ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
79
УДК 379.8
О.А. Уткина
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ЧТО ЧИТАЮТ МАЛЬЧИКИ
Детская литература показана как институт гендерной социализации мальчиков. Представлен стандартный набор для чтения мальчиков, способствующий формированию гендерных стереотипов. Предъявлены разные точки зрения на то, что надо читать мальчикам. Выявлено отношение к книге педагогов и детей в начале ХХ1 в.
Ключевые слова: детская литература, гендерная социализация, гендерные стереотипы.
Что читают мальчики? Нужны ли для мальчиков и девочек разные книги? Задача нашего исследования - понять, действительно ли мальчики читают книги не такие, какие читают девочки, и составить список литературы, интересной для мальчиков в возрасте 10-14лет. Они уже владеют техникой чтения достаточно хорошо и могут являться активными и самостоятельными читателями.
Для выполнения поставленной задачи мы воспользовались понятийным аппаратом гендерной педагогики. Гендер - это социальный пол, то есть изменение биологического пола под воздействием социальных условий [1. С. 17]. В нашем исследовании такими условиями выступает детская литература, и мы рассматриваем ее влияние на развитие мальчиков.
Прежде чем осуществить гендерный анализ детской литературы, мы решили конкретизировать данное понятие.
Гендерный анализ - это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом - во всех сферах жизни общества и государства [2].
Гендерный анализ - сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин? (Там же).
Для решения наших задач мы, соглашаясь с приведенными определениями, проведем гендерный анализ ответов на вопросы, предложенные мальчикам, их педагогам и родителям.
Мальчикам 10-14 лет школ №52, 43, 86 г. Ижевска были предложены следующие вопросы:
- Любите ли вы читать?
- Какую книгу предпочитаете: традиционную или электронную?
- Какую литературу предпочитаете: художественную или научную?
- Какие предпочитаете жанры?
- Ваши любимые литературные герои?
- Для чего надо читать книги?
- Для чего читаешь: для удовольствия или для поиска информации, для иных целей?
- Какие книги предпочитаешь, написанные авторами мужчинами или женщинами?
- После просмотра фильма будешь ли читать одноименную книгу?
- Какие книги должны быть для мальчиков?
Анализ ответов показал, что только 12% опрошенных мальчиков не любят читать. Из читающих мальчиков все предпочитают традиционную книгу потому, что традиционная книга - это предмет, который можно вертеть в руках, открывать, закрывать, перелистывать страницы, для них это составляет удовольствие.
Традиционная книга - это бумажная книга, отпечатанная типографским способом [3].
Согласимся с исследователями, которые доказывают, что традиционная книга уникальна. «Совершенство, рациональность, эстетичность самой формы книги, выработанные столетиями требования к ее качеству, базирующиеся на особенностях восприятия текста человеком, обусловили органичность ее входа в мир человека. Главное ее преимущество - общедоступность использования. Она является более доступной и комфортной, чем электронные носители» [4].
Традиционная книга является уникальным, продуманным до деталей продуктом. Вся ее структура (графика шрифта, качество бумаги, эстетика иллюстраций) помогает лучшему восприятию текста, пониманию автора, сопереживанию. Согласимся, что «именно через повторяемость в процессе
чтения переживаний, связанных с определенными графическими, лингвистическими, интеллектуальными, материальными и производственными конструктивными элементами книги, и достигается то социальное действие, что делает книгу источником мудрости и знаний и какое невозможно воспроизвести электронным носителям» (Там же).
Книга имеет материальную предметную природу, стоит на полке, и ее можно взять в любое время, прикоснуться к ней. А электронные издания «обезличены». Восприятие электронной и традиционной книги так же различается, как, например, просмотр виртуального тура по музею и посещение музея (Там же).
Все это объясняет то, что мальчики предпочитают традиционную книгу, впрочем, не отказываясь от электронной книги совсем, как и от любых проявлений технического прогресса.
Половина читающих мальчиков любят читать научную литературу, энциклопедии, 90% из них читают для поиска информации, 10% читают энциклопедии для удовольствия. 40% мальчиков, посмотрев фильм, не станут читать одноименную книгу. 60% мальчиков осознают, что в фильме может быть многое упущено, и для сравнения обязательно прочитают оригинал. Это говорит о том, что мальчики запрограммированы на действие, на исследование. Им нужны маленькие победы [1. С. 189].
