УДК 82
Воронежский государственный университет канд. филол. наук, ассистент кафедры гуманитрных наук и искусств Кузьминых Е.О.
Россия, г. Воронеж, + 7(900)928-52-23 e-mail: [email protected]
Chair of the Iskustva and Humanities Kuzminykh E.O.
Russia, Voronezh, + 7(900)928-52-23 e-mail: [email protected]
PhD
Voronezh State Univercity
E.O. Кузьминых
ДИНАМИКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с проблемой кризиса детского и подросткового чтения в современной России. Сегодня выпускается огромное количество книг для детей и подростков, при этом интерес к чтению у большей части населения отсутствует, есть проблемы, связанные с книжной торговлей; библиотеки и большая часть населения не способны приобрести книги, фактически отсутствует система пропаганды чтения, крайне мало специалистов по детскому чтению и т.д.
Популяризация детского чтения - одно из приоритетных направлений государственной политики, частью которой стала разработка Программы детского и юношеского чтения. Одним из направлений реализации данной программы является проведение исследований, направленных на изучение современной модели чтения.
Наше исследование опирается на результаты анкетного опроса проведенного в нескольких классах одной из школ г. Воронежа. На материале данного опроса дается анализ состояния читательских интересов современных школьников. В статье сделана попытка охарактеризовать читательские предпочтения, круг чтения, индивидуальные особенности восприятия и мотивы чтения, обозначены возрастные и гендерные особенности чтения современных школьников.
Ключевые слова: кризис чтения, читательские интересы, современный школьник.
This article is devoted to consideration of the questions connected with a problem of crisis of children's and teenage reading in modern Russia. Today, a huge number of books for children and adolescents are issued, while the majority of the population has no interest in reading, there are problems associated with book trade; libraries and most of the population are unable to buy books, in fact there is no system of reading promotion, very few specialists in children's reading, etc.
Popularization of children's reading is one of the priorities of the state policy, part of which was the development of a Program of children's and youth reading. One of the directions of this program is to conduct research aimed at studying the modern model of reading.
Our research is based on the results of a questionnaire survey conducted in 4 schools in Voronezh. On the material of the given poll the analysis of the state of reader's interests of modern schoolboys is given.In the article an attempt is made to describe readers ' preferences, the circle of reading, the individual characteristics of the perception and motives of reading. Indicated age and gender peculiarities of reading of modern schoolchildren.
Key words: the crisis of reading, reader's interests, the modern student.
Чтение книг способствует сохранению национальной культуры, языка, формированию мышления и речи. Еще совсем недавно чтение в российском обществе было неоспоримой национальной ценностью. Однако современная Россия утратила статус са-
© Кузьминых Е.О., 2018
E.O. Kuzminykh
THE DYNAMICS OF THE READING INTERESTS OF TODAY'S SCHOOL STUDENTS
мой читающей страны и, как и другие страны мира, переживает кризисные процессы в чтении, «которые принято связывать с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей, индустрией развлечений» [1; с. 2]. Как отмечает А.В.Воронцов, «масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основание говорить о системном кризисе читательской (и писательской) культуры в нашей стране» [2; с. 25].
Социологи Аналитического центра Юрия Левады пришли к выводу, что «сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна» [3]. Несмотря на то, что в стране издается огромное количество литературы, «более трети взрослого населения нашей страны ничего не читает. Среди детей и юношества престиж чтения падает, а круг чтения ограничивается прагматической, функциональной и развлекательной литературой. Ситуация усугубляется низкой покупательной способностью населения, а также недостаточным финансированием комплектования библиотечных фондов» [4; с. 18]; отсутствует эффективная система навигации в литературном потоке; нет должного уровня экспертизы книг, не хватает специалистов в сфере детского и подросткового чтения, не налажена пропаганда книги и чтения и т.д.
Ученые отмечают, что сегодня выросло уже целое поколение нечитающих детей. При этом если наши 9-10-летние дети занимают хорошую позицию в мире по чтению, то уже 15-летние, по оценкам PISA, не входят даже в тридцатку.
