Научная статья на тему 'Гендерные различия читательских предпочтений подростков'

Гендерные различия читательских предпочтений подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1858
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ЧТЕНИЕ / ИЗДАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЛИТЕРАТУРА / ПЕРИОДИКА / КНИГА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалевская Наталья Ивановна, Петрова Людмила Ивановна

Чтение в современном обществе один из важнейших элементов культуры, инструмент для повышения, интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности белорусского общества. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Поскольку роль чтения в процессе воспитания остается чрезвычайно важной, влиятельным агентом гендерной социализации является детская литература. Из книг ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому гендеру. В большинстве исследований, касающихся гендерных вопросов в детской литературе, основное внимание уделяется анализу содержания текстов, а о его влиянии на поведение умалчивается. На особенности читательских предпочтений мальчиков и девочек долгие годы внимания почти не обращали. А между тем учет тендерного фактора в последнее десятилетие становится одной из важных характеристик во всех социологических исследованиях, в том числе и детского чтения. В статье проводится анализ специфики формирования гендерной идентичности детей и подростков посредством детской литературы. Особое внимание обращается на усвоение гендерных стереотипов школьниками через агентов социализации. Представлены результаты исследований читательских предпочтений девочек и мальчиков, а также проанализированы варианты жанров детской литературы, выбираемых с позиции гендера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES OF READER PREFERENCES ADOLESCENTS

Reading in a modern society is one of the most important elements of culture, a tool to enhance intellectual potential of the nation, creative and social activity of Belarusian companies. A huge role in the socialization of the individual play the media and the book. Since the role of the reader in the process of education remains extremely important, a powerful agent of gender socialization is children's literature. From books the child learns about the behavior that is regarded by society as appropriate to one or another gender. In most studies on gender in children's literature, OS-basic attention is paid to the analysis of the content of texts, and its influence on the behavior umelci cates. On the characteristics of the reading preferences of boys and girls for many years is not paid. Meanwhile, gender mainstreaming in the last decade become one of the important characteristics in all social science research, including children's reading. The article analyzes the specifics of the formation of gender identity of children and adolescents through children's literature. Special attention is paid to the assimilation of gender stereotypes students through agents of socialization. The results of studies of the reading preferences of girls and boys and also analyze the options of genres of children's literature, chosen from the perspective of gender.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия читательских предпочтений подростков»

УДК 655.512.3-053.4/.6:028.5

Н. И. Ковалевская, Л. И. Петрова

Белорусский государственный технологический университет

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Чтение в современном обществе — один из важнейших элементов культуры, инструмент для повышения, интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности белорусского общества. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Поскольку роль чтения в процессе воспитания остается чрезвычайно важной, влиятельным агентом гендерной социализации является детская литература. Из книг ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому тендеру.

В большинстве исследований, касающихся гендерных вопросов в детской литературе, основное внимание уделяется анализу содержания текстов, а о его влиянии на поведение умалчивается. На особенности читательских предпочтений мальчиков и девочек долгие годы внимания почти не обращали. А между тем учет гендерного фактора в последнее десятилетие становится одной из важных характеристик во всех социологических исследованиях, в том числе и детского чтения.

В статье проводится анализ специфики формирования гендерной идентичности детей и подростков посредством детской литературы. Особое внимание обращается на усвоение гендерных стереотипов школьниками через агентов социализации. Представлены результаты исследований читательских предпочтений девочек и мальчиков, а также проанализированы варианты жанров детской литературы, выбираемых с позиции гендера.

Ключевые слова: гендер, чтение, издание, подростки, литература, периодика, книга.

N. I. Kovalevskaya, L. I. Petrova

Belarusian State Technological University

GENDER DIFFERENCES OF READER PREFERENCES ADOLESCENTS

Reading in a modern society is one of the most important elements of culture, a tool to enhance intellectual potential of the nation, creative and social activity of Belarusian companies. A huge role in the socialization of the individual play the media and the book. Since the role of the reader in the process of education remains extremely important, a powerful agent of gender socialization is children's literature. From books the child learns about the behavior that is regarded by society as appropriate to one or another gender.

In most studies on gender in children's literature, OS-basic attention is paid to the analysis of the content of texts, and its influence on the behavior umelci cates. On the characteristics of the reading preferences of boys and girls for many years is not paid. Meanwhile, gender mainstreaming in the last decade become one of the important characteristics in all social science research, including children's reading.

