Научная статья на тему 'Основные сегменты круга чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в'

Основные сегменты круга чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГ ЧТЕНИЯ / READING CIRCLE / СЕГМЕНТЫ КРУГА ЧТЕНИЯ / READING CIRCLE SEGMENTS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FICTION / ОТРАСЛЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / EDUCATIONAL LITERATURE / НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / SCIENTIFIC LITERATURE / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / LOCAL HISTORY LITERATURE / ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА / PRACTICALLY USEFUL LITERATURE / ПЕРИОДИКА / PERIODICAL PRESS / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / BRANCH LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимофеева Юлия Викторовна

Выявлены основные сегменты круга чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX начале XXI в.: художественная, учебная, отраслевая, научная, краеведческая, практически полезная литература и периодические издания. Дана краткая характеристика всех сегментов и перечислены их функции. Определены масштабы их присутствия в чтении провинциалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main segments of a reading circle of Siberian and Far Eastern residents in the late XX - early XXI centuries

The reading study allows determining the level of development and scales of intellectual-spiritual demands and practical needs of the population. The main segments of a reading circle, common for Siberian and Far Eastern residents in the late XX early XXI centuries, are art, educational, industrial, scientific, local history, practically useful literature and periodicals. They perform the following functions: information, educational, leisure, relaxation, educational, communicative ones, persons’ socialization, broadcast of social experience and main systems of the values developed in the society at this stage of its development. Popular genres of fiction were entertaining: detective stories, love and historical novels, adventures, fantasy. Entertaining and information publications were the most demanded in the periodicals. It was marked demands for social-political and economic literature, books on housekeeping, popular psychology, traditional medicine, truck farming, children care. The content and ratio of the main segments of reading was defined first of all by reader’ age and occupation. Motives and frequency of regional inhabitants appealing to this or that literature are the basis for separation of reading segments.

Текст научной работы на тему «Основные сегменты круга чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в»

БИБЛИОСФЕРА, 2018, № 2, с. 54-61 / BIBLIOSPHERE, 2018, no. 2, pp. 54-61

Книговедение

УДК 028.4(571) ББК 78.073+60.56

DOI 10.20913/181 5-3186-2018-2-54-61

ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ КРУГА ЧТЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

© Ю. В. Тимофеева, 2018

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]

Выявлены основные сегменты круга чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в.: художественная, учебная, отраслевая, научная, краеведческая, практически полезная литература и периодические издания. Дана краткая характеристика всех сегментов и перечислены их функции. Определены масштабы их присутствия в чтении провинциалов.

Ключевые слова: круг чтения, сегменты круга чтения, художественная литература, отраслевая литература, учебная литература, научная литература, краеведческая литература, практически полезная литература, периодика, библиотека

Для цитирования: Тимофеева Ю. В. Основные сегменты круга чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в. // Библиосфера. 2018. № 2. С. 54-61. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-2-54-61.

Main segments of a reading circle of Siberian and Far Eastern residents in the late

XX - early XXI centuries Yu. V. Timofeeva

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; e-mail: [email protected]

The reading study allows determining the level of development and scales of intellectual-spiritual demands and practical needs of the population.

The main segments of a reading circle, common for Siberian and Far Eastern residents in the late XX - early XXI centuries, are art, educational, industrial, scientific, local history, practically useful literature and periodicals. They perform the following functions: information, educational, leisure, relaxation, educational, communicative ones, persons' socialization, broadcast of social experience and main systems of the values developed in the society at this stage of its development.

Popular genres of fiction were entertaining: detective stories, love and historical novels, adventures, fantasy. Entertaining and information publications were the most demanded in the periodicals. It was marked demands for social-political and economic literature, books on housekeeping, popular psychology, traditional medicine, truck farming, children care. The content and ratio of the main segments of reading was defined first of all by reader' age and occupation. Motives and frequency of regional inhabitants appealing to this or that literature are the basis for separation of reading segments.

Keywords: reading circle, reading circle segments, fiction, branch literature, educational literature, scientific literature, local history literature, practically useful literature, periodical press, library

Citation: Timofeeva Yu. V. Main segments of a reading circle of Siberian and Far Eastern residents in the late XX - early

XXI centuries // Bibliosphere. 2018. № 2. P. 54-61. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-2-54-61.

Чтение - это социальное, универсальное, уникальное, масштабное, охватывающее все человечество, и при этом локальное, индивидуальное, очень личностное явление. Оно способствует удовлетворению информационных, образовательных, досуговых, психоэмоциональных, духовных, гносеологических, коммуникационных, экзистенциальных потребностей личности и решению учебных, профессиональных и повседневных практических задач. Потребности и интересы личности, их иерархия, а также содержание задач, удовлетворению и решению которых помогает чтение, в свою очередь, определяют его содержание, отбор интересной и / или необходи-

мой человеку литературы. Самые важные и распространенные, первоочередные и повседневные потребности и задачи формируют основные сегменты круга чтения как отдельной личности, так и определенных групп, и всего населения обширного края и страны в целом.