У современных детей и подростков не только иные литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. В современном мире книга как бумажный носитель информации уже не может считаться приоритетным и единственным источником знаний, поскольку существуют альтернативные источники информации и средства досуга, такие как Интернет, компьютерные игры, телевидение, оказывающие огромное влияние на детскую и подростковую аудиторию. По справедливому замечанию Е.А.Набиевой, «эпоха информационных технологий «...подорвала» смыслопорождаю-щую функцию книги. Книга встала в один ряд с развлечениями, которые в огромном количестве предлагает современная информационная цивилизация» [5; с. 40]. Благодаря воздействию экранной культуры, появился новый тип мышления, который называют «клиповым». Обладатели клипового мышления не в состоянии целостно воспринимать большие объемы информации, выявлять причинно-следственные связи, концентрировать внимание. Формированию клипового мышления в немалой степени способствует стратегия «курсорного чтения»: «У молодых людей, предпочитающих «чтение по диагонали», возникают не только проблемы с глубоким анализом текстов, но и с синтезом, порождением новых текстов» [5; с. 39].
Одной из серьезных проблем современного общества является «утрата традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению» [6; с. 185]: уходит в прошлое традиция семейного чтения и семейного обсуждения прочитанного, существенно различаются читательские предпочтения среди представителей разных возрастных групп.
Сегодня популяризацию чтения обозначают как одно из приоритетных направлений государственной политики. В 2017 году было подписано распоряжение об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения», в рамках которой предполагается проведение ряда мероприятий, направленных на преодоление кризиса чтения: «создание межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы»; «формирование государственного заказа на выпуск социально значимой детской и юношеской литератур», «государственная поддержка распространения указанной литературы по библиотекам, обслуживающим детей и юношество», «популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства», «систематическое обновление фондов библиотек», «формирование системы продвижения детской литературы в медиасфер» [1; с. 9-11]. и т.д. Однако все эти меры не принесут желаемого результатов, без изучения читательских интересов современного ребенка,
выявления причин падения читательской культуры. С этой целью мы провели анкетный опрос школьников 4-х, 8-х и 11-х классов (всего 106) человек в школе № 67 г. Воронежа.
Анализ результатов анкетного исследования позволил сделать нам ряд выводов, касающихся особенностей читательских интересов современных школьников, обозначить круг чтения и место читательской деятельности в жизни современного школьника, выявить возрастные и гендерные особенности читательских предпочтений.
Сегодня чтение является одним из способов досуга. Современные школьники вне зависимости от возраста предпочитают чтению встречи и прогулки с друзьями, а также компьютерные игры. В среднем, ученики готовы тратить на чтение 20-23% свободного времени, а в 8-м классе этот показатель снижается до 7 %. Количество времени, уделяемого школьниками чтению, сопоставимо со временем, которое они тратят на иные общеразвивающие формы досуга, например, посещение кружков и секций.
Характерно, что подобная ситуация не связана с отсутствием любви к чтению, поскольку подавляющее большинство школьников в целом относятся к нему положительно, но зачастую испытывают нехватку времени для чтения. Если в 4-м классе читать любят одинаково и мальчики и девочки, то уже в 8-м и 11-м классах мальчики начинают утрачивать интерес к чтению, а процент читающих девочек значительно увеличивается.
Нами было отмечено, что в основном ученики младших классов считают книгу одним из средств развлечения. В старших классах книга в большей степени воспринимается как средство обучения. Вероятно, в том числе и поэтому ученики 11 -го класса значительно реже желают получить книгу в подарок. Для сравнения, в 4-м классе 67% ответили на вопрос о книге-подарке положительно, а в 11 -м классе те же 67% отнеслись к этой идее отрицательно. Девочки воспринимают книгу в качестве подарка гораздо охотнее, чем мальчики.
Как показали результаты проведенного опроса, литературу для чтения школьники в основном берут в библиотеке и в сети Интернет. Треть учеников 8-го класса предпочитает приобретать литературу в магазине, отметим, что и читают в этом классе меньше всего, немаловажную роль здесь играет тот факт, что приобретение книг достаточно дорогое удовольствие. Интересно отметить, что, если в начальной школе библиотеку в основном посещают мальчики, то в 8-м и 11-м - это девочки, а мальчики, особенно в 11-м классе, предпочитают знакомиться с литературой в сети Интернет.