The article analyzes the specifics of the formation of gender identity of children and adolescents through children's literature. Special attention is paid to the assimilation of gender stereotypes students through agents of socialization. The results of studies of the reading preferences of girls and boys and also analyze the options of genres of children's literature, chosen from the perspective of gender.

Key words: gender, reading, publishing, teenagers, literature, periodicals, the book.

Введение. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Особое место в научных направлениях, доминирующей тенденцией которых является ориентация на человека, занимают гендерные исследования. Актуальность темы данного исследования продиктована, с одной стороны, возрастающим интересом гуманитарных наук к гендерной тематике, с другой — потребностями современной школы в воспитании и образовании разных по гендерной идентичности мальчиков и девочек.

На необходимость воспитания детей в соответствии с их полом начиная с дошкольного возраста указывают исследования Л. В. Гра-дусовой, Е. А. Кудрявцевой, М. А. Радзиви-ловой, Н. Е. Татаринцевой, Т. А. Репиной и др. [1, 2].

В период детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, поэтому чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности. «Через книгу происходит врастание ребенка в гендерную культуру того общества, где он живет и развивается» (с позиции концепции Л. С. Выготского) [1, 3, 4].

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других — отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.

Любые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек — примером верности, трудолюбия, любви.

Одна из задач нашего исследования — понять, действительно ли мальчики читают не такие книги, какие читают девочки.

Основная часть. Для того чтобы отразить реальные процессы и тенденции развития детского чтения в Республике Беларусь, был проведен мониторинг читательских предпочтений детей школьного возраста. В ходе исследования были использованы методы анкетирования и анализа статистических данных, для получения которых был проведен выборочный опрос респондентов, точнее — групповое очное анкетирование в письменном виде после вводного инструктажа. Анкетирование было выбрано потому, что это самостоятельная и наиболее распространенная форма опроса [2, 5-7].

В опросе приняли участие 215 школьников (от 10 до 14 лет). Социологический опрос был проведен среди учащихся общеобразовательных школ г. Минска. Объектом исследования выступили подростки 5-8-х классов. Они уже владеют техникой чтения достаточно хорошо и могут являться активными и самостоятельными читателями. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. Целью эксперимента являлось изучение читательских интересов современных школьников. Была разработана анкета, в которой специальный блок вопросов посвящен изучению читательских предпочтений мальчиков и девочек.

Гендер — это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола [3, 8, 9].

В нашем исследовании одним из социальных контекстов выступает детская литература, поэтому цель заключается в установлении ее влияния на развитие мальчиков и девочек. Прежде чем осуществить гендерный анализ детской литературы, нужно конкретизировать его понятие. Гендерный анализ — это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ — сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить, каким образом и почему социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин [5, с. 22].

Для решения поставленных задач проведем гендерный анализ ответов на вопросы, предложенные школьникам.

Для того чтобы узнать жанрово-темати-ческие предпочтения подростков, респондентам было предложено выбрать любое количество из предложенных вариантов ответов на вопрос: «Какие книги Вы любите читать?». Были перечислены все известные жанры, а также предложено добавить свои ответы. Подростки могли выбрать любое количество ответов. Полученные данные можно увидеть в табл. 1.

Таблица 1

Репертуар чтения школьников (% от количества ответивших)

Книги, которые нравятся Пол

мальчик девочка

Фантастика 57 55

Приключения 46 53

«Веселые» книги, юмор 41 47

Фэнтези 38 38

Ужастики 36 39

О спорте 35 37

О путешествиях 36 32

Окончание табл. 1

Книги, которые нравятся Пол

мальчик девочка

Детективы 23 36

О природе и животных 20 34

О войне 39 9

О любви 6 38

Комиксы 28 18

О сверстниках, о дружбе 9 32

О жизни замечательных людей 13 28

По истории 27 15

По психологии 12 28

Энциклопедии 21 18

О космосе 27 12

Зарубежная классика 13 22

О технике 30 2

О компьютерах 26 5

Стихи 9 20

Русская классика 10 17

Кинороманы 1 18

О профессиях 9 7

Манга 0 1

Самыми популярными книгами оказались ужастики, приключения, фантастика, «веселые» книги. Их предпочитают читать и мальчики. Девочки немного больше, чем мальчики, любят «веселые книги», приключения и ужастики. Девочки в целом читают больше, чем мальчики, поэтому не удивительно, что они отметили гораздо больше книг разных жанров. В сравнении с мальчиками девочки в большей степени ориентированы на чтение художественной литературы. Они больше читают зарубежную и русскую классику, поэзию. Романы о любви, о сверстниках девочки отмечали гораздо чаще, чем мальчики.