Чтение играет важную роль в жизни личности и общества, а потому все чаще становится предметом изучения как отечественными, так и зарубежными исследователями. Среди последних различные аспекты чтения, в том числе его мотивы и содержание, изучали Дж. А. Мэллой, А. В. Парсонс, Б. А. Мэринэк, Л. Д. Робертс, Л. Б. Гэмбрелл, Э. Жубер, Э. Ортлиб,

Э. ван Берген, Т. ван Зейен, Д. Бишоп, П. Ф. де Йонг, Дж. А. Джордж-Пэлилонис, М. Тройер [34-38]. Чтение сибиряков и дальневосточников изучали Р. Б. Аже-ева, О. И. Афанасьева, В. Н. Волкова, Н. К. Лютова, М. С. Маадыр, О. В. Макеева, В. А. Малышева, Т. И. Так-тайкина и др. [1, 2, 5-10, 12, 13, 22, 23, 27, 28, 32, 33]. Однако исследователи обращались главным образом к чтению жителей лишь одного из субъектов федерации, расположенных за Уралом, например, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Саха (Якутия), Новосибирской и Иркутской областей и т. д. Целью настоящей статьи является выделение основных сегментов чтения, которое позволяет реконструировать общую картину чтения в Сибирско-Даль-невосточном регионе и выявить читательские интересы его жителей.

Для изучения чтения применялись общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза, которые позволили, с одной стороны, выделить в нем общие черты и на их основании важнейшие составные части - сегменты чтения, а с другой - создать его целостную картину, отражающую тесную взаимосвязь и взаимозависимость его элементов. Кроме того, был изучен широкий круг исследовательской литературы по теме, часть которой представлена в статье. Содержание чтения современных сибиряков и дальневосточников изучалось также методами анкетирования и анализа читательских формуляров, используемыми большинством исследователей, в том числе автором статьи.

Чтение художественной литературы

Художественная литература в круге чтения жителей Сибири и Дальнего Востока в рассматриваемый период составляла значительный по объему сегмент. В основном ее читали посетители библиотек Новосибирской области [33, с. 261] и Алтайского края1. В библиотеках Кемеровской области она составила в 2000 г. 41,74% и в 2001 г. 30,22% [16] всех книго-выдач, в Дальневосточной государственной научной библиотеке (ДВГНБ) Хабаровска в этот же период -около 30% ежегодно [22, с. 98]. Половина опрошенных пользователей Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки (ИОГУНБ) им. И. И. Молчанова-Сибирского отдавала предпочтение в проведении досуга чтению художественной литературы [32, с. 73]. Ей же отвели главное место в своих читательских предпочтениях 50,49% опрошенных сахалинцев и курильчан [28, с. 86].

Аналогичная ситуация широкого присутствия в чтении художественной литературы наблюдалась в начале текущего столетия и в национальных республиках огромного региона, что нашло отражение в сведениях таблицы 1.

Опрос, проведенный автором статьи среди студентов Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, анкетирования и анализ читательских формуляров, осуществленные другими исследователями [2-8, 11, 12, 14-20, 22-25, 28, 30-33], показали

1 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3353. Л. 127.

Т а б л и ц а 1

Распространенность чтения художественной литературы среди жителей национальных республик [составлено по: 19, с. 19; 6, с. 80; 23, с. 92; 12, с. 32]

Т а Ь I е 1

Prevalence of reading fiction among inhabitants of the national republics [compiled according: 19, p. 19; 6, p. 80; 23, p. 92; 12, p. 32]

Национальная республика Республика Бурятия Республика Саха (Якутия) Республика Тыва Республика Хакасия

Число читающих художественную литературу (%) 65,9% 54,6% 77,2% до 70%

значительное присутствие художественной литературы в чтении детей, юношества и молодежи, обусловленное, в первую очередь, учебными программами, во многом определявшими читаемый ими репертуар. Представители всех возрастных групп воспринимали ее и как средство развлечения, отдыха, снятия эмоционального напряжения, в таких случаях предпочтение отдавалось развлекательным жанрам -детективам, историческим, приключенческим и любовным романам, фантастике, фэнтези, боевикам. Классическая литература, как отечественная, так и зарубежная, также читалась взрослыми жителями региона. Большим спросом пользовались произведения современных авторов, российских и иностранных.

Таким образом, в чтении сибиряков и дальневосточников художественная литература занимала заметное место. Она имела широкую читательскую аудиторию. На нее приходилось, как правило, не менее трети всех книговыдач в библиотеках региона. И если в областных, краевых, республиканских научных библиотеках этот процент мог быть несколько ниже, то в муниципальных библиотеках, прежде всего, сельских - выше указанного показателя и порой значительно. Круг авторов, произведений, жанров, представленных в чтении жителей края, был достаточно широк и многообразен.

Чтение отраслевой, учебной, научной литературы

Объединить учебную, отраслевую, научную литературу в один сегмент чтения позволяют существующие между ними теснейшие связи, а порой и полное совпадение: научная литература вполне может считаться и отраслевой тоже, поскольку научные работы чаще создаются по какой-либо одной отрасли знания, соответственно, и отраслевая литература может быть научной. Учебная литература, в том числе учебники, учебные пособия, также издается по отдельным отраслям науки и при этом содержит в себе адаптированные для соответствующего возраста учащихся научные знания. Отраслевая и научная литература тоже может привлекаться для решения учебных задач.

