Научная статья на тему 'Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в'

Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
169
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДИФИКАЦИИ ЧТЕНИЯ / УЧЕБНОЕ ЧТЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / БИБЛИОТЕКА / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / READING MODIFICATIONS / EDUCATIONAL READING / FICTION / EDUCATIONAL LITERATURE / LIBRARY / SIBERIA / FAR EAST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимофеева Юлия Викторовна

Статья посвящена одной из наиболее распространенных модификаций чтения учебному чтению. В состав читательской аудитории учебного чтения преимущественно входят по возрастному критерию дети, подростки, юношество, по гендерному женщины. Учащиеся составляют основную по численности группу пользователей муниципальных и государственных библиотек. Большинство их запросов это требования на учебную литературу, а ведущий мотив посещения библиотек подготовка к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational reading of Siberian and Far Eastern population in the late XX - early XXI centuries

The article is devoted to reading modification, which is most widespread today, educational reading. For the first time educational reading of Siberian and Far Eastern residents became a subject of an independent research. Its importance to develop a personality, society, state is reasoned. The author considers the corpus making educational reading, to which refers textbooks, manuals, reference books, encyclopedias, fiction according to school curricula and other editions that addressing is related to educational activity. The audience of educational reading is revealed and characterized, its age and gender structure is defined. Children, teenagers, youth entered it by age criterion, mainly women by a gender one. Pupils made the most group of users of municipal and state libraries on number. Among them senior school children more often addressed to libraries for preparation to classes. Requests for educational literature averaged from 60 to 90% of all requirements in municipal libraries of the region. Author's definitions of the term «educational reading» are offered to a scientific community for discussion.

Текст научной работы на тему «Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в»

БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 3, с. 56-62 / BIBLIOSPHERE, 2017, no 3, pp. 56-62

Книговедение

УДК 028.4:37(571)(091) ББК 78.073+74.04(2Рос) DOI 10.20913/1815-3186-2017-3-56-62

УЧЕБНОЕ ЧТЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

© Ю. В. Тимофеева, 2017

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия; e-mail: knigoved@spsl.nsc.ru

Статья посвящена одной из наиболее распространенных модификаций чтения - учебному чтению. В состав читательской аудитории учебного чтения преимущественно входят по возрастному критерию дети, подростки, юношество, по гендерному - женщины. Учащиеся составляют основную по численности группу пользователей муниципальных и государственных библиотек. Большинство их запросов - это требования на учебную литературу, а ведущий мотив посещения библиотек - подготовка к занятиям.

Ключевые слова: модификации чтения, учебное чтение, художественная литература, учебная литература, библиотека, Сибирь, Дальний Восток.

Для цитирования: Тимофеева Ю. В. Учебное чтение жителей Сибири и Дальнего Востока в конце XX - начале XXI в. // Библиосфера. 2017. № 3. С. 56-62. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-56-62.

Educational reading of Siberian and Far Eastern population in the late XX -early XXI centuries Yu. V. Timofeeva

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; e-mail: knigoved@spsl.nsc.ru

The article is devoted to reading modification, which is most widespread today, educational reading. For the first time educational reading of Siberian and Far Eastern residents became a subject of an independent research. Its importance to develop a personality, society, state is reasoned.

The author considers the corpus making educational reading, to which refers textbooks, manuals, reference books, encyclopedias, fiction according to school curricula and other editions that addressing is related to educational activity.

The audience of educational reading is revealed and characterized, its age and gender structure is defined. Children, teenagers, youth entered it by age criterion, mainly women by a gender one. Pupils made the most group of users of municipal and state libraries on number. Among them senior school children more often addressed to libraries for preparation to classes.

Requests for educational literature averaged from 60 to 90% of all requirements in municipal libraries of the region.

Author's definitions of the term «educational reading» are offered to a scientific community for discussion.

Keywords: reading modifications, educational reading, fiction, educational literature, library, Siberia, Far East.

Citation: Timofeeva Yu. V. Educational reading of Siberian and Far Eastern population in the late XX - early XXI centuries // Bibliosphere. 2017. № 3. P. 56-62. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-56-62.

Сегодня вопросы чтения привлекают внимание ученых и специалистов самых разных отраслей знания и сфер человеческой деятельности, что обусловлено огромной ролью чтения в развитии личности и общества. Особое значение чтение имеет для подрастающего поколения, поскольку является важнейшим фактором интеллектуального развития и роста образовательного уровня учащихся, расширения их кругозора и повышения эрудиции, от которых в свою очередь зависят не только сформи-рованность каждой отдельной личности, но и прогресс всего человечества в целом. На эту важнейшую функцию чтения указывала и известный читате-левед Ю. П. Мелентьева: «Без чтения нет образования, формирования мировоззрения, профессионального

становления, эмоционального и интеллектуального развития» [17, с. 10].