Удивительно, что треть опрошенных девочек предпочитают детективы, тогда как мальчиков — только четверть. Книг для детей, написанных в этом жанре, существует довольно много. Девочек почти в три раза больше, чем мальчиков, интересуют книги о сверстниках и о дружбе (32% против 9%). Девочки гораздо более мальчиков уже в раннем подростковом возрасте увлекаются взаимоотношениями людей. Более четверти из них отметили в качестве интересных им книги по психологии. В этом возрасте они читают также книги о любви (38% ответивших), тогда как мальчиков они почти не интересуют (6%). Кинороманы предпочитают 18% девочек и лишь 1% мальчиков.

Жизнь замечательных людей изучают 28% девочек, тогда как эту литературу отметили лишь 13% мальчиков. Однако следует учитывать, что под замечательными людьми многие девочки подразумевают звезд кино, шоу-

бизнеса, эстрады, то есть не столько замечательных, сколько известных людей, чаще всего — медийных персонажей. Эти предпочтения отражаются и в чтении журналов.

В подростковом возрасте треть девочек также предпочитают читать книги о природе и о животных, но мальчиков эта тематика интересует гораздо меньше (отметили 20%).

Мальчики имеют свои увлечения. Они в большей мере ориентированы на точные науки, конкретные сведения. Выяснилось, что они отдают большее предпочтение книгам по истории (27% мальчиков против 15% девочек). Мальчики немного больше, чем девочки, читают энциклопедии. Они также предпочитают книги о технике, космосе, компьютерах (тогда как девочки книги по этой тематике почти не читают, за небольшим исключением). И если книги о любви предпочитают 38% девочек и 6% мальчиков, то книги о войне — 39% мальчиков и 9% девочек. Вероятно, эта ориентация обусловлена не только возрастными особенностями мальчиков. Многие из них в детстве играли «в войну» со сверстниками, причем в последние десятилетия эти игры стали преимущественно индивидуальными — компьютерными. Значительный вклад в ориентацию мальчиков на этот жанр внесло телевидение, кино и в целом массовая пропаганда военной темы.

Комиксы предпочитают больше мальчики. Этот жанр отметили 28% мальчиков и 18% девочек.

Сегодня мальчики-подростки читают ряд книг-антиутопий о будущем мира.

В репертуаре современных девочек-подростков довольно много книг разной «магической», приключенческой тематики, однако в отличие от предпочтений мальчиков эти книги еще в меньшей степени соприкасаются с реальными проблемами современного мира.

И девочки, и мальчики читают книги о вампирах. Это различные «вампирские» саги, разные серии фэнтези.

Чтение становится все более случайным, репертуар его раздроблен и фрагментирован. В круге чтения детей и подростков много самой разной литературы, но большая часть их репертуара сегодня — это новинки литературы, полученные в случайном отборе (чаще всего из магазина).

Лучшие зарубежные классики, ранее входившие в круг детского чтения вообще не были названы. Упоминания этих книг единичны. Они обычно передаются в рамках традиции семейного чтения, находятся в домашней библиотеке.

Еще одна особенность современной ситуации: чтение книг с уходящей «золотой полки» — их, как правило, выбирают девочки. Та-

ким образом, сегодня затухающая литературная традиция передается через читающих на досуге девочек и в очень небольшой степени через читающих мальчиков.

Сегодня эти книги есть только в библиотеках и у более образованных людей в семьях, где существует традиция передачи литературной культуры от поколения к поколению. Но таких семей становится все меньше. Чем замещаются эти книги, что приходит им «на смену»?

Чаще всего на место приключенческих романов уходящей «золотой полки» приходит чтение таких жанров, как фэнтези и мистика/ужасы. Однако читаются, главным образом, современные авторы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что те, кто любит читать на досуге, имеют более широкий репертуар чтения, иногда у них есть и любимые литературные герои, в целом их чтение гораздо более содержательно и интересно. Те же подростки, кто читать не любит, обычно имеют суженный круг чтения, их чтение в определенной степени неполноценно. Часто они ориентируются именно на «модные» книги, которые им советуют прочитать их сверстники [10].

Гендерные различия проявляются сегодня гораздо раньше, уже в конце младшего школьного — начале подросткового возраста. Чем старше, тем больше различия в чтении девочек и мальчиков: у мальчиков и юношей все более популярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у девочек-подростков становятся популярными романы о любви. Однако в старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста, и ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны; и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя [4, 11, 12].

Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет, это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудито-

рии. Их читают прежде всего девочки, тогда как мальчики предпочитают другие — спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки.

Комиксы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, также как и журналы о животных и природе. В последние годы многих детей и подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки гораздо больше предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию.

В целом гендерные половозрастные особенности школьников, проявившиеся в предпочтении ими школьных предметов, во многом соответствуют репертуару выбираемых ими книг и периодических изданий. Различия между кругом чтения мальчиков и девочек проявляются в чтении журналов даже в больше степени, чем в чтении книг.

В табл. 2 можно увидеть, сколько девочек или мальчиков предпочитают то или иное периодическое издание. Репертуар журнального чтения довольно разнообразен. Но вместе с тем ряд особенностей репертуара журнального чтения подростков выглядит не самым лучшим образом. Особенно это проявляется в чтении девочек. Так, 96% девочек предпочитают читать «глянцевые» журналы о звездах и знаменитостях, то есть практически все девочки увлекаются так называемым «глянцем» и «гламу-ром». И хотя особенностью школьников этого возраста является поиск «идеала-кумира», такое преобладание в журнальном чтении историй о знаменитостях настораживает.

В этом возрасте подросткам нравится читать различные «веселые», юмористические издания либо издания для подростков и молодежи, где так или иначе представлен юмор. Это чтение — особенность младшего и более старшего подросткового возраста.

Так же как и в круге чтения книг, девочкам больше, чем мальчикам, интересны журналы о животных и природе. И если девочек больше, чем мальчиков, привлекают журналы о путешествиях и разных странах, то чтение спортивных и автомобильных журналов интересно только мальчикам. Мальчиков более интересу-

ют в школе такие предметы, как физкультура, математика, информатика, и в чтении периодики они выбирают журналы соответствующей тематики. Мальчики читают «компьютерные» (в том числе о компьютерных играх, такие как «Игромания», PC Games) и технические журналы. Также научно-популярные, познавательные издания (такие как «Эрудит», «Наука и жизнь») гораздо больше читают мальчики, чем девочки. А девочки, кроме «глянца», еще читают о моде и косметике (такие журналы и каталоги, как Oriflame, Avon).

Таблица 2

Журналы, которые нравятся подросткам (% от количества ответивших)

Чтение журналов, посвященных разным видам детского творчества типа «Сделай сам», популярно у некоторых мальчиков и девочек (у девочек это чаще рукоделие, вязание и др.). Во многом это чтение связано с посещением кружков по интересам, хобби подростков.

В табл. 3 представлены журналы, которые получили более 10 выборов.

Часть девочек и мальчиков читают телегиды (типа «Антенна», «7 дней»), поскольку большинство из них смотрит телевизор в свое свободное время.

Значительная часть журналов — это издания, ориентированные на взрослых, но не на подростков. Большая часть этих изданий пред-

назначена для молодежи и вводит своих читателей в круг модных тем, во многом формирует соответствующий стиль и образ жизни. Подростки, читающие эти журналы, также попадают в сферу этого влияния задолго до того, как они приобретут осознанное восприятие мира и критическое мышление.

Таблица 3

Журналы, которые нравятся девочкам и мальчикам

Название Количество упоминаний

Yes! 82

Elle Girl 70

Cosmopolitan* 60

Галилео. Наука опытным путем 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oops!* 47

Top Gear* 47

Игромания 37

Вокруг света* 36

GЕОленок 31

Bravo 30

Total Football* 24

Все звезды* 20

Антенна* 16

За рулем* 15

National Geographic 15

Классный 14

Glamour 13

7 дней* 13

Спорт 12

GЕО* 11

Discovery* 11

Elle* 10

Лиза Girl 10

Популярная механика 10

Примечание. * Журналы для взрослых.

Но многие развивающие журналы, которые стоило бы прочитать подросткам, им просто не известны. Эти издания обычно не продаются в киосках, они доступны только по подписке или в библиотеках.

В связи с этим можно сказать, что состояние журнального чтения опрошенных подростков не является удовлетворительным. Относительное разнообразие есть, но качество этих текстов и выбор журналов для чтения оставляет желать лучшего.

Вывод. Ребенок растет и развивается, меняются его интересы в чтении. Эти изменения разноплановые, причем у мальчиков и у девочек вкусы в выборе книг совершенно разные. Но чем старше ребенок, тем эта разница существенней [13].