Книговыдача такой литературы определялась в первую очередь учебными потребностями пользователей библиотек. Так, посетители Новосибирской областной юношеской библиотеки от 60 до 78% всех требований подавали на литературу, необходимую им для учебной, профессиональной и практической деятельности [20, с. 16]. В целом же в библиотеках Новосибирской области научно-популярная литература вместе с периодикой по степени востребованности шла после художественной [33, с. 261]. Из отраслевой более востребованной была общественно-политическая литература. Например, в Новосибирской государственной областной научной библиотеке (НГОНБ) ее издания составили в 2007 г. 61,7%, в 2008 г. -57,6% [3, с. 25], в 2009 г. - 48,8% всех книговыдач отраслевой литературы [4, с. 5], в Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в 2011 г. - 34,3% [14, с. 4]. В библиотеках Кемеровской области в 2000 и 2001 гг. посетители получили из социально-экономического отдела 27,10% и 27,65% всей выданной литературы [16].

В библиотеках Алтайского края большим спросом пользовалась литература по экономике, истории, политологии, социологии, философии, культурологии, праву, экологии2. В библиотеках г. Тулун Иркутской области был отмечен интерес читателей к научной литературе по психологии и философии, экономике и праву [11, с. 47].

По статистике книговыдач в ИОГУНБ преобладали издания общественно-политической литературы -в 2005 г. их было выдано читателям 229,6 тыс. экз., по естественным наукам - 33,7 тыс., по техническим дисциплинам - 30,8 тыс., по медицине - 16,5 тыс., по искусству - 62,2 тыс., справочной литературы универсального характера - 82,7 тыс. [7, с. 69].

Отраслевая литература пользовалась устойчивым спросом и у пользователей Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина [25, с. 13].

В общей книговыдаче отдела абонемента ДВГНБ ежегодно доля литературы по общественным наукам составляла 47% [22, с. 98]. Большим спросом среди книг технической отрасли знаний пользовались издания по информатике и компьютерной технике, технологии приготовления продовольственных товаров [22, с. 101].

В библиотеках Республики Тыва общественно-политическая литература составляла от 6,4 до 26,5% книговыдач, по сельскому хозяйству и технике - 4,610,7%, физкультуре, спорту и искусству - 3,9-8,7% от общей книговыдачи [23, с. 90]. К востребованным сегментам относилась и учебная литература. Спросом пользовались учебники по отечественной истории, политологии, социологии, экономике, праву и другим предметам, преподаваемым в высших и средне-специальных учебных заведениях [23, с. 93].

Таким образом, отраслевая, учебная, научная литература образовывала значительный сегмент круга

2 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3352. Л. 3, 8, 19, 37, 42, 55, 81,

89, 112, 117, 120, 123; Д. 3353. Л. 2, 7, 24, 27, 30, 34, 51, 72, 84,

90, 105, 115, 118.

чтения сибиряков и дальневосточников в конце XX -начале XXI в. Большим спросом пользовались издания общественно-политической и экономической тематики. Возрастала востребованность литературы, освещающей правовые вопросы в различных сферах жизни личности, деятельности учреждений и организаций, и изданий по информатике и компьютерной технике.

Чтение периодических изданий

С одной стороны, выделение периодики в отдельный сегмент чтения можно считать достаточно условным, так как в нее входят и так называемые «толстые» - литературно-художественные - журналы, опубликованные в которых произведения относятся к художественной литературе, и научные и научно-популярные издания, освещающие, как правило, одну или несколько смежных отраслей знания, а стало быть, обращение к ним является примером чтения научной, учебной, отраслевой литературы. С другой стороны, именно такие журналы и газеты, особенно литературно-художественные, были менее востребованы из всего массива периодики читателями, которые отдавали столь явное предпочтение развлекательным и информационным изданиям, что это позволяет нам выделить периодику в отдельный сегмент чтения, тем более что печатная пресса, в отличие от художественной и отраслевой литературы, отличается не только развлекательным характером, но и значительным содержанием в ней информации, актуальность которой носит кратковременный характер. Также в пользу выделения периодики в самостоятельный сегмент чтения свидетельствует широта ее присутствия в чтении сибиряков и дальневосточников.

Обращение к периодике выполняет ряд важнейших функций в жизни личности и общества: информационную, образовательную, досуговую, релаксационную, воспитательную, коммуникативную, социализации личности, трансляции социального опыта и основных систем ценностей, сложившихся в обществе на данном этапе его развития. Эта полифункциональность периодики и важность ее роли в жизни человека позволяют выделять ее в самостоятельный сегмент чтения.

В конце XX - начале XXI в. газеты и журналы пользовались большим спросом у жителей региона. Многие из них приходили в библиотеки специально для чтения свежей прессы, которую не могли выписывать домой по причине нехватки на эти цели денежных средств. Такая картина наблюдалась, например, в библиотеках Алтайского края3 и Кемеровской области [29, с. 22]. Для рассматриваемого периода было характерно стабильное увеличение доли периодики в общей массе выдаваемой литературы, которая, например, в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке (АКУНБ) им. В. Я. Шишкова составила в 1992 г. 24,3%, в 1993 г. - 27,83%, в 1994 г. - 27,5%, в 1996 г. - 29,7%, в 1997 г. - 34,2%, в 2000 г. - 36%

3 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3350. Л. 165.

книговыдач4, что дало прирост на 11,7%. В НГОНБ периодика составила в 2006 г. 22,8% выдач, в 2008 г. -24,4% [26, с. 25], в 2009 г. - 23,3% [4, с. 5], в муниципальных и государственных библиотеках Кемеровской области в 2000 г. - 29,17%, в 2001 г. - 30,22% [15, 16], в Приморской государственной публичной библиотеке им. А. М. Горького в 1999 г. - 49,9% выдач всех видов изданий, в 2000 г. - 54,1% [30, с. 3], в 2001 г. - 55% [31, с. 6]. Доля периодических изданий в общей книговыдаче только отдела абонемента ДВГНБ составляла не менее 10%, возрастая с каждым годом [22, с. 98].

