РГГУ. 2016. 146 с.

5. Дети и подростки - пользователи интернета // Официальный сайт «База данных ФОМ». URL: http// bd.fom.ru/report/map/dd065027 (дата обращения: 21.05.2018).

6. Детское чтение в малых северных городах: реализация Национальной программы поддержки и развития чтения / Е. Н. Икингрин, Н. А. Никулина, Е. И. Пронина, В. П. Чудинова. Нижневартовск: изд-во Маркович Виктория Викторовна, 2008. 144 с.

7. Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография / Науч. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М.: РОС. 2017. 203 с.

8. Емелин В. А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. 2016. № 3 (23). С. 86-97.

9. Загидуллина М. В. Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 115-123.

10. Исламова Ю. В. Особенности круга чтения школьников Ханты-Мансийского автономного округа -Югры // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: Материалы дистанционной научно-практической конференции XV Югорские чтения (20 декабря 2016 г., Ханты-Мансийск). Тюмень: ООО «Формат». 2017. С. 91-126.

11. Курбатов В. И. NET-мышление: новые реалии информационной эры // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 6. С. 173-181.

12. Общественное мнение - 2009. Ежегодник. М.: Левада-Центр, 2009. 252 с.

13. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде: материалы социологического исследования / сост. В. П. Чудинова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. 144 с.

References

1. Borodina V. A. Chitatel'skoe razvitie lichnosti: teoretiko-metodologicheskie aspekty [Reader's development of personality: theoretical and methodological aspects]. Saint-Petersburg, 2007. 371 p. (In Russian)

2. Borodina V. A., Borodin S. M. PISA: do iposle 15 let [PISA: before and after 15 years]. Shkolnaya biblioteka [School library], 2006, no. 1, pp. 35-40. (In Russian)

3. Galaktionova T. G. Chtenie Shkolnikov kak socialno-pedagogicheskij fenomen otkrytogo obrazovaniya: problemy issledovaniya [Reading of schoolchildren as a socio-pedagogical phenomenon of open education: problems of research]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science], 2006, no. 6 (14), pp. 177-190. (In Russian)

4. Gubanova A. Yu. Internet dlya detej: socialnye funkcii, specifika auditoria, trebovaniya kkontentu [Internet for kids: social function, audience, content requirements]. Moscow, 2016. 146 p. (In Russian)

5. Deti i podrostki - polzovateli interneta [Children and adolescents - Internet users]. Oficialnyj sajt «Baza dannyhFOM» [Official website «FOM Database»]. Available at: http://bd.fom.ru/report/map/dd065027 (accessed May 21, 2018). (In Russian)

6. Detskoe chtenie v malyh severnyh gorodah: realizaciya Nacionalnoj programmy podderzhki i razvitiya chteniya monografiya [Children's reading in small Northern cities: the implementation of the National program of support and development of reading: monograph]. E. N. Ekengren, N. A. Nikulina, E. I. Pronina, V. P. Chudinova. Nizhnevartovsk: izd-vo Markovich Viktoriya Viktorovna Publ., 2008. 144 p. (In Russian)

7. Detstvo XXI veka v sociogumanitarnoj perspective: novye teorii, yavleniya i ponyatiya: kollektivnaya monografiya [Childhood of the XXI century in the socio-humanitarian perspective: new theories, phenomena and concepts: collective monograph]. Ed. by S. N. Mayorova-Scheglova. Moscow: ROS Publ., 2017. 203 p. (In Russian)

8. Emelin V. A. Simulyakry i tekhnologii virtualizacii v informacionnom obshchestve [Simulacra and technologies of virtualization in the information society]. Nacionalnyj psihologicheskij zhurnal [National psychological journal], 2016, no. 3 (23), pp. 86-97. (In Russian)

9. Zagidullina M. V. Podrostki: chtenie i internet v povsednevnojzhizni [Teenagers: reading and the Internet in everyday life]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological researches], 2016, no. 5, pp. 115-123. (In Russian)

10. Islamova Yu. V. Osobennosti kruga chteniya shkolnikov Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Yugry [Features of the reading circle of schoolchildren of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra]. Korennye malochislennye narody Severa Sibiri i Dalnego Vostoka: tradicii i innovacii: Materialy distancionnoj nauchno-prakticheskoj konferencii XV Yugorskie chteniya (20 dekabrya 2016 g., Hanty-Mansijsk) [Indigenous people of the North, Siberia and the Far East: traditions and innovations: Materials of the remote scientific and practical conference XV Yugra readings (December 20, 2016, Khanty-Mansiysk)]. Tyumen: LLC «Format» Publ., 2017. pp. 91-126. (In Russian)

11. Kurbatov V. I. NET-myshlenie: novye realii informacionnoj ehry [NET-thinking: the new realities of the information age]. Gumanitarij Yuga Rossii [The Humanities of the South of Russia], 2017, vol. 6, no. 6, pp. 173-181. (In Russian)

12. Obshchestvennoe mnenie - 2009. Ezhegodnik [Public opinion - 2009. Yearbook]. Moscow: Levada-Center Publ., 2009. 252 p. (In Russian)

13. Chtenie moskovskihpodrostkov v realnoj i ehlektronnoj srede: materialy sociologicheskogo issledovaniya [Reading of Moscow teenagers in real and electronic environment: materials of sociological research]. Ed. by V. P. Chudinova. Moscow: Mezhregional'nyj centr bibliotechnogo sotrudnichestva Publ., 2012. 144 p. (In Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Рудаков Владимир Аркадьевич, инженер-исследователь, БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (628012, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14А), кандидат педагогических наук.

[email protected]

ORCID: 0000-0003-1608-2672

ABOUT THE AUTHOR:

Rudakov Vladimir Arkadyevich, Research Engineer, Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development (628012, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Mira st., 14A), Candidate of Pedagogical Sciences.

[email protected]

ORCID: 0000-0003-1608-2672

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.