Ю. П. Мелентьевой выделены и охарактеризованы основные модификации чтения [18]. По ее мнению, самой распространенной из них сегодня может считаться модификация «учебное чтение», которая является преобладающей или даже основной в структуре чтения личности [16, с. 70].

Наиболее справедливым это замечание нужно признать в отношении формирующихся личностей, к которым относятся, прежде всего, дети и юношество, чьей главной деятельностью является учеба, в значительной степени определяющая место, время, условия, объем, содержание чтения и другие его характеристики.

Теоретические аспекты модификации «учебное чтение»

Распространение учебного чтения в рассматриваемый период было обусловлено многими социокультурными факторами. Так, в это время в городах Сибири и Дальнего Востока были открыты многочисленные филиалы высших учебных заведений, училища и техникумы трансформировались в колледжи, средние школы - в лицеи и гимназии, во всех типах учебных заведений изменились учебные программы и содержание учебных предметов, появились новые дисциплины, в том числе политология, социология, экология, философия, психология, история мировой и отечественной культуры. Широкое распространение получил региональный компонент, что значительно повысило обращаемость к краеведческой литературе. Домашние библиотеки, сформированные преимущественно в советский период, были не в состоянии удовлетворить новые требования читателей даже к изменившемуся перечню произведений и авторов изучаемой художественной литературы, не говоря уж о подготовке к другим учебным предметам по общеобразовательным, общественно-политическим, социально-экономическим, гуманитарным, профессиональным дисциплинам. Это определило большую востребованность учебной литературы у пользователей библиотек. Изменение парадигмы читательского поведения также было вызвано увеличением количества высших учебных заведений, факультетов в них и их филиалов и, соответственно, количества студентов, в том числе заочной формы обучения, временно ставших пользователями библиотечных фондов.

Мощное развитие индустрии развлечений, особенно в крупных городах, компьютеризация и расширение интернета изменили роль чтения в формах проведения досуга и привели к тому, что при происходящем общем сокращении затрачиваемых на чтение времени и усилий доля делового, а для подрастающего поколения - учебного чтения возросла.

Учебным автор статьи называет чтение, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей людей, возникающих в процессе их учебной деятельности, осуществляемой в любых заведениях, которые оказывают образовательные услуги: школах, гимназиях, лицеях, колледжах, институтах, университетах и т. д., а также в учреждениях дополнительного образования, на разного рода обучающих курсах и т. п.

Наряду с этим определением автор выносит на обсуждение научной общественности еще одну дефиницию данного термина: учебным чтением предлагается обозначать вид коммуникативно-познавательной деятельности, направленной прежде всего на решение учебных задач, а также на удовлетворение гносеологических, возникающих преимущественно в процессе учебной деятельности, потребностей личности средствами рукописной и/или печатной информации, содержащейся на любом носителе (бумажном, электронном и т. д.).

Учебное чтение имеет свою аудиторию, в основном это лица от 6-7 до 22-24 лет, входящие в такие

возрастные группы, как дети, подростки, юношество. Среди учащихся наименьшую долю учебное в общей структуре чтения занимало у младших школьников. С каждым классом его присутствие возрастало, соответственно уменьшая долю других модификаций чтения. Наибольшую читательскую активность в этой модификации чтения проявляли, как правило, учащиеся старших классов. Студенты очной, заочной и вечерней форм обучения среднеспециальных и высших учебных заведений независимо от своего возраста также образовывали заметную часть аудитории учебного чтения. Дальнейшего изучения требует вопрос расширения аудитории учебного чтения за счет включения в нее взрослых людей, прежде всего педагогов, родителей, бабушек и дедушек, помогающих школьникам выполнять домашние задания. По гендерному признаку в данной читательской аудитории преобладали представительницы женского пола; это объясняется, вероятнее всего, тем, что они более ответственно и тщательно подходили к исполнению своих ученических обязанностей. Они же составляли большинство посетителей государственных и муниципальных библиотек.

По мере взросления читателей, окончания обучения в учебных заведениях, число тех из них, кто читал учебную литературу, начинало резко сокращаться, а у достигших пенсионного возраста и тем более далеко перешагнувших его такая модификация чтения, как правило, отсутствовала вовсе. Однако это не только не умаляет роли учебного чтения в жизни человека и общества, но и, наоборот, свидетельствует о его огромном значении в развитии личности, социума, государства, поскольку определяет образовательный, интеллектуальный, духовно-нравственный уровни подрастающего поколения и тем самым обусловливает темпы, масштабы и результаты экономического, социально-политического, культурного развития страны в целом.