Организованная в Магаданской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина выставка «Журнал-2005» вызвала большой интерес у посетителей и способствовала выдаче им более 5000 экз. журналов [24, с. 20].

Периодические издания занимали заметное место и в чтении жителей национальных республик: их читали 47,5 % респондентов Республики Бурятия [19, с. 25], 93% - Республики Хакасия [12, с. 33], 95% -Республики Саха (Якутия) [5, с. 59].

К числу наиболее популярных у сибиряков и дальневосточников относились развлекательные журналы: «Лиза», «Крестьянка», «Cool», «Cosmopolitan», «Вокруг света», часто спрашивали «Работницу», «Караван историй», «Yes!», «Все звезды», «Отдохни», «Смена», «Elle», «Штучка», «Playboy», «Миша», «Burda», «НЕОН», «Огонек», «Берегиня дома», «Страна игр», «Что хочет женщина», «Men's Health», «Shape», «XXL» и мн. др. [7, с. 70; 8, с. 38; 10, с. 257-258; 15-17; 22, с. 98-99; 35, с. 9]5. Востребованы были научно-популярные и познавательные издания: «Наука и жизнь», «Свет. Природа и человек», «Эхо планеты», «Geo», «Театр», «Чудеса и приключения» [7, с. 70; 8, с. 38; 10, с. 257-258; 15-17]6.

Популярностью пользовались журналы по экономике, праву, экологии, литературоведению, психологии, политике, технике, искусству и философии [см., например: 11, с. 47; 30, с. 47], что подтверждает вышеприведенные данные о востребованности научной, учебной, отраслевой литературы у пользователей библиотек.

Значительно меньше читали литературно-художественные журналы: «Роман-газету»7, «Новый мир», «Наш современник», «Звезду», «Знамя», «Октябрь», «Иностранную литературу» [8, с. 38; 10, с. 257-258; 22, с. 99].

Наряду с журналами посетители библиотек охотно читали газеты. Самыми популярными центральными газетами в Сибири и на Дальнем Востоке были «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» [7, с. 70; 15-17; 19, с. 25; 22, с. 99]8. Стабильно высокий интерес вызывали также «Российская газета», «Собеседник», «Семья», «СПИД-инфо», «Труд», «Советский

4 Составлено по: ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 2966. Л. 5; Д. 3013. Л. 4; Д. 3064. Л. 4; Д. 3131. Л. 4; Д. 3184. Л. 18; Д. 3339. Л. 4.

5 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 340. Л. 127.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

спорт» [7, с. 70; 15-17; 19, с. 25; 22, с. 99]9. Велик был интерес к местной прессе. Так, в Братске Иркутской области подписные тиражи местных изданий суммарно превышали тиражи центральных газет и, например, по данным на первое полугодие 2004 г., в объеме подписки составляли 64% [21, с. 14]. В том же году местная газета «Кузбасс» в рейтинге данного типа изданий у посетителей районных библиотек Кемеровской области занимала второе место, городских - пятое, районные газеты, в том числе «Бе-ловский вестник» и «Провинция», - пятое и третье места соответственно [17].

Таким образом, периодика составляла значительный сегмент круга чтения жителей отдаленной провинции. Предпочтения они отдавали прежде всего развлекательным и информационным, а также практически полезным изданиям. Женская читательская аудитория увлекалась «глянцевыми» журналами.

Чтение краеведческой литературы

Доля краеведческой литературы в фондах сибирских и дальневосточных государственных и муниципальных библиотек была невелика. Кроме того, краеведческая литература была представлена художественными, учебными, научными, отраслевыми изданиями и местной прессой, что, с одной стороны, позволяет разнести ее по уже выше обозначенным в статье сегментам чтения. Однако, с другой стороны, важность ее роли в сохранении духовного наследия и исторической памяти народа, его этнокультурной самобытности, в патриотическом и духовно-нравственном воспитании допускает выделение ее в самостоятельный сегмент круга чтения жителей края. В фондах библиотек Новосибирской области доля краеведческой литературы в 2013 г. составляла 2,85% [27, с. 35]. Однако результаты опроса, проведенного в том же году среди жителей области, показали большую востребованность у них краеведческой литературы: книгами о Сибири интересовались 64% респондентов [27, с. 40].

Положительная динамика востребованности краеведческой литературы у посетителей АКУНБ представлена в данных таблицы 2, которые наглядно свидетельствуют о росте интереса к ней у жителей Алтайского края.

Краеведческой литературой интересовались около 20% от общего числа читателей Ягоднинской ЦБС Магаданской области [13, с. 227]. В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке отдел краеведения в 2007 г. посетили 11,6% от общего числа читателей, выдача из него составила 0,08% всех изданий [9, с. 26]. В среднем на каждого пользователя пришлось по 8,4 книги.

В Республике Бурятия краеведческую литературу читали 66% респондентов: 69% женщин и 62% мужчин [19, с. 36]. Читательская аудитория в республике, как и в остальных сибирских и дальневосточных субъектах федерации, была разнородной: ее читали жители всех возрастных групп, различного рода занятий,

9 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 340. Л. 127.

