Научная статья на тему 'Проблемы детского чтения в современной начальной школе'

Проблемы детского чтения в современной начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7315
779
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / НАВЫК ЧТЕНИЯ / READING SKILL / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / READING TECHNIQUE / ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ / CREATIVE READING / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ / MEANS OF COMMUNICATION / МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Лера Ахтямовна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Цель статьи заключается в исследовании и разработке методических приемов работы с детской книгой на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, что способствует воспитанию интереса к чтению и книге, формированию читательской компетентности, функциональной грамотности младших школьников, общему развитию и духовно-нравственному воспитанию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы детского чтения в современной начальной школе»

2. Carnevale A. P. America and the new economy. San Francisco. Jossey Bass Publishers, 1991. 267 p.

3. European Council Conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training («ET - 2020») // Official Journal of European Union. C. 119. 28/05/2009.

4. Ясинский Л. Глобализация: новые выгоды, новые вызовы // Мир перемен, 2006. № 3. С. 171-175.

5. Пальчук М. И. Развитие человеческих ресурсов - главный фактор потенциала страны // Наука, техника и образование, 2016. № 12 (30).

6. Исаенко А. Н. Человеческий капитал в современной экономике // США - Канада: экономика -политика - культура, 2000. № 2. С. 110-127.

7. Пальчук М. И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах ЕС: дис. ... д-ра пед. наук. В 2-х т. К., 2016. Т. 1. 505 с.; Т. 2. 223 с.

8. Message from Salamanca. Shaping the European Higher Education Area (Salamanca, 29-30 March 2001) [Electronic resource]. URL: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/Salamanca_declaration_en.1066755820 788.pdf/ (date of access: 06.12.2014).

9. London Communiqué. Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world (18 May 2007). [Electronic resource]. URL: https://www.eqar.eu/fileadmin/documents/b ologna/London-Communique-18May2007.pdf/ (date of access: 26.06.2014).

10. Green Paper «Modernising labour law to meet the challenges of the 21-st century». Brussels, 2006. [Electronic resource]. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/com/com_co m(2006)0708_/com_com(2006)0708_en.pdf/ (date of access: 15.03.2014).

11. The Torino Process 2014. [Electronic resource] / European Training Foundation. URL: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/2090C2F0401AB964C1257C91005AA9E6/$file/Torino%20 Process%202014.pdf/ (date of access: 17.10.2015).

12. European Association for the Education of Adults (EAEA). [Electronic resource]. URL: http://www.eaea.org/ (date of access: 23.04.2014).

PROBLEM CHILD READING IN MODERN ELEMENTARY SCHOOL Kamalova L. (Russian Federation) ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Камалова Л. А. (Российская Федерация)

Камалова Лера Ахтямовна /Kamalova Lera - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Abstract: the urgency of the problem under investigation due to the fact that in the conditions of informatization and intellectualization of society, the transition to electronic media is the process of reducing interest in reading and the book as a spiritual and socio-cultural values. The purpose of the article is to research and development of instructional techniques work with a children's book on the lessons in primary school and in extracurricular activities, which contributes to raising interest in reading and the book Formation of reader competence, functional literacy of younger students, the overall development of spiritual and moral education of children.

Аннотация: актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Цель статьи заключается в исследовании и разработке методических приемов работы с детской книгой на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, что способствует воспитанию интереса к чтению и книге, формированию читательской компетентности, функциональной грамотности младших школьников, общему развитию и духовно-нравственному воспитанию детей.

Keywords: reading, reading skill, elementary school, junior high school students, reading technique, creative reading, globalization, means of communication.

Ключевые слова: чтение, навык чтения, начальная школа, младшие школьники, методика чтения, творческое чтение, глобализация, средства коммуникации.

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. В XXI веке достаточно

интенсивно идет процесс трансформации, принципиального переструктурирования читательских практик современных детей [1]. Меняются основные характеристики детского чтения: статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения [3]. Результаты исследований по проблемам детского чтения свидетельствуют о серьезной проблеме - кризисе детского чтения: любят читать - младшие школьники - 33%, старшие - 27%; не любят читать - младшие школьники - 28%, старшие школьники - 30%. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это «легкое чтение» как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)» [4]. Важность проблемы детского чтения в том, что формирование активного читателя начинается еще в дошкольном детстве, продолжается в период обучения в начальной школе. Окончательное формирование читателя происходит к 11-12 годам. Необходимы специальные методики и методические приемы, активизирующие работу учителей начальных классов на уроках литературного чтения и во внеклассных мероприятиях.