Чем старше становятся школьники, тем в большей степени самостоятельно регулируют процесс чтения, а вот в младшем классе 20% учеников (в основном мальчиков) читать заставляют родители.
Современные ученики не готовы прислушиваться к мнению авторитетных взрослых (родителей, учителей, библиотекарей) при выборе книг, предпочитая руководствоваться собственным мнением. Только небольшое количество учеников 4-х классов основывает свой выбор на мнении родителей, при этом они же готовы прочитать любую книгу, которая привлечет их внимание. Ученики выпускного класса часто при выборе книг учитывают рекомендации посторонних людей в сети Интернет. Современные школьники не только не готовы прислушиваться к чужому мнению, но и сами не хотят давать советы по выбору книг окружающим, мотивируя это тем, что «у всех разные предпочтения, поэтому советовать не стоит», так ответило большинство опрошенных старшеклассников на предложение посоветовать книгу друзьям и одноклассникам.
Читательские предпочтения учащихся существенно меняются от 4-го к 1 1-му классу. Если ученики 4-го класса предпочитают классические детские произведения (в основном рассказы и повести), то в 8-м и 11-м классах подобная литература востребована в наименьшей степени. Умеренный интерес вызывает поэзия, отметим, что в 4-м классе поэтические произведения больше любят мальчики, а в 8-м и 11-м классах исключительно девочки. Младшие школьники любят сказки, старшие - приключения и фантастику. Только учениками 8-го класса востребован жанр детектива. Совершенно не вызывают интереса энциклопедии. Согласно результатам исследования мы можем
наблюдать устойчивый, стабильно растущий интерес к книгам в жанре фэнтези 16%/38%/56% соответственно.
Различия проявляются не только в предпочитаемых жанрах, но и в тематике выбираемых произведений. Если в 4-м классе дети любят книги о животных, то в 8-м и 11-м подобная литература фактически не вызывает интереса. Естественно, чем старше становятся школьники, тем больше их привлекает литература о любви. В 4-м и 8-м классах литература о науке и технике не входит в круг читательских интересов, в 11 -м классе - 22% учеников отдают ей предпочтение. Абсолютное большинство респондентов независимо от возраста отдали предпочтение литературе о фантастических мирах. В целом круг читательских интересов гораздо шире у девочек, как в тематическом, так и в жанровом плане. Вопреки существующим представлениям именно девочки в большей степени интересуются исконно «мальчишескими» жанрами приключениями и фантастикой.
Чем старше становятся дети, тем в меньшей степени любят классическую литературу, изучаемую в школе, это подтверждает обозначенный учениками круг чтения. Если у младших школьников зарубежная и отечественная классическая литература детская составляет основной круг чтения, то у старшеклассников, осваивающих по школьной программе классическую зарубежную и русскую литературу, ориентированную на взрослого думающего читателя, она вызывает стойкую неприязнь. Исключение составляют короткие рассказы А.П.Чехова и некоторые произведения Н.В.Гоголя. Читательский выбор большинства учеников 8-го класса свидетельствует о вторичности чтения книги. Зачастую книги выбираются школьниками уже после просмотра фильма. Стоит отметить, что чем старше становятся школьники, тем уже их круг чтения. Об это свидетельствует реакция на предложение назвать любимую книгу. Если в 4-м классе 70% опрошенных смогли перечислить любимые книги, то в 8-м и 11-м назвали любимую книгу в около 30% опрошенных (в основном, это девочки).
Стоит отметить, что опрос подтвердил мнение ученых о том, что сегодня фактически не существует книг, объединяющих группы подростков. Исключением является только серия о «Гарри Поттере», порядка 30% учеников всех трех классов обозначили ее в качестве любимой книги.
Вопреки устоявшемуся мнению о том, что дети, не любящие читать, растут в семье, где взрослые не читают, стоит отметить, что подавляющее большинство опрошенных школьников указало, что их родители читают. Основная же проблема заключается в том, что родители не разговаривают с детьми о прочитанных произведениях. И чем старше становятся дети, тем меньше с ними обсуждают прочитанное.