Т а б л и ц а 2

Доля краеведческой литературы в общей книговыдаче в АКУНБ им. В. Я. Шишкова в 1992-1997 гг.*

T a b l e 2

Share of local history literature in the total book demands in V. Ya. Shishkov Altai Regional Universal Scientific Library in 1992-1997

Год 1992 1993 1994 1995 1996 1997 По отношению к 1992 г.

Доля краеведческой литературы (%) 0,68 0,7 1,52 1,9 2,6 3,3 + 2,62

* ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 2966. Л. 5; Д. 3013. Л. 4; Д. 3064. Л. 4; Д. 3131. Л. 4; Д. 3184. Л. 18.

разных национальностей. В тематике чтения краеведческой литературы на первом месте стояли издания общего характера по Бурятии (30,4%), на втором -о природе, растительном и животном мире, проблемах экологии (24,2%), на третьем - по этнографии (18,8%) [19, с. 37].

Краеведческую литературу читали 80% пользователей Центральной городской библиотеки им. И. К. Калашникова в Улан-Удэ - столице Республики Бурятия [1, с. 16].

В Республике Саха (Якутия) произведения якутских писателей читали в среднем 26,9% населения республики [6, с. 78].

Таким образом, краеведческая литература была востребована у жителей Сибири и Дальнего Востока. Ее читательская аудитория была широкой, а мотивы обращения к ней разнообразными, но основными -учебные, профессиональные, личностные. В учебных целях ее читали учащиеся, в профессиональных - работающие в различных отраслях народного хозяйства и в непроизводственных сферах, для «души» - люди старшего возраста. Читали жители региона исторические документы, воспоминания, путевые очерки, литературу о природе, национальных традициях, обычаях, кухне, народной медицине, археологических раскопках, по истории края, вопросам экономики и культуры, художественные произведения местных авторов и др. Больший спрос был на художественную, общественно-политическую, экономическую и естественнонаучную литературу, посвященную родному краю, истории и культуре своего народа.

Чтение практически полезной литературы

Подвижки в сфере отраслевого чтения, дающие примеры обращения к данной категории литературы не по учебным или научным надобностям, а в целях удовлетворения личных интересов и решения бытовых проблем были заметны и в больших городах, и в сельских поселениях. Чтение такой литературы было тесно связано с повседневными заботами сибиряков и дальневосточников и помогало им в решении насущных задач: приготовлении пищи, покупке одежды, сохранении здоровья, уходе за детьми и их воспитании, работе в саду и огороде, освоении компьютерной грамотности и др. Так, в Зональном районе Алтайского края большим спросом пользовались книги по приусадебному хозяйству, кулинарии,

вязанию, радиотехнике, ремонту бытовой аппаратуры и квартир, овощеводству, садоводству, цветоводству, лечебному питанию, уходу за ребенком10. В целом же в сельских библиотеках Алтайского края большим спросом пользовалась литература по медицине, здоровому образу жизни, домоводству, индивидуальному строительству, фермерскому делу11.

У посетителей библиотек Кемеровской области были востребованы книги по цветоводству, огородничеству, сельскохозяйственным машинам и ремонту автомашин, домашнему животноводству, многих читателей интересовала литература по психологии, в частности по популярной психологии [26, с. 81].

Издания прикладного характера устойчивым спросом пользовались и у читателей Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина [25, с. 13].

Книги по домоводству, моде, кулинарии, огородничеству занимали заметное место и в чтении жителей Республики Бурятия [2, с. 76]. Издания прагматического характера, имеющие отношение к повседневной жизни людей: по домоводству, огородничеству, популярной медицине, - вызывали больший интерес у жителей Республики Саха (Якутия) [6, с. 78]. Например, книги полезных советов интересовали 37,5% респондентов из этой республики, издания по здоровью - 31,2% [5, с. 58].

Популярны у жителей региона были журналы с полезными советами: «Здоровье», «За рулем», «Домашний очаг», «Приусадебное хозяйство», «Компьютерра», «Физкультура и спорт», «Домашняя энциклопедия», «Техника - молодежи», [7, с. 70; 8, с. 38; 10, с. 257258; 15-17; 22, с. 98-99]12. Высокий интерес у читателей вызывала газета «Здоровый образ жизни» [7, с. 70; 15-17; 19, с. 25; 22, с. 98]13. Таким образом, практически полезная литература занимала заметное место в круге чтения сибиряков и дальневосточников, постепенно и постоянно расширяя в нем свое присутствие в рассматриваемый период. У жителей отдаленной провинции рос интерес к книгам, содержание которых могло быть им полезно в их повседневной жизни: по домоводству, популярной медицине,

10 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3350. Л. 165.

11 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3352. Л. 3, 8, 42, 55, 112, 123; Д. 3353. Л. 2, 27, 51, 105.

12 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 340. Л. 127.

13 Там же.

огородничеству и садоводству, уходу и воспитанию детей, обучению работе на компьютере, рукоделию и т. д.

Заключение

Итак, основные сегменты круга чтения сибиряков и дальневосточников в рассматриваемый период составляли художественная, учебная, отраслевая, научная, краеведческая литература и периодические издания. Выявленные сегменты чтения позволяют ут-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Ажеева Р. Б. Изучение чтения краеведческой литературы в библиотеках // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2003. № 3. С. 16-17.