Учебное чтение характеризуется особым корпусом текстов. К учебной литературе допустимо отнести не только учебники, учебные и учебно-методические пособия, но также и художественные, отраслевые, научно-популярные, справочные издания, энциклопедии, хрестоматии, газеты и журналы при условии, что они изучаются в учебных целях: выполнения домашних заданий, подготовки рефератов, докладов, составления кроссвордов, разработки проектов, презентаций и т. д.

Учебное чтение выполняет не только образовательную, но и развивающую, воспитательную, информационную функции, а также функции социализации личности и трансляции социального опыта, поэтому необходим максимально внимательный отбор текстов для обучения. Учебное чтение, если оно будет не механическим, а вдумчивым, осознанным, переосмысливающим, сопереживающим, способно принести большую пользу в образовании, воспитании и развитии личности, ее общеобразовательной и профессиональной подготовке, усвоении ею этических норм и эстетических принципов и отчасти компенсировать отмечаемое исследователями сокращение места чтения в жизни человека.

Библиотеки и модификации чтения

В исследовании намеренно не учтены сведения о кни-говыдачах в библиотеках учебных заведений, поскольку они специально создавались для сопровождения учебного процесса, для читательской аудитории, состоящей исключительно из учащихся и преподавателей, а их фонды целенаправленно комплектовались только для этой категории читателей в помощь успешной реализации ими учебной деятельности. Все это определило господство, порой монопольное, в них учебного чтения над всеми остальными его модификациями. Обращение к учебным библиотекам позволяет выявить масштабы и содержание учебного чтения лишь в специально созданной для этого среде, в которой наличие в них преимущественно, а иногда и исключительно учебной литературы не оставляет выбора пользователю и возможности для существования других, помимо учебной, модификаций чтения. Такая безальтернативность чтения не может быть основанием для выводов о распространенности определенной модификации чтения.

Говорить о распространенности той или иной модификации чтения можно лишь при условии, что читателю доступна литература, характерная для каждой из них, и он может выбирать книгу в соответствии со своими духовными потребностями, жизненными целями, практическими задачами. Анализ состава читателей в государственных и муниципальных библиотеках и предъявляемых ими требований как раз позволяет более полно восстановить картину учебного чтения, его распространенности, поскольку такие библиотеки доступны всем социальным группам, а их функциональное поле и, следовательно, роль в жизни личности и общества значительно больше. В таких библиотеках репертуар имеющейся литературы, доступной для читателей, значительно шире, он может выступать корпусом текстов всех остальных модификаций чтения. Возможность и осознанность выбора позволяет выявить читательские интересы и ранжировать модификации чтения в жизни современного общества.

Доля учащихся в контингенте пользователей государственных и муниципальных библиотек

Широкая распространенность учебного чтения подтверждается данными многочисленных локальных опросов, проводимых преимущественно в библиотеках, а также сведениями из отчетов государственных и муниципальных библиотек областей, краев и республик Сибири и Дальнего Востока.

На протяжении всего рассматриваемого периода основной контингент читателей крупных библиотек составляла учащаяся молодежь, на долю которой приходилось, например, в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова (АКУНБ) в 1993 г. 53% от общего числа читателей1,

1 Государственный архив Алтайского края (ГААК).

Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 2966. Л. 13.

в 1996 г. - 60,4%2, в 1997 г. - 79%3. В начале XXI в. студентов среди пользователей Новосибирской государственной областной научной библиотеки было 46,2% [2, с. 25], Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского (ИОГУНБ) - 68,2 %[3, с. 68].

Активной группой пользователей централизованной библиотечной системы (далее ЦБС) им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Заельцовского района Новосибирска также являлись учащиеся школ, среднеспециальных и высших учебных заведений, составлявшие 76% ее читателей [10, с. 106].

В 1999 г. юношество от общего количества пользователей библиотек в городах Кемеровской области составляло более 50% (Новокузнецк - 51 %, Кемерово -56%). Самой многочисленной группой были учащиеся старших классов [9].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. отмечался рост числа пользователей-студентов из-за открытия в области новых учебных заведений с очными, заочными, вечерними отделениями, а также появления коммерческих учебных заведений, вовсе не имевших собственных библиотек или имевших, но со слабым учебным фондом.