Журналы Пол

мальчик девочка

«Глянцевые», о звездах, знаменитостях 11 96

Юмористические 42 38

Комиксы 39 29

Кроссворды, сканворды, головоломки 28 33

Спортивные 42 8

Автомобильные 45 9

О природе и животных 16 30

География, путешествия, разные страны 21 25

Научно-популярные, познавательные 21 14

Журналы типа «Сделай сам», рукоделие 14 13

Технические 24 1

Телегиды 7 9

«Диснеевские» 14 7

Компьютеры, компьютерные игры 5 —

Одежда, мода, косметика — 4

О молодежи 1 1

Не читаю, не смотрю журналы 9 8

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

Из книг ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому гендеру. В большинстве исследований, касающихся гендерных вопросов в детской литературе, основное внимание уделяется анализу содержания текстов, а о его влиянии на поведение умалчивается.

Таким образом, одним из источников формирования гендерной идентичности является детская литература и школьные учебники. Читая детскую литературу, школьники усваивают лучше то, что неоднократно повторяется.

Необходима разработка такой политики в области составления библиографических списков для детского чтения и детской литературы, которая полноценно обеспечивала бы ген-дерное образование для мальчиков и девочек, начиная с раннего возраста, как важнейший элемент гуманитарного образования и ведущий принцип всей учебно-воспитательной работы. Именно гендерно ориентированная дет-

ская литература призвана сыграть решающую роль в преодолении всех видов дискриминации в системе образования и формировании личности, поскольку помогала бы ребенку адаптироваться в современном обществе, способствовала бы формированию его гендерной идентичности, не навязывая ему существующие в обществе социальные роли и искусственные отношения [14, 15].

Сегодня, в условиях большого количества предложений литературы в магазинах крупных городов, а также доступности электронных копий многих книг, находящихся в интернете, особенно важной становится роль тех, кто может рассказать о литературе, а также дать ее почитать, прежде всего исходя из личного опыта.

Нашей целью не является дать полную и исчерпывающую оценку вышеописанной картине чтения подростков. Отметим, что утрата традиции чтения книг — это проблема, требующая осмысления. Хорошо это или плохо, что сегодняшние дети и подростки не читают литературу? Каково современное восприятие этих книг? Можно ли вернуть эти книги в чтение и нужно ли это делать? На многие эти вопросы сегодня нет однозначных ответов, и некоторые из них требуют проведения междисциплинарных исследований.

Литература

1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 2000. 183 с.

2. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Читательские интересы детей и подростков: проблемы чтения // Чтение на евразийском перекрестке: материалы Междунар. форума, Челябинск, 27-28 мая 2010 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2010. С. 219-221.

3. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. инта; Воронеж: МОДЭК, 2004. 288 с.

4. Чудинова В. П., Кабачек О. Л. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М.: Школ. б-ка, 2004. 336 с.

5. Кавинкина И. Н. Гендерная социализация ребенка // Весн. Гродзен. дзярж. ун-та iмя Яню Ку-палы. Сер. 3, Фшалопя. Педагопка. Псiхалогiя. 2008. № 3. С. 21-25.

6. Ерофеева Н. Ю. Гендерная педагогика. Ижевск: ERGO, 2010. 311 с.

7. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конференции, Брянск, 2014 г. / Брян. обл. науч. уни-верс. б-ка им. Ф. И. Тютчева. Брянск, 2014. URL: http://libryansk.rU/files/project/chtenie_i_vremya/2.html (дата обращения: 12.02.2017).

8. Куликова Е. В. Продвижение детского чтения // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов / Фонд «Пушкинская библиотека», Центр книги б-ки Конгресса США, Британский совет. М., 2006. С. 24-29.

9. Сушко Н. И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. 2009. Вып. XVII. С. 97-101.

10. Добрынина Н. Е. Изучение читателей — детей и подростков в России XIX-XX вв. М.: Школ. б-ка, 2006. 144 с.

11. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 180 с.

12. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Европ. ун-т в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

13. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологический аспект. М.: Наука, 1997. 140 с.

14. Сушко Н. И. Проблемы и тенденции в чтении детей в условиях развития новых информационных технологий // Детская литература и воспитание: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / Тверской гос. ун-т. Тверь, 2009. С. 158-162.

15. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Тенденции развития чтения детской периодики // Медиа-постранство Беларуси: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию выхода газеты «Звязда» и 90-летию газеты «СБ Беларусь сегодня» / Белорус. гос. ун-т. Минск, 2017. С. 102-107.