Проведенное нами экспериментальное исследование (сентябрь 2015 - май 2016 г.г.) показало, что из 60 опрошенных нами молодых семей младших школьников 2-4 классов школ г. Казани (детей в возрасте от 8 до 10 лет) систематически читают книги только 17% родителей. Причем, мамы отдают предпочтение книгам развлекательного плана, папы - чтению - спортивных или технических журналов. Традиция ежедневного чтения вслух любимых детских книг присутствует в 6% семей. Из 60 опрошенных учащихся начальных классов на вопрос, любишь ли ты читать книги, ответили: «да» -30 чел, т. е. 50% респондентов; «нет» - 31%; «когда как» (иногда) - 10%; «заставляют читать» - 9%. Назвать любимую книгу смогли 42% респондентов. Оказалось, что любимой книгой стала та, которую читали дома вместе с мамой, папой или бабушкой. Любимыми книгами детей в возрасте 8-10 лет являются народные сказки - 14%, сказки А. С. Пушкина - 15%, сказка П. П. Ершова - 9%, повести Р. Толкиена - 24%, серии книг О Гарри Поттере - 38%. Любимыми жанрами детской литературы младшие школьники назвали сказку - 29%, фэнтези - 53%, рассказ - 18%. Младшие школьники 8 лет почти не читают художественную литературу вне школьной программы. Книги вне программы читают (дети 9 лет) - 57% респондентов; (дети 10 лет) - 65% респондентов. На выбор книг для самостоятельного чтения влияют: родители - 34; интересные уроки литературного чтения в школе -31%; советы друзей или одноклассников - 35%. Домашнюю библиотеку из 60 учащихся начальных классов имеют 16% респондентов. Исследование показало, что в тех семьях, где есть домашние библиотеки, дети отдают предпочтение чтению классики - 17%.Опрос родителей учащихся начальных классов показал, что их читательские интересы формировались в эпоху экономического и духовного кризиса 90-х годов. На вопрос: «В возрасте 10-12 лет, читали ли Вы художественную литературу вне программы?» ответили: «да» - 19%, «нет» - 11%. На вопрос: «Как часто Вы читали внепрограммную художественную литературу?» ответили: часто - 16%, редко - 14%. На вопрос: «Откуда Вы брали книги для чтения?» ответили: из домашней библиотеки - 25%, из школьной библиотеки - 27%, покупали книги - 24%. Опрос детей 8-10 летнего возраста показал, что современные родители мало покупают книг своим детям - всего 16% из числа опрошенных. В основном родители покупают электронные книги, аудио - визуальные источники информации, что негативно отражается на культуре чтения подрастающего поколения. Книги и чтение — одно из важнейших средств воспитания духовности и формирование нравственного и творческого человека.

В ходе проведения экспериментальной работы нами определены наиболее эффективные методические приемы повышения интереса к чтению и книге среди младших школьников: урок-встреча с литературным героем, инсценирование сказок, игра-драматизация, литературный музей. Урок-встреча с литературным героем направлен на создание интереса к изучаемому художественному произведению, интереса к чтению, книге, стимулирует стремление учеников к творчеству, включает их в творческий процесс, способствует развитию творческих способностей младших школьников, умение анализировать и обобщать, пересказывать и интерпретировать текст. Особую ценность представляет встреча со сказочным персонажем на уроке литературного чтения. Герой сказки (Василиса Премудрая, Мери Поппинс) помогает учителю вести урок, задает вопросы учащимся, оценивает их ответы. Игра-драматизация на уроках литературного чтения в начальной школе способствует формированию положительного отношения детей к театральной игре, приобщению детей к театральной культуре, формированию интереса к чтению и книге, учит чувствовать, эмоционально переживать прочитанное. Литературный музей как методика приобщения к чтению позволяет закреплять знаний младших школьников о жанровых особенностях сказки. Учитель проводит воображаемую экскурсию по залам

71

музея. Каждый музейный зал получает свое название согласно жанровым особенностям произведения. Например, в музее располагается Зал Сказок, где выставлены волшебные предметы, и ученикам дается задание угадать, кому они принадлежат. Инсценирование сказок - методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Огромная роль в формировании навыков правильного, вдумчивого чтения, в воспитании интереса к чтению и книге принадлежит школьному учителю. Начальная школа сегодня работает по реализации Федеральных государственных стандартов начального общего образования. Перед учителями начальных классов стоит важнейшая цель - формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе первой ступени дети должны научиться осознавать себя «грамотными читателями, способными использовать читательскую деятельность как средство самообразования» [2].

Литература

1. Акимова А. Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.1september.ru/2006/08/16.htm/ (дата обращения: 10.01.2017).

2. Камалова Л. А., Колетвинова Н. Д. Проблема чтения и повышения культуры чтения студентов-бакалавров начального образования в современной высшей школе // Международный журнал экологического образования науки. № 11 (4). С. 473-484.

3. Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики // Автореферат дисс. на соиск. учен. степени кандидата соц. наук. М., 2011. С. 3.

4. ЧудиноваВ. П. Чтение детей как национальная ценность // Школьная библиотека, 2003. № 8. С. 15.

THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF LANDSCAPE PAINTING IN THE ECOLOGICAL CONTEXT Sargsyan S. (Republic of Armenia) КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Саргсян С. М. (Республика Армения)

Саргсян СевадаМушегович /Sargsyan Sevada - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, факультет художественного образования, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Abstract: the fine art makes use of the opportunities of visual perception and emotional reproduction. In this context it confirms reliably the maximum productive fulfillment of communication by means of usage of visual and graphical technologies of communication. In the article the landscape painting considering as a communication universal way with its overall understandable is highlighted "Ecological international language " or "Ecological international communication " the use of the concepts and grounded with the ecological and communication functions of the landscape painting.

Аннотация: изобразительное искусство воспользуется возможностями зрительного восприятия и эмоционального воспроизведения. В этом контексте, в статье достоверно подтверждается эффективная реализация человеческого общения, применением визуальных технологий коммуникации. Рассматривая пейзажную живопись как универсальное средство коммуникации, в статье выдвигается применение концепций «Экологический международный язык» или «Экологическая международная коммуникация», что обосновывается экологической и коммуникативной функциями пейзажной живописи.

Keywords: landscape painting, international communication, ecology, ecological international language, ecological painting.

Ключевые слова: пейзаж, международная коммуникация, экология, экологический международный язык, экологический пейзаж.

The experience and heritage of centuries, from pictograms to modem periods, show that every nation and people thinks and depicts to corresponding its geographical location. The painter always seeks that color system, which for him is intimacy and desirable from his birth. This is immediate and spontaneous tendency of communication of human and nature, where the communication is fulfilled through depiction or not through speech (writing, verbal).

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.