Стоит отменить, что подавляющее большинство опрошенных учеников начальный школы читают каждый день. В среднем от 15 минут до 2-3 часов. Девочки читают больше, чем мальчики. По мере взросления количество времени, выделяемого на чтение, существенно сокращается. В 11 -м классе есть мальчики, которые вообще стараются не читать художественную литературу.
Достаточно информативными оказались ответы на два последних вопроса, касающихся индивидуальных особенностей восприятия и мотивов чтения. Для учеников всех трех возрастов чтение является поводом обсудить прочитанное - 36%/ 46%/39% соответственно. 28% учеников 4-го класса читают книги, потому, что получают удовольствие от чтения и только 15% стремятся получить из книг информацию. Ученики 8-х классов связывают с книгой получение удовольствия от похода в магазин или библиотеку (46%) и возможность выразить себя (23%). Ученики 11-го класса видят в книге повод пообщаться (39%), высказать мнение (33%), получить информацию (28%). Около 8-10% учащихся во всех классах проявили явно негативное отношение к книге, сказав, что «вынуждены читать» (8-9%) и что чтение «пустая трата времени» (8%).
Как и следовало ожидать, в начальных классах главным мотивом чтения является признание со стороны учителя и родителей, помимо этого ученики 4-х классов считают чтение условием хорошей успеваемости и средством развлечения. В 11 -м классе книга используется в основном для получения знаний, является источником размышлений и поисков ответов на философские вопросы. Только ученики 11-х классов отмечают
связь чтения с будущим, полагают, что у читающего человека больше шансов сделать удачную карьеру. Меньше всего мотивов для чтения имеют ученики 8-х классов. Признание родителей и успехи в учебе их уже не прельщают, а до осознания значимости книги в решении общечеловеческих и личностных проблем они еще не доросли. Для них важным оказывается отношение к книге как объекту потребления наравне с другими товарами.
Для девочек книга является возможностью пофантазировать, а для мальчиков высказать свое мнение. В целом, мотивов чтения оказалось больше у девочек, чем у мальчиков. Отметим, что девочки любого возраста осознают возможности применения навыков чтения в различных сферах жизни.
Библиографический список
1. Распоряжение: Концепция программы детского и юношеского чтения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. No 1155-р). URL: http://government.ru/docs/27980/ (дата обращения: 22.04.2018).
2. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2009. № 11. С.24-33.
3. Яковлева Е. Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет Россия // Рос-ссийская газета. 2005. 27 июля (№ 3831).
4. Подкорытова Н.И. Общие проблемы чтения в современной России // Чтение в современной России: кризис или смена читательских предпочтений: материалы круглого стола. Библиосфера. 2012. № 4. С. 17-23.
5. Набиева Е.А. Чтение в эпоху информационных технологий // Человек в мире культуры. 2014. №1. С. 38-41.
6. Чудинова В. П. Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ. 2007. С. 174-187. URL: http://mcbs.ru/files/File/chudinova.pdf (дата обращения: 22.04.2018).
References
1. Order: the Concept of the program of children's and youth reading (the order of the Government of the Russian Federation of June 3, 2017 No. 1155-p). URL: http://government.ru/docs/27980/ (date of application: 22.04.2018).
2. Vorontsov A.V. Read as a social problem // Universum: Vestnik of the Herzen University. 2009. № 11. P. 24-33.
3. Yakovleva E. Tell me what you read, and it will become clear what will be Russia // the Russian newspaper. 2005. July 27 (№ 3831)
4. Podkorytova N. And. General problems of reading in modern Russia // Reading in modern Russia: crisis or change of reading preferences: materials of the round table. The bib-liosphere. 2012. № 4. P. 17-23.
5. Nabieva E. A. The reading in the era of information technologies // People in the world of culture. 2014. № 1. P. 38-41.
6. Chudinova V. p. Children and adolescents in a changing information space: the state of reading and at risk groups // support and development of reading in the library space of Russia: collection of scientific and practical works. 2007. P. 174-187. URL: http://mcbs.ru/files/File/chudinova.pdf (date of application: 22.04.2018).