Наиболее многочисленными посетителями библиотек Иркутской области были читатели в возрасте от 14 до 28 лет, они составляли 70% в крупных городах, до 40,3% в северных районах [4, с. 33].

В первые годы XXI в. дети до 14 лет составляли 52,7% от общего числа пользователей Центра для детей и юношества Научной библиотеки Республики Саха (Якутия), юношество - 44,4% [11, с. 6].

Многочисленную читательскую аудиторию библиотек Республики Тыва также составляли посетители в возрасте от 13 до 23 лет. Наиболее активными читателями среди них были школьники, затем шли учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты вузов [14, с. 90].

Учеба как основная мотивация чтения и посещения библиотек

Такой возрастной и образовательный состав читателей, представленный большей частью учащимися разного типа учебных заведений, объясняется мотивами посетителей, главным из которых была необходимость решения учебных задач.

Так, основные мотивы обращения в Новосибирскую областную юношескую библиотеку носили преимущественно - от 60 до 78% - учебный или сугубо деловой характер [12, с. 16].

В отчете о работе АКУНБ за 1995 г. особо подчеркивалось, что посетители приходили в библиотеку в основном в учебных целях4. В 2003 г. 49% потребителей правовой информации в этой библиотеке составили студенты. Соответственно составу читателей главным мотивом обращения к ней стала учеба, заметно опередившая даже профессиональную дея-

2 Там же. Д. 3131. Л. 11.

3 Там же. Д. 3184. Л. 2.

4 Там же. Д. 3064. Л. 17.

тельность: первой было обусловлено 52% запросов, второй - 41%5.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в сельских районах Алтайского края сложилась аналогичная ситуация: в районные и сельские библиотеки учащиеся приходили в первую очередь за художественными произведениями, изучаемыми по школьной программе, и литературой для подготовки сообщений, докладов, написания рефератов. Подобная картина читательских запросов была характерна для библиотек Быстро-истокского6, Залесовского7, Хабарского8, Шелаболи-хинского9, Шипуновского10 и других районов Алтайского края.

Наряду со школьниками значительную по численности группу взрослых посетителей районных ЦБС Алтайского края составляли студенты заочной формы обучения, которым нужна была учебная литература по самым разным предметам. Например, большим спросом пользовались книги по экономике, праву, психологии, философии, экологии, ОБЖ у читателей библиотек ЦБС Ребрихинского11 и Немецкого национального районов этого края12.

В районной библиотеке Шипуновского района Алтайского края отмечался повышенный спрос на учебники по экономике, политологии, философии, психологии, социологии, экологии. Читатели чаще всего спрашивали такие учебники и учебные пособия, как «Экономика» С. Фишера, «Основы политологии» Д. П. Зеркина, «Бухгалтерский учет» Н. П. Конд-ракова, «Психология» Р. С. Немова, «Философия» А. Г. Спиркина, «Экономикс» К. Р. Макконелла, «Основы маркетинга» Ф. Котлера13.

Многие из названных учебников были востребованы и у пользователей библиотек соседней с Алтайским краем Кемеровской области. Кроме них в перечень самых спрашиваемых изданий отраслевых отделов городских и сельских библиотек этой области вошли: «Экономика» под редакцией А. С. Булатова, «Культурология» под редакцией А. А. Раду-гина, «Философия: курс лекций» А. А. Радугина, «Основы менеджмента» М. Мескона, «Педагогика» И. П. Подласого, «История России» М. И. Зуева, «Введение в политологию» А. С. Панарина, «Финансы» под редакцией В. М. Родионовой, «Информатика» под редакцией М. В. Макаровой, «Экономика без тайн» И. В. Липсица, «Концепции современного естествознания», «История России с древнейших времен до наших дней» [6].

В Кемеровской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв. запросы по школьной программе занимали от 40 до 60%, а в группе читателей-старшеклассников от 70 до 90% всех требований на издания в библиотеках, до 75% подростков г. Ленинск-Кузнецкий интересова-

5 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3415. Л. 8.

6 ГААК. Ф. Р-1198. Оп. 3. Д. 1817. Л. 133.

7 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3350. Л. 121.

8 ГААК. Ф. Р-1198. Оп. 3. Д. 1829. Л. 49.

9 Там же. Л. 137-138.

10 ГААК. Ф. Р-484. Оп. 4. Д. 3353. Л. 127.

"Там же. Д. 3352. Л. 81.

12 Там же. Л. 19.

13 Там же. Л. 127.

