УДК 159.922.4+331.109 ББК Ю954.254+Ю950.4
ГСНТИ 14.07.03
Код ВАК 13.00.01
Уткина Ольга Александровна,
соискатель, Удмуртский государственный университет; член союза писателей Удмуртской Республики; 426072, Россия, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, д. 64, к. 58; е-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ЧТО ЧИТАЮТ МАЛЬЧИКИ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детская литература; гендерная социализация; гендерные стереотипы.
АННОТАЦИЯ. Детская литература показана как институт гендерной социализации мальчиков. Представлен стандартный набор для чтения мальчиков, способствующий формированию гендерных стереотипов. Описаны разные точки зрения о том, что надо читать мальчикам. Выявлено отношение к книге педагогов и детей начала ХХ! века.
Utkina Olga Alexandrovna,
applicant for candidate's degree of pedagogical science, the member of writer's union of Udmurt Republic, Izhevsk.
GENDER ASPECT IN CHILDREN'S LITERATURE: WHAT THE BOYS READ?
KEY WORDS: children literature; gender socialization; gender stereotypes.
ABSTRACT. Children's literature is shown as the institute of boy's gender socialization. Standard set is represented for boy's reading, which promotes forming of gender stereotypes. The various points of view are offered about what the boys have to read. Relations of pedagogues and children at the beginning of XXI century is also detected.
Ч
то читают мальчики? Нужны ли для мальчиков и девочек разные книги? Одна из задач нашего исследования - понять, действительно ли мальчики читают не такие книги, какие читают девочки, и составить список литературы, интересной для мальчиков в возрасте 10-14 лет. Они уже владеют техникой чтения достаточно хорошо и могут являться активными и самостоятельными читателями.
Для выполнения поставленной задачи, мы воспользовались понятийным аппаратом гендерной педагогики. Гендер - это социальный пол, то есть изменение биологического пола под воздействием социальных условий (2, с. 17). В нашем исследовании такими условиями выступает детская литература, и целью нашего исследования становится ее влияние на развитие мальчиков.
Прежде чем осуществить гендерный анализ детской литературы, мы решили конкретизировать понятие «гендерного анализа».
Гендерный анализ - это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом - во всех сферах жизни общества и государства (4).
Гендерный анализ - сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позво-
ляет увидеть и сравнить, каким образом и почему социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин (4).
Для решения наших задач мы, соглашаясь с приведенными определениями, проведем гендерный анализ ответов на вопросы, предложенные мальчикам, их педагогам и родителям.
Мальчикам 10-14 лет школ №52, №43, №86 города Ижевска были предложены следующие вопросы:
• Любите ли вы читать?
• Какую книгу предпочитаете: традиционную или электронную?
• Какую литературу предпочитаете: художественную или научную?
• Какие жанры вы предпочитаете?
• Какие ваши любимые литературные герои?
• Для чего надо читать книги?
• Для чего читаешь - для удовольствия, для поиска информации или для иных целей?
• Какие книги предпочитаешь - написанные авторами-мужчинами или авто-рами-женщинами?
• После просмотра фильма будешь ли читать одноименную книгу?
• Какие книги должны быть для мальчиков?
Анализ ответов показал, что только 12% опрошенных мальчиков не любят читать. Из читающих мальчиков все предпочитают традиционную книгу потому, что традиционная книга - это предмет, который можно вертеть в руках, открывать, за-
© Уткина О. А., 2013
крывать, перелистывать страницы, для них это составляет удовольствие.
Традиционная книга - это бумажная книга, отпечатанная типографским способом (з). Согласимся с исследователями, которые доказывают, что традиционная книга уникальна. «Совершенство, рациональность, эстетичность самой формы книги, выработанные столетиями требования к ее качеству, базирующиеся на особенностях восприятия текста человеком, обусловили органичность ее входа в мир человека. Главное ее преимущество - общедоступность использования. Она является более доступной и комфортной, чем электронные носители» (1).
Традиционная книга является уникальным, продуманным до деталей продуктом. Вся ее структура (графика шрифта, качество бумаги, эстетика иллюстраций) помогает лучшему восприятию текста, пониманию автора, сопереживанию. Согласимся, что «именно через повторяемость в процессе чтения переживаний, связанных с определенными графическими, лингвистическими, интеллектуальными, материальными и производственными конструктивными элементами книги, и достигается то социальное действие, что делает книгу источником мудрости и знаний и какое невозможно воспроизвести электронным носителям» (1, с. 5).