50% опрошенных мальчиков предпочитают художественные книги, авторами которых могут быть как женщины, так и мужчины. Исследования показали, что дома на полках у мальчиков не более десятка книг, которые регулярно обновляются в стихийно организованных обменных пунктах городских библиотек. Мальчики обмениваются книгами друг с другом. Таким образом, можно сказать, что у современных мальчиков нет домашних библиотек.
Какие же жанры предпочитают мальчики? Они читают приключения, фэнтези, смешные рассказы, сказки, рассказы про животных. У животных они находят человеческие черты: волки смелые, сильные, лисы хитрые, умные. «Ужастики» мальчики любят читать потому, что они похожи на сказки.
Любимые герои - Гарри Поттер, Вовка Грушин, сказочные богатыри. Любимые герои из книг, которые читают мальчики - мужчины. Алиса Селезнева, «гостья из будущего», пожалуй, единственная девочка - героиня приключений, которые читают мальчики.
Что же привлекает мальчиков в чтении книг? Для чего они читают?
17% опрошенных мальчиков читают только для того, чтобы отработать технику чтения, уметь бегло читать. Это демонстрирует их целеустремленность. 60% читают для того, чтобы стать умнее, чтобы развиваться, чтобы много знать. Мальчики стремятся возвыситься, стать умнее других. 23% мальчиков читают для удовольствия, но, как было сказано выше, для удовольствия они могут читать и энциклопедии, и технические журналы. Читая такую литературу, они кажутся себе более значимыми. Мальчики «развивают чувство самобытности, культивируя сознание собственного отличия» [1. С. 59].
Проанализируем ответы на вопросы, которые мы предложили педагогам о чтении мальчиков 10-14 лет.
Педагогам средних школ №52, 43, 86 г. Ижевска были предложены следующие вопросы:
- Какие книги читают мальчики?
- Кто больше читает, мальчики или девочки?
- Есть ли у современных мальчиков домашние библиотеки?
- Какие жанры предпочитают мальчики?
- Любимые литературные герои у мальчиков.
- Любимые авторы мальчиков?
- Как относятся к электронной книге мальчики?
- С какого возраста начинают читать мальчики?
- Должны ли быть отдельные книги для мальчиков?
Мальчики читают книги о войне (серия «Солдатская школа»), о героях всех времен, приключенческую литературу, специальную, профессионально направленную литературу, познавательную (энциклопедии), юмористические рассказы, с удовольствием читают журнал «Братишка». Мальчиков привлекают книги о машинах, компьютерах, Интернете. Они спрашивают в школьных библиотеках самую страшную книгу «Страх» Хаббарда, «Всадник без головы» Майн Рида, книги из серии «Сталкер». Анализ библиотечных формуляров показал, что мальчики не читают книги романтического содержания, в их формулярах не найти книгу, например, Ст. Майера «Сумерки». Девочки же проявляют к этой книге большой интерес. В библиотеках существуют стеллажи с книгами для девочек, мальчики эти стеллажи, как было замечено педагогами, обходят стороной.
Мальчиков в школьных библиотеках меньше, чем девочек, причем семи-, десятилетних мальчиков больше, чем четырнадцатилетних. После двенадцати лет, считают педагоги, мальчиков больше привлекает компьютер, чем книга. Но, может быть, мальчики читают книги из домашней библиотеки?
Педагоги считают, что несколько книг на их полках нельзя назвать библиотекой. В последнее время в школьных и городских библиотеках можно увидеть коробку с книгами (10-20 штук) «на обмен». Эти книги не входят в библиотечный фонд. Мальчики обменивают свою книгу, которую уже прочитали, на любую понравившуюся из книг «на свободный обмен». Они часто «скачивают» книги из Интернета. Педагоги считают, что домашние библиотеки необходимы, они формируют особое отношение к книге не только как к источнику информации, но и как к произведению искусства.
Анализ книг, которые читают мальчики, показал, что любимыми их героями являются Гарри Поттер, Алиса Селезнева, герои приключений и «страшилок». Алиса Селезнева не проявляет себя как романтическая героиня, она участница приключений.