2. Ажеева Р. Б. Некоторые итоги исследования «Читающая Бурятия» // Наука о книге. Традиции и инновации: к 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы» материалы XII Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 28-30 апр. 2009 г.). Москва, 2009. Ч. 2. С. 76-78.

3. Анфиногенова Н. М. О деятельности Новосибирской государственной областной научной библиотеки в 2008 г. // Библиотеки Новосибирской области в 2008 году : обзор деятельности. Новосибирск, 2009. С. 25-49.

4. Анфиногенова Н. М. О деятельности Новосибирской государственной областной научной библиотеки в 2009 г. // Библиотеки Новосибирской области в 2009 году : обзор деятельности. Новосибирск, 2010. С. 4-14.

5. Афанасьева О. И. Читатель и чтение в Республике Саха (Якутия) // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2014. Вып. 6. С. 54-67.

6. Афанасьева О. И. Чтение в Республике Саха (Якутия): по материалам социологического исследования 19981999 гг. // Книга, общество, читатель: современные аспекты. Новосибирск, 2004. С. 70-81.

7. Бобровников В. Н. Библиотека и читатель: грани взаимодействия // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2006. № 1. С. 67-71.

8. Бобровников В. Н. Социологическое исследование «Читающая семья Приангарья» // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2007. № 1. С. 33-39.

9. Борисова В. Г. Чтение краеведческой литературы. Из опыта работы отдела краеведения СахОУНБ // Библиотеки -центры чтения : материалы обл. науч.-практ. конф. (Южно-Сахалинск, 22-23 мая 2008 г.). Южно-Сахалинск, 2009. С. 24-30.

10. Волкова В. Н. Журналы в массовом чтении сибиряков (начало XXI в.). По материалам социологического исследования лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН // Восьмые Макушинские чтения : материалы науч. конф. (Красноярск, 13-15 мая 2009 г.). Новосибирск, 2009. С. 257-261.

11. Государственные и муниципальные библиотеки Иркутской области в 2004 году : ежегод. аналит. обзор. Иркутск, 2005. 80 с.

12. Губанова С. И. Книга, чтение, библиотека в вашей жизни (по итогам исследования) // Библиосфера. 2009. № 3. С. 29-34.

13. Гулий Н. И. Потерявший память - обречен: анализ чтения краеведческой литературы в Ягоднинской централизованной библиотечной системе // Книжная культура Магаданской области: история, проблемы, перспективы : материалы Первой межрегион. науч.-практ. конф. (Магадан, 16-18 апр. 2003 г.). Магадан, 2003. С. 226-230.

верждать, что сибиряки и дальневосточники читали разнообразную литературу, способную удовлетворить различные потребности, включая гносеологические, экзистенциальные, информационные, компенсаторные, и помочь в решении практических задач, в том числе по обустройству дома, дачи, поддержанию здоровья, уходу за детьми.

Читательские интересы жителей региона были многообразны и формировали сложную многослойную пеструю картину чтения, отвечающую их основным потребностям.

14. Деятельность государственных и муниципальных библиотек Омской области в 2011 году : (информ.-аналит. сб.). Омск, 2012. 102 с.

15. Ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области: год 2000. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/0tchet_2000.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

16. Ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области: год 2001. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/Otchet_2001 .pdf (дата обращения: 10.09.2017).

17. Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2004. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_2004.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

18. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 1998. URL: http://www. kemrsl.ru/documents/Otchet_1998.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

19. Книга и чтение в пространстве культуры Республики Бурятия (по материалам социологических исследований). Улан-Удэ, 2009. 181 с.

20. Ковалева О. В. Юношеская библиотека: год 2009-й // Библиотеки Новосибирской области в 2009 году: обзор деятельности. Новосибирск, 2010. С. 15-25.

21. Котенко М. В. Краеведческие материалы на страницах местных периодических изданий г. Братска // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2005. № 1. С. 14-15.

22. Лютова Н. К. Современное состояние чтения на абонементе Дальневосточной государственной научной библиотеки // Книга, общество, читатель: современные аспекты. Новосибирск, 2004. С. 97-105.

23. Маадыр М. С. Республика Тыва: чтение в массовых библиотеках в современных условиях // Книга, общество, читатель: современные аспекты. Новосибирск, 2004. С. 89-96.

24. Магаданская областная библиотека имени А. С. Пушкина в 2006 году. Магадан, 2007. 26 с.

25. Магаданская областная библиотека им. А. С. Пушкина в 2008 году. Магадан, 2009. 40 с.

26. Майнгардт Н. Л. Количественный и качественный анализ в исследовании библиотечного фонда // Библиотечная жизнь Кузбасса. Кемерово, 2013. Вып. 3. С. 77-84.

27. Макеева О. В. Книга и чтение произведений сибирских авторов в Новосибирске и Новосибирской области: современное состояние и проблемы (по материалам исследования «Знай наших! Читай наших!») // Сибирская книга : сб. материалов (по итогам Программы «Регион. фестиваль «Сиб книга»: комплекс соц. значимых мероприятий, направл. на популяризацию кн. и чтения в Но-восиб. обл.»). Новосибирск, 2015. С. 23-55.

28. Малышева В. А. Художественная литература: что читает провинция (по результатам анкетирования) // Библиотеки - центры чтения : материалы Обл. науч.-практ. конф. (Южно-Сахалинск, 22-23 мая 2008 г.). Южно-Сахалинск, 2009. С. 84-89.