Книга имеет материальную предметную природу, стоит на полке, и ее можно взять в любое время, прикоснуться к ней. А электронные издания «обезличены». Восприятие электронной и традиционной книги также различается, как, например, просмотр виртуального тура по музею и посещение музея (1, с. 7).
Все это объясняет то, что мальчики предпочитают традиционную книгу, впрочем не отказываясь от электронной книги совсем, как и от любых проявлений технического прогресса.
Половина читающих мальчиков любит читать научную литературу, энциклопедии, 90% из них читают для поиска информации, 10% читают энциклопедии для удовольствия. 40% мальчиков, посмотрев фильм, не станут читать одноименную книгу. 60% мальчиков осознают, что в фильме может быть многое упущено, и для сравнения обязательно прочитают оригинал. Это говорит о том, что мальчики запрограммированы на действие, на исследование. Им нужны маленькие победы (2, с. 189).
Половина мальчиков предпочитают художественные книги, авторами которых могут быть как женщины, так и мужчины. Исследования показали, что дома на полках у мальчиков не более десятка книг, которые регулярно обновляются в стихийно органи-
зованных обменных пунктах городских библиотек. Мальчики обмениваются книгами друг с другом. Таким образом, можно сказать, что у современных мальчиков нет домашних библиотек.
Какие же жанры предпочитают мальчики? Они читают приключения, фэнтези, смешные рассказы, сказки, рассказы про животных. У животных они находят человеческие черты. Волки - смелые, сильные. Лисы - хитрые, умные. «Ужастики» мальчики любят читать потому, что они похожи на сказки.
Любимые герои - Гарри Поттер, Вовка Грушин, сказочные богатыри. В основном любимыми героями мальчиков являются мужчины. Алиса Селезнева, героиня произведения «Гостья из будущего», - пожалуй, единственная девочка - героиня приключенческих произведений, которые читают мальчики.
Что же привлекает мальчиков в чтении книг? Для чего они читают? 17% опрошенных мальчиков читают только для того, чтобы отработать технику чтения, уметь бегло читать. Это демонстрирует их целеустремленность. 60% читают для того, чтобы стать умнее, чтобы развиваться, чтобы много знать. Мальчики стремятся возвыситься, стать умнее других. 23% мальчиков читают для удовольствия, но, как было сказано выше, для удовольствия они могут читать и энциклопедии, и технические журналы. Читая такую литературу, они кажутся себе более значимыми. Мальчики «развивают чувство самобытности, культивируя сознание собственного отличия» (2, с. 59).
Теперь перейдем к анализу ответов на вопросы, которые мы предложили педагогам о чтении мальчиков 10-14 лет. Педагогам средних школ №52, №43, №86 города Ижевска были предложены следующие вопросы:
• Какие книги читают мальчики?
• Кто больше читает - мальчики или девочки?
• Есть ли у современных мальчиков домашние библиотеки?
• Какие жанры предпочитают мальчики?
• Каковы любимые литературные герои у мальчиков?
• Каковы любимые авторы мальчиков?
• Как относятся к электронной книге мальчики?
• С какого возраста начинают читать мальчики?
• Должны ли быть отдельные книги для мальчиков?
Проанализируем ответы на данные вопросы. Мальчики читают книги о войне (серия «Солдатская школа»), о героях всех времен, приключенческую литературу, специальную, профессионально направленную литературу, познавательную (энциклопедии), юмористические рассказы, с удовольствием читают журнал «Братишка». Мальчиков привлекают книги о машинах, компьютерах, Интернете. Они спрашивают в школьных библиотеках самую страшную книгу «Страх» Р. Хаббарда, «Всадник без головы» Майн Рида, книги из серии «Сталкер». Анализ библиотечных формуляров показал, что мальчики не читают книги романтического содержания, в их формулярах не найти книгу, например, Ст. Майера «Сумерки». Девочки же проявляют к этой книге большой интерес. В библиотеках существуют стеллажи с книгами для девочек, мальчики эти стеллажи, как было замечено педагогами, обходят стороной.
Мальчиков в школьных библиотеках меньше, чем девочек, причем семидесятилетних мальчиков больше, чем четырнадцатилетних. После двенадцати лет, считают педагоги, мальчиков больше привлекает компьютер, чем книга. Но, может быть, мальчики читают книги из домашней библиотеки?
Педагоги считают, что несколько книг на их полках нельзя назвать библиотекой. В последнее время в школьных и городских библиотеках можно увидеть коробку с книгами (10-20 штук) «на обмен». Эти книги не входят в библиотечный фонд. Мальчики обменивают свою книгу, которую уже прочитали на любую понравившуюся из книг «на свободный обмен». Они часто «скачивают» книги из Интернета. Педагоги считают, что домашние библиотеки необходимы, они формируют особое отношение к книге не только как к источнику информации, но и как к произведению искусства.