References

1. Eremeeva V. D., Hrizman T. P. Mal'chiki i devochki — dva raznykh mira. Neyropsikhologi — uchitelyam, vospitatelyam, roditelyam, shkol'nym psikhologam [Boys and girls — two different worlds. Neuropsychology — teachers, tutors, parents, school psychologists]. St. Petersburg, Tuskarora Publ., 2000. 183 p.

2. Kovalevskaya N. I., Petrova L. I. Reader's interests of children and adolescents: reading problems]. Materialy Mezhdunarodnogo foruma "Chtenie na evraziyskom perekrestke" [Proceedings of the International Forum "The reading on the Eurasian crossroads"]. Chelyabinsk, 2010, pp. 219-221 (In Russian).

3. Repina T. A. Problema polorolevoy sotsializatsii detey [The problem gender-role the socialization of children]. Мoscow, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institute Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2004. 288 p.

4. Chudinova V. P., Kabachek O. L. Deti i biblioteki v menyayushcheysya mediasrede [Children and library in a changing media environment ]. Мoscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2004. 336 p.

5. Kavinkina I. N. Gender socialization of the child. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaunaga universita imya Yanki Kupaly [Bulleting the Grodno State University of Yanka Kupala], series 3, Philology. Pedagogy. Psychology, 2008, no. 3, pp. 21-25 (In Russian).

6. Erofeeva N. Yu. Gendernayapedagogika [Gender pedagogy]. Izhevsk, ERGO Publ., 2010. 311 p.

7. Materialy VInauchno-prakticheskoy konferentsii "Chtenie i vremya" [Materials of the VI Scientific and Practical Conference "Reading and time"]. Bryansk, 2014. Available at: http://libryansk.ru/files/ project/chtenie_i_vremya/2.html (accessed 12.02.2017).

8. Kulikova E. V. Promoting Children's Reading. Sbornik materialov "Kak sozdayutsya chitayushchie natsii: opyt, idei, obraztsy" [Collection of materials "As the reading nations are created: experience, ideas, samples"]. Мoscow, 2006, pp. 24-29 (In Russian).

9. Sushko N. I. Analysis of reading interests of children and adolescents: reading problems, publication and availability of printed materials. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series IX, Printing and Publishing, 2009, issue XVII, pp. 97-101 (In Russian).

10. Dobrynina N. E. Izuchenie chitateley — detey i podrostkov v Rossii Х1Х-ХХvv. [The study of readers — children and adolescents in Russia XIX-XX centuries]. Мoscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2006. 144 p.

11. Melent'yeva Yu. P. Chtenye: yavlenie, protsess, deyatel'nost' [Reading: the phenomenon, process, activity]. Мoscow, Nauka Publ., 2010. 180 p.

12. Volkov V. V., Kharkhordin O. V. Teoriya praktik [Theory of Practices]. St. Petersburg, Evropeyskiy universitet v Sankt-Peterburge Publ., 2008. 298 p.

13. Butenko I. A. Chitateli i chteniye na iskhode XX veka: sotsiologicheskiy aspekt [Readers and reading at the end of the twentieth century: the sociological aspect]. Мoscow, Nauka Publ., 1997. 140 p.

14. Sushko N. I. Problems and tendencies in reading children in the conditions of development of new information technologies. Sbornik trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Detskaya literatura i vospitaniye" [Proceedings of the International scientific-practical conference "Children's Literature and Education"]. Tver, 2009, pp. 158-162 (In Russian).

15. Kovalevskaya N. I., Petrova L. I. Trends in the development of reading children's periodicals. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu vykhoda gazety "Zvyazda" i 90-letiyu gazety "SB Belarus' segodnya" "Mediaprostranstvo Belarusi: istoriya i sovremennost'" [Materials of International scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the publication of the newspaper "Zvyazda" and the 90th anniversary of the newspaper "SB Belarus Today" "Media space of Belarus: history and modernity"]. Minsk, 2017, pp. 102-107 (In Russian).

Информация об авторах

Ковалевская Наталья Ивановна — ассистент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivs@tut.by

Петрова Людмила Ивановна — кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyuda47@bk.ru

Information about the authors

Kovalevskaya Natal'ya Ivanovna — assistant lecturer, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: naivs@tut.by

Petrova Lyudmila Ivanovna — PhD (Philology), Professor, Professor, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: lyuda47@bk.ru

Поступила 02.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.