29. Матвеева А. В. Формирование и использование библиотечных фондов // Библиотечная жизнь Кузбасса. Кемерово, 2009. Вып. 1. С. 18-28.

30. Отчет о работе Приморской государственной публичной библиотеки им. А. М. Горького за 2000 год. Владивосток,

2001. 77 с.

31. Отчет о работе Приморской государственной публичной библиотеки им. А. М. Горького за 2001 год. Владивосток,

2002. 95 с.

32. Попова М. П. К вопросу о чтении художественной литературы в ИОГУНБ // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2006. № 1. С. 72-74.

33. Тактайкина Т. И. Структура читательской аудитории и приоритеты интересов (по материалам анкетирования в библиотеках Новосибирска и Новосибирской области) // Седьмые Макушинские чтения : материалы науч. конф. (Красноярск, 16-17 мая 2006 г.). Новосибирск, 2006. С. 259-263.

34. George-Palilonis J. A. Active reading on tablet textbooks: comparative assessment of two systems // International Journal of the Book. 2017. Vol. 15, № 2. P. 13-28.

35. Joubert E., Ortlieb E., Majors Y. Reading things not seen: a reflection on teaching reading, race, and ghosts in juvenile detention // Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2017. Vol. 60, № 5. P. 581-584.

36. Malloy J. A, Parsons A. W., Marinak B. A, Roberts L. D., Gam-brell L. B. Assessing (and addressing!) motivation to read fiction and nonfiction // Reading Teacher. 2017. Vol. 71, № 3. P. 309-325.

37. Troyer M. A mixed-methods study of adolescents' motivation to read // Teachers College Record. 2017. Vol. 119, № 5. P. 1-48.

38. Van Berge, E., Van Zuijen T., Bisho, D., De Jong P. F. Why are home literacy environment and children's reading skills associated? What parental skills reveal // Reading Research Quarterly. 2017. Vol. 52, № 2. P. 147-160.

References

1. Azheeva R. B. Studying of local lore literature reading in libraries. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2003, 3, 16-17. (In Russ.).

2. Azheeva R. B. Some results of the study «Reading Buryatia». Nauka o knige. Traditsii i innovatsii: k 50-letiyu sbornika «Kniga. Issledovaniya i materialy»: materialy XII mezhdunar. nauch. konf. po problemam knigovedeniya (Moskva, 28-30 apr. 2009 g.). Moscow, 2009, 2, 76-78. (in Russ.).

3. Anfinogenova N. M. On Novosibirsk State Regional Scientific Library activities in 2008. Biblioteki Novosibirskoi oblasti v 2008 godu: obzor deyatel'nosti. Novosibirsk, 2009, 25-49.

4. Anfinogenova N. M. . On Novosibirsk State Regional Scientific Library activities in 2009. Biblioteki Novosibirskoi oblasti v 2009 godu : obzor deyatel'nosti. Novosibirsk, 2010, 4-14. (In Russ.).

5. Afanas'eva O. I. Readers and reading in the Republic of Sakha (Yakutia). Trudy GPNTB SO RAN. Novosibirsk, 2014, 6, 54-67. (In Russ.).

6. Afanas'eva O. I. Reading in the Republic of Sakha (Yakutia): based on the materials of 1998-1999 sociological research. Kniga, obshchestvo, chitatel': sovremennye aspekty. Novosibirsk, 2004, 70-81. (In Russ.).

7. Bobrovnikov V. N. Library and reader: the unteraction facets. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2006, 1, 67-71. (In Russ.).

8. Bobrovnikov V. N. Sociological study «The Reading family of the Angara River». Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2007, 1, 33-39. (In Russ.).

9. Borisova V. G. Reading of local history literature. The experience of the Department of local lore of SakhRUSL. Biblioteki -tsentry chteniya : materialy obl. nauch.-prakt. konf. (Yuzhno-

Sakhalinsk, 22-23 maya 2008 g.). Yuzhno-Sakhalinsk, 2009, 24-30. (In Russ.).

10. Volkova V. N. Journals in the mass reading of Siberians (the early XXI century) based on sociological research of the Department of bibliology of the State Public Scientific Technological Library of SB RAS. Vos'mye Makushinskie chteniya : materialy nauch. konf. (Krasnoyarsk, 13-15 maya 2009 g.). Novosibirsk, 2009, 257-261. (In Russ.).

11. Gosudarstvennye i munitsipal'nye biblioteki Irkutskoi oblasti v 2004 godu : ezhegod. analit. obzor [State and municipal libraries of the Irkutsk region in 2004: annu. overview]. Irkutsk, 2005. 80 p. (In Russ.).

12. Gubanova S. I. Book, reading, library in your life (study results). Bibliosfera, 2009, 3, 29-34. (In Russ.).

13. Gulii N. I. One lost memory is doomed: the analysis of reading of local lore literature in the Yagodnin centralized library system. Knizhnaya kul'tura Magadanskoi oblasti: is-toriya, problemy, perspektivy : materialy Pervoi mezhregion. nauch.-prakt. konf. (Magadan, 16-18 apr. 2003 g.). Magadan, 2003, 226-230. (In Russ.).

14. Deyatel'nost' gosudarstvennykh i munitsipal'nykh bibliotek Om-skoi oblasti v 2011 godu : (informatsionno-analiticheskii sbor-nik) [Activities of state and municipal libraries of Omsk region in 2011: (information-analytical collection)]. Omsk, 2012. 102 p. (In Russ.).

15. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti bibliotek Kemerovskoi ob-lasti: god 2000 [Annual report on the activities of the libraries in Kemerovo region: 2000]. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/0tchet_2000.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

16. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti bibliotek Kemerovskoi ob-lasti: god 2001 [Annual report on the activities of the libraries in Kemerovo region: 2001]. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/0tchet_2001.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

17. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti gosudarstvennykh i munitsipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 2004 [Annual report on the activities of the state and municipal libraries in Kemerovo region: 2004]. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/0tchet_2004.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

18. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti munitsipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 1998 [Annual report on the activities of the state and municipal libraries in Kemerovo region: 1998]. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_1998.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

19. Kniga i chtenie v prostranstve kul'tury Respubliki Buryatiya (po materialam sotsiologicheskikh issledovanii) [The book and reading in the culture space of the Republic of Buryatia (based on sociological research)]. Ulan-Ude, 2009. 181 p. (In Russ.).

20. Kovaleva O. V. Youth library: 2009. Biblioteki Novosibirskoi oblasti v 2009 godu: obzor deyatel'nosti. Novosibirsk, 2010, 15-25. (In Russ.).

21. Kotenko M. V. Local lore materials on the pages of local periodical publications in Bratsk. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2005, 1, 14-15. (In Russ.).

22. Lyutova N. K The current state of reading in the Far Eastern State Scientific Library. Kniga, obshchestvo, chitatel': sovremennye aspekty. Novosibirsk, 2004, 97-105. (In Russ.).

23. Maadyr M. S. The Republic of Tyva: reading in mass libraries in modern conditions. Kniga, obshchestvo, chitatel': sovremennye aspekty. Novosibirsk, 2004, 89-96. (In Russ.).

24. Magadanskaya oblastnaya biblioteka imeni A. S. Pushkina v 2006 godu [A.S. Pushkin Magadan Regional Library in 2006]. Magadan, 2007. 26 p. (In Russ.).

25. Magadanskaya oblastnaya biblioteka im. A. S. Pushkina v 2008 godu [A.S. Pushkin Magadan Regional Library in 2008]. Magadan, 2009. 40 p. (In Russ.).

26. Maingardt N. L. Quantitative and qualitative analysis in the study of the library fund. Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa. Kemerovo, 2013, 3, 77-84. (In Russ.).

27. Makeeva O. V. The book and reading works by Siberian authors in Novosibirsk and Novosibirsk region: the current state and problems (on materials of the study «Know ours, read ours!»). Sibirskaya kniga : sb. materialov : (po ito-gam Programmy «Region. festival' "Sib kniga": kompleks sots. znachimykh meropriyatii, napravl. na populyarizatsiyu kn. i chteniya v Novosib. obl.»). Novosibirsk, 2015, 23-55. (In Russ.).

28. Malysheva V. A. Khudozhestvennaya literatura: chto chitaet provintsiya (po rezul'tatam anketirovaniya). Biblioteki - tsentry chteniya : materialy obl. nauch.-prakt. konf. (Yuzhno-Sakhalinsk, 22-23 maya 2008 g.). Yuzhno-Sakhalinsk, 2009, 84-89. (In Russ.).

29. Matveeva A. V. Fiction: what the province reads (on the results of the questionnaire). Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa. Kemerovo, 2009, 1, 18-28. (In Russ.).

30. Otchet o rabote Primorskoi gosudarstvennoi publichnoi biblioteki im. A. M. Gor'kogo za 2000 god [Report on A. M. Gorky Primorsky State Public Library activity in 2000]. Vladivostok,

2001. 77 p. (In Russ.).

31. Otchet o rabote Primorskoi gosudarstvennoi publichnoi biblioteki im. A. M. Gor'kogo za 2001 god [Report on A.M. Gorky Primorsky State Public Library activity in 2001]. Vladivostok,

2002. 95 p. (In Russ.).

32. Popova M. P. On the issue of reading fiction in the IRSUSL. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2006, 1, 72-74. (In Russ.).

33. Taktaikina T. I. Structure of the readership and priorities of interests (the questionnaires in libraries of Novosibirsk and Novosibirsk region). Sed'mye Makushinskie chteniya : materialy nauch. konf. (Krasnoyarsk, 16-17 maya 2006 g.). Novosibirsk, 2006, 259-263. (In Russ.).

34. George-Palilonis J. A. Active reading on tablet textbooks: comparative assessment of two systems. International Journal of the Book, 2017, 15 (2), 13-28.

35. Joubert E., Ortlieb E., Majors Y. Reading things not seen: a reflection on teaching reading, race, and ghosts in juvenile detention. Journal of Adolescent and Adult Literacy, 2017, 60 (5), 581-584.

36. Malloy J. A., Parsons A. W., Marinak B. A., Roberts L. D., Gambrell L. B. Assessing (and addressing!) motivation to read fiction and nonfiction. Reading Teacher, 2017, 71 (3), 309-325.

37. Troyer M. A mixed-methods study of adolescents' motivation to read. Teachers College Record, 2017, 119(5), 1 -48.

38. Van Bergen, E., Van Zuijen, T., Bishop, D., De Jong, P. F. Why are home literacy environment and children's reading skills associated? What parental skills reveal. Reading Research Quarterly, 2017, 52 (2), 147-160.

Материал поступил в редакцию 14.02.2018 г.

Сведения об авторе: Тимофеева Юлия Викторовна - кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.