лись прежде всего учебной литературой [8]. В библиотеках городов Осинники, Кемерово и Новокузнецк, Промышленновского, Ижморского и Яшкинского районов запросы, связанные со школьными заданиями, то есть учебное чтение, составляли до 70% от их общего числа [9]. В детской библиотеке г. Ма-риинска литература в помощь школе составляла 80% книговыдач [5]. 90,5% опрошенных школьников и студентов Новокузнецка обращаются в библиотеку в учебных целях [7]. Высокий процент выдачи книг из отдела социально-экономической и политической литературы обеспечили запросы школьников и студентов [22, с. 26].

В 2000 г. в Яйской районной библиотеке Кемеровской области проранжировали спрос на литературу разных типов. На первом месте рейтинга спроса оказалась справочная литература, на втором - учебная, на третьем - периодика, на четвертом - развлекательная, на пятом - научно-популярная, дополняющая учебники [5].

Анализ читательских формуляров также показал, что школьники приходили в библиотеки за учебной литературой по различным отраслям знаний и художественной литературой по учебной программе [15, с. 81]. Исследование, проведенное в ЦБС Тисульского района Кемеровской области, показало, что учащиеся 5-11-х классов читали в основном литературу из школьной программы [1, с. 65]. Вообще наибольшее количество запросов в детских библиотеках Кемеровской области было продиктовано школьной программой [25, с. 4].

Пользователи ЦБС им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Новосибирске среди целей чтения на первое место поставили обучение. Такой выбор сделали 85% читателей ЦБС до 20 лет и 72% - старше 21 года. При этом учебное чтение превалировало у женщин: учеба стала главным мотивом обращения к печатному слову у 89 % женщин и 56 % мужчин [10, с. 106]. И хотя в сравнении с женской читательской аудиторией у мужчин учеба как мотив чтения была заметно слабее, но в абсолютном показателе на него пришлось более половины всех обращений к книге, что позволяет признать модификацию учебного чтения основной в читательской культуре детей, подростков и юношества.

Анализ формуляров молодежной группы, проведенный в центральных библиотеках Иркутской области, показал, что в большинстве своем ее составляют учащиеся и студенты, а ее основные потребности заключаются в поиске материала для написания рефератов, курсовых, дипломных работ [19, с. 16].

Для анализа читательских потребностей и предпочтений в 2006 г. был проведен анкетный опрос читателей ИОГУНБ. Было опрошено 220 человек (52%) из 420 читателей, посетивших библиотеку за один месяц (март 2006 г.). Основная масса читателей -82,72% - посещала библиотеку в целях получения литературы, необходимой для выполнения учебных заданий [3, с. 67]. Структура читательских запросов в основном определялась интересами обучения в вузах, что было и в предшествовавшие данному опросу годы. Превалировала общественно-политическая

литература: ее количество опережало любую научно-техническую отрасль почти на порядок. Так, в 2005 г. было выдано 229,6 тыс. экз. книг по общественно-политическим наукам, 33,7 тыс. - по естественным наукам, 30,8 тыс. - по техническим, еще меньше по медицине - 16,5 тыс. Много выдавалось книг по искусству (62,2 тыс.) и справочной литературы универсального характера (82,7 тыс.) [3, с. 69].

В ЦБС Тулунского района Иркутской области 10% от реального чтения посетителей составляла русская классика, входящая в учебные программы, да и в целом преобладало деловое, прагматическое чтение. Первое место занимало чтение справочной информации, связанной с учебой; второе - чтение молодежных периодических изданий; третье - чтение для души [4, с. 47].

В ЦБС Республики Тыва также наиболее востребованной была учебная литература. Спросом пользовались учебники по отечественной истории, политологии, социологии, экономике, праву и другим предметам [14, с. 93]. Мотивы чтения жителей этой республики М. С. Маадыр сгруппировала по следующим критериям: «...чтобы узнать что-то полезное для себя» (52,2%); «.в помощь учебе» (31,2%); «.читаю просто так» (11,6%); «.читаю в связи с производственной необходимостью» (4,7%) [14, с. 91].

В Республике Бурятии в рамках исследования «Читающая Бурятия» было опрошено 667 учащихся 10-х классов из городов, районных центров и сел. Для 61,8% респондентов чтение - это способ получения информации, 54,5% - необходимая часть учебы, 22% - любимое занятие, 5,4% - «обязательная повинность» [20, с. 75-76].