Анализ книг, которые читают мальчики, показал, что любимыми их героями являются Гарри Поттер, Алиса Селезнева, герои приключений и «страшилок». Алиса Селезнева не проявляет себя как романтическая героиня, она участница приключений.
Любимые авторы мальчиков: Дм. Емец, Дж. К. Роулинг, Тамара Крюкова, Люк Бессон, К. С. Льюис, Йон Колфер, Г. Остер. Здесь можно заметить, что мальчики предпочитают зарубежных авторов, в основном авторов-мужчин. Мы думаем, что это происходит потому, что зарубежных авторов сейчас больше пропагандируют СМИ. Лексика мужчин и женщин разная. Мужчины не любят крайних и слишком эмоциональных оценок и восклицаний, не применяют развёрнутых описаний. Жен-
ская речь по сравнению с мужской содержит больше эмоциональных оценок, сравнений, гипербол, включает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Педагоги констатируют тот факт, что двадцать лет назад мальчики читали более объемные книги с изобилием исторических фактов, познавательных моментов. Современные мальчики стараются читать менее объемные книги и преимущественно развлекательного характера. Двадцать лет назад время текло медленнее. Исследования показали, что наше «быстрое» время не позволяет мальчикам долго останавливаться на одной «толстой мудрой книге», которой придется уделять много времени.
Педагоги считают, что современные мальчики читают мало, и педагогам приходится прикладывать много усилий (организация книжных выставок, встреч с писателями, проведение уроков по реставрации книг) для того, чтобы привлечь внимание мальчиков к книге, к чтению.
Далее, продолжая свои исследования, мы опросили родителей мальчиков 10-14 лет (мамы и папы) с высшим образованием в возрасте 27-40 лет. Им предложены следующие вопросы:
• Должны ли быть отдельные книги для мальчиков и девочек?
• Какие книги надо читать мальчикам?
• Каковы литературные предпочтения вашего сына?
• Ваш сын предпочитает читать сам или чтобы вы ему читали?
• Есть ли разница в выборе литературы у современных мальчиков и их пап?
• Есть ли у вашего сына своя домашняя библиотека?
• Должны ли быть отдельные книги для мальчиков?
50% опрошенных родителей считают, что для девочек и мальчиков должны быть отдельные книги. И поэтому они начинают читать своим сыновьям с полутора лет книги с картинками, где изображены машины, солдатики, инструменты. Папы считают, что роль мужчин - защищать, а женщин -хранить очаг, поэтому книги должны ориентировать мальчиков на роль защитника с малолетства. То есть стереотипы родителей закладываются в сознание детей.
Папы не желают читать своим сыновьям следующие сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Сказка о золотом петушке». В этих сказках жена унижает мужа, что является плохим примером, эти сказки показывают мужскую глупость, нерассудительность, слабость. В «Золотом петушке» царь отправляет на смерть своих сыновей ради красавицы Шемаханской ца-
рицы. Папы хотят показать своим сыновьям, что главное в мужчине - ум, сила.
Папы читают своим сыновьям (советуют читать) сказки «Летучий корабль», «Сказка о солдате». В этих сказках показывается целеустремленность мужчин, их способность защитить. Родители мальчиков считают, что мальчики в дошкольном возрасте должны читать про Дядю Степу - это пример для подражания. Он главный герой, а вокруг него женщины, которых надо защищать. А в школьном возрасте чтение мальчиков и направлять не приходится. У Жюля Верна все герои - мужчины смелые и отважные. В романе «Дети капитана Гранта» множество мужчин помогают одной женщине искать отца. В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» и главные герой, и Пятница, и даже попугай - герои мужского пола.
Отсюда вывод: литература, которую читают мальчики, способствует формированию полоролевых стереотипов, «сформировавшихся в культуре обобщенных убеждений (представлений) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины» (2, с. 311). Родители контролируют чтение сыновей, и таким образом, «полоролевое поведение детей находится под большим контролем со стороны родителей» (85).
На вопрос о предпочтениях сыновей родители отвечают, что наряду с традиционной книгой мальчики читают и электронную книгу. Одобряя электронную книгу, родители мальчиков хотели бы огородить своих детей от такого чтива, как «Кладбищенские истории» Б. Акунина, от
книг из серии «Сталкер», где язык слишком бытовой вплоть до нестандартной лексики. Родители замечают, что в их детстве не было подобной литературы.