Любимые авторы мальчиков: Дм. Емец, Дж. К. Ролинг, Тамара Крюкова, Люк Бессон, Льюис, Йон Колфер, Г. Остер. Можно заметить, что мальчики предпочитают зарубежных авторов, и в основном авторов-мужчин. Мы думаем, что это происходит потому, что зарубежных авторов сейчас больше пропагандируют СМИ. Лексика мужчин и женщин разная. Мужчины не любят слишком эмоциональных оценок и восклицаний, не применяют развёрнутых описаний. Женская речь по сравнению с мужской содержит больше эмоциональных оценок, сравнений, гипербол, включает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Педагоги констатируют тот факт, что двадцать лет назад мальчики читали более объемные книги с изобилием исторических фактов, познавательных моментов. Современные мальчики стараются читать менее объемные книги, в основном развлекательного характера. Двадцать лет назад время текло медленнее. Исследования показали, что наше «быстрое» время не позволяет мальчикам долго останавливаться на одной «толстой мудрой книге», которой придется уделять много времени.
Педагоги считают, что современные мальчики читают мало, и учителям приходится прикладывать много усилий (организация книжных выставок, встреч с писателями, проведение уроков по реставрации книг) для того, чтобы привлечь внимание мальчиков к книге, к чтению.
Продолжая свои исследования, мы опросили родителей мальчиков 10-14 лет (мамы и папы) с высшим образованием в возрасте 27-40 лет. Им предложены следующие вопросы:
- Должны ли быть отдельные книги для мальчиков и девочек?
- Какие книги надо читать мальчикам?
- Литературные предпочтения вашего сына?
- Ваш сын предпочитает читать сам или чтобы вы ему читали?
- Есть ли разница в выборе литературы у современных мальчиков и их пап?
- Есть ли у вашего сына своя домашняя библиотека?
Итак, 50% опрошенных родителей считают, что для девочек и мальчиков должны быть отдельные книги. И поэтому они начинают читать своим сыновьям с полутора лет книги с картинками, где изображены машины, солдатики, инструменты. Папы считают, что роль мужчин - защищать, а женщин - хранить очаг, поэтому книги должны ориентировать мальчиков на роль защитника с малолетства. То есть стереотипы родителей закладываются в сознание детей.
Папы не желают читать своим сыновьям сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». В этих сказках жена «гнобит», унижает мужа, что является плохим примером, эти сказки показывают мужскую глупость, нерассудительность, слабость. В «Золотом петушке» царь отправляет на смерть своих сыновей ради красавицы Шемаханской царицы. Папы хотят показать своим сыновьям, что главное в мужчине ум, сила.
Папы читают своим сыновьям (советуют читать) сказки «Летучий корабль», «Сказка о солдате». В этих сказках показывается целеустремленность мужчин, их способность защитить. Родители мальчиков считают, что мальчики в дошкольном возрасте должны читать про Дядю Степу - это пример для подражания. Он главный герой, а вокруг него женщины, которых надо защищать. А в школьном возрасте чтение мальчиков и направлять не приходится. У Жюль Верна все герои - мужчины смелые и отважные. В романе «Дети капитана Гранта» множество мужчин помогают одной женщине искать отца. В романе Дефо «Робинзон Крузо» и Пятница и даже попугай - герои мужского пола.
Отсюда вывод: литература, которую читают мальчики, способствует формированию полоролевых стереотипов «сформировавшихся в культуре обобщенных убеждений (представлений) о том, как
действительно ведут себя мужчины и женщины» [1. С. 311]. Родители контролируют чтение сыновей, и, таким образом, «полоролевое поведение детей находится под большим контролем со стороны родителей» (Там же. С. 85).
На вопрос о предпочтениях сыновей родители отвечают, что, наряду с традиционной книгой, мальчики читают и электронную книгу. Одобряя электронную книгу, родители мальчиков хотели бы оградить своих детей от такого чтива, как «Кладбищенские истории» Акунина или книги из серии «Сталкер», где язык слишком бытовой, вплоть до жаргонной лексики. Родители отмечают, что в их детстве не было подобной литературы.
И тут уместен вопрос: есть ли разница в выборе литературы у современных мальчиков и их пап?
Папы современных мальчиков считают, что они читали более серьезные, философские книги, например рассказы Эдгара По, рассказы братьев Вайнеров, которые современные мальчики не читают, так как они трудны для понимания.
В таком случае хочется спросить, помогают ли родители своим сыновьям в чтении, или мальчики читают сами?