Схожая ситуация с преобладанием модификации учебного чтения была характерна и для других областей, краев и республик Сибири и Дальнего Востока. В этом отношении чтение в регионе развивалось в общероссийском русле. Например, московские подростки посещали Российскую государственную

Первое место по востребованности у студентов НОККиИ занимала художественная литература, второе - со значительным отставанием - учебная, третье - развлекательная. При этом последняя уступала учебной незначительно, а у юношей вообще опере-

детскую библиотеку, прежде всего, чтобы брать нужные учебные материалы, в том числе дополнительную литературу для подготовки к урокам [26, с. 25].

Чтение художественной литературы как элемент учебного чтения

Чтение художественной литературы учащимися допустимо отнести как минимум к двум модификациям чтения - учебному и развлекательному (досуговому) в зависимости от мотивов обращения к ней, поскольку читателями она может быть востребована как для решения учебных задач, выполнения классных и домашних заданий, так и в целях отдыха и развлечения. Проблемы двойственности целей обращения учащихся к художественной литературе и трудностей определения ее модификации уже ставились автором статьи ранее [23, с. 107; 24, с. 35].

В данной статье дополнительно хотелось бы обратить внимание на то, что оно может быть отнесено еще и к другим модификациям чтения, таким как ученое (научное) - литературоведами, культурологами, философами и т. д., самообразовательное, «терапевтическое», экзистенциальное чтение, что значительно повышает роль художественной литературы в становлении и развитии личности и расширяет возможности ее бытования в жизни каждого человека. Это актуализирует проблему определения модификации чтения художественной литературы, которая в некоторой степени может быть решена дополнительными исследованиями, в том числе целенаправленными углубленными анкетированиями и интервьюированиями.

В 2014 г. автором статьи был проведен письменный опрос студентов Новосибирского областного колледжа культуры и искусств (НОККиИ). В нем приняли участие 240 человек - 189 девушек и 51 юноша в возрасте от 15 до 20 лет. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Т а б л и ц а

T a b l e

жала ее. Однако в репертуаре читаемой ими художественной литературы, наряду с широко представленным свободным чтением, заметное место занимали программные произведения, в том числе А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.

Рейтинг читательских предпочтений студентов Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Rating of readers' preferences of Novosibirsk Regional College of Culture and Arts' students

Литература Юноши Девушки Всего

абс. отн.(%) абс. отн. (%) абс. отн. (%)

Художественная 19 37,3 129 68,3 148 61,7

Учебная 17 33,3 82 43,4 99 41,3

Развлекательная 22 43,1 66 34,9 88 36,7

У старшеклассников и студентов Кемеровской области из художественной литературы самыми востребованными в библиотеках были программные произведения [5].

Прагматическое чтение классики было достаточно характерно для тех, кто учился и учил. Книги по школьной программе в Дальневосточной государственной научной библиотеке запрашивались взрослыми для своих детей. Значительное место классика занимала в чтении школьников и студентов педагогического вуза, для которых она являлась программной литературой. Пик востребованности классических произведений здесь совпадал с периодом изучения их творчества в учебных заведениях. В таких случаях книги Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и других шли «нарасхват». Студенты педагогического вуза разбирали сочинения А. Данте, Вольтера, В. Шекспира, Дж. Г. Байрона. Полки в считанные дни пустели, но только на месяц [13, с. 101].

В анкетировании, проведенном в отделе художественной литературы и литературоведения ИОГУНБ, приняли участие 155 читателей разных возрастных

Список источников

1. Алексеева О. Н. Исследовательская деятельность библиотек Кемеровской области // Библиотечная жизнь Кузбасса. Кемерово, 2009. Вып. 1. С. 63-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Анфиногенова Н. М. О деятельности Новосибирской государственной областной научной библиотеки в 2008 г. // Библиотеки Новосибирской области в 2008 году : обзор деятельности. Новосибирск, 2009. С. 25-49.

3. Бобровников В. Н. Библиотека и читатель: грани взаимодействия // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2006. № 1. С. 67-71.

4. Государственные и муниципальные библиотеки Иркутской области в 2004 году : ежегод. аналит. обзор. Иркутск, 2005. 80 с.

5. Ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области: год 2000. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/Otchet_2000.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

6. Ежегодный доклад о деятельности библиотек Кемеровской области: год 2001. URL: http://www.kemrsl.ru/ documents/Otchet_2001.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

7. Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области: год 2006. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_2006.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

8. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 1998. URL: http://www. kemrsl.ru/documents/Otchet_1998.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

9. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Кемеровской области: год 1999. URL: http://www. kemrsl.ru/documents/Otchet_1999.pdf (дата обращения: 10.09.2014).

10. Зырянова И. К. Интересы и потребности читателей ЦБС им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Заельцовского района г. Новосибирска // Книга, общество, читатель: современные аспекты. Новосибирск, 2004. С. 105-115.