И тут становится уместным вопрос: есть ли разница в выборе литературы у современных мальчиков и их пап? Папы современных мальчиков считают, что они читали более серьезные, философские книги, например, рассказы Эдгара По, рассказы братьев А. А. и Г. А. Вайнеров, которые современные мальчики не читают, так как они трудны для понимания.
В таком случае хочется спросить, помогают ли родители своим сыновьям в чтении, или мальчики читают сами? Не все мальчики любят читать сами. Большинству мальчиков книги читают родители, несмотря на то, что эти же родители стремятся воспитать у мальчиков самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Формируют ли родители своим сыновьям домашние библиотеки? Родители считают, что книги занимают много места, собирают пыль, что домашние библиотеки изжили себя, в 21 веке они не в моде. В 80-е годы, когда книга была дефицитом, книги собирать было престижно. Теперь престижно в доме иметь компьютер, из Интернета можно «скачать» любую книгу. Те книги, из которых сыновья выросли, родители дарят, обменивают, приветствуют то, что мальчики, прочитав книгу, меняют ее на другую.
В конце нашего исследования был составлен список литературы, которую читают мальчики (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Литературные предпочтения мальчиков
Мальчики читали раньше (конец 80-х, начало 90-х годов прошлого столетия) Мальчики читают сейчас (первое десятилетие 21 в.)
Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» М. Рид «Всадник без головы» Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Капитан Немо», «Четырнадцатилетний капитан» Д. Дефо «Робинзон Крузо» А. Гайдар. Рассказы А. Дюма «Черный тюльпан», «Граф монтекристо» Д. Лондон. Рассказы К. Дойл. Рассказы Э. По. Рассказы Р. Л. Стайн. Серия «ужастики»: «Оборотень из болот», «Кошмар на весь день», «Загадка снежного человека», «Ночь в башне ужаса» Серия «Сталкер»: А. Левицкий «Схватка», А. Калугин «Ржавчина», С. Вольнов «Ловчий желаний». Дм. Емец «Мефодий Буслаев» Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» К. Булычев «Приключения Алисы» К. Матюшкина. Серия «Кот да Винчи» Л. Бессон «Артур» К. С. Льюис «Хроники Нарнии» Йон Колфер «Артетисфаул» Г. Остер «Вредные советы», «Визкультура» М. А. Гешензон «Головоломки профессора Голо-воломкина»
Составленный список литературы, показал, что предпочтения мальчиков изменились, мальчики стали читать более легкую для восприятия, развлекательную литературу. Современные мальчики читают книги, написанные упрощенным, бытовым, языком. При этом сложившийся стандартный набор для чтения мальчиков способст-
вует формированию гендерных стереотипов: мужчины умные и сильные, они лидеры, они всегда занимают активную позицию, они защитники слабых женщин. Это происходит за счет того, что 90% авторов книг, которые читают мальчики, - мужчины, любимые литературные герои мальчиков мужского пола (Гарри Поттер, Артур,
Мефодий Буслаев), а родительские стереотипы формируют гендерную идентичность, так как чтение мальчиков находится под большим контролем родителей.
Мы получили три точки зрения (педагогов, родителей и мальчиков). Общим в ответах является то, что мальчикам нужны отдельные книги, способствующие развитию ума, целеустремленности, ориентирующие на роль защитника. Педагоги и родители считают, что современные мальчики
читают мало и если читают, то легкие для понимания книги преимущественно развлекательного характера. Педагоги и родители по-разному относятся к книге. У родителей отношение к книге потребительское: определенная книга нужна только на данном этапе воспитания сына. Такое же отношение к книге и у мальчиков: прочитал -поменял. Педагоги стремятся воспитать в мальчиках любовь к чтению и книге.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы : стенограмма заседания круглого стола. Центр развития русского языка. 14 декабря 2004 г. URL: http://www.ruscenter.ru/1246.html
2. Ерофеева Н. Ю. Гендерная педагогика : учеб. пособ. Ижевск: ERGO, 2010.
3. Медведева В. М., Пхайко К. М. Книга и чтение // Библиотечний информационно-аналитический портал. URL: http://librportaLorg.ua/mdex.php?option=com_content&task=view&id=203&Itemid=69
4. Пособие по гендерному анализу / Перевод осуществлен по заказу Канадского фонда поддержки российских женщин: Gender-based Analysis Backgrounder. Women's Bureau. Strategic Policy Branch. March 1997. Prepared by Marika Morris, HRDC, 1997. М. : Эслан, 2001.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Ю. Ерофеева.