Не все мальчики любят читать сами. Большинству мальчиков книги читают родители, несмотря на то что эти же родители стремятся воспитать у мальчиков самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Формируют ли родители своим сыновьям домашние библиотеки? Родители считают, что книги занимают много места, собирают пыль, что домашние библиотеки изжили себя, в XXI в. они не модны. В 80-е гг. ХХ в., когда книга была дефицитом, книги собирать было престижно. Теперь престижно в доме иметь компьютер, из Интернета можно «скачать» любую книгу. Те книги, из которых сыновья «выросли», родители дарят другим детям.
В конце нашего исследования был составлен список литературы, которую читают мальчики.
Мальчики читали раньше (конец 80-х - начало 90-х годов ХХ в.) Мальчики читают сейчас (первое-второе десятилетие XXI в.)
Р. Сабатини. Одиссея капитана Блада М. Рид. Всадник без головы Ж. Верн. Дети капитана Гранта, Таинственный остров, 20 000 лье под водой, Пятнадцатилетний капитан Д. Дефо. Робинзон Крузо А.Гайдар. Рассказы А. Дюма. Черный тюльпан, Граф Монте-Кристо Д. Лондон. Рассказы А. Конан Дойл. Рассказы Э. По. Рассказы Р.Л. Стайн. Серия «ужастики»: Оборотень из болот», «Кошмар на весь день, Загадка снежного человека, Ночь в башне ужаса Серия «Сталкер»: А. Левицкий. Схватка А.Калугин. Ржавчина С. Вольнов. Ловчий желаний Дм. Емец. Мефодий Буслаев Дж. К. Ролинг. Гарри Поттер К. Булычев. Приключения Алисы К. Матюшкина. Серия «Кот да Винчи» Л. Бессон. Артур К. Льюис. Нарния Й. Колфер. Артетисфаул Г.Остер. Вредные советы, Визкультура М.А. Г ешензон. Г оловоломки профессора Г оловоломкина
Анализ составленного списка литературы показал, что предпочтения мальчиков изменились, мальчики стали читать более легкую для восприятия развлекательную литературу. Современные мальчики читают книги, написанные упрощенным, бытовым языком. При этом сложившийся стандартный набор для чтения мальчиков способствует формированию «гендерных стереотипов»: мужчины умные и сильные, они лидеры, они всегда занимают активную позицию, они защитники слабых женщин. Это происходит за счет того, что 90% авторов - мужчины, главные герои книг, которые читают мальчики (Гарри Поттер, Артур, Мефодий Буслаев), - мужчины, родительские стереотипы формируют гендерную идентичность, так как чтение мальчиков находится под большим контролем родителей.
Мы получили три точки зрения (педагогов, родителей и мальчиков). Общим в ответах является то, что мальчикам нужны отдельные книги, способствующие развитию ума, целеустремленности, ориентирующие на роль защитника. Педагоги и родители считают, что современные мальчики читают мало и если читают, то книги легкие для понимания, в основном развлекательного характера. Педагоги и родители по -разному относятся к книге. У родителей отношение к книге потребительское: определенная книга нужна только на данном этапе воспитания сына. Такое же отношение к книге и у мальчиков:
прочитал - поменял. Педагоги стремятся воспитать в мальчиках любовь к чтению и книге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика: учеб. пособие. Ижевск: ERGO, 2010.
2. Пособие по гендерному анализу. М.: Эслан, 2001.
3. Медведева В.М., Пхайко К. М. Книга и чтение. URL: http://librportal.org.ua/index.php?option=com_content& task=view&id=203&Itemid=69
4. Стенограмма заседания круглого стола «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы». URL: http://www.ruscenter.ru/1246.html
Поступила в редакцию 20.10.12
O.A. Utkina
Gender aspect in children’s literature. What boys read
Children's literature is shown as the institute of boys' gender socialization. The standard set is represented for boys' reading, which promotes forming of gender stereotypes. Various points of view are offered about what boys should read. Reading attitudes of pedagogues and children at the beginning of XXI century is also revealed.
Keywords: children's literature, gender socialization, gender stereotypes.
Уткина Ольга Адександровна, соискатель
426072, Россия, г. Ижевск, ул.40 лет Победы 64-58 E-mail: Actubba@ yandex.ru
Utkina O.A., applicant
426072, Russia, Izhevsk, 40 let Pobedy st., 64-58 E-mail: [email protected]