11. Иванова А. Н. Создание среды развития детей через чтение: опыт и проблемы на пути достижения культурной компетенции // Вестник Национальной библиотеки республики Саха (Якутия). 2006. № 1. С. 3-12.

12. Ковалева О. В. Юношеская библиотека: год 2009-й // Библиотеки Новосибирской области в 2009 году : обзор деятельности. Новосибирск, 2010. С. 15-25.

и социальных категорий. 23% из них читали художественную литературу для учебы, 6% - для работы. По фактической выдаче на первом месте стояли программные тексты по изучению литературы в школе и на филологических факультетах [21, с. 73-74].

Все вышесказанное позволяет говорить о принадлежности многих художественных текстов к модификации учебного чтения.

Таким образом, большинство посетителей государственных и муниципальных библиотек Сибири и Дальнего Востока в конце ХХ - начале ХХ1 в. составляли учащиеся школ, лицеев, гимназий, училищ, колледжей, студенты высших учебных заведений. Наибольшим спросом у них пользовались книги, необходимые для учебного процесса, и программные художественные произведения.

В целом же, как свидетельствуют данные многочисленных отчетов государственных и муниципальных библиотек о своей работе и проведенных в них локальных опросов, обращение к их фондам было вызвано преимущественно учебной деятельностью посетителей.

13. Лютова Н. К. Современное состояние чтения на абонементе Дальневосточной государственной научной библиотеки // Книга, общество, читатель: современные аспекты. Новосибирск, 2004. С. 97-105.

14. Маадыр М. С. Республика Тыва: чтение в массовых библиотеках в современных условиях // Книга, общество, читатель: современные аспекты. Новосибирск, 2004. С. 89-96.

15. Майнгардт Н. Л. Количественный и качественный анализ в исследовании библиотечного фонда // Библиотечная жизнь Кузбасса. Кемерово, 2013. Вып. 3. С. 77-84.

16. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. Москва, 2015. 230 с.

17. Мелентьева Ю. П. Феномен чтения: поиск сущности // Чтение как стратегия жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 14 дек. 2006 г.). Москва, 2006. С. 7-13.

18. Мелентьева Ю. П. Чтение: модели и модификации // Чтение. ХХ1 век : коллектив. моногр. Москва, 2015. С. 55-73.

19. Мосеева Л. Н. Муниципальные библиотеки Иркутской области в цифрах и фактах за 2001 г. // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2002. № 2. С. 8-25.

20. Олзоева Г. К. Современный читатель-подросток // Биб-лиопанорама. 2009. № 1. С. 75-82.

21. Попова М. П. К вопросу о чтении художественной литературы в ИОГУНБ // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2006. № 1. С. 72-74.

22. Сбитнева Г. И., Туева Л. М. Чтение современных школьников: мотивация и интересы // Библиотечный вестник Прибайкалья. 2003. № 3. С. 24-28.

23. Тимофеева Ю. В. Модификация чтения студентов Новосибирского областного колледжа культуры и искусств // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Москва, 2016. Вып. 13 : Материалы Общероссийской конференции «Зачем России нужны читатели?». С. 106-110.

24. Тимофеева Ю. В. Чтение детьми художественной литературы в библиотеках Сибири и Дальнего Востока (конец ХХ - начало ХХ1 в.) // Библиосфера. 2016. № 3. С. 31-36.

25. Чарыкина Л. А. Все начинается с детства. О работе детских библиотек Кузбасса // Библиотечная жизнь Кузбасса. Кемерово, 1997. Вып. 4. С. 3-9.

26. Чудинова В. П., Колосова Е. А., Армадерова Е. А., Ко-сенко Л. Н. Читатели Российской государственной детской библиотеки (по результатам исследования) // Социолог и психолог в библиотеке. Москва, 2010. Вып. 7. С. 18-32.

References

1. Alekseeva O. N. Research activity of Kemerovo regional libraries. Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa. Kemerovo, 2009, 1, 63-73. (In Russ.).

2. Anfinogenova N. M. On ovosibirsk State Regional Scientific Library activity 2008. Biblioteki Novosibirskoj oblasti v 2008 godu: Obzor deyatel'nosti. Novosibirsk, 2009, 25-49. (In Russ.).

3. Bobrovnikov V. N. A library and a reader: relations frames. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2006, 1, 67-71. (In Russ.).

4. Gosudarstvennye i municipal'nye biblioteki Irkutskoi oblasti v 2004 godu: ezhegod. analit. obzor [State and municipal libraries of Irkutsk region in 2004 : annu. rev.]. Irkutsk, 2005. 80 p. (In Russ.).

5. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 2000 [Annual report on Kemerovo region libraries activity: 2000]. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_

2000.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

6. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti bibliotek Kemerovskoi ob-lasti: god 2001 [Annual report on Kemerovo region libraries activity: 2001]. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_

2001.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

7. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti gosudarstvennykh i mu-nicipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 2006 [Annual report on Kemerovo region state and municipal libraries activity: 2006]. URL: http://www.kemrsl.ru/documents/Otchet_ 2006.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

8. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti municipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 1998 [Annual report on Kemerovo region municipal libraries activity: 1998]. URL: http://www. kemrsl.ru/documents/Otchet_1998.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

9. Ezhegodnyi doklad o deyatel'nosti municipal'nykh bibliotek Kemerovskoi oblasti: god 1999 [Annual report on Kemerovo region municipal libraries activity: 1999]. URL: http://www. kemrsl.ru/documents/Otchet_1999.pdf (accessed 10.09.2014). (In Russ.).

10. Zyryanova I. K. Interests and needs of readers of M. E. Sal-tykov-Shhedrin Centralized Library System in Zael'tsovsky district of Novosibirsk city . Kniga, obshchestvo, chitatel': so-vremennye aspekty. Novosibirsk, 2004, 105-115. (In Russ.).

11. Ivanova A. N. Environment creation to develop children through reading: the experience and problems on a way of re-

aching a cultural competence. Vestnik Natsional'noi bibilio-teki Respubliki Sakha (Yakutiya), 2006, 1, 3-12. (In Russ.).

12. Kovaleva O. V. Youth library: 2009. Biblioteki Novosibirskoj oblasti v 2009 godu: obzor deyatel'nosti. Novosibirsk, 2010, 15-25. (In Russ.).

13. Lyutova N. K. Reading modern state at a load department of the Far Eastern State Sientific Library. Kniga, obshchestvo, chitatel': sovremennye aspekty. Novosibirsk, 2004, 97-105. (In Russ.).

14. Maadyr M. S. The Republic of Tyva: reading in mass libraries under modern conditions. Kniga, obshchestvo, chitatel': sovremennye aspekty. Novosibirsk, 2004, 89-96. (In Russ.).

15. Maingardt N. L. Qualitative and quantitative analysis in studying library stocks. Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa. Kemerovo, 2013, 3, 77-84. (In Russ.).

16. Melent'eva Yu. P. Obshhaya teoriya chteniya [Reading general theory]. Moscow, 2015. 230 p. (In Russ.).

17. Melent'eva Yu. P. Reading phenomenon: the essence search. Chtenie kak strategiya zhizni : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 14 dek. 2006 g.). Moskva, 2006, 7-13. (In Russ.).

18. Melent'eva Yu. P. Reading: models and modifications. Chtenie. XXI vek. Moscow, 2015, 55-73. (In Russ.).

19. Moseeva L. N. Municipal libraries of Irkutsk region in figures and facts in 2001. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2002, 2, 8-25. (In Russ.).

20. Olzoeva G. K. A modern reader-teenager. Bibliopanorama,

2009, 1, 75-82. (In Russ.).

21. Popova M. P. On a problem of fiction reading in Irkutsk State Regional Scientific Library. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2006, 1, 72-74. (In Russ.).

22. Sbitneva G. I., Tueva L. M. Reading of modern schoolchildren: motivation and interests. Bibliotechnyi vestnik Pribaikal'ya, 2003, 3, 24-28. (In Russ.).

23. Timofeeva Yu. V. Reading modification of students of Novosibirsk Regional college of Culture and Arts. Doklady Na-uchnogo soveta po problemam chteniya RAO. Moscow, 2016, 13, 106-110. (In Russ.).

24. Timofeeva Yu. V. Fiction reading by children in libraries of Siberia and the Far East (late XX - early XXI centuries). Bib-liosfera, 2016, 3, 31-36. (In Russ.).

25. Charykina L. A. Everything begins in childhood. On activity of children libraries in Kuzbass. Bibliotechnaya zhizn' Kuzbassa. Kemerovo. 1997, 4, 3-9. (In Russ.).

26. Chudinova V. P., Kolosova E. A., Armaderova E. A., Ko-senko L. N. Readers of the Russian State Children Library (study results). Sociolog i psikholog v biblioteke. Moscow,

2010, 7, 18-32. (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 09.04.2017 г.

Сведения об авторе: Тимофеева Юлия Викторовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории книговедения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.